СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексикология" 6 класс пл Л. М. Рыбченковой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по теме «Лексикология». 6 класс

УМК Л.М. Рыбченковой

  1. Подберите к словам с неполногласными сочетаниями слова с полногласными:

Врата -                 , глава-                       , брег-                  , млеко-                     , вран-           ,  злато-                        , древо-                   ,  сребро-              ,   брада -                        .

  1. Запишите 5 терминов  по математике:

 

3. К какой лексике они (термины) относятся :

А) к научной, б) к разговорной, в) диалектной г) жаргонной

4.Найдите в каждом ряду слов историзм и подчеркните его:

А) Богач, человек, боярин, б)царь,  президент, министр, в) туфли, лапти, кеды.

5. Выпишите неологизмы:

Солнце, Интернет,  флэшка, машина, квадроцикл,  медведь, дайвинг

 

6. Какое из этих слов значит – «Всемирная сеть»_______________________________

7.Подберите синонимы к архаизмам:

Чело-          , уста-           ,  ланиты -           , десница -                         , перст-                 ,

рамена-                   ,        длань-                    ,  очи-            , власы -              ,  сей-               .

 8. Объясните диалектизмы: Бульба -                    , цибуля-             , бурак-             , гарбуз -                ,  дожжок -         ,   утирка-                       .

 9.Замените жаргонизмы общеупотребительными словами:

Велик-                              , клёво-                ,  тачка-                              , предки-                  , прикол-                   , телек -                         . пара -              , дружбан-                             .

10.Подберите 5 синонимов фразеологизмов со значением бездельничать:

 

 

11. Подчеркните слова в синонимических парах, являющиеся высокими (книжными):

Лицо-лик, вкушать - есть, кончина – смерть, родина- отечество, мама – матерь.

12. Восстановите фразеологизмы:

надуться  как …. на крупу; бить………;  делить шкуру неубитого ………….,;                           у …… на куличках;  ………….. носа  не подточит; тянуть …… за хвост.

13. Какой из этих фразеологизмов означает далеко_________________________

14.Найдите фразеологизмы с близким значением и запишите их парами: куры не клюют, пар возить,  видимо-невидимо, ворон считать,  душа в душу, вешать нос, водой не разольёшь, опустить руки.

 

 

 

15.Объясните значение фразеологизма  перейти Рубикон-_____________________

16. К какой группе фразеологизмов он относится:

А) разговорный, б)книжный, в) нейтральный.

17. Назовите источники фразеологизмов:_______________________________________

_____________________________________________________________________

18. Вставьте пропущенные буквы: утв…рь, сотв…рить,  раств…римый, тв….рец,

ск… кать, выск…чить, обск…кать, выск…чка, р…внина, р…вный, ср…внение.

19. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Мы ехали долго по новому шоссе._________________________________________

 

 20.Какое из слов предложения заимствованное?____________________

21. Подберите к нему синонимы_________________________________________

22.Что такое лексикология?______________________________________________

_____________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексикология" 6 класс пл Л. М. Рыбченковой»

Контрольная работа по теме "Лексика" 5 класс


Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика».5 класс.

1 вариант.

1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) все слова языка, его словарный состав ;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

 2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «На площади стоял обелиск из полированного черного мрамора».

А) Клиновидный инструмент, по которому ударяют, рубя металл, обрабатывая камень;

Б) Основание памятника, колонны статуи, а также подставка, на которую устанавливается что-либо;

В) памятник, сооруженный в виде постепенно сужающегося кверху граненого столба.

 3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) ветер воет, горит костер, сушить бельё;

Б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;

В) море новостей, плакал лес, горячее сердце.

4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению  друг к другу: язык пламени – изучать язык.

А) синонимы;

Б) омонимы;

В) антонимы.

 5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был, как и многие другие писатели, врачом».

……………………………………………………………………………………….

 6) Подчеркните слова в предложениях, которые являются антонимами.

Родину – освобождают, территорию – захватывают. В одних вагонах плакали, в других пели. Ты мне друг или враг? Белые и чёрные полосы. Вверх и вниз бежали тени.

  7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к словам:

Пасмурный - ……………………...

трасса - ………………..........

иллюстрация - ……………..

 8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумайте предложения с ними.

На краю света……...………

Хоть глаз выколи………….

                                                                                                                                  

9) Объясни лексическое значение выделенного слова в предложении «Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится».

 

  Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика».

2 вариант.

 1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексикология – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

 2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

А) любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу;

Б) мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым;

В) искренность, правдивость, чистосердечность .

 3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) волк воет, золотые руки, красить краской;

Б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

В) море цветов, красное платье, твердая земля.

 4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению  друг к другу: заключить мир – сказочный мир.

А) антонимы;

Б) синонимы;

В) омонимы.

 5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Вокруг зеленела бархатная трава».

…………………………………………………………………………………………….

 6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.

Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее рабом. Но теперь все изменилось, и природа не радуется, а очень часто страдает от деяний человека. Человек стал не другом природы, а её врагом                                                  

 7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к словам:

гиппопотам - ……………………...

яхта - …………....…………..........

зной - ………………………..

 8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

Не разлить водой……...………………………………………………………………....

Сквозь землю провалиться……………………………………………………………...

     9) Объясни лексическое значение выделенного слова в предложении «…А в ответ колоски шелестят: «Золотые нас руки растят».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!