СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В контрольно-измерительных материалах по русскому языку даны тексты изложений, диктантов (в т.ч. словарных диктантов), варианты тестов по темам, которые изучаются в течение учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс.»

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.

5 класс.


Тексты изложений.

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(Г. Скребицкий)


В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

  Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

  - Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

  Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

  Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

(В. Катаев)


С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

- Кому это ты, Аркашка? - спрашивают мальчишки.

- Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

- С кем это ты разговариваешь?

-Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

(Е. Мурашова)


Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Паустовский)


Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

           Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

           Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

(В. Песков)


Перо и чернильница.


─ Скажи, дедушка, ─ как-то спросил Сережа, ─ откуда ты сказки берешь?
─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка?
─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.
Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.
─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
─ Не горюй, Сергей! ─ утешает дед. ─ Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь.. . Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее.. .
Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал ─ другим пересказал.

(Е.Пермяк)


Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам я своим не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…

(В.Астафьев)


Шоколадный торт.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру "Хоккей" притащил.

-Спасибо, говорю я Кольке. - Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра "Футбол".

Витька принёс мне сказки Андерсена.

-Спасибо, - говорю я, - книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

-Вот кстати, - говорю я. - Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел - восемнадцать цветов!

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что - то они, гости мои, какие то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил!

(А.Савчук)



Словарные диктанты.

Удивительный урожай моркови и капусты, зелёная полоса картофельного поля, тяжёлые колосья пшеницы, запах земляники, закаляться летом, спортивные достижения.


Язык, происхождение, орфограмма, косьба, молотьба, просьба, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак, футбол, хоккей, матч, парашют, съезд, вьюга, вдруг, справа, вправо, внизу.


Рапорт, салют, издалека, изредка, доска, стремиться, беседовать, посетить, яркий, ослепительный, втроём, видит, держит, вверху, вскоре, слева, влево, назад, подъём, брошюра.


На замечательной выставке цветов, любоваться астрами, георгинами, хризантемами, поздравлять победителей, юные цветоводы, всюду радостные лица, с чудесными песнями, оживлённая беседа, слышатся везде.


Удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудесный, здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста, фонетика, диалог, письмо, интересоваться, увлекаться, обращение, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.


Фонетика, удивительный, поразительный, алфавит, расположить, современный, портфель, каменщик, барабанщик, закончить, помощник, лучше, тоньше, раньше, возьмём, письменный, конечно, пустячный, скворечник, яичница, чтобы, здравствуйте.


Спортсмен, просьба, баскетбол, хоккей, парашют, объявление, серьёзный, беседовать, восклицательное, интересоваться, здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, помощник, скворечник, шоссе, километр, магазин, огромный.


Диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон, морфема, окончание, основа, приставка, суффикс, фиолетовый, лиловый, маршрут, правильный, велосипед, велогонки, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм, грамотный.


Всегда, никогда, рассвет, орфограмма, шёпот, цифра, бумажка, щука, лестница, плуг, опасный, циркуль, апельсин, айсберг, дождь, колосья, велосипед, маршрут, грустный, хоккей, прелестный, до свидания, громадный, грамотный, профессия.


Во все стороны, вокзал, звёздный, прекрасный, тянул, солнце, молотьба, огород, ошибка, травка, мягкий, ползти, чувствовать, участвовать, касса, карабкаться, бинокль, пожалуйста, платформа, айсберг, арена, баскетбол.


Лёгкий, скользкий, сельдь, просьба, шефский, везти груз, вести за руку, ходьба, баскетбол, футбол, рюкзак, окрестность, стрекоза, бинокль, теннис, участник, телевизор, словосочетание, недолюбливать, местный, счастливый день.


Подъезд, воробьи, серьёзная опасность, съезд, объявление, подчеркнуть, рассвет, расцвет, расчёт, расчётливый, рассчитать, пианино, гитара, заснёшь, ненавидеть, недомогать, объединиться с друзьями, счастливое детство, съедобный гриб.


В серьёзной брошюре, сквозь чащу, продвигаться вперёд, по щучьему веленью, поздняя осень, женщина, мужчина, упряжь, съехать с горы, праздничный салют, приветствовать гостей, школьная олимпиада.


На футбольном матче, грамматическая основа, портреты путешественников, компьютерные игры, слышится издалека, летят отовсюду, лучше, конечно, маршрут, шлюпка, брать с собой, участники обороны, общая тетрадь.

Мостик, вскользь, ошибка в письменной работе, здесь, здоровье, сделать, вскоре въезжать в квартиру, по узкому коридору вправо, сидеть слева на мягком диване, корзинки с цветами, васильки.

Шофёр, шоколад, шорох, жонглёр, решётка, цинга, милиция, гвоздь, глушь, меньше, слышишь, выжечь, беречь, речка, объём, молодёжь, Великая Отечественная война, павильоны, выставки, щавель, корреспондент, фотоаппарат.


Незабудки, ненависть, негодовать на судью, не щадишь глаза читающего, небрежность, идти, тренер, тренироваться, космонавт, арена, спартакиада, мечта, рассчитаешься, пастбищ, мощь, бессердечный, изо дня в день.


Профессия, гигантская лестница, режиссёр, тяжёлая косьба, подъездная дверь, возьми письмо, узкая шинель, васильки, падчерица, цыплёнок, экзамен, расстояние, скворечник, палисадник, цыган, цифра, мотоцикл, сельдь, артиллерия, съёмка.


Контрольные диктанты.


Контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем».

Ёжик.

Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осенняя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.

Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.

Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он направился к своему тайнику и исчез в нем.

Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)


Грамматическое задание.

  1. Разобрать слова по составу:

(на) рассвете, лесные, пробежал – 1 в

кустик, (под) гигантской, увидел – 2 в

  1. Произвести морфологический разбор существительного:

ёж (последнее предложение) – 1 в

грибы (последнее предложение) – 2 в

  1. Подчеркнуть главные члены

в последнем предложении – 1 в

в последнем предложении 4 абзаца – 2 в


Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».


Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

(В. Астафьев)


Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».


Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило лес и маленькую речку с низкими берегами. С лугов доносился сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

    На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

    Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро выползала из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее, замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

  Мы побежали домой, но вымокли до нитки. 

Грамматическое задание.

1.Разобрать слово фонетически:

резкие – 1 в.

листья – 2 в.

2.Разобрать синтаксически

3 абзац 3 предложение – 1 в.

последнее предложение – 2 в.

Итоговый контрольный диктант.


Зима пришла.

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.

Завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Всё утонуло под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Спрятались в норку ежи, укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. Только голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками. Когда перебегает лиса поле, яркая шубка её далеко видна.

Пришла чудесная пора для детворы. Хорошо в роще около деревни покататься на лыжах, съехать с горки.


Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Охраняйте леса!

      У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
      За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
      Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Грамматическое задание.

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант - лесовод, бросают, десятки

2 вариант - лесорубы, отводит, посадками


Контрольный диктант по теме «Имя существительное».


Переполох в лесу.

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

Грамматическое задание.

  1. Синтаксический разбор предложения:

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает. - 1в

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. - 2в

  1. Морфологический разбор слов


в траве - 1 в

на полянке- 2 в

  1. Разобрать слова по составу:

лисёнок,  сосновой,  бросился - 1 в

полянке, колючий, поднял – 2 в


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».


Весеннее утро.

Хорошо весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса появляется солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом.

Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки. Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса.

Весеннему утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на зеленую травку, синюю гладь реки. Но подует ветерок, и тени исче­зают.

В селах начались весенние работы. (94 слова.)

Грамматическое задание.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

На яркой листве деревьев блестит роса.– 1 в

Синее небо глядится в зеркальную воду. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор прилагательного:

(На) зеленую (травку) – 1 в

(На) синюю (гладь) – 2 в

  1. Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.


Контрольный диктант по теме «Глагол».


Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
      В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
      Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
      Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

(По Д. Зуеву)

Грамматическое задание.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

В потемках ельника серебрятся осины – 1 в

В лесу встречаются зима и весна. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор глагола:

отступает – 1 в

краснеют – 2 в

  1. Произвести разбор глаголов по составу:

обтаяли, хмурится – 1 в

набирает, серебрятся – 2 в


Контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация изученного».


Русский лес.

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
      В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
      Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
      Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)



Тест по теме

«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

ВАРИАНТ 1

1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) забил гвоздь

2) лампа горит

3) сахарный песок

4) связь слов


2. Из данных сочетаний слов словосочетаниями являются:

1) начался снегопад; 4) играть в снежки;

2) земля бела; 5) на улице;

3) с добрым утром; 6) зима – прекрасная пора.


3. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении


Вечером тучи внезапно сдвинулись и закрыли звезды.

1) закрыли звезды

2) тучи сдвинулись и закрыли звезды

3) тучи сдвинулись и закрыли

4) тучи сдвинулись


4. В каком предложении есть дополнение?

1) Утро застало нас в пути.

2) Сухой кашель послышался за стенкой.

3) Мы не успели засветло выйти на тропу.

4) Внезапно поднялся сильный ветер.


5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Дорога тянулась вдоль леса, и по ней медленно двигался обоз.

2) У князя Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир.

3) Овчарки – послушные, умные животные.

4) Народная мудрость гласит: «Не спеши языком торопись делом».


6. Какое предложение простое?

1) Приходит весна, и птицы возвращаются в родные края.

2) Весною я пошел смотреть свои яблони и увидел, что мыши объели их корни.

3) Трамвай показался из-за угла, медленно пересек проспект и остановился.

4) Где начинается вспашка, там появляются зяблики.


7. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

1) Спи моя радость, усни.

2) Кто тебя выдумал, звездная страна?

3) Вот поспели грибы и ягоды, и орехи.

4) Тучи ползли по небу медленно, скучно, и однообразно.


8. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

1) Амур самая длинная река России.

2) Небо высоко и прозрачно.

3) Он человек без Родины.

4) Хороши большие и глазастые ромашки!


9. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

1) Муравьи санитары леса.

2) Прощай любимый город

3) Добро пожаловать скворцы

4) Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей


10. Укажите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

1) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М.Горький

2) Она подумала и рассказала нам необычную историю

3) Он говорил о своей любви к книгам

4) Она просила расскажи мне эту историю


11. Из данного предложения выпишите подлежащее.

Сплошная завеса шторма временами скрывает море.


12. Напишите часть речи, которой выражены сказуемые в предложении.

Басни Крылова остроумные, поучительные, злободневные.


13. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.

Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!


ВАРИАНТ 2

1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) около школы

2) старинная книга

3) помощь друга

4) нашел гриб


2. Из данных сочетаний слов словосочетаниями являются:

1) лежал на земле; 4) выросла сосулька;

2) выпал на рассвете; 5) под снегом;

3) смотреть вперед; 6) снежинки красивы.


3. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении


Грохот грома раздавался непрерывно и сливался в один сплошной гул..

1) грохот раздавался

2) сливался гул

3) грохот раздавался и сливался гул

4) грохот раздавался и сливался


4. В каком предложении нет обстоятельства?

1) Огромный беркут расправил мощные крылья.

2) Хозяин заварил чай, позвал гостей к столу.

3) Косой дождь сильно бил в оконные стекла.

4) Ветер закрутился в верхушках деревьев.


5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) «Утро вечера мудренее», – гласит пословица.

2) По природным условиям Большой Кавказ делится на три части: Западный, Центральный и Восточный.

3) Герой Пиноккио – ближайший родственник Буратино.

4) Занавес открылся и представление началось.


6. Какое предложение простое?

1) Когда приходит весна, приходит и радость.

2) От Главного хребта на запад, на юг и на восток отходит еще много небольших, довольно высоких хребтов.

3) Мы решили, что гроза уже миновала.

4) Хлопнула калитка, и послышались голоса.


7. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

1) Умчи меня олень, в свою страну оленью.

2) Бабушка расскажи мне сказку.

3) В лесу есть все и ягоды, и грибы, и орехи.

4) Снег падал и медленно, и бесшумно.


8. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

1) Друзья познаются в беде.

2) Пословица мудрость народа.

3) Июль макушка лета.

4) Цыплят по осени считают.


9. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

1) Лес пахнет дубом и сосной.

2) Ласково мерцали звезды в вышине.

3) Глинка великий русский композитор.

4) Здравствуй пестрая осинка.

5) Вылезайте муравьи после зимней стужи.


10. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

1) С добрым утром дорогие друзья

2) В зарослях ивняка закричала какая-то птица

3) С добрым утром я кричу

4) Ребята бережно обращайтесь с учебником


11. Из данного предложения выпишите дополнение (дополнения).

Пожарные мгновенно раскатали рукава, поставили лестницы.


12. Напишите часть речи, которой выражено сказуемое в предложении.

Ярослав Мудрый – автор сборника законов «Русская правда».


13. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.

Ура, скоро наступит долгожданная зима!



Тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Вариант № 1


1.Сколько гласных звуков в русском языке?

1) 4 2) 6 3) 8 4) 10


2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) жизнь 2) приятель 3) степь 4) пишешь


3.В каком слове все согласные звуки глухие?

1) посадка 2) яшма 3) ёж 4) клуб


4.В каком слове произносится звук [с]?

1) изморось 2) изморозь 3) воз 4) сидеть


5.В каком слове произносится звук [с’]?

1) мороз 2) восемь 3) всадить 4) сбежать


6.В каком слове произносится звук [т]?

1) отголосок 3) тишина 3) молотьба 4) подкоп


7.В каком слове произносится гласный [а]?

1) прямой 2) порядочный 3) пояс 4) тучами


8.В каком слове произносится звук [т’]?

1) медь 2) учиться 3) отдел 4) том


9.В каком слове произносится звук [п’]?

1) глуп 2) вглубь 3) коробки 4) бьют


10.В каком слове произносится звук [ж]?

1) нож 2) намажьте 3) ближе 4) резче


11. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) якорь 2) земля 3) пояс 4) считать


12.В каком слове буква Ю обозначает два звука?

1) полюс 2) карбюратор 3) жюри 4) юла


13. В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?

1) избАловать 2) пОняла 3) кашлянУть 4) звонИт


14.Что такое орфоэпия?

15.Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.

16.Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

17.Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.


Вариант № 2


1. Сколько согласных звуков в русском языке?

1) 30 2) 33 3) 36 4) 39


2. В каком слове все согласные звонкие?

1) мороз 2) южный 3) вглубь 4) вдруг


3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) улыбаться 2) деревья 3) счастье 4) местность


4. В каком слове произносится звук [с]?

1) сбросить 2) счёт 3) извлечь 4) близко


5. В каком слове произносится гласный [о]?

1) загородный 2) причёска 3) шелковистое 4) пощадить


6. В каком примере произносится согласный [з]?

1) из школы 2) с берега 3) безвкусный 4) сжать


7. В каком слове произносится звук [дʼ]?

1) отголосок 2) молотьба 3) отнять 4) редька


8. В каком слове произносится гласный [а]?

1) счастье 2) частички 3) яйцо 4) щадить


9. В каком слове произносится звук [п’]?

1) глуп 2) вглубь 3) коробки 4) бьют


10. В каком слове есть непроизносимый согласный?

1) опас?ный 2) прекрас?ный 3) чудес?ный 4) ус?ный


11. В каком примере произносится согласный [в]?

1) вскоре 2) в шубе 3) вдруг 4) здоров


12. В каком слове буква Ё обозначает два звука?

вертолёт 2) подъём 3) окрылённый 4) вёрткий


13. В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?

1) алфАвит 2) понЯл 3) звОнит 4) красИвее


14. Что такое графика?

15.Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.

16.Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

17.Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.


Тест по теме «Лексика. Культура речи»


1. Какое слово является многозначным:

а) топор

б) кисть

в) человек


2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:

а) щеки горят

б) дрова горят


3. Синонимы - это:

а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу.

б) слова, обозначающие одно и то же.

в) слова с противоположным лексическим значением.


4. Найдите синоним к слову огромный:

а) громадный

б) маленький


5. Подберите антоним к слову румяный:

а) бледный

б) краснощекий


6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:

а) они помогают точно и образно выражать мысли.

б) используются для раскрытия значения частей слова.


7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

а) в толковом словаре.

б) в словаре антонимов русского языка.

в) в словаре морфем русского языка.


8. То, что обозначает слово, является его:

а) грамматическим значением.

б) лексическим значением.


9. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:

а) выпадение снега.

б) существительное, мужской род, единственное число, именительный падеж.


10. Словарный состав - это:

а) все слова языка.

б) слова, которые даны в толковом словаре.

в) слова, которые я знаю.



Тест по теме

«Морфемика. Орфография. Культура речи»


ВАРИАНТ 1

1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) полосатый; 2) постовой; 3) попрыгать; 4) порох.


2. В каком слове нет суффикса -к-?

1) собака; 2) сумка; 3) вилка; 4) ямка.


3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) с…дел с удочкой у реки; рано пос…дел;

2) ребенок быстро разв…вается; волосы разв…вались на ветру;

3) ог…рчился из-за неудачи; г…ристая местность;

4) изм…рять высоту; прим…рять спорщиков.


4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) ш…лковый; щ…лочка

2) и…пугались; ра…будить

3) прил…жить, р…стения

4) бе…вкусный, р…стения.


5. В каком слове есть суффикс -чик-?

1) лучик; 2) мячик; 3) ключик; 4) рубчик.


6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) ц..нк, ц…ганочка; 2) дикц…я, ц…ркуль;

3) ц…кнуть, падчериц…н; 4) нарц…сс, огурц…


7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) нет мест; 2) много делов; 3) несколько яблок; 4) его тетрадь.


8. В каком случае при образовании и изменении слова не происходит чередования звуков, которое отражается на письме (варианты морфем отсутствуют)?

1) иней; 2) бег; 3) чесать; 4) блеск.


9. В каком предложении вместо слова ШЕРСТЯНОЙ нужно употребить

ШЕРСТИСТЫЙ?

1) Некоторые животные меняют шерстяной покров дважды в год.

2) Шерстяная фабрика подготовила к выпуску несколько новых изделий.

3) Сегодня холодно, надену шерстяной свитер.

4) К зиме лошади стали шерстяными, приходилось чаще их чистить.


10. В каком слове есть чередование согласного в корне?

1) супчик; 2) кружок; 3) тортик; 4) коржик.


11. В каком слове суффикс - НИК- обозначает занятие человека?

1) подойник; 2) подлокотник, 3) затейник; 4) кофейник.


12. Из данного предложения выпишите слова с чередованием согласных в корне.

Белый снег пушистый в воздухе кружится.

13. Из данного предложения выпишите однокоренные слова.

Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут.

14. Сколько всего грамматических основ в предложениях заданий 12 И 13? Ответ запишите цифрой.


ВАРИАНТ 2

1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) покой; 2) походный; 3) пожар; 4) помидоры.


2. В каком слове нет суффикса -к-?

1) ножка; 2) книжка ; 3) санки; 4) банка.


3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) бывалый н…сильщик; воспаление н..соглотки;

2) препод…ватель математики; под…ила корову;

3) сл…пили из пластилина; л…пучая смола;

4) сп…шим на поезд; сп…шите задание.


4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) о…деление, на…пись

2) в…кочить, бе…ценный

3) прил…жение, выр…стить

4) щ…голь, ш…мпол.


5. В каком слове нет суффикса -чик-?

1) венчик; 2) ларчик; 3) пончик; 4) грузчик.


6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) сестриц…н, ц…трусовые; 2) иллюминац…я, мотоц…кл;

3) ц…пленок, радиостанц…я; 4) ц…клон, хитрец…


7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) хотят сделать; 2) ихние книги; 3) огонь жжет; 4) беги скорее.


8. В каком случае при образовании и изменении слова не происходит чередования звуков, которое отражается на письме (варианты морфем отсутствуют)?

1) дыхание; 2) свет; 3) бросать; 4) стол.


9. В каком предложении вместо слова ТЕПЛЫЙ нужно употребить

ТЕПЛОВОЙ?

1) Спасибо вам за теплые слова.

2) Уютно волчатам в теплой норе.

3) Летом опасно долго находиться на солнце, можно получить теплый удар.

4) Осенью птицы улетают в теплые края.


10. В каком слове есть чередование согласного в корне?

1) снежок; 2) голубчик; 3) пончик; 4) кролик.


11. В каком слове суффикс - НИК - обозначает занятие человека?

1) печник; 2) рукомойник, 3) сотейник; 4) купальник.


12. Из данного предложения выпишите слова с чередованием согласных в корне.

Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!

13. Из данного предложения выпишите однокоренные слова.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди.

14. Сколько всего глаголов в предложениях заданий 12 И 13? Ответ запишите цифрой.


Тест

по теме «Имя существительное».


1.Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:


а) нести, летом, туманы, ребята;

б) звёзды, корзиной, кораблю, песня;

в) луна, румяные, книги, иллюстрация;

г) лекарство, двойка, они, кузнечик.


2.Укажите, какой признак относится к имени существительному:


а) обозначает количество предметов при счете;

б) обозначает действие предмета;

в) обозначает предмет;

г) обозначает признак предмета.


3.Укажите, как изменяются имена существительные:


а) по числам и родам;

б) по лицам и числам;

в) по числам, родам и падежам;

г) по падежам и лицам.


4.Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные:


а) моряки, царю, динозавр, студентами;

б) дерево, города, кинофильмом, друг;

в) календарь, мостики, мальчишками, лето;

г) каникулы, соревнования, следы, рыбки.


5.Укажите ряд, в котором перечислены только неодушевленные имена существительные:


а) друзья, память, недотрога, задачки;

б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;

в) театр, велосипед, юношей, месяц;

г) фонарём, сторож, молодость, трава.


6.Укажите ряд, в котором перечислены только собственные имена существительные:


а) Россия, Бородино, Байкал, Волга;

б) россияне, «Известия», Урал, город;

в) Русь, страна, Родина, Отчизна;

г) Пушкин, Отечество, село, журнал.


7.Укажите ряд, в котором перечислены только нарицательные имена существительные:


а) бабушка, посёлок, Урал, Маршак;

б) «Колобок», сказочник, Жуковский, Репин;

в) волшебники, башня, газета, теплоходами;

г) Евразия, одноклассники, легенда, Лев.


8.Укажите ряд с ошибкой в написании собственных имен существительных:


а) поэт Некрасов, река Днепр;

б) журнал Калейдоскоп, художник Шишкин;

в) кошка Мурка, писатель Погорельский;

г) сказочник Андерсен, озеро Байкал.


9.Укажите, какие признаки имени существительного определены верно:


а) Сказки – ср. р., 1-е скл., в им. п., мн.ч.

б) Тетрадок – ж.р., 1-е скл., в им. п., мн.ч.

в) Приятелем - м.р., 2-е скл., в тв. п., ед.ч.

г) О городе - м.р., 2-е скл., в пред. п., мн.ч.


10.Укажите ряд, в котором перечислены имена существительные только мужского рода:


а) рельс, тюль, рояль;

б) роща, путь, сеть;

в) училище, школа, институт;

г) фамилия, седло, квартал.


11.Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только множественного числа:


а) именины, прятки, очистки;

б) Альпы, Карпаты, Кавказ;

в) лыжи, вагоны, варежки;

г) герои, сапоги, ножницы;


12.Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только единственного числа:


а) студенчество, фарфор, жмурки;

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

г) карандаш, цифра, рюкзак.


13.Укажите, склонение какого существительного определено неверно:


а) молодость – 3-е склонение;

б) бусинки - 2-е склонение;

в) предложение - 2-е склонение;

г) библиотека - 1-е склонение;


14.Укажите ряд, в котором перечислены существительные только в косвенных падежах:


а) о пенале, тетрадь, портфелем;

б) скрипка, к роялю, на флейте;

в) художник, кисть, холст;

г) по дороге, к лесу, поляной.


15.Укажите, падеж какого существительного определен неверно:


а) из города – род.п.

б) за внимание - вин.п.

в) о творчестве - тв.п.

г) под горой - тв.п.


16.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -Е:


а) от жалост…;

б) к фабрик…;

в) о площад…;

г) в памят… .


17.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -И:


а) в деревн…;

б) к дач…;

в) по дорожк…;

г) в жизн… .


18.Укажите существительное, у которого в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ИИ:


а) секция;

б) музей;

в) аллея;

г) юбилей.


19.Укажите существительное, у которого в дательном падеже единственного числа пишется на конце –ЕЕ:


а) академия;

б) фамилия;

в) санаторий;

г) галерея.


20.Укажите ряд с ошибкой в определении множественного числа имен существительных:


а) доктор - доктора, приз – призы;

б) торт – торты, договор – договоры;

в) инженер – инженеры, директор – директоры;

г) очередь – очереди, шофёр – шофёры.


21.Укажите существительное с мягким знаком на конце:


а) багаж…;

б) дач…;

в) дич…;

г) пейзаж… .


22.Укажите существительное без мягкого знака на конце:


а) мощ…;

б) рож…;

в) роскош…;

г) плющ… .


23.Укажите существительное с буквой Ё после шипящих в корне слова:

а) ш…пот;

б) ш…в;

в) ш…рох;

г) ш…колад.


24.Укажите существительное с буквой О после шипящих в корне слова:


а) ш…рстка;

б) крыж…вник;

в) ш…лк;

г) щ…лка.


25.Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым:


а) Весна играла ручейками, деревьям косы расплела.

б) Книги – спутники всей нашей жизни.

в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой.

г) В это утро мы славно поработали.


Тест по теме «Имя прилагательное»


1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет;

б) признак;

в) действие.


2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, желтый, белый;

в) медленный, верность, желтый, белый;

г) медлительность, белый, верность, желтый.


3. Какое окончание нужно дописать? Выберите столбик:

а), б), в), г), в котором последовательно расположенные окончания соответствуют окончаниям данных прилагательных:

сине.. пальто яя ия ее ие

прежн.. подругу ую ею юю ию

средн.. полоса яя ея яя ия

у хорош.. друга ова ева его ого


4. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени; б) числа; в) рода.


5. Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – ем:

а) на дальн..м острове, в вечерн..м небе, в дремуч..м лесу;

б) в сине..м небе, весенн..м днем, о прежн..м пути;

в) о весенн..м дне, в син..м платке, тих..м утром.


6. В какой строчке все слова пишутся на конце без Ь?

а) шалаш.., могуч.., хорош.., стереч..;

б) из-за туч.., пахуч.., сбереч.., луч..;

в) багаж.., хорош.., овощ.., возле дач.. .


7. Прилагательные в полной форме является в предложении как правило:

а) подлежащим;

б) определением;

в) дополнением.


8. Прилагательное в краткой форме является:

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) определением.


9. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) какой? чей?

б) кто? что?

в) что делать? что сделать?


10. Буква О пропущена в окончании прилагательного:

а) к чуж..му берегу;

б) погож..го вечера;

в) старш..му брату;


11. Окончание –ей(-ой) имеет прилагательное:

а) красив..й цвет;

б) мелк..й бассейн;

в) младш..й сестрой.

12. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные

а) не являются лишними, б) являются лишними.

1. мокрая вода, старые старики, проливной ливень, памятные сувениры ;
2. холодная вода, знакомые старики, весенний ливень, разные сувениры .

13. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены

а) в переносном значении, б) в прямом значении.

1. каменное здание, легкий чемодан, глубокий ров, мягкое кресло, сильный зверь;
2. каменное лицо, легкая походка, глубокие знания, мягкий климат, сильный характер.

14. Допишите предложение: В предложении краткое прилагательное является _____________.

15. Допишите предложение: По родам краткие прилагательные изменяются только в ____________.

16. Допишите предложение: У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак _______.

Тест по теме «Глагол»


1. Глагол в предложении чаще всего бывает

1)            подлежащим

2)            сказуемым

3)            дополнением

4)            обстоятельством

 

2. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО

1)            не\навидеть

2)            не\здоровится

3)            не\выучить

4)            не\годовать


 3. Найдите ИНФИНИТИВ

1)            смеюсь

2)            смеяться

3)            смеются

4)            смеялись


 4. В каком случае нужно поставить букву И

1)            завис…л

2)            та…л

3)            кле…л

4)            раска…лся


 5. В каком случае не нужен Ь

1)            начинат…ся

2)            купаеш…ся

3)            обжеч…ся

4)            смеёт…ся


 6. В каком случае нужно поставить букву Е

1)            бл…стать

2)            расст…лить

3)            выж…гать

4)            подп…рать


 7. Найдите глагол, стоящий в форме БУДУЩЕГО времени:

1)            разорву

2)            писать

3)            читаю

4)            засмотрелся


 8. В каком случае нужно поставить букву Ы

1)            волн…ваться

2)            танц…вать

3)            совет…вать

4)            загляд…вать


 9. Укажите ряд, в котором все глаголы ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения:

1)            рисую, пошёл бы, купить

2)            давайте играть, принеси, запишите

3)            спою, смотреть, выучил бы

4)            посмотри, буду шить, блестишь

 

10. Укажите глагол II спряжения

1)            смотр…т

2)            ве…т

3)            стел…т

4)            шага…шь


11. Из данных предложений выпишите глагол НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

Света утром чай пила.

Села, с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.


12. Укажите способ образования глагола КАМЕНЕТЬ. Ответ запишите словом.


13. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении. Ответ запишите словами.

Царь Гвидон зовёт их в гости, их он кормит и поит.


14. Разберите по составу глагол ПРОНОСИЛСЯ.


Тест по теме «Повторение и систематизация изученного»


1.Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков

избушка

платье

рожь

чернеют



2. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог

досуг

километр

алфавит

начал



3.Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания

школьник

рассвет

переносица

рыбка


4.Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква

а) в..крикнуть, бе..характерный, и..стратить

б) ра..смотреть, ..делать, бе..мерный

в) по..бежать, на..ломать, в..дохнуть

г) н..дорвать, п..дозвать, с..брать


5.Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква

а) предпол..жить, сл..жить, выл..жить

б) р..сток, выр..сла, р..сти

в) сж..гать, ум..реть, ст..рать

г) выд..рать, соб..ру, расст..лать


6.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется о

а) плащ..м, юнош..й, кольц..м

б) врач..м, дворц..м, меж..й

в) задач..й, сердц..м, певц..в

г) луч..м, улиц..й, камыш..м


7.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется о

а) ц..пленок, ц..рк, рац..я

б) ц..новка, ц..ганка, ц..кнуть

в) ц..почка, ц..ган, ц..ц

г) ц..корий, акц..я, ц..фра


8.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска нужно написать одну и ту же букву

а) в пол.., на сосн.., к сирен..

б) у дорог.., в тетрад.., на лошад..

в) на пояс.., в музе.., у тропинк..

г) на лестниц.., в школ.., на площад..


9.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска нужно писать ь

а) умееш.., у руч..я, смеят..ся

б) горяч.., читаеш.., возле дач..

в) моложеж.., пейзаж.., нож..

г) доч..ка, спасёш..ся, скрыт..ся


10.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется я

а) запр..щать, б..дняга, см..сти

б) прив..зал, ув..сти, подб..жал

в) разм..гчить, пл..сать, зав..зать

г) прил..тел, выгл..нул, возв..щают


11.Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка

Пришлось долго терпеливо ждать.

Воротись, поклонися рыбке.

Зимой птицам голодно и холодно.

Он взял игрушку и отдал её сестре.


12. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка

Небо нахмурилось, и начался дождь.

Возле костра ребята водили хороводы и пели песни.

Цыплята быстро подросли, и смело гуляли по двору.

Весенний воздух особенно свеж и прохладен.


13.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире.

Лес наше спасение от засух и суховеев.

Лес спасает нас от засух и суховеев.

В лесу очень красиво.

Я люблю бывать в лесу.


14.Укажите предложение с обращением

Нужно сходить с сыночком в библиотеку.

Расскажи сыночку сказку.

Сыночку нужно спать.

Спи сыночек мой прекрасный!


15.Укажите, в каком словосочетании выделенное слово употреблено в переносном значении.

Золотой характер.

Золотое кольцо.

Золотые серьги.

Золотые украшения.


16.Укажите предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным.

Легкий туман разливается в воздухе.

В морозном воздухе сверкают на солнце звездочки инея.

День холодный, морозный.

На улице дует холодный ветер.


17.Укажите ряд, в котором все глаголы II спряжения

а) слышать, пилить, жалеть

б) смотреть, говорить, полоскать

в) дышать, гнать, стремиться

г) зашить, дышать, скакать.


18.Укажите предложение, в котором есть синонимы

Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

Летом жарко, а зимой холодно.

Норка вылезла из норки.

Рана заживает, но рубец остается.


19.Укажите словосочетание

ребята веселились

веселый рассказ

веселились и пели

к ребятам


20.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

Дождь закончился, и капельки его заблестели на солнце.

Пошли на каток, Саша.

Дверь отворилась и во дворе послышались шаги.

«Пора вставать!» - сказала мама.


21.В каком ряду допущена ошибка в образовании формы слова

а) лягте на пол

б) положи на место

в) кибитка цыган

г) жгём костёр


22.Какое словосочетание содержит существительное мужского рода

сварили фасоль

повидло из яблок

шампунь на травах

приготовили вермишель


23.Укажите раздельное написание

(за)крыл

(без)работица

(бес)смыслица

(за)столом


24.Укажите слово, в котором пропущенная буква проверяется ударением

л..сной

м..рковь

р..стение

изб..рать


25.Укажите, в каком слове есть непроизносимый согласный звук т

ужас..ный

радос..ный

небес..ный

опас..ный







36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!