СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 10 класса разработаны в соответствии с  Программой по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор программы А.И.Власенков, Москва, Дрофа, 2011) и учебником «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»//А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 10 класса»

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

10 класс



Изложение лингвистического текста

Цель: выявить уровень владения приёмами информационной переработки прочитанного текста и умения представлять его в виде развёрнутого плана.

Языковая картина мира

Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.

Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников. (160 слов)

(По материалам научно-популярных ресурсов Интернет.)

Сжатое изложение с элементами сочинения

Цель: совершенствовать навыки написания сжатого изложения текста с высказыванием суждений по теме.



У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)

(Ч.Т.Айтматов)

Напишите сочинение-рассуждение: Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов?



Контрольная работа по теме «Фонетика»

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными навыками, умением производить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы.

Диктант

Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и её распространение в пределах популяции происходят генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путём социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всём пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растёт на двести пятьдесят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Учёные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(132 слова) (По С. П. Капице)

Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор.

Вариант I: (в) живой (предложение 2).

Вариант II: (с) речью (предложение 4).

2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).

Вариант I: произошло (предложение 1 второго абзаца).

Вариант II: приходится (предложение 2 второго абзаца).

3. Выполнить морфологический разбор.

Вариант I: практически (предложение 2 второго абзаца).

Вариант II: весь (предложение 2 второго абзаца).

4. Выполнить синтаксический разбор.

Вариант I: предложение 2.

Вариант II: последнее предложение текста.



Сочинение «Проблема ответственности личности за свою судьбу»



Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»

Цель: определить уровень изученного материала по теме «Лексика и фразеология»



ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.

На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.

В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.

(По материалам «100 великих чудес природы».)

(120 слов)

Грамматическое задание по тексту:

•    Определите тему и основную мысль текста.

•    Определите стиль речи, обоснуйте свое мнение.

•    Определите тип речи, обоснуйте свое мнение.

•    Произведите фонетический разбор слов: Европа, опускаются, происхождение.



Контрольная работа по теме «Состав слова и словообразование»

Цель: определить уровень изученного материала по теме «Состав слова и словообразование. Орфография»



Тест

Вариант 1

А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) передовой

2) по-французски

3) пригородный

4) полено



А2. Каков способ образования слова ПОДЛЁДНЫЙ?

1) приставочно-суффиксальный

2) приставочный

3) сложение

4) суффиксальный



А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?

1) рукавица, подручный

2) рожица, ро́жки

3) водянистый, подводить

4) молоко, молодой



А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) абон..мент, выб..рать, уед..нение

2) ув..дающая пр..рода, ч..столюбивый

3) по..стеречь, птицево..ческий, зо..чество

4) оз..рение, выр..внять грядку, расп..хнуть дверь



А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

1) чес..ный, пору..чик, песчан..ый

2) лан..шафт, громоз..кий, извес..ка

3) прелес..ный, рас..читывать, искус..ный

4) аген..ство, словес..ный, ровес..ник



А6. В каком слове есть приставка РОС-?

1) россиянин

2) роскошество

3) росистый

4) роспуск



А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) по прибыти.. поезда, в глубоком ущель..

2) рассказ о Юри.., держись на расстояни..

3) деревья в ине.., в течени.. суток

4) письмо из Дани.., на знамен..



В1. Из данного фрагмента стихотворения А. А. Блока выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!



В2. Из третьей и четвёртой строк фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.



С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании А. Блоком образа Пушкина.

Вариант 2

А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прабабушка

2) подгорелый

3) правдоподобный

4) по-весеннему



А2. Каков способ образования слова ПРЕВЫШЕ?

1) приставочно-суффиксальный

2) приставочный

3) сложение

4) суффиксальный



А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?

1) прощение, рощица

2) горюющий, пригорок

3) холодильник, прохладный

4) поворот, повар



А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пир..мида, предл..гатъ, выг..ревший

2) паст..ла, разв..вающ..йся флаг

3) во..зал, ко..ти, рю..зак

4) отч..тать, выж..гатъ, прим..рение



А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

1) серебрян..ый, рас..чёт, гиган..ский

2) дилетан..ский, словес..ный, пьес..а

3) вес..ник, истин..ый, контрас..т

4) интел..ект, блес. .нуть, чудес..ный



А6. В каком слове есть приставка ИС-?

1) испугаться

2) искомый

3) искренность

4) искусство



А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) в полном молчани.., быть в раздумь..

2) позвони Анастаси.., по окончани.. сеанса

3) в продолжени.. вечера, о лицемери..

4) на пустош.., в Суздал..



В1. Из данного фрагмента стихотворения М. Волошина выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Пройди по лесистым предгорьям,

По бледным полынным лугам

К широким моим плоскогорьям,

К гудящим волной берегам.

В2. Из данного фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.



С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании М. Волошиным образа природы.



Сочинение по теме «Спор поколений: вместе и врозь».







Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»



Вам, наверное, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к «Сказке о царе Салтане». Именно ту картину, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном каменистом острове. Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый город.

Вы, конечно, любовались Кремлём из-за Москвы-реки. Говорят, вся Москва была по главному архитектурному звучанию как этот уцелевший пока, хотя и не в полной мере, Московский Кремль.

Напрягите воображение, представьте ту давнюю панораму с Воробьёвых гор. Сотни островерхих шатров, розовеющих на закате, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. Нет, Москва имела своё, ещё более ярко выраженное, чем у Петербурга, лицо. Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле.

Может нравиться или не нравиться купольная златоверхая архитектура, как может нравиться или не нравиться, допустим, архитектура древнего Самарканда. Но второго Самарканда больше нет нигде на земле. Он уникален. Не было и второй Москвы.

(156 слов) (По В. А. Солоухину)



Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор.

Вариант I: представьте (предложение 1 третьего аб заца).

Вариант II: сияние (предложение 2 третьего абзаца).

2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).

Вариант I: издали (предложение 3).

Вариант II: островерхих (предложение 2 третьего абзаца).

3. Выполнить морфологический разбор.

Вариант I: уцелевший (предложение 2 второго абзаца).

Вариант II: уникален (предложение 3 последнего абзаца).

4. Выполнить синтаксический разбор.

Вариант I: предложение 1.

Вариант II: предложение 1 третьего абзаца.



Сочинение по теме «Вопросы, заданные человечеству войной»



Контрольная работа: написание эссе «Модно ли быть патриотом сегодня?»



Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте.

Цель: оценка коммуникативных качеств и эффективности речи

БРЕГЕТ

Однажды зимой офицеры гусарского полка собрались у ротмистра фон Ашенберга на именины. Среди прочих был в этой компании поручик Чекмарев, общий любимец и баловень. Веселый, щедрый, ловкий, красавец собою, великолепный танцор и наездник — словом, чудесный малый. Кроме того, он был очень богат и его кошелек всегда был в общем распоряжении.

Кто-то, вспомнил, что накануне граф Ольховский ездил к помещику играть в карты. Оказалось, что он выиграл полторы тысячи деньгами, каракового жеребца и золотые часы-брегет. Ольховский эти часы сейчас же и показал. Старинные часы, с резьбой, с украшениями, и если сверху надавить пуговку, то они очень мелодично прозвонят, сколько четвертей и который час. Ольховский немного заважничал.

— Это, — говорит, — очень редкая вещь. Я ее ни за что из рук не выпущу. Весьма вероятно, что подобных часов во всем свете не больше двух-трех экземпляров.

Чекмарев на это улыбнулся.

— Напрасно вы такого лестного мнения о ваших часах. Я вам могу показать совершенно такие же. Они вовсе не такая редкость, как вы думаете.

Ольховский недоверчиво покачал головой:

— Где же вы их достанете? Простите, но я сомневаюсь... 
— Как вам угодно. Хотите пари? —С удовольствием... Вдруг есаул Сиротко ударил себя по лбу и воскликнул: 
— Братцы мои! А ведь я совсем было забыл, что у меня нынче приемка обоза. Удирать надо, ребята. К восьми часам надо быть непременно. Ольховский, который час? Позвони-ка!

Ольховский стал шарил по карманам. Вдруг он проговорил озабоченным тоном:

— Вот так штука!.. 
— Что такое случилось? — спросил фон Ашенберг. 
— Да часов никак не найду. Сейчас только положил их около себя, когда снимал ментик. — А ну-ка, посветите, господа.

Зажгли огонь, принялись искать часы, но их не находилось. Всем почему-то сделалось неловко.

Искали около четверти часа и совершенно бесплодно. Ольховский, растерянный, сконфуженный, повторял ежеминутно:

— Ах, господа, да черт с ними... да ну их к бесу, эти часы, господа...

Но ротмистр Иванов прикрикнул на него:

— Дурак! Наплевать нам на твои часы. Понимаешь ли ты, что прислуги здесь не было?

Наконец офицеры сбились с ног в поисках и сели вокруг стола в томительном Молчании. Майор Кожин тоскливо обвел товарищей глазами и спросил еле слышно:

— Что же теперь делать, господа? 
— Ну, уж это ваше дело, что делать, майор, — сурово сказал Иванов. — Вы между нами старший... А только часы должны непременно найтись.

Было решено, что каждый позволит себя обыскать, и все поочередно были обысканы. Остался один только Чек-марев.

— Ну, Федюша, подходи... что же ты? — подтолкнул его с суровой и грустной лаской Иванов.

Но тот стоял, плотно прислонившись к стене, бледный, с вздрагивающими губами, и не двигался с места.

— Ну, иди же, Чекмарев, — ободрял его майор Кожин. — Видишь, все подходили...

Чекмарев медленно покачал головой. Он с трудом выговорил:

— Я... себя... не позволю... обыскивать...

Ротмистр Иванов вспыхнул:

— Как, черт возьми? Пять старых офицеров позволяют себя обыскивать, а ты нет? Что же ты, лучше нас всех? Сейчас подходи, Федька, слышишь?

Но Чекмарев опять отрицательно покачал головой.

— Не пойду, — прошептал он.

Было что-то ужасное в его неподвижной позе, в мертвенном взгляде его глаз и в его напряженной улыбке. Иванов вдруг переменил тон и заговорил таким ласковым тоном, какого никто не мог ожидать от этого грубого солдата:

— Федюша, голубчик мой, брось глупости... Ты знаешь, я тебя, как сына, люблю... Может быть, ты как-нибудь... ну, знаешь, из-за этого дурацкого пари... понимаешь, пошутил... а?

Вся кровь бросилась в лицо Чекма-реву и сейчас же отхлынула назад. Губы его задергались. Он молча, с прежней страдальческой улыбкой покачал головой.

— В таком случае знаете, поручик... мы хотя и не сомневаемся в вашей честности... но, знаете... вам как-то неловко оставаться между нами...

Чекмарев пошатнулся. Казалось, он вот-вот грохнется на пол. Но он справился с собой и, поддерживая левой рукой саблю, глядя перед собой неподвижными глазами, точно лунатик, медленно, прошел к двери. Офицеры безмолвно расступились, чтобы дать ему дорогу.

Фон Ашенберг позвал денщиков и приказал им убирать со стола. Все молчали, точно еще ожидали чего-то.

Вдруг денщик хозяина воскликнул:

— Часы!

Все бросились к нему. Действительно, на полу, под котелком, лежал брегет Ольховского.

— Черт его знает, — бормотал смущенный граф, — должно быть, я их как-нибудь нечаянно ногой, что ли, туда подтолкнул.

Офицеры вышли на крыльцо. Какой-то человек быстро бежал к дому. Это оказался денщик поручика Чекмарева. Солдат был без шапки и казался страшно перепуганным. Еще на ходу он закричал, еле переводя дух:

— Ваше благородие, несчастье!.. Поручик Чекмарев застрелился!

Офицеры кинулись на квартиру Чек-марева. Двери были не заперты. Чекмарев лежал на полу, боком. Весь пол был залит кровью, большой дуэльный пистолет валялся в двух шагах...

На письменном столе лежала записка, придавленная сверху золотыми часами. Брегет был, как две капли воды, похож на часы графа Ольховского. Содержание записки было таково: «Прощайте, дорогие товарищи. Клянусь богом, что я не виновен в краже. Я только потому не позволил себя обыскать, что в это время в кармане у меня находился точно такой же брегет, как и у графа Ольховского, доставшийся мне от моего покойного деда. К сожалению, не осталось никого в живых, кто мог бы это засвидетельствовать, и потому мне остается выбирать только между позором и смертью. В случае, если часы Ольховского найдутся и моя невйновость будет таким образом доказана, прошу ротмистра Иванова все мои вещи, оружие и лошадей раздать на память товарищам, а самому себе оставить мой брегет».

(По А. Куприну) 

Итоговая контрольная работа

Вариант I
1. Приведите в соответствие стили речи и сферы их использования:
Стиль Сфера использования:
научная и учебная литература
Официально-деловой 
агитация, пропаганда, критика
Художественный
Разговорный 
2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.
При телепатии получатель, или перципиент, должен, не прибегая к своим органам чувств, узнавать о том, что думает отправитель, или индуктор. При этом обычно подразумевается, что никаких специальных действий индуктор не производит. Иначе говоря, его мысли, желает он того или нет, становятся известными получателю без всяких усилий, направленных на передачу сообщения. (Ч.Хэнзел)
3. Подберите лексические значения следующим заимствованным словам, используя толкования, данные в скобках:
1.Палитра, 2.депозит, 3.дерматин, 4.бумеранг, 5.корнпапир, 6.реверс, 7.триумф, 8.ветеран, 9.мавзолей, 10.календарь.
( )Выдающийся, блестящий успех, победа; ( )подбор цветов; ( )большое надгробное архитектурное сооружение, памятник; ( )вид искусственной кожи; ( )метательное орудие; ( )система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы; ( )бывалый, опытный воин; ( )денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения; ( )бумага с зернистым строением поверхности; ( )оборотная сторона медали, монеты).
4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.
Раннее утро. Чуть брезжит рассвет. В комнате мягкий обволакивающий полумрак. Я подхожу к окну: дух захватывает от чудесной картины зимнего утра...


Вариант II
1. Покажите схемы параллельной и цепной (последовательной) связи предложений в тексте, поясните их.
2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.
Прошу вашего согласия на произведение ремонтных работ по устранению неполадок в работе телефонной сети. Ремонтные работы будут проводиться в течение 2-х дней. Организация, производящая ремонт телефонных линий, гарантирует выполнение ремонтных работ качественно и в срок.
3. Исправьте тексты, заменяя повторяющиеся слова в целях разнообразия синонимами.
Мы говорим, что мы умны, а старики говорят: нет, мы умнее вас были. А сказка говорит, что когда еще наши деды не учились, а родители не родились, в некотором царстве, в некотором государстве жил-был такой старичок, который трех своих сыновей научил грамоте и всему книжному.
4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.
Дайте-ка вспомнить, как это было… Я сижу на своем любимом месте у окна. Идет урок истории. Учитель вещает что-то мудрое и очень умное. Мне тоскливо и одиноко. И вдруг…


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!