СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ содержит материалы для проведения прмежуточной аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"»













КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ



ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»



программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности СПО

35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

























2016 г.

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» разработан на основе вариативной части учебного по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, входящей в укрупненную группу 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», рабочей программы дисциплины Русский язык и культура речи по специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, входящей в укрупненную группу 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».











Организация-разработчик: ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум».



Разработчик: Ф.И.О преподаватель дисциплин Тибаткина О.Н.











РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

цикловой комиссией зам. директора

общих гуманитарных и по учебной работе

социально-экономических дисциплин _________М.Н. Киселёва



Протокол №____ от _________2016 г.

Председатель Животенко Т.И.




Спецификация

дифференцированного зачета по учебной дисциплине

Русский язык и культура речи

1 Назначение ДЗ – оценить уровень подготовки обучающихся по УД Русский язык и культура речи с целью установления их готовности к дальнейшему усвоению ППССЗ специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

2 Содержание ДЗ определяется в соответствии с ФГОС СПО специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, рабочей программой дисциплины Русский язык и культура речи.

3 Принципы отбора содержания ДЗ:

Ориентация на требования к результатам освоения УД Русский язык и культура речи, представленным в соответствии с ФГОС СПО специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции и рабочей программой УД Русский язык и культура речи:

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» на профессиональном уровне обучающийся должен:

уметь:

- создавать: тексты в устной и письменной форме, тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов;

- различать: элементы нормированной и ненормированной речи, морфемы в слове и их значение, предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты, тексты по их принадлежности к стилям;

- анализировать: речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- продуцировать: различные типы речи;

- устанавливать: способ словообразования и приводить примеры слов данной словообразовательной модели, учитывая её продуктивность;

-владеть: понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, нормами словоупотребления;

-определять: лексическое значение слова, функционально-стилевую. принадлежность слова, слова, относимые к авторским новообразованиям;

- находить и исправлять: в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

- употреблять: грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- выявлять: грамматические ошибки в чужом и своём тексте;

- редактировать: собственные тексты других авторов;

- пользоваться: различными видами словарей; нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей, правилами правописания, вариантными и факультативными знаками препинания;

знать:

- различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы, лексические и фразеологические единицы языка, способы словообразования, самостоятельные и служебные части речи, синтаксический строй предложений, правила правописания, функциональные стили литературного языка,

- иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного языка,

- понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.



  1. Структура ДЗ

    1. ДЗ состоит из обязательной и дополнительной части:

обязательная часть содержит 21 задание, дополнительная часть – 9 заданий.

    1. Задания дифференцируются по уровню сложности.

Обязательная часть включает задания, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программы УД. Дополнительная часть включает задания более высокого уровня сложности.

    1. Задания ДЗ предлагаются в тестовой на основе анализа текста. форме.

    2. Варианты дифференцированного зачета равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем те порядковым номером во всех вариантах дифференцированного зачета находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

5 Система оценивания отдельных заданий и ДЗ в целом

Тест оценивается по пяти бальной шкале следующим образом: стоимость каждого вопроса 1 балл. За правильный ответ обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.

Оценка «5» соответствует 86% – 100% правильных ответов.

Оценка «4» соответствует 73% – 85% правильных ответов.

Оценка «3» соответствует 53% – 72% правильных ответов.

Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов.

Возможно применение других систем оценивания.

6 Время проведения ДЗ

На выполнение зачетной работы отводится 90 минут.

7 Инструкция для обучающихся

Форма проведения промежуточной аттестации по УД Русский язык и культура речи – дифференцированный зачет с использованием тестов.

Принципы отбора содержания ДЗ:

Ориентация на требования к результатам освоения УД Русский язык и культура речи:

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» на профессиональном уровне обучающийся должен:

уметь:

- создавать: тексты в устной и письменной форме, тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов;

- различать: элементы нормированной и ненормированной речи, морфемы в слове и их значение, предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты, тексты по их принадлежности к стилям;

- анализировать: речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- продуцировать: различные типы речи;

- устанавливать: способ словообразования и приводить примеры слов данной словообразовательной модели, учитывая её продуктивность;

-владеть: понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, нормами словоупотребления;

-определять: лексическое значение слова, функционально-стилевую. принадлежность слова, слова, относимые к авторским новообразованиям;

- находить и исправлять: в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

- употреблять: грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- выявлять: грамматические ошибки в чужом и своём тексте;

- редактировать: собственные тексты других авторов;

- пользоваться: различными видами словарей; нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей, правилами правописания, вариантными и факультативными знаками препинания;

знать:

- различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы, лексические и фразеологические единицы языка, способы словообразования, самостоятельные и служебные части речи, синтаксический строй предложений, правила правописания, функциональные стили литературного языка;

- иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного языка,

- понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.



Структура ДЗ

    1. ДЗ состоит из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 21задание, дополнительная часть – 9 заданий.

    2. Задания дифференцируются по уровню сложности.

Обязательная часть включает задания, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программы УД. Дополнительная часть включает задания более высокого уровня сложности.

    1. Задания ДЗ предлагаются в тестовой форме на основе анализа текста.

    2. Варианты дифференцированного зачета равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем те порядковым номером во всех вариантах дифференцированного зачета находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Перечень тем УД, подлежащих контролю на ДЗ:

  1. Язык и речь.

  2. Фонетика.

  3. Лексика и фразеология.

  4. Словообразование.

  5. Части речи.

  6. Синтаксис.

  7. Нормы русского правописания.

  8. Текст. Стили речи.

Система оценивания отдельных заданий и ДЗ в целом

Тест оценивается по пяти бальной шкале следующим образом: стоимость каждого вопроса 1 балл. За правильный ответ обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.

Оценка «5» соответствует 86% – 100% правильных ответов.

Оценка «4» соответствует 73% – 85% правильных ответов.

Оценка «3» соответствует 53% – 72% правильных ответов.

Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов.

Время проведения ДЗ

На выполнение зачетной работы отводится 90 минут.

Рекомендации по подготовке к ДЗ

При подготовке ДЗ рекомендуется использовать:

Учебники

Основные источники:

1. Н.Б. Самсонов Русский язык и культура речи. Учебное пособие для СПО.- «Оникс», 2016г.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2016.

4. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М. «Просвещение» 2013 г

5. Вотелева Т.М. Русский язык и культура речи: Дидактические материалы: учебник пособие. – М., 2014г.

6. Блинов Г. И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. –М., 2012.

Дополнительные источники:

  1. Валгина Н.С. Русский язык: Трудности современной пунктуации.8-11 классы.-М.:Дрофа,2012.- 188с.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- Издательство: «АСТ», «Мир и Образование» 2016 г. 
    3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы.- М.: Рус.яз.-Медиа,2015 – XIV, 893с.

4.Школьный словарь иностранных слов/ [В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и др.]; под ред. В.В. Иванова.- М.: Просвещение, 2015.-343с.

Интернет – ресурсы:

www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).

www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру).

www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

www.gramota.ru (Справочная служба).

www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).

www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).



Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо внимательно прочитать условие задания. Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха.













ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»

Рассмотрено цикловой методической комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Экзаменационный билет №1

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по УД Русский язык и культура речи

Специальность 35.02.06. Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

«____» __________ 2016г.


Председатель

_________________

«____» ________2016г.



Обязательная часть

1.   Отметьте слово с ударением на первом слоге.

           А) ДО-ГО-ВОР                                           В) И-СКРА

           Б) ГНА-ЛА                                                  Г) ШО-ФЕР

2.   Отметьте  словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

           А) чёрный рояль                                         В) яблочное повидло

           Б) покрыть толью                                       Г) огромный мозоль

3.   Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных  

      мн. числа.

      А) килограмм помидоров                         В) несколько башкиров

      Б) табор цыган                                           Г) герои басней

4.   Отметьте неправильное сочетание слов.

А) принять меры                      В) принять решение

Б) предпринять меры                                Г) предпринять шаги

5.   Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных     

оборотов.      

            А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

            Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

            В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший

                 жильцам полкой.

            Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности

                 полтора года.

6.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Писатель подробно описывает о жизни.

            Б) Эта истина очевидна для всех.

            В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

            Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

                Россия, Италия, Франция и др.

            Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

7.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Я согласился на это скрипя сердцем.

            Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

            В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

            Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

8.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось

            Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

            В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

            Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

9.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы

                 встретиться с исполнительницей главной роли.

            Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

            В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть

                 свободу миру!..».

            Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.

10. Ударение правильно поставлено в слове:

А) наглядными средствами

Б) провести досуг

В) ты мне позвонишь

Г) физкультурный диспансер

11. Нормы сочетаемости слов не нарушены в словосочетании:

А) основать выводы

Б) разъяснять ошибки

В) беспокоиться за родителей

Г) оплатить за проезд

12.  Лексическое значение слова указано неверно в примере:

А) Брифинг – краткая встреча официальных лиц с представителями печати.

Б)  Абитуриент – человек, окончивший школу.

В)  Адаптация – приспособление к условиям.

Г)  Апелляция – удаление волос.

13. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

А)  Он испытывал ностальгию по детям, оставшимся с отцом.

Б) От души поздравляем первого российского кутюрье.

В) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Днепр»

Г) Надо ввести мораторий на военные конфликты.

14. Речевые ошибки допущены в предложении:

А) Мне посчастливилось встретиться с этим человеком.

Б) Была проведена беседа с трехстами студентами.

В) Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой.

Г) Эта девушка была полной невежей в вопросах искусства.

15. Речевые ошибки допущены в предложении:

А)  Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного графика.

Б) Тяжкие лишения вынесли на своих плечах русские люди во время Великой Отечественной войны.

В) Выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова.

Г) В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.

16 . В предложении допущена следующая ошибка:

Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они как правило являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

А) орфографическая

Б) пунктуационная

В) речевая

Г) ошибок нет

17. В предложении допущена следующая ошибка:

Старый граф Болконский – обладатель колоссального состояния, имел большое влияние при дворе, но оставил службу и удалился в свое загородное имение, так как не был согласен с проводимой в то время внешней и внутренней политикой.

А) орфографическая

Б) пунктуационная

В) речевая

Г) ошибок нет

18. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

А) разговорному; Б) художественному; В) официально-деловому; Г) научному:

Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.

19. Укажите, как называется стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения:

А) антитеза

Б) градация

В) инверсия

Г) оксюморон

20. Укажите номера аббревиатур, которые относятся к женскому роду:

А) ООН

Б) ГЭК

В) СНГ

Г) МВД

21. Укажите номера слов, в которых произносится сочетание [шн]:

А) скворечник

Б) молочный

В) яичница

Г) Никитична

Дополнительная часть

ТЕКСТОВОЕ ЗАДАНИЯ

(1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, провоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

(2) Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.

(3) То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну.

(4) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.

(5) Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!

(6) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

(7) Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.

(8) Нет, очевидно, это ему не дано.

(9) Он никогда не ждал вдохновения.

(10) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(11) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот воздух и всегда немного печальные русские закаты.

(12) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

(13) Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.

(14) Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны.

(15) Он должен добиться этого.

(16) Нужно только не щадить себя.

К. Г. Паустовский. Скрипучие половицы

Задания к тексту 1

22. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

А)  Чайковский – один из величайших русских композиторов.

Б) Чайковский никогда не ждал вдохновения.

В) Только в упорной работе рождается вдохновение.

Г)  Чайковский мечтал воплотить в музыке красоту и богатство России.

23. К какому стилю речи относится текст?

А) публицистическому

Б) разговорному

В) научному

Г) художественному

24.  Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

А) вводные слова

Б) риторический вопрос

В) сравнение

Г) эпитет

25. В каком значении употреблено слово «музыка» в предложении 1?

Значения приводятся по Толковому словарю С.И. Ожегова.

А) Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Классическая музыка.

Б) Мелодия какого-нибудь звучания. Музыка голоса.

В) Какое-нибудь дело, занятие, течение каких-нибудь дел, занятий. Испортил нам всю музыку.

26. Какую цель стремился достигнуть композитор?

А) проиграть «ночное треньканье деревянного дома»

Б) передать восторг, возникающий от «простых явлений окружающей жизни»

В) выразить с помощью музыки «всю поэзию своей страны»

27.  Какое из перечисленных средств выразительности используется в предложении 12?

А) сравнение

Б) метафора

В) олицетворение

Г) эпитеты

28. С помощью каких языковых средств связаны 9 и 10 предложения?

А) указательное местоимение

Б) лексический повтор

В) синоним

Г) частица

29. В предложении 2 использованы:

А) архаизмы

Б) диалектизмы

В) термины

Г) историзмы

30. В предложении 1 используются тропы:

А) аллегория

Б) литота

В) олицетворение

Г) синекдоха




Преподаватель _________Тибаткина О.Н.



































ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»

Рассмотрено цикловой методической комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Экзаменационный билет №2

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по УД Русский язык и культура речи

Специальность 35.02.06. Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

«____» __________ 2016г.


Председатель

_________________

«____» ________2016г.



Обязательная часть

1.Отметьте слово с ударением на втором слоге.

            А) ЗВО-НИТ                                                  В) КА-ТА-ЛОГ

            Б) КУ-ХОН-НЫЙ                                          Г) АЛ-ФА-ВИТ

2.Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

            А) жареный картофель                                 В) чёрное кофе

            Б) густой вуаль                                              Г) компетентное жюри

3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.        

      А) нашествие варваров                                В) оружие осетинов

      Б) пара резиновых сапогов                          Г) отряд солдат

4.Отметьте неправильное сочетание слов.

             А) надеть шляпу                                           В) одеть очки

             Б) надеть на палку                                        Д) одеть ребёнка

5.   Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных     

оборотов.      

            А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

            Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

            В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший

                 жильцам полкой.

            Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности

                 полтора года.


6.Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

             А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

             Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

             В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о

                  событиях последних лет, очень понравился мне.

             Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

7.Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

             Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

             В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

             Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

             Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

8.Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

             Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

             В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

             Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

9.Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.        

             Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

             В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

             Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

10. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,

                  так как уходит в отпуск.

             Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

             В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

             Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

11. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:

А) апостроф, занятой (человек)

Б) похороны, некролог

В) сливовый, генезис

Г) шелковица, принудить

12. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

А) новая бра

Б) львиная часть земель

В) экспонаты выставки

Г) играть важную скрипку

13. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

А)  Виадук – мост через глубокий овраг или ущелье.

Б) Маринист – специалист по маринованию пищевых продуктов.

В) Перманентный – временный, нестабильный.

Г) Юрисдикция – сфера полномочий данного государственного органа.

14. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

А)  Мне купили новые масляные краски.

Б) Мне доводилось наблюдать феерию полярного сияния.

В) Он жил в мансарде, стоявшей в глубине сада.

Г) Кворум депутатов Государственной Думы состоится на следующей неделе.

15. Речевые ошибки допущены в предложении:

А)  Губернатором должен стать профессионал своего дела, честный человек, который живет заботами людей.

Б) Наступило время для прихода на уровень управления высокоморальных, нравственных людей.

В) Управление поведением людей не менее захватывающее занятие, чем управление шестисотым мерседесом.

Г) Народная медицина служит неисчерпаемым истоком для получения новых лекарственных растений.

16. Речевые ошибки допущены в предложении:

А) Очень ярко выражена жизнь народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Б) Сейчас в парламенте все более и более сторонников выпускать пар в стране.

В) Иногда на прием к директору приходят рабочие и начинают предъявлять свои права.

Г) Большое влияние на молодых имеет телевидение.

17. В предложении допущена следующая ошибка:

Виновник происшествия если и волнуется, то волнуется лишь вследствии самолюбия.

А) орфографическая

Б) пунктуационная

В) речевая

Г) ошибок нет

18. В предложении допущена следующая ошибка:

Отраслевые органы управления становятся ориентироваными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном.

А) орфографическая

Б) пунктуационная

В) речевая

Г) ошибок нет

19. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

А) разговорному

Б) художественному

В) официально-деловому

Г) научному

Отец обратился в профком с просьбой предоставить ему участок земли, поскольку он всю жизнь тянул лямку на заводе, а в результате на склоне лет остался на бобах.

20. Укажите, к какому типу лексических единиц принадлежит выражение «остался на бобах»:

А) поговорка

Б) пословица

В) фразеологизм

21. Укажите, как называется троп, основанный на переносе названия с части на целое:

А) синекдоха

Б) олицетворение

В) эпитет

Г) метафора

22. Укажите номера слов, которые относятся к мужскому роду:

А) кафе

Б) кофе

В) авеню

Г) меню

Дополнительная часть

ТЕКСТОВОЕ ЗАДАНИЯ

(1) Через час в одном из арбатских переулков, в подвале маленького домика, в первой комнате, где все было так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которого стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья.

(2) Перед ней лежала исковерканная огнем тетрадь и возвышалась стопка нетронутых тетрадей.

(3) Домик молчал.

(4) В соседней маленькой комнате спал мастер, и его ровное дыхание было беззвучно.

(5) Наплакавшись, Маргарита взялась за не тронутую огнем тетрадь и поняла: именно ее она перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной.

(6) Не пытаясь уснуть, Маргарита рассматривала рукопись, гладила ее, как гладят любимую кошку, и, поворачивая тетрадь в руках, оглядывала со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец.

(7) На нее накатила вдруг ужасная мысль, что все это колдовство, что тетради исчезнут из глаз и что, если она, проснувшись, сейчас окажется в особняке в своей спальне, ей придется идти топиться.

(8) Но эта страшная мысль как отзвук долгих страданий, переживаемых ею, был последним.

(9) Ничто не исчезло:... Воланд был действительно всесилен.

(10) Маргарита могла сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, шелестеть листами тетрадей, разглядывать их, и целовать, перечитывать.

М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

23. Какое слово можно поставить вместо двоеточия в предложении 5?

А) это

Б) что

В) а именно

Г) то есть

24. Каковы отношения между предложениями 9 и 10?

А) следствия

Б) пояснения

В) разделительные

Г) противительные

25. В предложении 9 пропущено слово

А) сильный

Б) всемогущий

В) могущественный

Г) всесильный

26. Какое слово (слова) является синонимом к слову страшный в предложении 1?

А) ужасный

Б) безобразный

В) некрасивый

Г) необыкновенный

27. Какое средство (средства) выразительности речи использовано в предложении 3?

А) сравнение

Б) ирония

В) градация

Г) олицетворение

28. Какое средство (средства) выразительности речи использовано в предложении 7?

А) инверсия

Б) оксюморон

В) многосоюзие

Г) параллелизм

29. Закончите предложение.

Тропами являются...

А) сравнение

Б) фразеологизм

В) метонимия

Г) ирония

30. Слово «отзвук» из предложения 8 и слово звук являются:

А) паронимами

Б) синонимами

В) омонимами

Г) однокоренными словами

Преподаватель _________Тибаткина О.Н.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!