СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по учебной дисциплине БИОЛОГИЯ СПО (техникум)- естественно- научный профиль

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие разработано на основании рабочей учебной программы дисциплины «Биология» при освоении  специальностей СПО естественно-научного профиля, как профильной учебной дисциплины в объеме 147 часов, для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных  специалистов среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по учебной дисциплине БИОЛОГИЯ СПО (техникум)- естественно- научный профиль»

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных

технологий и сферы обслуживания»


УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

________ Ю.В. Сметанникова

«____» ______________ 2015г.






КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


по учебной дисциплине

БИОЛОГИЯ

СПО (147 ч.)


























г. Новокузнецк, 2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данное пособие разработано на основании рабочей учебной программы дисциплины «Биология» при освоении специальностей СПО естественно-научного профиля, как профильной учебной дисциплины в объеме 147 часов, для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена.

Цель данного пособия:

Контроль знаний и корректировка формирования общих компетенций и специальной профессиональной компетенции в области освоения биологии, обеспечивающей базовый уровень профессиональной квалификации и развитие навыков самостоятельной практической работы.

Задачи контрольной работы студента:

  • развитие навыков самостоятельной учебной работы;

  • закрепление и обобщение содержания дисциплины;

  • углубление содержания и осознание основных понятий дисциплины;

  • самоконтроль и корректировка знаний для эффективной подготовки к экзамену;

  • совершенствование общих и профессиональных компетенций:

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

- Применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Критерии оценки контрольных работ:

- уровень усвоения учебного материала;

- уровень умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- обоснованность собственного мнения студента при анализе конкретных ситуаций;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

Количественно уровень усвоения оценивается по пятибалльной системе:

  • «Отлично» - работа выполнена последовательно, в полном объёме, самостоятельно, в отведенный срок, без использования справочных материалов, без орфографических ошибок;

  • «Хорошо» - работа выполнена последовательно, в полном объёме, с помощью справочных материалов, в отведенный срок, без использования подсказки, без орфографических ошибок;

  • «Удовлетворительно» - работа выполнена в отведенный срок, с использованием справочных материалов, последовательно с помощью преподавателя, объём не полный, с орфографическими ошибками;

  • «Неудовлетворительно» - работа выполнена непоследовательно, объём не полный, с использованием справочных материалов, с орфографическими ошибками.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Номер урока


1 курс




Раздел 2 «Учение о клетке»



1

Тест по разделу «Учение о клетке»

2

19


Раздел 5 «Эволюционное учение»



2

Тест по разделу «Эволюционное учение»

2

45


Раздел 6 «История развития жизни на Земле»



3

Зачет по теме «История развития жизни на Земле»

2

53

4

Итоговый урок за 1 курс

2

57


2 курс




Раздел 7 «Основы экологии»



5

Контрольная работа по разделу «Основы экологии»

2

69

6

Зачет за 2 курс

3

73



ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ»

Часть А (задания с выбором одного ответа).

А 1. В процессе фотосинтеза растения

  1. обеспечивают себя органическими веществами

  2. окисляют сложные органические вещества до простых

  3. поглощают кислород и выделяют углекислый газ

  4. расходуют энергию органических веществ

А 2. Какие структуры клетки распределяются равномерно между дочерними клетками в процессе митоза?

  1. рибосомы 2) митохондрии 3) хлоропласты 4) хромосомы

А 3. Вирусы, проникая в клетку хозяина,

  1. питаются рибосомами

  2. поселяются в митохондриях

  3. воспроизводят свой генетический материал

  4. отравляют ее вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ

А 4. Растения, в отличие от животных, в процессе питания не используют

  1. энергию солнечного света

  2. готовые органические вещества

  3. углекислый газ и воду

  4. минеральные соли

А 5. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относятся к органоидам?

  1. вакуоли 2) лейкопласты 3) хромопласты

4) включения

А 6. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка?

  1. 300 2) 600 3)900 4) 1500

А 7. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит в

  1. интерфазе 2) профазе 3) метафазе 4) анафазе

А 8. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоропластах клеток

  1. бактерий 2) эукариот 3) прокариот 4) бактериофагов

А 9. Переход электронов на более высокий энергетический уровень происходит в световую фазу фотосинтеза в молекулах

  1. хлорофилла 2) воды 3) углекислого газа 4) глюкозы

А 10. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой набор хромосом, как и материнская, потому что

  1. в профазе происходит спирализация хромосом

  2. происходит деспирализация хромосом

  3. в интерфазе ДНК самоудваивается , в каждой хромосоме образуется по две хроматиды

  4. каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы

А 11. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка?

  1. гидрофобные между радикалами аминокислот

  2. водородные между полипептидными нитями

  3. пептидные между аминокислотами

  4. водородные между =NH и =CO группами

А 12. В процессе хемосинтеза, в отличие от фотосинтеза

  1. образуются органические вещества из неорганических

  2. используется энергия окисления неорганических веществ

  3. органические вещества расщепляются до неорганических

  4. источником углерода служит углекислый газ

А 13. В профазе митоза не происходит

  1. растворения ядерной оболочки

  2. формирования веретена деления

  3. удвоение ДНК

  4. растворение ядрышек

А 14. В процессе круговорота веществ содержащаяся в органических веществах энергия освобождается в результате

  1. гниения 2) фотосинтеза 3) хемосинтеза 4) фотолиза

А 15. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию из

  1. цитоплазмы в ядро 2) одной клетки в другую

3)ядра к митохондрии 4)ядра к рибосомам

А 16. У животных в процессе митоза, в отличие от мейоза образуются клетки

  1. соматические 2)с половинным набором хромосом

3)половые 4) споровые

А 17. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы

  1. глюкозы до пировиноградной кислоты

  2. белка до аминокислот

  3. крахмала до глюкозы

  4. пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

А 18. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют

  1. хромосом в половых клетках

  2. клеток с набором хромосом, равным материнской клетке

  3. молекул ДНК в дочерних клетках

  4. хромосом в соматических клетках

А 19. В молекулах ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле

  1. 10% 2) 20% 3) 40% 4) 90%

А 20. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в

  1. анафазе 2) телофазе 3) профазе 4) метафазе

Часть В

В 1. (с выбором трех верных ответов из шести).

В каких структурах клетки эукариот локализованы молекулы ДНК?

  1. цитоплазме 2)ядре 3) митохондриях

4)рибосомах 5) хлоропластах 6) лизосомах



В 2. Установите соответствие между признаком организмов и царством, для которого этот признак характерен.

П Р И З Н А К Ц А Р С Т В О

А) по способу питания в основном автотрофы 1) Растения

Б) имеют вакуоли с клеточным соком 2) Животные

В) клеточная стенка отсутствует

Г) в клетках имеются пластиды

Д) большинство способно передвигаться

Е) по способу питания преимущественно гетеротрофы



А

Б

В

Г

Д










Часть С

В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ»

1 вариант

1. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида

А) генетический критерий Б) морфологический критерий

В) экологический критерий Г) географический критерий

2. Сходство химического состава особей одного вида

А) морфологический критерий Б) биохимический критерий

В) генетический критерий Г) экологический критерий

3. Обитание особей одного вида в сходных условиях

А) морфологический критерий Б) биохимический критерий

В) географический критерий Г) экологический критерий

4. Особей в одну популяцию объединяет

А) изоляция Б) общность питания

В) наличие хищников Г) свободное скрещивание

5. Географическая изоляция проявляется

А) в разных сроках размножения особей разных популяций

Б) в наличии преград между популяциями – рек, горных хребтов

В) в различном поведении особей в период размножения

Г) в несоответствии строения органов размножения у особей разных популяций

6. Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и с неживой природой называют

А) искусственным отбором Б) приспособленностью

В) борьбой за существование Г) естественным отбором

7. К движущим силам эволюции относится

А) многообразие видов Б) видообразование

В) приспособленность Г) наследственная изменчивость

8. Главный фактор, определяющий направленность эволюционного процесса

А) борьба за существование Б) дрейф генов

В) наследственная изменчивость Г) естественный отбор

9. К результатам эволюции относится

А) естественный отбор

Б) видообразование

В) искусственный отбор

Г) наследственность

10. Материал для отбора поставляет

А) наследственность

Б) деятельность человека

В) наследственная изменчивость

Г) борьба за существование



11. Образование новых видов в природе происходит в результате

А) градации

Б) сохранения естественным отбором особей с полезными наследственными изменениями

В) деятельности человека

Г) стремления особей к самоусовершенствованию

12. Элементарное эволюционное явление

А) мутационный процесс

Б) изоляция

В) изменение генофонда популяции

Г) популяционные волны

13. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъему уровня организации, называются

А) ароморфозами

Б) идиоадаптациями

В) дегенерациями

Г) биологическим прогрессом

14. Идиоадаптация – это появление у животных

А) теплокровности

Б) легочного дыхания

В) четырехкамерного сердца

Г) покровительственной окраски



II. Завершите предложение, вписав вместо точек необходимые термины и понятия

1. Форма естественного отбора, поддерживающая крайние признаки у особей популяции в изменяющихся условиях среды ….

2. Результат успеха группы организмов в эволюции, выражающийся в увеличении численности особей, расширении ареала и увеличении числа подчиненных систематических групп, - …..

3. Процесс непрерывного, направленного и необратимого исторического развития живой природы - …..

4. Эволюционные преобразования, происходящие на надвидовом уровне и приводящие к появлению родов, семейств, отрядов и других крупных систематических групп, - …..

5. Элементарным материалом для эволюции является ….

2 вариант

1. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида

А) биохимический критерий В) морфологический критерий

Б) генетический критерий Г) физиологический критерий

2. Определенный набор и форма хромосом у особей одного вида

А) биохимический критерий В) генетический критерий

Б) морфологический критерий Г) физиологический критерий

3. Общий ареал, занимаемый видом в природе

А) географический критерий В) морфологический критерий

Б) экологический критерий Г) генетический критерий

4. Смешиванию популяций одного вида препятствует

А) изоляция В) наличие хищников

Б) отсутствие корма Г) наличие паразитов

5. Биологическая изоляция популяций обусловлена

А) разделением популяций горными массивами

Б) разделением популяций морями

В) разделением популяций лесными массивами

Г) разными сроками размножения особей разных популяций

6. Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями, называется

А) естественным отбором В) искусственным отбором

Б) борьбой за существование Г) видообразованием

7. К движущим силам эволюции относится

А) приспособленность В) многообразие видов

Б) борьба за существование Г) видообразование

8. К движущим силам эволюции не относится

А) наследственная изменчивость В) приспособленность

Б) борьба за существование Г) естественный отбор

9. К результатам эволюции относится

А) многообразие видов В) естественный отбор

Б) изменчивость Г) наследственность

10. В результате естественного отбора выживают преимущественно особи

А) полезными наследственными изменениями

Б) любыми наследственными изменениями

В) нейтральными наследственными изменениями

Г) вредными наследственными изменениями

11. Приспособленность организмов к среде обитания формируется в результате

А) выживания особей с разнообразными наследственными изменениями

Б) стремления особей к самоусовершенствованию

В) градации

Г) преимущественного сохранения естественным отбором особей с полезными наследственными изменениями

12. Благодаря мутационному процессу в популяции

А) накапливаются наследственные изменения

Б) появляются наследственные изменения

В) избирательно уничтожаются особи с определенным генотипом

Г) уничтожаются редкие аллели

13. Мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к определенным условиям среды обитания, называются

А) биологическим прогрессом

Б) ароморфозами

В) идиоадаптациями

Г) дегенерациями

14. Ароморфоз – это

А) появление легочного дыхания

Б) появление защитной окраски

В) формирование разнообразной формы тела у рыб

Г) формирование конечностей копательного типа у крота



II. Завершите предложение, вписав вместо точек необходимые термины и понятия

1. Форма естественного отбора, поддерживающая крайние признаки у особей популяции в изменяющихся условиях среды ….

2. Результат успеха группы организмов в эволюции, выражающийся в увеличении численности особей, расширении ареала и увеличении числа подчиненных систематических групп, - …..

3. Процесс непрерывного, направленного и необратимого исторического развития живой природы - …..

4. Эволюционные преобразования, происходящие на надвидовом уровне и приводящие к появлению родов, семейств, отрядов и других крупных систематических групп, - …..

5. Элементарным материалом для эволюции является ….

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

1.В чем заключается суть идеи о самозарождении жизни?

2. Работы Л. Пастера и крах теории витализма.

3. Теория химической эволюции А.И. Опарина.

4. Теория Дж. Бернала.

5. Современные представления о зарождении жизни.

6. Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

7. Ранние этапы развития жизни на Земле.



ИТОГОВЫЙ УРОК ЗА 1 КУРС

1. Предмет изучения биологии. Классификация биологических наук.

Биоразнообразие живых организмов. Современная систематика

органического мира.

2. Свойства живого. Метаболизм живых организмов.

3. Химический состав живого. Вода и ее роль в живых организмах. Функции

белков, жиров и углеводов.

4. Нуклеиновые кислоты и их функции. Реакции матричного синтеза.

Свойства генетического кода.

5.Строение клеток прокариот и эукариот. Сравнение клеток растений,

грибов и животных. Ткани растений и животных.

6. Воспроизведение клеток. Диплоидные и гаплоидные клетки. Способы

деления клеток. Биологическое значение митоза и мейоза.

7. Бесполое размножение: типы и примеры. Половое размножение.

Гаметогенез и оплодотворение.

8. Индивидуальное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития.

Постэмбриональное развитие.

9. Генетика. Ген и аллели. Доминантные и рецессивные признаки. Генотип

и фенотип. Наследственность. Изменчивость. Виды изменчивости.

10. Происхождение жизни на Земле. Концепции возникновения жизни.

Естественнонаучная концепция А.И. Опарина. Голобиоз и генобиоз.

11. Геологическая и биологическая эволюция Земли. 43. Эволюционное учение Ч. Дарвина и современная синтетическая теория

эволюции: основные принципы и факторы эволюции. Виды естественного

отбора.

12. Микроэволюция. Макроэволюция. Направления и пути эволюции.

13. Основные этапы эволюции человека. Действие факторов эволюции на

человека.

14. Направления экологии. Популяция. Биоценоз. Экосистема. Отношения

внутри биоценоза.

15. Факторы среды. Пределы толерантности. Экологическая пластичность.

Экологическая ниша. Экологические пирамиды.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»

Работа разноуровневая, многовариантная.


1 Уровень усвоения (на «З» балла)

1 вариант

11 вариант

III вариант

1.Дать характеристику;


а)антропогенному фактору


б)биотическому фактору


в)абиотическому фактору

2. Что определяет каждый критерий и привести примеры

А)морфологический


б) генетический

в) биохимический

3.Экологическая характеристика популяции:

а) возрастной и половой состав


б) ареал популяции

в) плотность популяции и динамика численности

4.Какова роль в БГЦ:

а) хищных птиц

б) насекомых

В)травоядных млекопитающих

5. Проиллюстрируйте на графике следующие данные:

а)Температурный режим для поддержания жизни животных от +180Сдо+240С


б) Продолжительность насиживания у птиц различна и зависит от величины яйца: у страуса 42 дня – вес до 2 кг; у куриных 21 день – вес до 56 г

в) Антарктические рыбы адаптированы к низким 1° от -2 до +2°С. С повышением 1° они впадают в тепловое оцепенение


6. Исправьте цепь питания:

а) трава-лягушка – кузнечик – уж – сокол

б) бактерии – орехи – белка – куница

в)дерево-дятел- личинки жуков короедов – бактерии

7.Какому типу соответствует экологическая пирамида, и что она определяет:


44

40

400

10%



100%

1%

400

40



4000

4



1000%



Лес (кг) море (кг) лес лес



2 и 3 уровень усвоения (на 4 и 5 баллов) индивидуально по карточкам 5 вариантов.



Карточка №1


1. Из приведенного перечня выберите приспособления растений к жизни в пустыне и в тундре:

А) поверхностное расположение корней;

Б) глубинное и поверхностное расположение корней;

В) лист опушенные, имеют восковой налет;

Г) листья видоизменены в колючки или имеют небольшие размеры;

Д) стебель имеет серебристое или белое опушение, у ряда растений в нем происходит фотосинтез;

Е) стебель низкорослый, выше снегового покрова отмерзает.

2. В чем справедливость утверждения ученого П. Фабра, что животных

нельзя делить на полезных и вредных, на друзей и врагов?

3. В чем проявляется саморегуляция экосистем? Привести пример.

4. Верно ли утверждение; Биоценоз - это сообщество организмов в

взаимосвязи с окружающей средой. Ответ аргументируйте.

5. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: песцы могут

переносить колебания температуры от +30°С до -55°С.

6. Какой показатель определяет количество особей данного вида 1

единице площади?

а) Видовое разнообразие.

б) Плотность популяции.

в) Численность популяции

г) Биомасса.

7. Рассчитать массу вещества в каждом из перечисленных звеньев цепи питания, если масса лисы - 8кг:

1) злаковые травы; 2) мыши; 3) лиса

Изобразить пирамиду биомассы.

Карточка №2


1. В любом БГЦ можно обнаружить разнообразных насекомых. В состав какого звена входят насекомые? Ответ поясните. Составьте цепь питания с включением в нее насекомых. Какую роль играют насекомые в БГЦ?

2. Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя t° условия и влажность были благоприятными. Каковы причины

описанного факта?

3.Чем можно объяснить, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, сбрасывают листья обычно позже, чем деревья, растущие на неосвещенных улицах?

4.Какой критерий может считаться единственным и достаточным для определения вида?

А) морфологический

Б) генетический

В) географический

Г) экологический

Д) такого критерия нет

5. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: завистмость скорости развития насекомых от t°. При t° от29° до 34° С от1° до10° дней; при t° от 27° до29° С от10° до20° дней.

6.Объясните различие в пирамидах чисел А и Б .Дать конкретные названия каждой ступени пирамиды.





А Б

7.Как и почему изменится жизнь дубравы в том случае, если там вырубили кустарник?

Карточка №3


1. В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические и биотические факторы способствуют опылению растений?

2. Что является для животных и растений сигналом к сезонным изменениям: а) t°; б) длина дня; в) влажность; г) количество пищи. Поясните пример с перелетными птицами.

3. Сколько % энергии переходит на последующий пищевой уровень?

а)1;б)10;в) 100

4. Как называется последовательная смена экосистем? Дайте характеристику постепенной смене экосистемы (БГЦ) - сукцессии.

5. Почему пищевая цепь имеет не более 3-5 звеньев?

6. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: У новорожденных, вес которых значительно больше или значительно меньше 3,6 кг, имеется меньше шансов выжить в течение первых месяцев жизни, чем у младенцев, вес которых близок к среднему, т.е. 3,6 кг.

7. Какие организмы, кроме зеленых растений, относятся к продуцентам? Почему ?

Карточка №4


1. Ученые считают, что все организмы обладают «биологическими часами». Как вы это понимаете? Какую роль они играют в жизни организмов?

2. Почему именно с лишайниками связана первичная сукцессия?

3. Географ и путешественник А. Гумбольд считал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?

4.Кто из названных организмов может занимать место и продуцента и консумента?

А) инфузория-туфелька

Б) эвглена зеленая

В) амеба обыкновенная

Почему?

5. Почему агроценоз нельзя считать саморегулирующейся системой?

6. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: суточная потребность организма в Са (кальций) 0,7-0,8 г, последствием недостаточного поступления являются мышечные судороги.

7. Изобразите пирамиду биомассы в водном БГЦ весной и в остальное время года.


Карточка №5


1. Листья у деревьев вокруг озер возле берега изменяют цвет позднее, чем у деревьев удаленных от берега. Весной у деревьев вблизи озер почки позже трогаются в рост. Почему осень и весна у деревьев, растущих вблизи озер, начинаются позднее?

2. Трофические уровни -...

а) Уровни организации живой материи;

б) Уровни питания в экологической системе;

в) Уровни, определяющие положение организма на эволюционной лестнице.

3. Истинными редуцентами в БГЦ являются: а)водоросли; б)животные;

в) бактерии и грибы.

4. Можно ли судить об экологической неграмотности, если определенная территория названа «заповедно - охотничье хозяйство»? Объясните.

5. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: различные виды катушек или прудовик в интервале I от -5 С до -8 С впадают в ана-

биоз. При размораживании (т.к. при понижении выше сказанных 1°они вмерзают в лед) их жизненные функции восстанавливаются.

6. Дать характеристику экологической пирамиды энергии. Изобразить ее и ответить на вопрос: чем лимитируется длина пищевой цепи?

7. Определите, какой организм лишний. Ответ обоснуйте.

1. Сосна. 4. Зоопланктон.

2. Калина. 5. Дуб.

3. Фитопланктон








ЗАЧЕТ ЗА 2 КУРС

1 вариант

2 вариант

  1. Чем отличаются понятия биосферы от среды обитания?

  2. Перечислите абиотические факторы, которые могут влиять на жизнь организмов?

  3. Перечислите признаки внешнего и внутреннего строения животных, которые позволяют им прожить в водной среде обитания?

  4. Чем объяснить упрощение организации строения у паразитических червей?

  5. Опишите признаки механического воздействия организмов на среду обитания.

  6. В круговороте каких веществ участвуют зеленые растения в биосфере?

  1. Почему не все оболочки Земли могут населяться живыми организмами? Объясните на примерах.

  2. Перечислите антропогенные факторы, которые достаточно серьезно влияют на равновесие в биосфере?

  3. Перечислите признаки строения организмов, которые позволяют им прожить в почвенной среде обитания?

  4. Почему биосферу называют продуктом эволюции Земли?

  5. Опишите признаки физико-химического воздействия организмов на среду обитания?

  6. Почему круговорот воды в природе играет решающую роль для жизни многих организмов?




Из данного перечня признаков организмов 1 варианту выбрать признаки для проживания в водной среде обитания, для 2 варианта признаки, позволяющие жить организмам в наземно-воздушной среде обитания. Ответ записать цифрами, под которыми перечислены признаки?

  1. Двухкамерное сердце

  2. Перьевой покров

  3. Ячеистые легкие

  4. Жабры

  5. Роговые чешуи

  6. Ласты

  7. Плавательный пузырь

  8. Крылья

  9. Плавники

  10. Трехкамерное сердце

  11. Два круга кровообращения

  12. Плавательные перепонки

  13. Дыхательные мешки

14. Четырехкамерное сердце

15. Один круг кровообращения

16. Бегательные конечности

17. Костная чешуя

18. Кожа слизистая

19. Кожа сухая

20. Шерстяной покров









ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. И. Тупикин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 384 с.: ил.



Дополнительная литература

1.Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с.: ил.

2.Большая школьная энциклопедия. 6 – 11 кл. Т. 2. [Текст] / М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 717 с.: ил.

3.Голицын, А. Н. Основы промышленной экологии [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / А. Н. Голицын. – М.: ИРПО; Академия, 2002. – 240 с.: ил.

4.Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 624 с.: ил.

5.Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 352 с.: ил.

6.Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 283 с.: ил.

7.Мамонтов, С. Г. Общая биология [Текст]: учеб. пособие для сред. учеб. заведений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. – М.: Высшая школа, 1986. – 320 с. ил.

8.Природа и экологические проблемы Кузбасса [Текст]: учеб. пособие / Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1993. – 208 с.: ил.

9.Справочник школьника [Текст]: 5 – 11кл. / М.: АСТ – ПРЕСС, 2001. – 704 с.: ил.

10.Энциклопедия для детей [Текст]. Т. 2 (Биология) / сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1995. – 624 с.: ил.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!