СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы. Тест "Повторение изученного в 5-6 классах.Фонетика и орфоэпия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест полностью соответствует требованиям образовательного стандарта. Составлен в двух вариантах. Каждый  вариант  состоит из двух частей.Вторая часть предполагает работу с текстом.Ключи прилагаются.

Просмотр содержимого документа
«Ключи Фонетика»

Фонетика. Орфоэпия.

Вариант 1



 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

№ части

 

1

Б

В

А

Б, В, Г

Б

А,Б,В

А

Г

2

роль знаков препинания

знаки препинания помогают верно передать смысл высказывания

прозрачная, литая, ясным

рассказ

рассыпаться

пишет, так







Вариант 2



 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

№ части

 

1

В

 А

 Б, Г

 А, Б, Г

 Г

 А, Б, Г

 Г

Г

2

 благозвучие русской речи

 благозвучная речь -важная черта в облике человека

 столкновение, нарушает, благозвучие

 просьбой

случается, строится, заканчивается, начинается

 равномерно

 

 



Просмотр содержимого документа
«Фонетика.Орфоэпия. Вариант 2»

Повторение изученного в 5-6 классах

Фонетика. Орфоэпия.

Вариант 2

  1. Выберите правильный вариант ответа: орфоэпия -это

    1. учение о правилах написания слов, их переноса, сокращения.

    2. раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону речи

    3. особая наука, которая изучает нормы и правила произношения звуков, их сочетаний в литературной речи

    4. раздел науки о языке, рассматривающий знаки письма, с помощью которых записывается речь

  2. Укажите, в каком ряду все согласные мягкие (значки мягкости не расставлены)

    1. [ й ], [ч ] [ щ ]

    2. [ й] ,[ ш] ,[ч ]

    3. [ж ], [щ ], [ц ]

    4. [й ],[ ц], [ ш]

  3. Укажите, в каких словах нет сонорных звуков

    1. ракета

    2. дочь

    3. шалаш

    4. экипаж

  4. Укажите, в каких вариантах буква ю обозначает два звука [й’у]

    1. юла

    2. конъюнктура

    3. люстра

    4. поют

  5. Укажите, в каком ряду дана неверная характеристика звука

    1. [ й’ ] -согласный, звонкий, мягкий

    2. [ л ]- согласный, звонкий, сонорный, мягкий

    3. [ ф] - согласный, глухой, твердый

    4. [ ч’ ]- согласный, звонкий, сонорный, мягкий



  1. Укажите, в каких рядах сочетание звуков «ч + н» читается как [шн ]

    1. скучно

    2. конечно

    3. яичница

    4. речной

  2. Укажите, в каком из приведенных ниже слов не допущена ошибка в постановке ударения: верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

    1. докУмент

    2. дОсуг

    3. свеклА

    4. щавЕль

  3. Укажите, в каком ряду слова расположены в алфавитном порядке

А. книга, линия, натюрморт, музыка

Б. песня, роща, турист, солнце

В. диван, ель, история, заяц

Г. хурма, цемент, часы, шпроты



Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

(1) Русский язык благозвучен. (2) Что это значит? (3) Как можно определить благозвучие вообще.

(4) Справедливым считается, что благозвучие предполагает сочетание звуков, удобные для произношения и приятные для слуха. (5) Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «…Написание должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».

(6) Представление о благозвучии опирается на фонетические особенности языка. (7) Для русского языка это связано прежде всего с тем, что ему не свойственно нагромождение согласных и скопление гласных звуков. (8) Хотя гласных у нас только шесть, а согласных в шесть раз больше, их активность в речи почти одинакова. (9) Согласные звуки достаточно равномерно перемежаются гласными, чем достигается гармоничная соразмерность русской речи.

(10) Столкновение нескольких согласных или нескольких гласных нарушает законы русского благозвучия. (11) Такое случается, например, на месте соединения слов: Мост строится. Конкурс старшеклассников. (12) Первое слово заканчивается двумя согласными, а второе начинается двумя-тремя, вот и столкнулись несколько согласных!

(13) Не случайно, там, где нужно, мы добавляем гласный звук к предлогу, который состоит из одного согласного или оканчивается согласным (например: к-ко (к тебе-ко мне), в-во (в переулок-во двор), от-ото (от него-ото всех).

(14) Звучность русской речи обусловлена и активностью сонорных согласных звуков, в произношении которых голос преобладает над шумом, ведь определение «сонорный» в переводе с латинского языка означает «звучный». (15) Такие звуки делают речь музыкальной, плавной, звонкой..

(16) Способствует благозвучию русской речи и мягкость согласных звуков, и слоги, и особенности русского ударения. (17) Наш короткий рассказ о благозвучии окончен.(18) Обратимся только с просьбой: соблюдайте законы благозвучия, поскольку благозвучная речь -важная черта в облике человека.

(По книге И.И. Постниковой, И.М. Подгаецкой «Фонетика-это интересно»)



  1. Определите тему текста

  2. Сформулируйте главную мысль текста

  3. Из предложения 10 выпишите все слова, в которых звуков больше, чем букв.

  4. Из предложений 17-18 выпишите слово, в котором происходит озвончение согласного

  5. Из предложений 11-12 выпишите слова, в которых есть звук [ц]

  6. Из предложения 9 выпишите слово, в котором все согласные звонкие



Просмотр содержимого документа
«Фонетика.Орфоэпия.Вариант 1»

Повторение изученного в 5-6 классах

Фонетика. Орфоэпия.

Вариант 1

  1. Выберите правильный вариант ответа: фонетика -это

    1. учение о правилах написания слов, их переноса, сокращения.

    2. раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону речи

    3. особая наука, которая изучает нормы и правила произношения звуков, их сочетаний в литературной речи

    4. раздел науки о языке, рассматривающий знаки письма, с помощью которых записывается речь

  2. Укажите, в каком ряду все согласные твердые (значки мягкости не расставлены)

    1. [ й ], [ч ] [ щ ]

    2. [ й] ,[ ш] ,[ч ]

    3. [ж ], [ш ], [ц ]

    4. [й ]. [ ц], [ ш]

  3. Укажите, в каком ряду все согласные сонорные

    1. [ р], [л] ,[ м ], [н ]

    2. [р ], [л ] ,[м ], [ й]

    3. [ р ] ,[л ] ,[ м], [ж ]

    4. [ р ], [ л] ,[ ч], [ ф]

  4. Укажите, в каких вариантах буква я обозначает два звука [й’а]

    1. тряпка

    2. ярмарка

    3. контръярус

    4. баян

  5. Укажите, в каком ряду дана верная характеристика звука

    1. [ й’ ] -согласный, звонкий, сонорный, твердый

    2. [ р ]-согласный, звонкий, сонорный, твердый

    3. [ ш ] -согласный, звонкий, сонорный, твердый

    4. [ ц ]- согласный, звонкий, сонорный, мягкий



  1. Укажите, в каких рядах сочетание звуков «согласный + е» читается как [тэ ]

    1. свитер

    2. теннис

    3. партер

    4. тема

  2. Укажите, в каком из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

    1. углУбит

    2. тОрты

    3. звонИшь

    4. ворОта

  3. Укажите, в каком ряду слова расположены не в алфавитном порядке

А. арбуз, булка, вилка, горох

Б. люстра, мебель, новость, остров

В. стена, трость, удочка, факел

Г. цыпленок, чайник, щавель, шарик



Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

(1) Однажды в редакцию газеты принесли рассказ, интересный по теме, талантливый, но спутанный и раздерганный. (2) Печатать его было нельзя. (3) Тогда корректор предложил провести легкую правку и обещал, что при этом не изменит в рукописи ни одного слова. (4) К утру корректор закончил работу, рукопись перепечатали на машинке.(5) Дальше -пишет Паустовский- было так:

… (6) Я прочел рассказ и онемел. (7) Это была прозрачная, литая проза. (8) Все стало выпуклым, ясным. (9) От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. (10) При этом действительно не было выбрашено или прибавлено ни одного слова…

. (12)- Это чудо!-сказал я.-Как вы это сделали?

(13) – Да просто расставил правильно все знаки препинания. (14) Особенно тщательно я расставил точки. (15) И абзацы. (16) Это великая вещь, милый мой. (17) Еще Пушкин говорил о знаках препинания. (18) Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное звучание. (19) Знаки препинания-это как нотные знаки. (20) Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. (21)Небрежное отношение к знакам препинания может сделать текст «слепым» и даже исказить его.(22)Рассказ был напечатан. (23) Вот так.

(По Паустовскому К.Г.)




  1. Определите тему текста

  2. Сформулируйте главную мысль текста

  3. Из предложений 7-8 выпишите все слова, в которых звуков больше, чем букв.

  4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором происходит оглушение согласного на конце

  5. Из предложений 19-20 выпишите слово, в котором есть звук [ц]

  6. Из предложений 4-5 выпишите слова, в которых все согласные глухие


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!