СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы. Тест "Повторение изученного в 5-6 классах.Лексика и фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест соответствует требованиям образовательного стандарта.  Составлен в двух вариантах.Каждый вариант состоит из двух частей. Вторая часть предполагает работу с текстом. Ключи прилагаются.

Просмотр содержимого документа
«Ключи»

Лексика и фразеология. Культура речи.

Вариант 1

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

№ части

 

1

А

 В

А, Г

 Г

 А, Б, Г

 Б

 В

А, Б, Г

2

 спасение животных во время наводнения

 показать беззащитность животных перед наводнением

 загодя ,изба рыбарь, уда

 лихой (охотник), лихая (година)

низины, возвышенности

 яблоку негде упасть

 

 



Вариант 2



 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

№ части

 

1

В

 Б

 Б, Г

 В

 А, В, Г

 В

 Б

А,Б, В

2

человек и природа

надо беречь природу

метро, апогей шоссе

ключ (родник), ключ (металлический стержень для отпирания замка)

досадно, обидно

сердце кровью обливается







Просмотр содержимого документа
«Лексика вариант 2»

Повторение изученного в 5-6 классах

Лексика и фразеология. Культура речи.

Вариант 2

  1. Выберите правильный вариант ответа: фразеология -это

    1. раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка

    2. раздел грамматики, изучающий слова как части речи.

    3. раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов

    4. раздел грамматики, в котором изучается строение словосочетаний и предложений.

  2. Выберите правильный вариант ответа: многозначные слова

    1. обозначают одно и то же, отличаются оттенками значений

    2. имеют несколько значений

    3. имеют одно значение

    4. имеют переносное значение

  3. Какие из перечисленных ниже слов являются однозначными?

    1. стол

    2. троллейбус

    3. кисть

    4. подоконник

  4. Укажите, какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «стреляный воробей»

    1. глупый человек

    2. веселый человек

    3. бывалый человек

    4. легкомысленный человек

  5. Укажите, в каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении

    1. масляный взгляд

    2. стальной каркас

    3. лисий характер

    4. золотые руки



  1. Укажите, в каком варианте ответа указаны профессионализмы, относящиеся к музыкальному искусству

    1. вахтер, привратник, швейцар

    2. яхта, парусник, бриг

    3. увертюра, октава, аккорд

    4. ложа, партер, амфитеатр

  2. Укажите, в каком варианте указаны диалектизмы

    1. самолет, дельтаплан, ракета

    2. шибко, дюже, пимы

    3. гипотеза, фейерверк, теорема

    4. уезд, волость, губерния

  3. Укажите, в каких предложениях допущены речевые ошибки

А. Мама одела пальто на ребенка.

Б. Из лесу мы возвращались с цельной корзиной грибов.

В. Длинное путешествие утомило нас окончательно.

Г. Абонент долго не отвечал.



Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

(1) Мне, городскому жителю, привыкшему к метро, к суете, нравится бывать в здешних местах, бродить по лесу, слушать пение птиц и журчание ручейка , собирать ягоды и грибы. (2) В этом году «грибной пик», кажется, достиг своего апогея.(3) Тысячи любителей тихой охоты едут в леса с лукошками, прочесывают не только близкие от железной дороги или шоссе рощи и кручи, но и забираются в самую глухомань. (4) У каждого грибника, пожалуй, есть свой «ключ» к грибному счастью. (5)   И как бывает иной раз досадно, когда доберешься до этого самого своего «грибного счастья» и не узнаешь знакомого пейзажа. (6) Не то обидно, что кто-то опередил, а досадно, что этот некто оставил после себя осколки бутылки , целофановые пакеты, обломанные деревья, кострища.(7) Сердце кровью обливается, когда видишь все это. (8) Ставишь туесок на землю и засучив рукава принимаешься убирать весь этот мусор. (9) А ведь каждому, наверное, известно, что для охраны природы строятся сложнейшие и, кстати, дорогие очистные сооружения, высаживаются молодые леса на больших площадях, расселяются звери, в реки выпускаются миллионы мальков (10) Но все эти добрые дела, безусловно, не достигнут максимального эффекта, если каждый не осознает, что он- хранитель лесов, рек, полей. (12) Если каждый из нас не задумается над тем, что и этот ключ, бьющий из- под земли, и эта роща, и эти грибы , и эти птицы, и мы-одно целое, то грядет великая катастрофа.(13 )Именно об этом думал я, когда поставил на пол туесок, наполненный грибами, и доставал ключ из кармана, чтобы открыть дверь в свою городскую квартиру.

  1. Определите тему текста

  2. Сформулируйте главную мысль текста

  3. Из предложений 1-5 выпишите все слова иноязычного происхождения

  4. Из предложений 9-13 выпишите омонимы.

  5. Из предложений 4-8 выпишите синонимы

  6. Из предложений 6-10 выпишите фразеологизм, который имеет значение «невыносимо сильное ощущение душевной боли»



Просмотр содержимого документа
«Лексика вариант1»

Повторение изученного в 5-6 классах

Лексика и фразеология. Культура речи.

Вариант 1

  1. Выберите правильный вариант ответа: лексика -это

    1. раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка

    2. раздел грамматики, изучающий слова как части речи.

    3. раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов

    4. раздел грамматики, в котором изучается строение словосочетаний и предложений.

  2. Выберите правильный вариант ответа: однозначные слова

    1. обозначают одно и то же, отличаются оттенками значений

    2. имеют несколько значений

    3. имеют одно значение

    4. имеют переносное значение

  3. Какие из перечисленных ниже слов не являются многозначными?

    1. кристалл

    2. древний

    3. стол

    4. колибри

  4. Укажите, в каком варианте дан фразеологический оборот со значением «бездельничать».

    1. сойти со сцены

    2. червячка заморил

    3. во все лопатки

    4. сидеть сложа руки

  5. Укажите, в каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении

    1. кислая улыбка.

    2. стальные нервы

    3. лисий след

    4. золотой характер.



  1. Укажите , в каком варианте ответа указаны синонимы.

    1. килограмм, километр, миля

    2. каламбур, юмореска, шутка

    3. бандероль, студень, антресоль

    4. отфутболить, брякнуть, буркнуть

  2. Укажите , в каком варианте указаны диалектизмы

    1. пила, фуганок, долото

    2. скальпель, премьера, эксперт

    3. кочет, векша, бирюк

    4. компьютер, космонавт, менеджер

  3. Укажите, в каких предложениях допущены речевые ошибки

А. Погода сегодня ветровая.

Б. В дождевой день лучше оставаться дома.

В.Я всегда занимаюсь планированием дел на месяц.

Г. В поезде далекого следования предусмотрен надлежащий сервис.



Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

(1) Края здесь тихие, глухие. (2) Каждой весной я приезжаю сюда, селюсь у бабки Дарьи, загодя с ней договариваясь. (3) По соседству в старой покосившейся избе живет Фома, завидный рыбарь, лихой охотник. (4) Поговаривают, что он птичий и звериный языки знает, оттого рыба к нему на уду так и цепляется, а зверь так и бежит на охотника. (5) Напросился я однажды пойти с ним на рыбалку. (6) В этом году весна выдалась скорой, лихую годину предстояло выдюжить зверью. (7) Полая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины. (8) Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходили на соседские возвышенности. (9) Труднее было мелким животным, которым не преодолеть водной преграды. (10) Целыми стаями, дрожа от страха, носятся по взлобкам напуганные зайцы. (12) А там, где не осталось места скакать взад-вперед, сидят, вымокшие, оробевшие, и ждут своей участи. (13) Пока гребем, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. (14) Здесь лишней лапке некуда ступить, яблоку негде упасть. (15) Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы. (16) К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу не замеченная нами лиса. (17) Ее глаза с хитринкой выдают в ней настоящую хищницу, однако она тоже до смерти перепугана. (18) Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег продолжает плавание по разлившейся реке. (19) Исцарапанные лисьими когтями, перепачканные грязью, страшно усталые, но все же довольные своим путешествием, пристаем к лесному обрывчику. (20) Один за другим дают стрекоча спасенные нами от половодья зайцы, а за ними сломя голову убегает и Патрикеевна… (По В. Вересаеву)

  1. Определите тему текста

  2. Сформулируйте главную мысль текста

  3. Из предложений 1-5 выпишите все устаревшие слова.

  4. Из предложений 3-7 выпишите слова, являющиеся омонимами

  5. Из предложений 7-10 выпишите антонимы

  6. Из предложений 13-20 выпишите фразеологизм, который имеет значение «очень тесно»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!