Контрольные работы для 6 класса

Категория: Русский язык

Представлены контрольные работы для 6 класса по программе М.Разумовской

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы для 6 класса»

Итоговая контрольная работа

Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

1-й текст контрольного диктанта предложен в методических рекомендациях под редакцией М. М. Разумовской на с. 221, но необходимо отредактировать некоторые словосочетания в зависимости от подготовленности класса. Желательно слова и словосочетания включать в орфографические разминки предшествующих уроков.

2-й текст

Солнечный цветок

Его родина – далёкая Мексика. Ярко-жёлтые соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали и в том, что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца, желая поймать его горячие лучи. Поэтому подсолнечник считали священным.

Испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку, завезли растение к себе на родину, и восторгам не было конца. Каждый, имевший хоть клочок земли, старался вырастить необычайный цветок. Другие разводили подсолнечник в горшках, как комнатное растение. В нём видели прелестное живое украшение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарёв смастерил небольшой пресс, выжимающий подсолнечное масло. Это было в 1829 году.

(По Н. Осипову.)

(119 слов.)

3-й текст

Первая встреча с Андерсеном

Мне было семь лет, когда я получил в новогоднюю ночь в подарок от мамы сказки Андерсена.

Сев под ёлку, я раскрыл книгу. В ней было много картинок. Там сверкали огнём стены ледяных дворцов, дикие лебеди летали над морем, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, прижимая к ней длинные ружья.

Удивительная человеческая доброта исходила со страниц этой книги с золотым обрезом.

Задремав от усталости и жара свечей, сквозь дремоту я увидел Андерсена.

Он рассматривал меня, прищурив один глаз, потом достал из кармана душистый платок, взмахнул им, из платка выпала белая роза. Сразу вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. Это звенели лепестки розы, ударившиеся о пол.

С тех пор моё представление об Андерсене всегда было связано с этим приятным сном.

(По К. Паустовскому.)

(127 слов.)



Изложение «Как спасали крысу» конт 13


Ц е л ь р а б о т ы: проверить, умеют ли учащиеся сохранять при пересказе основную мысль текста, если она прямо не сформулирована, а раскрывается через отношение автора к происходящему; композицию рассказа; ти-

пологическое строение текста; его абзацное членение;стиль речи; характерные для текста языковые средства.

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

—Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверю-

ге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сго-

нять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде ≪Кыш!≫ и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо — крыса, я, трамвай и моя знакомая — взбежали на подъём.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

—Замечательно, — в два приёма сказала моя знакомая. — Я знала, что ты человек неравнодушный. (164 слова) (По Б. Васильеву)

Краткая характеристика текста

1. Основная мысль, в тексте прямо не выраженная, раскрывается через отношение автора к его спутнице: ему нравится её активность, её деятель-

ная доброта. Такая жизненная позиция достойна уважения вне зависимости от того, в какой ситуации она проявляется. Сама же ситуация вызывает у него улыбку.

2. По жанровой принадлежности текст представляет собой рассказ, что чётко отражено в его композиции: здесь имеется вводная часть (1-й абзац), завязка и развитие действия (2-й абзац), кульминация (3-й абзац), развязка (4-й абзац) и заключение (последняя фраза).



















КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ"



  Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за  6 класс). 

 

ВУЛКАН ФУДЗИЯМА

Самая высокая гора Японии – вулкан Фудзияма. Для жителей этой страны он еще и национальный символ. О Фудзияме слагают песни и стихи, она запечатлена на картинах многих художников.
Фудзияма – это потухший вулкан. Он расположен всего в девяноста километрах от Токио. Последнее извержение его происходило в тысяча семьсот семидесятом году. Сейчас кратер вулкана глубиной двести двадцать метров почитают как святыню. Каждый японец считает своим долгом хоть один раз побывать на священной горе. В июле–августе на Фудзияме почти нет снега, поэтому каждый год летом большие группы людей устремляются на вершину горы. До отметки на высоте двух тысяч пятисот метров можно доехать на машине, но оставшиеся тысячу двести метров каждый должен пройти пешком. За субботу и воскресенье на вулкан поднимаются до восьмидесяти тысяч человек.

(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)





























Контрольная работа. Изложение

Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков работы с текстом.


См. методические рекомендации под ред. М. М. Разумовской, с. 210 или по тексту упр. 473, с. 212.















































Контрольная работа.
Диктант с грамматическим заданием

Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

1-й текст из методических рекомендаций под ред. М. М. Разумовской (Дрофа, 2001), с. 198.

2-й текст

Азбука тайги

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.

К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», – закончил старик свой рассказ.

(По А. Иванову-Смоленскому.)

(116 слов.)

Напомнить о знаках препинания при прямой речи.

В качестве грамматического задания можно предложить следующее:

1. Выпишите по 2 слова с указанными орфограммами (или с некоторыми из них):

– безударные гласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся;

– непроизносимые согласные в корне, безударные гласные в окончании глаголов и существительных, о–ё после шипящих.

2. Определите часть речи у слов во 2-м или в последнем предложениях.

3. Разберите по составу: расположиться, выбирал, старичок, рассказ.

3-й текст

Вечером

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянется равнина, а дальше стеной возвышается мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздаются мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Блестит серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предположил, что через час буду дома.

(По И. С. Тургеневу.)

(108 слов.)

В материал предшествующих уроков необходимо вставить слова из выбранного для контрольной работы текста.

Можно предложить следующую методику подготовки к контрольной работе: за 3–4 урока до контрольной работы на стенде «Учись учиться» вывесить 4 варианта диктанта, предложив изучить их, выяснить о непонятном написании или пунктуации.

Это поможет предотвратить многие ошибки в контрольной работе, создаст ситуацию успеха, станет мотивацией для закрепления знаний и возможностью получить более высокую отметку, но не за списывание, а за осознанное изучение.
































Контрольная работа.
Диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта
(по упр. 134, 235)

Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков.

1-й текст из методических рекомендаций под ред. М. М. Разумовской, с. 202.

2-й текст

В гостях

Катя показала мне квартиру. В одной комнате жила она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит прибор. Чернильница представляла собой бородатую голову в шишаке, пепельница – древнерусскую рукавицу. Под шишаком находятся чернила, и Николаю Антоновичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным.

В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда ещё не видел столько книг сразу. Над шкафом висит поясной портрет широколобого моряка со сжатыми челюстями и светло-серыми живыми глазами.

Потом Катя показала мне морской компас – очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором качалась чашечка, а в чашечке под стеклянным колпачком – стрелка. Стрелка качается и одним концом с серебряным якорем показывает на север.

(По В. Каверину.)

(119 слов.)

Примечание. Шишак (в старину): металлический шлем с остриём, заканчивающимся шишкой.






















Контрольная работа по словообразованию

Цель: обеспечение контроля и проверки знаний, умений и навыков по словообразованию.

См. Методические рекомендации под редакцией М. М. Разумовской, с. 203–206.
















































Контрольная работа.
Диктант

Цель: проведение диагностики сформированности умений и навыков правописания приставок, корней слов, окончаний глагола, постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложном предложении.

1-й вариант текста взят из методических рекомендаций под ред. М. М. Разумовской.

Известный русский писатель XIX века Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада». Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат "Паллада"».

Книга содержала интересные сведения о различных морях и странах, обычаях разных народов, о жизни экипажа корабля.

Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма.

Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьётся стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притоптывают, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрёг этой предосторожностью и был наказан. Его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих. (109 слов.)

2-й текст

Необычный стрелок

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами причудливо скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только прерывистое пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился, присмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Шум исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок преспокойно разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это преинтересное растение.

(По Г. Угарову.)

(111 слов.)



Контрольная работа по произношению
имён существительных и прилагательных

Цель: обеспечение проверки контроля знаний, умений и навыков по орфоэпическим нормам.

Ход урока

1. Расставьте ударение в данных существительных и прилагательных:

кухонный, договор, торты, квартал, мускулистый, завидный, дефис, центнер.

2. Расставьте ударение, пользуясь словариком.

3. Выберите из орфоэпического словарика и запишите с орфоэпическими пометами (то есть пометами произношения или ударения) только те существительные, которые можно произносить двояко (оба варианта при этом будут считаться правильными).

4. Выберите правильное произношение.

ба[с'э]йн – ба[сэ]йн;

ас[ф]альт – ас[в]альт;

тренеры – тренера;

[т'э]мп – [тэ]мп;

за[п'а]тая – за[п'иэ]тая;

туфля́ – тýфля;

фа[н'э]ра – фа[нэ]ра.

5. Найдите в орфоэпическом словаре 3–4 прилагательных, по ударению похожих на следующие.

Бéдный – бéден – беднá – бéдно – бéдны и бедны́.

6. Образуйте сравнительную степень прилагательных, расставьте ударение.

Красивый, громкий, долгий, сильный, верный, бледный.

7. Найдите орфоэпические ошибки, перепишите слова, исправляя эти ошибки.

Лé[к]че, врéдна, вкýсна, красивéе, подрóстковый, стройны́, глы́бже, бе[дн']éе.

8. Дополнительное задание. Затранскрибируйте прилагательные.

Кухонный, красивейший, завидный, бедна.









Контрольная работа по лексике

Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков по пройденному материалу.


См. методические рекомендации под ред. М. М. Разумовской, с. 209.

Можно добавить, отдельно оценивая, словарную диктовку по упр. 345, 383.

















































Контрольная работа

Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

1-й вариант – по методическим рекомендациям под редакцией М. М. Разумовской – упр. 438, 439 (второй уровень) или одно из них (первый уровень).

2-й вариант (четыре уровня)

1-й уровень

1. Найти причастия, доказать: старый, стареющий, стареть, постаревший, старенький, старше. (1 балл.)

2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: смотреть, полетать. (2 балла.)

3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы: обиж..нный, отмет..вший, бор..щийся, муч..мый, освещ..нный. (2 балла.)

4. Записать причастия с суффиксами -ящ-, -нн-, -вш-. (1 балл.)

5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:

1) Ручей (спрятаться) в траве тихо журчал.

2) (Стоять) по обеим сторонам берёзы приветливо кивали ветвями.

(3 балла.)

6. Вставьте н-нн:

освещё..ая поляна

деревя..ый стол

тетрадь законче..а

серебря..ое колечко (2 балла.)

7. Расставьте знаки препинания. Поменяйте причастный оборот и определяемое слово, запишите: Расчищенная дворником дорога вновь усыпана листьями. (2 балла.)

8. Придумайте предложение по схемам. (2 балла.)

2-й уровень

1. Найти причастия, сделать морфологический разбор одного: игривый, играем, игравшем, поиграв, играющего. (2 балла.)

2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: рисовать, мыть. (2 балла.)

3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы: обид..вший, слыш..мый, дремл..щий, проглоч..нный, освещ..ный. (2 балла.)

4. Записать причастия с суффиксами: -им-, -ащ-, -нн-, -т-. (2 балла.)

5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:

Вокруг меня простиралась печальная пустыня (пересечь) холмами и оврагами. (2 балла.)

6. Вставьте -н- или -нн-:

отреза..ый ломоть

пальто броше..о

газирова..ый напиток

ветре..ый день (2 балла.)

7. Придумайте прилагательное и причастие с суффиксом -енн-, -н-.

(2 балла.)

8. Расставьте знаки препинания.

Обед продолжавшийся около трёх часов кончился и я обрадовался. Туристы направились к сверкающей вдали блестящей лентой речке.

(2 балла.)

9. Придумайте предложения по схемам. (3 балла.)

3-й уровень

1. Найти и выписать причастия, сделать морфологический разбор одного:

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

С. Маршак

(3 балла.)

2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: задумать, глядеть, исследовать. (3 балла.)

3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы: передава..мая, услыш..нные, удосто..нный, скач..щие, реж..щий, замет..вший. (2 балла.)

4. Записать причастия с суффиксами -ющ-, -нн-, -ш-, -им-, -ен-.

(2 балла.)

5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:

1) За окном (осветить) лунным светом тускло серебрилось поле (быстро расти) рожью.

2) Чёрной рекой вилась между холмами (разъездить) машинами дорога.

(2 балла.)

6. Вставьте -н- или -нн-:

выписа..ы советы

посея..ые семена

броше..ый стул

законче.. разговор

серебря..ый шар. (2 балла.)

7. Придумайте причастия и прилагательные с суффиксами -енн-, -ен-, -н-. (2 балла.)

8. Расставьте знаки препинания.

1) В кабинете стало светло но Пушкин не замечавший этого продолжал писать.

2) Он широко шагал по улицам ещё не расчищенным от снега.

(2 балла.)

9. Придумайте предложение по схемам. (3 балла.)

4-й уровень

1. Найти и выписать причастия, сделать морфологический разбор одного:

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

М. Ю. Лермонтов

(3 балла.)

2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: задуматься, озарять, шелестеть. (3 балла.)

3. Вставить пропущенные гласные в суффиксы: слыш..мый, держ..щий, освеща..мый, запрещ..нный, кол..щий, обид..вший. (2 балла.)

4. Записать причастия с суффиксами -ем-, -ённ-, -нн-, -т-, -ящ-.

(2 балла.)

5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:

Его (свернуть) паруса (расправить) ветром ожили. Чьи-то голоса (слышать) издалека гулко раздаются в тишине (стоять) вокруг. (4 балла.)

6. Вставьте -н- или -нн-: сви..ой, встрече.. поезд, серебря..ый шар, подли..ый расчёт, баше..ый кран, глаза сощуре..ы, трава скоше..ая.

(2 балла.)

7. Расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты:

1) В конце января овеянные первой метелью хорошо пахнут вишнёвые сады.

2) Даже в номере гостиницы освещённой лампой с зелёным абажуром были видны следы бури: пыль веером лежала на столе рама была вдавлена внутрь и за ней наискось торчала сорванная ветром труба.

(3 балла.)

8. Придумайте предложение по схемам. (3 балла.)

Выставляемые отметки:

«5» – 20–22 балла;

«4» – от 15 баллов;

«3» – от 9 баллов.

































Контрольная работа.
Диктант. Работа над ошибками

Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков.

Учитель может построить эти уроки как контрольную работу (с последующим её анализом) с привлечением одного из текстов в качестве проверочного. Или на первом уроке провести один из видов предупредительного диктанта (объяснительный, предупредительный, «проверяю себя»), а работу над ошибками включить в последующие уроки.

Текст диктанта берётся со с. 213 методических рекомендаций под ред. М. М. Разумовской. Остальные подбирает учитель самостоятельно.

1-й текст

Таинственный ящик

У прославленного певца Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпускал из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике. Это была таинственная загадка.

После смерти артиста его вдова вскрыла заколоченный ящик. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть родной русской земли.

(По А. Лессу.)

(121 слово.)

2-й текст

Пастух и лисёнок

Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копчёным лещом.

Когда пригрело солнце и коровы легли на траву отдыхать, пастух, расстегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол поваленной берёзы и занялся лещом.

Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожа легко отдиралась.

Пастух, причмокивая, объедал каждую косточку и кидал за плечо.

Вдруг за спиной кто-то стал похрустывать. Василий Иванович повернулся – лисёнок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза смотрели тревожно, напряжённый смуглый нос был заострён, вся фигура длинная, тощая, плоская.

Когда пастух повернулся к лисёнку, тот отпрянул, но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на траву.

Лисёнок, осторожно придвигаясь, при каждом движении пастуха отскакивал, не сводя глаз с подачки.

Так они вместе и пообедали.

(По В. Бочарникову.)

(118 слов.)

3-й текст

По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры с журчаньем стекала вода.

Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.

Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.

Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.

(По Е. Спангенбергу.)

(136 слов.)

Не использованные на данных уроках тексты можно включить частями в последующие уроки.

















Контрольная работа по грамматике

Цель: осуществление контроля сформированности морфологических и синтаксических навыков.

Оборудование, наглядность: таблица-схема из урока 2.

Учитель. Цель нашей работы сегодня – проверить, как вы усвоили знания по морфологии, словообразованию и синтаксису.

Посмотрите внимательно на схему и объясните, в каких ситуациях пригодятся эти знания.

Таким образом, если вы умеете определять часть речи, характеризовать слово, разбирать его по составу – вам легче будет справиться с орфографическими правилами, то есть грамотно писать; если вы умеете видеть структуру предложения (это изучает синтаксис) – знаки препинания не станут для вас преградой.

II. Контрольная работа.

Представлены четыре текста.

Учитель может выбрать либо один текст для всех, либо предложить детям выбрать тот, который им нравится, либо разделить по вариантам по уровню сложности.

1. Из Гете

Горные вершины3

Спят3 во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей3 мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

М. Ю. Лермонтов

2. Тыква

В жару растенья3 никнут,

Бегут3 от солнца в тень.

Одна лишь чушка-тыква

На солнце целый3 день.

Лежит рядочком с брюквой,

И кажется вот-вот

От счастья громко хрюкнет

И хвостиком махнёт.

С. Орлов

3.

Слова живут3 единою3 семьёй

И от родных корней3 берут начало,

Растёт язык извечно молодой,

Так будет впредь, так и всегда бывало.

4.

Слёзы дождя3 живые

Заволжскую даль окрасили,

И с новою3 силой рванулась3

Вверх молодая листва.

Вс. Рождественский

Задание общее для всех.

1. Определите, о чём отрывок из стихотворения (1, 2, 4 – достаточно того, если напишут «о природе», 3 – о русском языке).

2. Надпишите части речи над всеми словами, в том числе и служебными.

3. Сделайте морфологический и морфемный разбор слов, обозначенных цифрой 3.

4. Сделайте синтаксический разбор подчёркнутого предложения.

5. Выпишите из разобранного предложения все словосочетания. Или из всего текста выпишите словосочетания, соответствующие схемам: прилагательное + существительное, наречие + глагол, глагол + существительное.







































Развитие речи. Контрольная работа.
Изложение с творческим заданием

Цели:

1) проведение диагностики уровня владения стилем научного рассуждения;

2) формирование умения употреблять тип речи «рассуждение».


I.Упр. 190: анализ и пересказ.

II. Написание изложения.

Текст и его анализ даны в методических рекомендациях под ред. М. М. Разумовской, с. 200–202.









































Развитие речи. Контрольная работа.
Сочинение-рассказ

Цель: проверка усвоения сведений о композиции рассказа и языковых особенностях изобразительного изображения и сформированности умения создавать свой текст.

Задание к сочинению.

Учитель. Приходилось ли вам наблюдать какие-нибудь проделки животных или слышать благородные истории о них – то, что пригодилось бы для сборника рассказов под названием «Однажды…»? Знаете какие-либо случаи из жизни животных? Может быть, вы слышали об этом от кого-нибудь? Подготовьте рассказ о животных. Какой тип речи будет ведущим? Какие другие типы речи могут быть включены? Какие требования желательно выполнить, чтобы событие было представлено живо, наглядно? Можно пользоваться материалом § 41, 42.

Сочинение – текст художественного стиля, в нём повествование должно сочетаться с описанием. По композиции – это рассказ со вступительной частью, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.

































Развитие речи. Контрольная работа.
Сочинение по фотографиям

Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков работы с текстом.


Работа по упражнениям 710 и 713.











































Развитие речи. Контрольная работа
Сочинение по летним впечатлениям

Цель: формирование умений анализировать текст (определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, языковых средств), самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения, создавать свой текст, используя различные языковые средства.

I. Анализ текста.

1. Чтение текста упр. 81.

2. Ответы на вопросы перед текстом.

Предложение, в котором выражена основная мысль текста: Мало ли что можно делать в лесу! Она раскрывается через описание того, что любит делать герой. В этом тексте три микротемы (по количеству абзацев).

Автору удалось передать свою любовь к родной природе, хотя не употребляются оценочные слова, например: нравится, люблю. Отношение передано при помощи лексических средств, в первую очередь, при помощи рядов однородных членов, передающих увлечённость, заинтересованность действиями, о которых идёт речь.

II. Создание своего текста.

Предлагается тема «Мало ли что можно делать (в лесу, на реке, в поле и т. д.)», основная мысль – «Мне там никогда не бывает скучно».

Задание: напишите сочинение, последовательно раскрывая в нём основную мысль, при этом следите, чтобы в каждом абзаце были упомянуты либо тема, либо основная мысль текста. Соблюдайте абзацное строение текста, используйте повествование и описание, а главное – языковые средства, аналогичные тем, которые встретились в тексте упр. 81. Примерный объём – 130–170 слов, то есть 1–1,5 тетрадной страницы.

IV. Написание сочинения

Контрольная работа № 10 по лексике

Задание 1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.

Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение. С одним из фразеологизмов составьте и запишите предложение.

I вариант

1) свежий

свежий ветер—

свежая газета—

свежий взгляд—

свежий хлеб—

2) тупой

тупой угол—

тупой человек—

тупой взгляд—

тупая боль—

II вариант

1) чистый

чистая посуда—

чистые помыслы—

чистая совесть—

чистое небо—

2) тяжёлый

тяжёлые мысли—

тяжёлый взгляд—

тяжёлая сумка—

тяжёлый характер—

Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение. С одним из фразеологизмов составьте и запишите предложение.

I вариант

проливать слёзы

II вариант

бить баклуши

Задание 3. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями

I вариант

волчья нора —

волчий аппетит

каменный дом —

каменное сердце.

II вариант

медвежья шкура —

медвежья услуга

туманное утро —

туманный намёк

Задание 4. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употреблённые в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: в скобках укажите виды тропов, использованные в этом отрывке (метафора,олицетворение, эпитет).

Задание 5. Спишите, укажите, какой частью речи являются слова-антонимы.

I вариант

Корень учения горек, да плод его сладок.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

II вариант

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Задание 6. Коротко расскажите, как вы понимаете смысл одной из пословиц, включённых в задание 5.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас