Контрольные работы
по русскому языку
5 класс
Библиотека сайта "Все Для Детей"
http://www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольные работы
по русскому языку
5 класс
Контроль знаний – наиважнейшая функция учителя. Своевременность и объективность проверки позволяют найти слабые места в знаниях школьников. Ведь учащиеся среднего звена, где темп преподавания достаточно высок, не могут позволить себе такую "роскошь", как пропущенная тема или забытое правило. Данное пособие – прекрасная альтернатива домашним занятиям или дополнительный материал для реализации индивидуального подхода. Разнообразные формы проверки, предложенные в сборнике, позволят выбрать наиболее оптимальный вариант контрольной работы и подойти к проверочному уроку творчески.
- 1 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Содержание
Контрольная работа по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия» 3
Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология» 5
Контрольная работа по теме: «Морфемика. Словообразование» 9
Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение». 11
Контрольная работа (тест) по теме: «Синтаксис простого предложения». 13
Контрольная работа: «Анализ текста: определение типа речи» 19
Контрольная работа по теме "Имя существительное" 20
Контрольная работа "Имя прилагательное 5 класс" (диктант) 24
Контрольная работа по теме «Деепричастие» 25
Контрольная работа по теме «Глагол» (диктант) 27
Контрольное списывание по теме "Глагол" 29
Контрольная работа по теме «Имя числительное» 30
Диктанты с грамматическими заданиями 31
Диктант 1 (после изучения темы «Синтаксис») 31
Диктант 2 32
Диктант 3 (тема «Лексика») 33
Диктант 4 (тема «Лексика») 34
Диктант 5 (тема «Фонетика») 35
Диктант 6 (тема «Фонетика») 36
Контрольные диктанты 37
Итоговые контрольные работы 41
Контрольная работа 1 41
Контрольная работа 2 (Итоговая контрольная работа по русскому языку в форме
ГИА) 47
- 2 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольные работы
Контрольная работа по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия»
1.Охарактеризуйте следующие звуки:
1 вариант 2 вариант
[х], [д], [ж], [щ'], [j'], [р']; [б], [л], [ш], [ч'], [ц], [з'].
2. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударение
1 вариант 2 вариант
принял, баловать, включит, повторит, создала, красивее,
торты, индекс, завидно; звонит, компьютер, шофер.
3. Перечислите буквы:
1 вариант 2 вариант
не обозначающие звуков; обозначающие два звука.
4. Перечислите звуки:
1 вариант 2 вариант
непарные звонкие, непарные глухие,
непарные твердые; непарные мягкие.
5. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию:
1 вариант 2 вариант
лодка, шоссе, скользкий, сводка, стол, текст, пастбище,
старушка, торта, город, гром, ошибка, скот, указка, косьба,
просьба, глотка, яичница; конечно, торты.
- 3 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
- 4 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология»
Вариант 1.
1. Из данных слов выберите многозначное, составьте с ним предложения.
спортивный снаряд Образец: В спортзале появились резиновые груши. Я люблю фрукты яблоки и груши.
Красноречие, звезда, салями.
2. С данными словами составьте словосочетания. Подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
Свежий (мысли, хлеб, рубашка, рыба).
Запишите к словам холодный, открыть синонимы и антонимы.
Приведите примеры омонимов. Запишите с ними словосочетания.
Образец: есть1(кушать) кашу, у меня есть2(имеется).
Назовите 3 слова греческого происхождения.
Из данных предложений выберите и запишите то, в котором есть фразеологизм.
Укажите значение фразеологизма.
На заре ты меня не буди. Чтобы не опоздать на самолёт,
пришлось встать ни свет ни заря.
- 5 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология»
Вариант 2.
1. Из данных слов выберите многозначное, составьте с ним предложения.
спортивный снаряд Образец: В спортзале появились резиновые груши. Я люблю фрукты яблоки и груши.
Объективный, капюшон, шаловливый.
2. С данными словами составьте словосочетания. Подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
Печальный (девушка, берёзки, лес, ребята).
Запишите к словам удача, умный синонимы и антонимы.
Приведите примеры омонимов. Запишите с ними словосочетания.
Образец: есть1(кушать) кашу, у меня есть2(имеется).
Назовите 3 слова исконно русского происхождения.
Из данных предложений выберите и запишите то, в котором есть фразеологизм.
Укажите значение фразеологизма.
Дворняга завиляла хвостом и подошла к ребятам. Я мужик прямой,
вилять хвостом не умею.
- 6 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология»
Вариант 3.
1. Из данных слов выберите многозначное, составьте с ним предложения.
спортивный снаряд Образец: В спортзале появились резиновые груши. Я люблю фрукты яблоки и груши.
Зубастый, рыбный, абзац.
2. С данными словами составьте словосочетания. Подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
Кудрявый (клён, волос, поля, паренёк).
Запишите к словам пришла (весна), молодость синонимы и антонимы.
Приведите примеры омонимов. Запишите с ними словосочетания.
Образец: есть1(кушать) кашу, у меня есть2(имеется).
Назовите 3 слова немецкого происхождения.
Из данных предложений выберите и запишите то, в котором есть фразеологизм.
Укажите значение фразеологизма.
Мы смотали удочки и отправились домой. Старшеклассники идут – пора
сматывать удочки.
- 7 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология»
Вариант 4.
1. Из данных слов выберите многозначное, составьте с ним предложения.
спортивный снаряд Образец: В спортзале появились резиновые груши. Я люблю фрукты яблоки и груши.
Каменистый, конь, фойе .
2. С данными словами составьте словосочетания. Подчеркните прилагательные,
которые употреблены в переносном значении.
Каменный (взгляд, острова, лестница, лицо).
Запишите к словам погасить (огонь), ребёнок синонимы и антонимы.
Приведите примеры омонимов. Запишите с ними словосочетания.
Образец: есть1(кушать) кашу, у меня есть2(имеется).
Назовите 3 слова исконно русского происхождения.
Из данных предложений выберите и запишите то, в котором есть фразеологизм.
Укажите значение фразеологизма.
Дворняга завиляла хвостом и подошла к ребятам. Я мужик прямой,
вилять хвостом не умею.
- 8 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме: «Морфемика. Словообразование»
Вариант 1
1.Выделить суффиксы в словах:
Перевозчик, орешек, пожарник, старец, стыдливый.
2.Выполнить морфемный разбор слов, укажите их принадлежность к части речи и способ словообразования:
пальтишко, игривый, догонять, паровоз. 3.Списать, вставляя пропущенные буквы:
Бе…болезненный, бе…шумный, в..дыхать, бе..цельный, бе..жалостный, бе..чувственный.
4.Составить словообразовательную цепочку слов:
Ночевка, пушистенький, читательница.
4.Вставить пропущенные буквы в словах и составить с ними словосочетания.
Выделить изученные орфограммы.
Отр..стить, ч..лка, прик..сновение, прил..гательное, крыж..вник, ш..рох, ш..лковый,
ч..порный, приш..л, ж..лудевый, ул..жить, р..сток, кас..тельная.
5.Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:
Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра…вета но выехали поз..но.
В степи ст..яла тишь а р..стительность встр..чалась ре..ко. Ж..лудь плод дуба.
Здесь было много интересных р..стений тополя березы ивы.
Составить схемы данных предложений.
- 9 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме: «Морфемика. Словообразование»
Вариант 2
1.Выделить суффиксы в словах:
тракторист, рязанец, преподаватель, редкость, пушистый.
2.Выполнить морфемный разбор слов, укажите их принадлежность
к части речи и способ словообразования:
закричала, холодноватый, тросточка, самовар
3.Списать, вставляя пропущенные буквы:
В..крикнуть, ра..жимать, в..порхнуть, ра..гадать, ..дуть, и..чезать.
4.Составить словообразовательную цепочку слов:
зимовка, игрушечный, опыление.
4.Вставить пропущенные буквы в словах и составить с ними словосочетания.
Выделить изученные орфограммы.
Пол..жить, ж..кей, прик..саться, пол..гаться, капюш..н, ч..рствый, р..стовщик, ш..колад,
сгущ..нка, зар..сли, прил..жение, выр..щенный, ш..в.
5.Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:
Рис р..стет на болотистых м..стах отметил учитель географии. Я предпол..гал увидеть людей но это были лоси. Когда ребята распол..жились у костра начался интересный ра..говор. Бечевка тонкая веревка.
Составить схемы данных предложений.
- 10 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение».
Вариант 1
Записать предложения, охарактеризовать, подчеркнуть главные члены и указать,
чем они выражены.
Из ра..пахнутых ворот со..нце красное встает.
Как, милый Петушок, п..ешь ты громко, важно!
Однажды двадцать пять портных в..тупили в бой с улиткой.
В этом году осень поз..няя.
Поднеси мне, хозяюшка, с дороги водиц.. напит..ся Объяснить орфограммы на месте пропусков.
Из первого предложения выписать и охарактеризовать все словосочетания.
Дайте определение следующим терминам.: синтаксис, подлежащее, словосочетание.
- 11 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение».
Вариант 2
Записать предложения, охарактеризовать, подчеркнуть главные члены и указать, чем они выражены.
Зам..чательный п..дарок мне прислал по почте брат.
Как я м..лил в..сенние морозы не трогать их(розы) х..лодною рукой!
Шли два приятеля в..чернею порой.
Мой приятель сегодня очень весел.
Спой, светик, не стыдись.
Объяснить орфограммы на месте пропусков.
Из первого предложения выписать и охарактеризовать все словосочетания.
Дайте определение следующим терминам: пунктуация, сказуемое, предложение.
- 12 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа (тест) по теме: «Синтаксис простого предложения».
Вариант 1
1. Отметьте сочетания слов, которые являются словосочетанием:
а) Изредка посещать б) Музей открылся в) в музее г) мороз и
солнце
2. Правильно выделено главное слово в словосочетании:
А) приехать утром б) встретить утро в) утренняя зарядка г)
оставить на утро
3. Найдите глагольное словосочетание
А) школа космонавтов б) наступление темноты в) смотреть в темноту
г) темная ночь
4. Побудительным невосклицательным является предложение
А). Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?
Б). Ждите меня возле школьных дверей.
В) Прекрасная пора – осень!
Г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик. 5. Это предложение нераспространенное:
А) Милая моя родина, я счастлив.
Б) Взрослые тигры – опасные хищники.
В) Я держу в руке светлячка.
Г) Вот ворона сидит на заборе.
6. В этом предложении нужно поставить тире :
А) Ежик был ручной.
Б) Июль макушка лета.
В) Раннею весною роща так тиха.
Г) Мой садик свеж и зелен.
- 13 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:
А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
Б) Ветер гонит листья.
В) Утром ветер разогнал туманы.
Г) Зеркало залива освещает луч.
8. В этом предложении есть обращение ( знаки препинания не расставлены):
А) И рано-раненько весною березка белая опять оделася листвою.
Б) Береза самое любимое дерево русского народа.
В) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и в росе.
Г) Сыпь ты черемуха снегом.
9. В этом предложении нужно поставить двоеточие ( знаки препинания не расставлены):
А)Внизу то ли овраг то ли пересохшее русло.
Б) Лес долину снежные глыбы он видел впервые.
В) На зиму заготовили огромные запасы овощей картофеля свёклы капусты.
Г) В садах цвели яблони груши вишни сливы.
10 . В этом предложении две грамматические основы (знаки препинания не расставлены).
А) Желуди держатся на дереве до осени а затем падают на землю.
Б) Стремительные ветры и дикие орлы кружились над нашими головами.
В) Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.
Г) Наберет кедровка полон клюв орехов а потом положит их в ямку или в мох.
11. Найдите ряд слов, в котором пропущены безударные проверяемые гласные корня.
А) выж…гать, вым…кать, зад…раться.
- 14 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Б) б…рабан, в…кторина, выск…чить В) упр…кать, сп…шить, осв…щать Г) прик…саться, окл..кнуть, уб…рать.
12. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А) ра…свет, ра…цвет, во..гореться Б) бе..численный, ра…пахать, и…дать
В) ра…шатать, во…питание, ра..решить Г) и…черпать, ра…хвалить, ра…чесать
- 15 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа (тест) по теме: «Синтаксис простого предложения»
Вариант 2
1. | Отметьте сочетание слов, которое является словосочетанием |
А) лес шумит Б)вышел из леса в) через дорогу г) быстро и умело |
2. | Правильно выделено главное слово в словосочетании: |
А)осенний парк б)направить на тропинку | в) люблю осень г) одет |
по – осеннему. | |
3. Найдите именное словосочетание: | |
А) выходить на работу б) отползти влево | в) медленно идти г) черный |
карандаш | |
4. Побудительным невосклицательным является предложение:
А) Тучка с солнышком опять в прятки начали играть.
Б) Нагнитесь за самым красивым листом в прожилках малиновых на золотом.
В) Иди скорей сюда, Петя!
Г) Почему так тревожно лает привязанный пес? 5. Это предложение нераспространенное :
А) Усталый конь копытом бил в тревоге.
Б) Доволен я абсолютно всем.
В) Мой садик, ты свеж и зелен.
Г) Самолет тяжеловесный рассекает свод небесный.
В этом предложении нужно поставить тире:
А) Солнце теплое ходит высоко.
Б) Верба пушиста и красива.
В) Ландыш замечательный весенний цветок Г) Клевер весело цветет.
- 16 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:
А) Ветер дышит влагой ночи и полынь колышет.
Б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат.
В) Скоро белые метели снег подымут от земли.
Г) Портфель принес брат.
8 . В этом предложении есть обращение ( знаки препинания не расставлены):
А) Запевает тихо мой ямщик спросонок.
Б) Спой ямщик мне песню удалую !
В) Зимние дни миновали ночи короткие стали.
Г) Слезы дождя золотые темную даль оросили.
9. В этом предложении нужно поставить двоеточие ( знаки препинания не расставлены):
А) Ему подавали в трактире щи капусту сосиски и пирог.
Б) Все в его жизни было связано с авиацией мечты волнения планы на будущее.
В) Яблони и груши это плодовые деревья.
Г)Они вышли расплатились и направились в противоположные стороны
10 . В этом предложении две грамматические основы.
А) Мальчик поймал на огороде маленькую бабочку и принес ее отцу.
Б) Солнышко светит ярко, но греет уже не так, как летом.
В) Рыси, куропатки, орлы и барсы живут в заповеднике.
Г) Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся желтые листья.
11. Найдите ряд слов, в котором пропущены безударные проверяемые гласные корня.
А) заг..реть, разр…внять, б…розда
- 17 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Б) ст…реть, соч…тать, в…дяной В)б…седа, пр..стой, ск…кать Г) п…дение, предст…вление, б…рега..
12. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А) бе…жизненный, ра…гораться, и…давна Б) ра…шатать, ра..решить, ра…хвалить,
В) бе..кровный, бе…дорожье, ра…суждать Г)ра…чесать, ра…копать, бе…звездный
- 18 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа: «Анализ текста: определение типа речи»
Цель - проверить: знание основных признаков понятия «типы речи»;
умение оформить ответ в виде письменного рассуждения, пользуясь книжной речью.
Задания:
Спишите текст, укажите тип речи.
Оформите свой ответ в виде письменного рассуждения.
Пёрышки у свиристелей были коричневато-розовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.
По Г. Скребицкому
Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов.
Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей. По С. Огневу
Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны из яблока мякоть. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.
- 19 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме "Имя существительное"
Вариант 1
1.Какого признака нет у существительного:
А) рода Б) числа В) падежа Г) времени
2. Имя существительное изменяется по:
А) родам Б) числам В) падежам
Г) склонениям
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) тенью Б) полотенцем
В) в революции Г) семьей
4. Укажите существительные женского рода:
А) мозоль Б) тюль В) кофе Г) какао
5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
А) вермишель Б) такси
- 20 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
В) фальшь Г) пальцы
6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) о песн..
Б) о професси… В) об отношени… Г) у дорог…
7. В окончании каких существительных пишется О:
А) борщ..м
Б) ковш..м
В) дач.й
Г) гордец..м 8. В каких существительных нужен Ь:
А) нет крыш..
Б) мощ..
В) камыш… Г) полноч…
9. Сделайте морфологический разбор существительного: писать сочинение
- 21 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме "Имя существительное"
Вариант 1
1. Какого признака нет у существительного:
А) рода Б) числа В) падежа Г) времени
2. Имя существительное изменяется по:
А) родам Б) числам В) падежам
Г) склонениям
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) печью Б) лошадкой В) на лекции
Г) образованием
4. Укажите существительные женского рода:
А) фальшь Б) шоссе В) пианино Г) кафе
5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
А) ветошь Б) макароны
- 22 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
В) сани Г) выводы
6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) на улиц… Б) в арми..
В) по географи… Г) к насып…
7. В окончании каких существительных пишется О:
А) с луч..м
Б) грач..м
В) суш..й
Г) молодц..м 8. В каких существительных нужен Ь:
А) много груш… Б) лещ… В) помощ… Г) глуш…
9. Сделайте морфологический разбор существительного: читать текст
- 23 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа "Имя прилагательное 5 класс" (диктант)
Берег быстро темнел, становился голубым, синим лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было ещё светло.
Глянцевая зыбь отражало чистое небо. Но всё же вечер чувствовался и тут.
Выпуклые стёкла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода
были настолько тёмные и толстые, что днём невозможно было отгадать их цвет.
Они теперь стали просвечивать зелёным и красным и ярко светились.
Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт.
Водянистые звёзды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани.
- 24 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме «Деепричастие»
1) Деепричастие -
это__________________________________________________________
_______
_____________________________________________________________
_______________________
2) Раскрыть скобки.
(Не)годуя, (не)обессилев, (не)истолковав, (не)болея, (не)хотя, (не)глядя, (не)навидев, (не)видя, (не)домогая, (не)волнуясь, (не)взлюбив, (не)играя, (не)веря, (не)прыгая, (не)долюбливая.
Расставить знаки препинания.
1.Моя собака безудержно лая бросилась в сторону двери.
Бросаясь в огонь и воду они ничего не боясь спасали людские жизни.
Солдаты все шли вперед воюя за Родину и за народ.
Не смыкая глаз ни на миг женщины шили рубашки.
Любя свою страну он все же переехал за границу в сердцах проклиная себя за это.
Ученики заняв свои места в классе приступили к выполнению заданий.
Взобравшись на самую высокую вершину этой горы он почувствовал себя королем всего мира.
Болельщики молча встали и ушли покинув свои места.
Накричав на него она не глядя ушла даже не обернувшись назад.
Умывшись холодной чистой водой она начала собираться в путь.
Расстроенная девушка услышав эту новость ушла ни с кем не попрощавшись.
Тетя Вера спокойно и мило улыбаясь смотрела вдаль изредка помахивая белым платком.
Тихонько зайдя в комнату Вася прислушался и всматриваясь в темноту замер на месте.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
14. Заработав много денег молодые люди поехали отдыхать в Китай предварительно изучив китайский.
Люда родившись 29 февраля была вынуждена иногда справлять свой день рождения 28 февраля.
Одевшись по-зимнему они поехали кататься на лыжах.
Напечатав за два дня свой детективный рассказ писатель отнес его в редакцию.
Дети легли спать потушив свет во всем доме.
Кот нехотя спрыгнул с забора.
Выполнив задания контрольной работы все ученики облегченно вздохнули.
- 26 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме «Глагол» (диктант)
Дуб.
Дуб – удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния опалит его огнем, но весной распустятся на черных ветках зеленые листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. лес уже зеленый, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.
Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью спрятала желуди и забыла о них, а они проросли.
( по Г. Снегиреву. 102 слова)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Дуб начинает распускаться позже всех деревьев.
2 вариант – Ветер не мог занести туда тяжелые желуди.
2. Определите спряжение глаголов:
1 вариант – распустятся, спрятала, удивляешься.
2 вариант – наступит, забыла, распускаться.
Разберите один глагол морфологически.
Произведите морфемный разбор глаголов:
1 вариант – опалит, удивляешься.
2 вариант – занести, распустятся.
- 27 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
5. Определите вид глаголов и образуйте видовые пары:
1 вариант – расти, удивляться.
2 вариант – опадать, занести.
- 28 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольное списывание по теме "Глагол"
День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.
Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.
( по К.Паустовскому, 93 слова)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
1.Произведите морфемный разбор глаголов:
выползает, раздаётся.
Разберите морфологически один глагол.
Обозначьте орфограммы на месте пропущенных букв.
- 29 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
Прочитайте текст. Выпишите числительные, обозначьте их строение, разряд, подчеркните орфограммы.
Волны могут быть огромной величины. В океане наблюдались волны высотой в 13-14 метров, длиной 400 метров. Максимальную длину волны наблюдали в 824 метра, она распространялась со скоростью более 100 километров в час. Так, в 1883 году во время извержения вулкана Кракатау образовалась волна, достигшая 35 метров в высоту и 148 километров в длину. Эта волна смыла все с небольших близлежащих островов.
Запишите, соединяя числительные с подходящими существительными из скобок.
Четверка, семеро, десяток, сотня, три, пять, десять (лошадь, медвежонок, фигуристка, экземпляр, минута, яблоко, солдат).
3. Вставьте на место точек числительные оба, обе в нужной форме.
Русла ….рек – песчаные. По ….сторонам шоссе тянулся лес. Ребенок держал кружками …. руками. У братьев …. отличные оценки. Договор о взаимопомощи подписан …. сторонами.
4. Вставьте вместо точек числительное полтора.
Речка находится в ….. километрах от деревни. Сверх нормы было собрано более ….. центнеров картофеля. Работа закончена ….. днями раньше. Сочинение писали около ….. часов.
Запишите цифры словами и раскройте скобки.
Напишите расписку в получении 876 рублей и доверенность на получение 58 рублей 68 копеек.
- 30 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Диктанты с грамматическими заданиями
Диктант 1 (после изучения темы «Синтаксис»)
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?
Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит
– зверек косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?
(По Е.Чарушину)
Грамматические задания
I вариант
Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, подчеркните грамматическую основу.
Найдите и выпишите односоставное предложение.
Выпишите словосочетание со связью согласование.
II вариант
Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
Найдите и выпишите безличное предложение.
Выпишите словосочетание со связью управление.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Диктант 2
ТЫКВА
Тыквы, которые растут в Азии и Африке, бывают различной формы. Есть тыквы вытянутые, как бутылки, плоские, как тарелка, и круглые, как шар.
Индии используют тыкву для ловли обезьян. В тыкве просверливают маленькое отверстие и насыпают в нее риса или других семян. Такие тыквы разбрасывают под деревьями, на которых сидят обезьяны. Любопытные обезьяны бросаются к тыквам, запускают в отверстие лапку. Лапка находит зерна риса и зажимает их в горсти. Разжать кулачок и выпустить зерна жалко. Даже когда прибегают люди, обезьяны продолжают держать кулачок в тыкве.
Грамматические задания
Выпишите предложение, в котором 4 служебных слова (I вариант); выпишите предложение, в котором 1 служебное слово (II вариант).
Выпишите 3 имени собственных и 3 нарицательных.
Выпишите 4 местоименных слова.
- 32 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Диктант 3 (тема «Лексика»)
Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.
(По Л.Н. Толстому)
Грамматические задания
I вариант
Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний.
Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
Найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем грамматическую основу.
II вариант
Придумайте синонимы ко всем словам 4-го предложения.
Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
Выпишите предложение с однородными членами и подчеркните их.
- 33 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Диктант 4 (тема «Лексика»)
ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?
Иногда говорят: «Уж он покажет, где раки зимуют». Где же зимуют раки?
С наступлением холодов большинство живых существ, населяющих водоемы, прячутся на дно.
Прячутся и раки. В твердых берегах озера или реки осенью самки речных раков роют норки. В них сидят они всю холодную пору года.
Раки-самцы собираются в большом количестве в глубоких ямах на дне водоемов. Недоступность мест зимовки раков послужила причиной возникновения поговорки.
Грамматические задания
Найдите синонимы и выпишите их.
Найдите и выпишите слово в переносном значении и дайте его толкование.
Выпишите предложение, в котором нет подлежащего.
- 34 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Диктант 5 (тема «Фонетика»)
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», – проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!».
(По В.Астафьеву)
Грамматические задания
I вариант
Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции по глухости – звонкости. Напишите проверку.
Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции по твердости – мягкости.
Затранскрибируйте слова: меняться, листья.
II вариант
Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции по глухости – звонкости. Напишите проверки.
Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции по твердости – мягкости.
Затранскрибируйте слова: налетает, неслись.
- 35 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Диктант 6 (тема «Фонетика»)
РОДНИК
У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями омутов, дарит удачную поклевку, радует светлым журчанием на каменистых перекатах. И кто не мечтал найти ее исток?! С трудом пробираешься сквозь густые заросли ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская ширь голубой речки? Останавливаешься в изумлении перед чистым зеркальцем родника и с наслаждением пьешь из него воду.
Грустно становится, когда видишь наши родники. Многим людям дарят они отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нем мутная, дно забито мусором. Тут только разведешь руками и долго будешь ждать, пока отстоится вода. Но пить ее уже нельзя.
(Из журнала «Юный натуралист»)
Грамматические задания
Выпишите 3 слова с традиционным написанием, подчеркните эту букву. (I вариант – из 1-го абзаца, II вариант – из 2-го абзаца.)
Выпишите из текста 3 слова с фонемным написанием согласной и 3 слова с фонемным написанием гласной. Докажите правильность вашего выбора.
- 36 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольные диктанты
***
Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.
Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди.
Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (92 слова)
(По Г. Скребицкому)
***
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)
(По Д. Зуеву)
***
Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)
***
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
***
В горах Памира
Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)
***
- 38 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Охраняйте леса!
У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы.Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)
***
Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.
Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)
***
В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.
Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных
- 39 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.
Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)
(По И. Соколову-Микитову)
***
Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег.
На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые близкие гости — грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (98 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
- 40 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Итоговые контрольные работы
Контрольная работа 1
1 вариант
Запишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания _____________________________
Запишите в первый столбик проверочные слова и вставьте пропущенные буквы:
___________________ в…сёлый
___________________ д…вно
3. Распределите слова на 2 столбика:
с сомнительной согласной с непроизносимой согласной
_________________________ ________________________________
_________________________ ________________________________
_________________________ ________________________________
Капус__ный, про__ьба, ре__кий, чудес__ный, ненас__ный, яго__ка.
4. В каких словах пишется разделительный Ъ? Вставьте буквы, обведите кружком правильный ответ:
а) с__ехать с горы; б) об__учить ремеслу; в) двух__этажное здание;
г) об___явить благодарность;
5. Вставьте пропущенные буквы:
Большое сч__стье, радос__ное ч__вство, щ__пальца осьминога, новое ж__лище, необ__ятная ш__рь, просить пощ__ды.
Вставьте пропущенные буквы. Подпишите названия частей речи.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Вес__ло (_______________) щебеч__т (_______________) птицы (_____________) в (______________) л__су (________________).
7. Вставьте, где нужно, Ь. Объясните.
Мама торопит__ся на работу. (____________________________________________)
Мне нужно собират__ся в школу. (________________________________________)
8. Распределите слова по спряжениям. Вставьте гласную в окончание глагола.
Вид…т, пол…т, ве…т, та…шь, люб…шь.
1 спряжение 2 спряжение
______________________________
___________________________________
______________________________
___________________________________
______________________________
___________________________________
9. Определите падеж и число выделенных существительных:
Ребята (_______________________) играли на улице. (_____________________)
10. Допишите окончания прилагательных, запишите вопрос.
В зимн…м лесу (_________________________________)
Громк…м голосом (__________________________________)
11. Проспрягайте глагол любить:
Ед. число Мн. Число
1 л.______________________________
_________________________________
- 42 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
2 л. _____________________________
_________________________________
3 л. _____________________________
__________________________________
12. Определите род, число, падеж прилагательного. Допишите окончания.
В школьн____ (_____________________________________) библиотеке много интересн____ (__________________________________________)
книг.
13.Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
В песн__ (_________________________) о Родин__ (_________________________),
От речк__ (__________________________) к речк__ (________________________).
2 вариант
Запишите слово, состоящее из приставки, корня и окончания
_____________________________
Запишите в первый столбик проверочные слова и вставьте пропущенные буквы:
___________________ по___вился
___________________ т___жёлый
3. Распределите слова на 2 столбика:
с сомнительной согласной с непроизносимой согласной
_________________________ ________________________________
- 43 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
_________________________ ________________________________
_________________________ ________________________________
Ко___ба, ло___кий, чу___ствуешь, небес___ный, извес___ный, тра___ка.
4. В каких словах пишется разделительный Ъ? Вставьте буквы, обведите кружком правильный ответ:
а) с__есть яблоко; б) с___зить платье; в) об___ехать поля;
г) с___кономить топливо;
5. Вставьте пропущенные буквы:
Ч___шка ч___ю, м___лодой щ___вель, щ___риться на со___нце, белый ж___лет, серая ш___нель, цв___тущий ш___повник.
6. Вставьте пропущенные буквы. Подпишите названия частей речи.
Мы (_______________)собира___м (_______________) гр___бы (_____________) на (______________) опушк___(________________).
7. Вставьте, где нужно, Ь. Объясните.
Мне пригодит___ся компас. (____________________________________________)
Я хочу увидет___ся с другом. (________________________________________)
8. Распределите слова по спряжениям. Вставьте гласную в окончание глагола.
Се___т, обид___т, стро___т, слыш___шь, завиду___шь.
1 спряжение 2 спряжение
______________________________
___________________________________
- 44 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
______________________________
___________________________________
______________________________
___________________________________
9. Определите падеж и число выделенных существительных:
Хорошо в лесу (_______________________) поют птицы. (___________________)
10. Допишите окончания прилагательных, запишите вопрос.
Длинн___й лентой (_________________________________)
В осенн___м парке (__________________________________)
11. Проспрягайте глагол читать:
Ед. число Мн. Число
л.______________________________
_________________________________
л. _____________________________
_________________________________
л. _____________________________
__________________________________
12. Определите род, число, падеж прилагательного. Допишите окончания.
На пушист___ (_____________________________________) ёлочке сидела маленьк___ (__________________________________________)
птичка.
13.Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
На ветк__ (_________________________) сирен__ (_________________________),
- 45 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
По дорог__ (__________________________) к подруг__ (_____________________).
- 46 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Контрольная работа 2
(Итоговая контрольная работа по русскому языку в форме ГИА)
Вариант 1.
1. В каком предложении правильно выделены главные члены?
А) Мой дед – врач.
Б) В нашем саду растут разные цветы.
В) На уроке дети решали задачу.
Г) Отчётливо звучала на улице заунывная песня ямщика. 2. Какое из перечисленных предложений сложное?
А) Пушкин стал одним из самых образованных людей России и поражал всех своими разносторонними знаниями.
Б) Гений Пушкина возрос и окреп под благотворными лучами книжных сокровищ.
В) Солнце поднялось высоко, день раздвинулся широко.
Г) Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее. 3. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?
А) Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.
Б) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
В) Я читаю, говорю по-немецки совершенно свободно.
Г) У нас сорвало обе мачты, и все паруса.
4. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка А) «Хочу записаться в секцию плавания», - сказал Костя.
Б) «Привези мне что-нибудь в подарок» - попросила Алёнушка.
В) «Добрым делом, - гласит пословица, - не кори».
Г) Марина Петровна тихо попросила: «Проводите меня сегодня с работы».
В каком слове произносится звук [д]?
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
А) Год; Б) диван; В) городок; Г) подтолкнуть. 6. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
А) Он смеёт_ся; Б) печ_ник;
В) ты напишеш_; Г) много туч_.
7. К какому слову неверно подобран синоним?
А) Реять - вращаться;
Б) прыжок - скачок;
В) наследить – натоптать;
Г) неглубокий – мелкий.
8. Лексическое значение какого слова определено верно?
А) Фауна – растительный мир.
Б) Изморось – очень мелкий дождь.
В) Сумерки – светлое время суток.
Г) Отчаянный – отказавшийся от чая.
9. У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?
А) Вертолётный; Б) светить; В) сделка; Г) переулок. 10. В каком слове пропущена буква з?
А) Бе_шумный; Б) и_ранен; В) ко_ьба; Г) ра_сказать. 11. В каком слове пропущена буква а?
А) Зар_сли; Б) Р_стов; В) заг_рать; Г) з_ря.
12. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
А) Щ_тка; Б) ш_рох; В) реш_тка; Г) ш_пот. 13. В каком слове после ц пропущена буква и?
А) Ц_рк; Б) ц_плёнок; В) птиц_; Г) ц_ган. 14. В каком слове в окончании пишется и?
А) На дорог_; Б) у станци_; В) до ранн_го утра; Г) за син_м
морем.
- 48 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
15. Какое слово пишется слитно с не?
А) (не)забуду; Б) (не)пишешь;
В) (не)дуг; Г) (не) друг, а враг.
16. В каком слове пропущена буква и?
А) Соб_раю; Б) зам_реть; В) нат_реть; Г) зап_реть. 17. В каком слове пропущена буква е?
А) Он увид_т; Б) мы волну_мся;
В) вы вид_те; Г) он слыш_т.
18. В каком слове ударение падает на второй слог?
А) Досуг; Б) занял; В) начал; Г) облегчить. 19.К какому слову дано неверное объяснение?
А) Решить – глагол несовершенного вида;
Б) могуч – краткое прилагательное;
В) несчастье – существительное второго склонения;
Г) построят – глагол будущего времени. 20. Прочитайте текст
Озаглавьте текст.
Озаглавьте каждую часть словами из текста, выражающими его основную мысль.
Определите стиль речи текста.
Определите тип речи текста.
Выпишите из текста 2 – 3 слова, употребленные в переносном смысле.
Напишите продолжение текста.
Наш каток
Осенью, когда стукнул первый мороз, мы с Мишей и костей решили, что сейчас самое время начинать делать каток.
- 49 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Организовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, не пустим кататься. Поэтому все рьяно взялись за дело.
Поздней ночью мы кончили поливать каток. За ночь вода замёрзла крепко-накрепко. На следующий день состоялось открытие катка. Все ребята собрались вокруг. Лед блестел как зеркало. Мишка первый выехал на середину льда.
- Каток объявляю открытым! – закричал он и тут же шлёпнулся.
Вариант 2.
1. Какое предложение правильно разобрано по членам?
А) Слово – дело великое.
Б) Над хутором стояла бурая туча.
В) Вдруг на небе появился большой самолёт.
Г) Таня приехала летом из города к бабушке.
2. Какое из перечисленных предложений сложное?
А) Оленька минут пять шептала и шевелила губами.
Б) Тане захотелось пить, но ручей был далеко.
В) С моря дул резкий, но не холодный ветер.
Г) У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными
льняными волосами.
3. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?
А) Каждое утро крокодил Гена просыпался, умывался, завтракал, и
отправлялся на работу в зоопарк.
Б) Бабушка привезла банку мёда, буханку домашнего хлеба.
В) Оленька смутилась, даже покраснела.
Г) Таня остановилась, вытерла пот со лба и оглянулась.
В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка?
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
А) «Хочу записаться в шахматный кружок », - сказал Костя.
Б) «Привези мне что-нибудь в подарок», - попросила Алёнушка.
В) «Добрым делом, - гласит пословица, - не кори».
Г) Марина Васильевна тихо попросила - «Принесите мне новые книги». 5. В каком слове произносится звук [с]?
А) Письмо; Б) сделка; В) сдувать; Г) указка. 6. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
А) Он умывает_ся; Б) полуноч_ник;
В) ты перепишеш_; Г) много задач_.
7. К какому слову неверно подобран синоним?
А) Веять - дуть;
Б) прыжок - скачок;
В) наследить – найти след;
Г) неширокий - узкий.
8. Лексическое значение какого слова определено неверно?
А) Флора – растительный мир.
Б) Изморозь – очень мелкий дождь.
В) Вагонетка – небольшой открытый вагон для перевозки грузов.
Г) Варежка – мягкая зимняя рукавица.
9. У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?
А) Пришкольный; Б) светить;
В) семечко; Г) переулок.
10. В каком слове пропущена буква з?
А) Бе_умный; Б) ра_пахан;
В) про_ьба; Г) ра_катать.
11. В каком слове пропущена буква а?
А) Сл_жить; Б) подр_сток; В) заг_р; Г) з_рька.
- 51 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
12. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
А) Трещ_тка; Б) ш_в; В) реш_тка; Г)ж_лудь. 13. В каком слове после ц пропущена буква и?
А) Ц_ркуль; Б) ц_ган. В) спиц_; Г) ц_плёнок; 14. В каком слове в окончании пишется и?
А) На порог_; Б) на станци_;
В) до поздн_го вечера; Г) за син_ми горами
15. Какое слово пишется слитно с не?
А) (не)буду; Б) (не)ищешь;
В) (не)дуг; Г) (не), а враг.
16. В каком слове пропущена буква и?
А) Заст_лаю; Б) наб_ру;
В) перет_реть; Г) зам_реть.
17. В каком слове пропущена буква е?
А) Он ненавид_л; Б) мы угон_мся;
В) вы вид_те; Г) он слыш_т.
18. В каком слове ударение падает на второй слог?
А) Зеркало; Б) принял; В) начал; Г) сплелись. 19.К какому слову дано неверное объяснение?
А) Разрешить – глагол совершенного вида;
Б) горяч – краткое прилагательное;
В) несчастье – существительное третьего склонения;
Г) попросят – глагол будущего времени. 20. Прочитайте текст
Озаглавьте текст.
Озаглавьте каждую часть словами из текста, выражающими его основную мысль.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Определите стиль речи текста.
Определите тип речи текста.
Выпишите из текста 2 – 3 слова, употребленные в прямом смысле.
Напишите продолжение текста.
Добрый мальчик.
Как-то раз Петя с Колей пошли в лес. И вдруг в кустах заметили двух ежей. Они их поймали и унесли домой.
Прошло несколько дней. Встретились ребята и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит ёжика молоком, что в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
- А что ты сделал для своего ёжика? – спрашивает он у Коли.
…и это еще не все!
- 53 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Дорогие друзья!
Папы и мамы, уважаемые педагоги и, конечно же, ребята!
Мы очень рады, что вы читаете наши книги. Обещаем, что в библиотеке сайта "Все Для Детей" вы найдете еще немало полезного и очень интересного.
Учителя приготовятся к урокам и проверят тетрадки в два раза быстрее, а, значит, семья получит своего папу или маму не поздно ночью, а ранним вечером. Наши пособия - методички и ГДЗ - помогут вам в этом!
Мы подобрали учебную литературу по самым главным школьным предметам и продолжаем "ставить" новые книги на полки нашей виртуальной библиотеки:
Математика Русский язык
Английский язык Окружающий мир Чтение
Информатика для школьников Тесты для школьников ГДЗ для школьников
…и многое-многое другое!
Заходите к нам почаще и приводите своих товарищей – мы всегда рады новым друзьям!
Команда сайта "Все Для Детей!"
- 54 - www.vse-dlya-detey.ru
![]()
![]()