Контрольная работа. 3 четверть. История. 6 класс
1 вариант
Часть 1
1. Какое из событий произошло раньше всех других?
1) Крещение Руси 2) захват Олегом Киева 3) гибель князя Игоря 4) «Призвание» Рюрика
2. Кто из первых русских князей прибил в 907 году свой щит «на врата Цареграда»?
1) Святослав 2) Олег 3) Рюрик 4) Ярослав
3. Как называлось зависимое население Руси, близкое к положению рабов?
1) закупы 2) купцы 3) холопы 4) бояре
4. Как назывался жанр древнерусской литературы, посвящённый описанию жизни и деяний святых?
1) летопись 2) былина 3) хождение 4) житие
5. Что из названного относится к политике Ярослава Мудрого?
1) начало распространения христианства на Руси 3) начало создания письменного сборника законов
2) образование государства Русь 4) разгром Хазарского каганата
6. Какие два из названных памятников культуры Х — начала XII века относятся к древнерусской литературе? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) София Киевская 3) Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике
2) Слово о Законе и Благодати 4) «Повесть временных лет»
7. В каком из самостоятельных государственных образований Руси ХII-XIII веков сложилась республиканская форма правления?
1) Галицко-Волынская земля 3) Черниговская земля
2) Владимиро-Суздальская земля 4) Новгородская земля
8. Какое из событий произошло позже всех других?
1) захват Олегом Киева 3) начало вторжения Батыя на Русь
2) битва на Калке 4) первое упоминание в летописи о Москве
9. Символом народовластия Новгорода являлся(лось)
1) вечевой колокол 2) народное собрание 3) городской совет 4) летописание
Часть 2
1. Установите соответствия
Событие Даты
А. Любеческий съезд 1.988
Б. Начало княжения Рюрика 2. 882
В. Восстание древлян 3. 1237-1241
Г. Первое упоминание о Москве 4.1223
Д. Битва на реке Калка 5.1097
Е. Объединение Киева и Новгорода под властью Олега 6.945
Ж. Крещение Руси 7.862
З. Походы хана Батыя на Русь 8.1147
2. Запишите в хронологической последовательности правителей Древней Руси.
3.Дайте определение словам: урок, вече
4. Назовите основные занятия населения Новгородской республики. Что такое республика?
5. Что такое политическая раздробленность? Назовите положительные последствия раздробленности Руси
6.. Существует точка зрения, что правление Ярослава Мудрого является расцветом Древнерусского государства. Согласны ли вы с данными утверждением? Свой ответ обоснуйте
Часть 3
1. Прочитайте текст, найдите в нем исторические ошибки и запишите в тетрадь этот текст, исправив ошибки.
«Новгород ничем не отличался от остальных земель Руси. Здесь сложилась такая же форма политического строя. Высшим органом власти постепенно становилось городское собрание – народное ополчение, которое могло приглашать князей на новгородский престол и подчинялось их власти и не могло самостоятельно избирать важнейших должностных лиц.»
2. Прочитайте отрывки из Русской Правды и ответьте на вопросы.
«…Если палец отрубит какой-то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду.
А за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен. За убийство княжеского тиуна платить 80 гривен. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
За убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен».
1) От чего зависел размер наказания на Руси, исходя из свода законов?
2) Чьи интересы-защищала Русская Правда?
Контрольная работа. 3 четверть. История. 6 класс
2 вариант
Часть 1
1. Какой князь разгромил в Х веке Хазарский каганат?
1) Ярослав Мудрый 2) Олег Вещий 3) Святослав Игореви 4) Владимир Мономах
2. Какое событие произошло в 1097 году?
1) создание «Повести временных лет» 3) съезд князей в Любече
2) Крещение Руси 4) поход Олега на Константинополь
3. Кто из древнерусских князей написал в XII веке «Поучение детям»?
1) Святослав Игоревич 2) Владимир Мономах 3) Владимир Святославич 4) Ярослав Мудрый
4. Принятие Русью христианства не способствовало
1) укреплению государственной власти 3) ослаблению обороноспособности
2) распространению христианской морали 4) появлению славянской письменности
5. В каком из названных городов Руси былпостроен в XI веке Софийский собор?
1) Москва 2) Муром 3) Новгород 4) Чернигов
6. Какие два из приведённых терминов относятся к зависимому населению Руси? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ремесленники 2) рядовичи 3) бояре 4) закупы
7. С именем какого князя связано первое летописное упоминание о Москве?
1) Андрея Боголюбского 2) Владимира Мономаха 3) Юрия Долгорукого 4) Романа Мстиславича
8. Где проходила битва с монголами, закончившаяся поражением объединённых русско-половецких войск?
1) на реке Калке 2) на реке Сите 3) на реке Неве 4) на Чудском озере
9. Верховная власть во Владимиро-Суздальской земле принадлежала
1)вече 2) князю 3) посаднику 4) князю и боярам.
Часть 2
1. Установите соответствия
Событие Даты
А. Крещение Руси 1. 1237-1241
Б. Битва на реке Калка 2. 1147
В. . Первое упоминание о Москве 3. 862
Г Любеческий съезд 4. 945
Д. Начало княжения Рюрика 5. 1223
Е. Походы хана Батыя на Русь 6. 1097
Ж. Восстание древлян 7. 988
З.Объединение Киева и Новгорода под властью Олега 8. 882
2. Запишите в хронологической последовательности правителей Древней Руси.
3.Дайте определение словам: дань, погост
4. Назовите категории населения Новгородской республики. Что такое артель?э
5. Что такое политическая раздробленность? Назовите отрицательные последствия раздробленности Руси
6. Существует точка зрения, что правление Владимира Красное Солнышко является расцветом Древнерусского государства. Согласны ли вы с данными утверждением? Свой ответ обоснуйте
Часть 3
1. Прочитайте текст, найдите в нем исторические ошибки и запишите в тетрадь этот текст, исправив ошибки.
«В XI веке государство Русь распадается на ряд фактически зависимых государственных образований – земель, в большинстве из которых правили представители разросшегося рода Романовых. Несмотря на фактическую зависимость земель, у многих жителей продолжало существовать представление о раздробленности Руси.»
2. Прочитайте отрывки из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» и ответьте на вопросы.
«…При старых молчать, премудрых слушать,… не свирепствовать словом, не хулить в беседе… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…
В дому своем не ленитесь, но сами смотрите за всем; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим… Куда бы вы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. А куда ни пойдёте, где ни остановитесь, везде напойте и накормите просящего… Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Леность — мать всему дурному, [ленивый] что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не учится».
1) Какими хотел видеть своих детей князь? 2) Какую черту характера князь считал особенно плохой?