СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по биологии в 11 классе. Направлена на выявление качества знаний

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа»

11 класс

25.11.20

Контрольная работа №1

«Свидетельства эволюции. Факторы эволюции»

Цель урока: выявить качество усвоенного материала по разделу «Свидетельства эволюции. Факторы эволюции»

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока:

Вариант 1

Часть 1. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный

1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал наследование благоприобретенных признаков?

1) Карл Линей 2) Жан-Батист Ламарк 3) Чарльз Дарвин 4) А.Н. Четвериков

2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется:

1) Вид 2) Популяция 3) Сорт 4) Колония

3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой мыши?

1) Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4) Географическому

4. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым приспособлен белый медведь?

1)  Морфологическому 2)Генетическому 3) Экологическому 4)Географическому

5. К статистическим показателям популяции относят:

1) Смертность 2) Численность 3) Рождаемость 4) Скорость роста

6. Как называется случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях?

1) Мутационная изменчивость 2) Популяционные волны 3) Дрейф генов 4) Изоляция

7. Как называются периодические и непериодические колебания численности популяции в сторону увеличения или в сторону уменьшения численности особей?

1) Волны жизни 2) Дрейф генов 3) Изоляция 4)Естественный отбор

8. Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения:

1) Черных тараканов между собой 2) Черных и рыжих тараканов 3) Черных тараканов с ядохимикатами 4) Черных тараканов и черных крыс

9. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной?

1) Конкуренция 2) Паразитизм 3) Нахлебничество 4)Хищничество

10. Какая форма естественного отбора действует при постепенно изменяющихся условиях окружающей среды?

1) Стабилизирующий естественный отбор 2) Движущий естественный отбор

3) Разрывающий естественный отбор 4) Дизруптивный естественный отбор

11. Биологическая изоляция обусловлена:

1) Небольшой численностью видов 2)Невозможностью спаривания и оплодотворения

3) Географическими преградами 4) Комбинативной изменчивостью

12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относится сходство зародышей пресмыкающихся и птиц?

1) Сравнительно-анатомическим 2) Эмбриологическим

3) Палеонтологическим 4) Биогеографическим

13. Укажите правильную схему классификации животных:

  1) Вид     род    семейство    отряд   класс   тип

  2) Вид   род   семейство   порядок   класс   тип

  3) Вид   род   семейство   порядок   класс   отдел

  4) Вид   род   отряд   семейство   класс   тип

14. Какие органы возникают в результате конвергенции?

1) Гомологичные 2) Аналогичные 3) Атавистические 4) Рудиментарные

15. Какое из перечисленных приспособлений не является ароморфозом?

  1. 1) Возникновение позвоночника у хордовых 2) Возникновение хобота у слона

3) Образование 2-х кругов кровообращения 4) Образование 3-х камерного сердца у земноводных

Часть 2. При выполнение заданий 1-2 выберите три верных ответа из шести. При выполнение заданий 3-4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

1)Появление цветка

2) Образование органов и тканей у растений

3) Появление термофильных бактерий

4) Атрофия корней и листьев у повилики

5) Специализация некоторых растений к определенным опылителям

6) Постоянная температура тела

2. К эволюционным факторам относят:

1) Дивергенция

2) Наследственная изменчивость

3) Конвергенция

4) Борьба за существование

5) Параллелизм

6) Естественный отбор

3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных

Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи

В) семена погибают в пустынях и Антарктиде

Г) растения вытесняют друг друга

Д) плоды поедают птицы

Е) растения гибнут от бактерий и вирусов

1) внутривидовая

2) межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями


А

Б

В

Г

Д

Е








4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует

Признак животного

Направление эволюции

А) возникновение полового размножения

Б) образование у китообразных ластов

В) возникновение 4-х камерного сердца

Г) возникновение автотрофного способа питания

Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь

Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики

1) ароморфоз (арогенез)

2) идиоадаптация (аллогенез)

3) общая дегенерация (катагенез)

А

Б

В

Г

Д

Е








Вариант 2

Часть 1. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный

1. Кто является автором первого эволюционного учения?

1) Карл Линей 2) Жан-Батист Ламарк 3) Чарльз Дарвин 4) А.Н. Четвериков

2. Структурной единицей вида является…

1) Особь 2) Популяция 3) Колония 4) Стая

3. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их число, размеры, форму?

1) Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4) Географическому

4. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на скалистых местах?

1) Географическому 2) Морфологическому 3) Экологическому 4) Этологическому

5. К динамическим показателям популяции относят:

1) Смертность 2) Численность 3) Плотность 4) Структуру

6. Причиной популяционных волн не является:

1) Сезонные колебания температуры 2) Природные катастрофы 3) Агрессивность хищников  4) Мутационная изменчивость

7. Что препятствует обмену генетической информацией между популяциями?

1) Мутационная изменчивость 2) Популяционные волны 3) Дрейф генов 4) Изоляция

8. Как называется комплекс разнообразных отношений между организмами и факторами неживой и живой природы:

1) Естественный отбор 2) Борьба за существование 3) Приспособленность 4) Изменчивость

9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?

1) Межвидовой 2) Внутривидовой 3) С неблагоприятными условиями среды 4) Внутривидовой взаимопомощи

10. Какая форма естественного отбора направлена на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака?

1) Движущий естественный отбор 2) Разрывающий естественный отбор 3) Стабилизирующий естественный отбор 4) Дизруптивный естественный отбор

11. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному скрещиванию особей?

1) Волны жизни 2) Естественный отбор 3) Модификации 4) Изоляция

12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относятся филогенетический ряды?

1) Сравнительно-анатомическим 2) Эмбриологическим 3) Палеонтологическим

4) Биогеографическим

13. Укажите правильную схему классификации растений:

 1) Вид   род   семейство   отряд   класс   тип

 2) Вид   род   семейство   порядок   класс   тип

 3) Вид   род   семейство   порядок   класс   отдел

 4) Вид   род   отряд   семейство   класс   тип

14. Какие органы возникают в результате дивергенции?

1) Гомологичные 2) Аналогичные 3) Атавистические 4) Рудиментарные

15. Какое из перечисленных приспособлений относят к идиоадаптациям?

1) Возникновение хорды 2) Возникновение ползучего стебля у клубники 3) Образование 2-х кругов кровообращения 4) Утрата органов кровообращения у бычьего цепня

Часть 2. При выполнение заданий 1-2 выберите три верных ответа из шести. При выполнение заданий 3-4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?

1) Сокращение численности видов

2) Расширение ареала вида

3) Возникновение новых популяций, видов

4) Сужение ареала вида

5) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни

6) Увеличение численности видов

2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?

1) Действует в изменяющихся условиях среды

2) Действует в постоянных условиях среды

3)Сохраняет норму реакции признака

4) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в сторону увеличения

5) Контролирует функционирующие органы

6) Приводит к смене нормы реакции

В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) растения одного вида вытесняют друг друга

Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

В) семена погибают от сильных заморозков и засухи

Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

Д) люди, машины вытаптывают молодые растения

Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие

1) межвидовая

2) внутривидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

А

Б

В

Г

Д

Е








4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует

Признак животного

Направление эволюции

А) редукция органов зрения у крота

Б) наличие присосок у печеночного сосальщика

В) возникновение теплокровности

Г) возникновение 4-х камерного сердца

Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня

Е) уплощенное тело камбалы

1) ароморфоз (арогенез)

2) идиоадаптация (аллогенез)

3) общая дегенерация (катагенез)

А

Б

В

Г

Д

Е








Ответы на задания:

Вариант 1

Вариант 2

1 – 2

2 – 2

3 – 1

4 – 3

5 – 2

6 – 3

7 – 1

8 – 1

9 – 1

10 – 2

11 – 2

12 –2

13 – 1

14 – 2

15 – 2

1 – 2

2 – 2

3 – 2

4 – 3

5 – 1

6 – 4

7 – 4

8 – 2

9 – 2

10 – 3

11 – 4

12 – 3

13 – 3

14 – 1

15 – 2

1 – 1, 2, 6

2 – 2, 4, 6

3 –

А

Б

В

Г

Д

Е

2

3

3

1

2

2

4 -

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

1

2

3


1 – 2, 3, 6

2 – 2, 3, 5

3 –

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

3

3

3

1

4 -

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

1

3

2



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!