Законы взаимодействия и движения тел
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для
проведения контрольной работы по физике по теме «Законы взаимодействия и
движения тел» в 9 классе
Предмет: «физика»9 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутника
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Законы взаимодействия и движения тел»
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной
работе
Код | Номер задания | Описание элементов предметного содержания |
1.1.10 | А1 | Инерция. Первый закон Ньютона |
1.1.11 | А2, С8, В7 | Второй закон Ньютона |
1.1.12 | А3,В7 | Третий закон Ньютона |
1.1.15 | А4, С9, В7 | Закон всемирного тяготения. Сила тяжести |
1.1.17 | А6 | Импульс тела. Закон сохранения импульса |
1.1.20 | А5 | Закон сохранения механической энергии |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Номер задания | Описание элементов метапредметного содержания |
2.2.1 | А1 | Умение определять понятия (познавательное УУД) |
2.2.2 | В7 | Умение классифицировать (познавательное УУД) |
2.2.3 | А2, А3, А4, А5, А6, С8, С9 | Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
2.2.4 | А2, А3, А4, А5, А6, С8, С9 | Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
2.2.6 | Работа | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших
тему «Законы взаимодействия и движения тел»
Код | Номер задания | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1.2 | А1,А2, А5, А6, С8 | Знание и понимание смысла физических величин: сила, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия |
3.1.3 | А2, А3, А4, С8, | Знание и понимание смысла физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии |
| С9 | |
3.1.4 | А2, С8 | Умение описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение |
3.2.6 | А5 | Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы |
3.3 | А2, А5, А6, С8, С9 | Решение физических задач |
3.4.1 | А1 | Понимание смысла использованных в заданиях физических терминов |
3.4.5 | В7 | Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по теме
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения учащимися 9 класса содержания темы «Законы взаимодействия и движения тел».
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Динамика» учебного предмета «физика», а также содержанием темы «Динамика» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В Пёрышкина, Е.М. Гутника.
Контрольная работа состоит из 9 заданий: 7- задания базового уровня, 2 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам
предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
А1 | Базовый | 1.1.10, 2.2.1, 3.1.2, 3.4.1 | Тест с выбором ответа | 1 мин |
А2 | Базовый | 1.1.11, 2.2.3, 2.2.4, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.3 | Тест с выбором ответа | 2 мин |
А3 | Базовый | 1.1.2, 2.2.3, 2.2.4, 3.1.3 | Тест с выбором ответа | 1 мин |
А4 | Базовый | 1.1.5, 2.2.3, 2.2.4, 3.1.3 | Тест с выбором ответа | 3 мин |
А5 | Базовый | 1.1.20, 2.2.3, 2.2.4, 3.1.2, 3.2.1, 3.3 | Тест с выбором ответа | 5 мин |
А6 | Базовый | 1.1.7, 2.2.4, 2.2.3, 3.1.2, 3.3 | Тест с выбором ответа | 5 мин |
В7 | Базовый | 1.1.12, 1.1.15, 1.1.11, 2.2.2, 3.4.5 | Задание на соответствие, множественный выбор | 5 мин |
С8 | Повышенный | 1.1.11, 2.2.3, 2.2.4, 3.3, 3.1.4, 3.1.3, 3.1.2 | Расчётная задача с развёрнутым решением | 8 мин |
С9 | Повышенный | 1.1.15, 2.2.3, 2.2.4, 3.3, 3.1.3 | Расчётная задача с развёрнутым решением | 10 мин |
Оценка правильности выполнения задания | Базовый | Выполнение теста на знание информации и применения репродуктивных способов деятельности | Сверка с эталоном | Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем |
Повышенный | 2.2.6 | Сверка с выполненной учебной задачей по критериям |
На выполнение 9 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.
Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице.
№ задания | Количество баллов |
1 - 6 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 | Максимальное количество баллов -2 Правильно распределено 3 понятия - 2 балла Правильно распределено 2 понятия - 1 балл Правильно распределено 1понятие - 0 баллов |
8, 9 | Максимальное количество баллов – 3 Если: - полностью записано условие, - содержатся пояснения решения, - записаны формулы, - записан перевод единиц измерения в СИ, - вычисления выполнены верно, - записан подробный ответ – 3 балла Если: - записано условие, - отсутствуют пояснения решения, - записаны формулы, - не записан перевод единиц измерения в СИ, - вычисления выполнены верно, - записан ответ – 2 балла Если: - записано условие, - отсутствуют пояснения решения, - записаны формулы, - не записан перевод единиц измерения в СИ, - содержится вычислительная ошибка, не искажающая грубо результат, - записан ответ – 1 балл Если ход решения не верный, но присутствует правильный ответ – 0 баллов |
Оценка правильности выполнения задания | Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить - учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
Итого | 14 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
14-12 | 5 |
11 - 10 | 4 |
9 - 6 | 3 |
меньше 6 | 2 |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся содержания темы
«Законы взаимодействия и движения тел»
Код требования к уровню подготовки | № задания контрольной работы | Предметный результат не сформирован | Предметный результат сформирован на базовом уровне | Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
3.1.2 | А1, А2, А5, А6, С8 | Не выполнено три задания части А | Выполнено больше трёх заданий части А | Выполнено задание части С |
3.1.3 | А2, А3, А4, С8, С9 | Не выполнено два задания части А | Выполнено больше двух заданий части А | Выполнено задание части С |
3.1.4 | А2, С8 | Не выполнено задание части А | Выполнено задание части А | Выполнено задание части С |
3.2.6 | А5 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
3.3 | А2, А5, А6, С8, С9 | Не выполнено два задания части А | Выполнено больше двух заданий части А | Выполнено задание части С |
3.4.1 | А1 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
3.4.5 | В7 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
Показатели сформированности у обучающихся метапредметных умений
Код метапредметного результата | № задания контрольной работы | Продемонстрировал сформированность | Не продемонстрировал сформированность |
2.2.1 | А1 | Выполнено задание | Задание не выполнено |
2.2.2 | В7 | Выполнено задание | Задание не выполнено |
2.2.3 | А2, А3, А4, А5, А6, С8, С9 | Выполнено три задания части А | Выполнено менее трёх заданий |
2.2.4 | А2, А3, А4, А5, А6, С8, С9 | Выполнено три задания части А | Выполнено менее трёх заданий |
2.2.6 | Оценка правильности выполнения задания | Результаты обучения учащимися комментируются и аргументируются | Результаты в большинстве случаев учащимися не комментируются |
Контрольная работа «Законы взаимодействия и движения тел»
Вариант №1
Уровень А
1. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на нее других тел взаимно уравновешено,
1) верно при любых условиях;
2) верно в инерциальных системах отсчета;
3) верно для неинерциальных систем отсчета;
4) неверно ни в каких системах отсчета.
2. Спустившись с горки, санки с мальчиком тормозят с ускорением 2 м/с2. Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 45 кг.
1) 22,5 Н;
2) 45 Н;
3) 47 Н;
4) 90 Н.
3. Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?
1) 0,3 Н;
2) 3 Н;
3) 6 Н;
4) 0 Н.
4. Сила тяготения между двумя телами увеличится в 2 раза, если массу
1) каждого из тел увеличить в 2 раза;
2) каждого из тел уменьшить в 2 раза;
3) одного из тел увеличить в 2 раза;
4) одного из тел уменьшить в 2 раза.
5. Найдите кинетическую энергию тела массой 400 г, упавшего с высоты 4 м, в момент удара о землю.
1) 16 Дж;
2)1600 Дж;
3) 16000 Дж;
4) 160 Дж.
6. Мальчик массой 30 кг, бегущий со скоростью 3 м/с, вскакивает сзади на платформу массой
15 кг. Чему равна скорость платформы с мальчиком?
1) 1 м/с;
2)2 м/с;
3) 6 м/с;
4) 15 м/с.
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими законами и их формулами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ | ФОРМУЛЫ |
А) Закон всемирного тяготения; Б) Второй закон Ньютона; В) Третий закон Ньютона. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/20/s_5d0bc9d40f0b9/1176594_1.png) |
Уровень С
8. К неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу 60 Н. Какой путь пройдет это тело за 12 с?
9. Радиус планеты Марс составляет 0,5 радиуса Земли, а масса – 0,12 массы Земли. Зная ускорение свободного падения на Земле, найдите ускорение свободного падения на Марсе. Ускорение свободного падения на поверхности Земли 10 м/с2.
Контрольная работа «Законы взаимодействия и движения тел»
Вариант №2
Уровень А
1. Ракета с выключенным двигателем летит вдали от звезд. Что можно сказать о ее движении?
А: у ракеты нет ускорения
Б: ракета летит прямолинейно
В: на ракету не действуют силы
1) А;
2) Б;
3) В;
4) А, Б, В.
2. Легкоподвижную тележку массой 3 кг толкают силой 6 Н. Определите ускорение тележки.
1) 18м/с2;
2) 1,6м/с2;
3) 2м/с2;
4) 0,5м/с2.
3. Столкнулись грузовой автомобиль массой 3 т и легковой автомобиль массой 1 т. Сила удара, которую испытал легковой автомобиль, равна F. При этом грузовой автомобиль испытал силу удара
1) F/3;
2) F/9;
3) 3F;
4) F.
4. Как нужно изменить массу каждой из двух одинаковых материальных точек, чтобы сила гравитационного взаимодействия между ними увеличилась в 4 раза?
1) Увеличить в 2 раза;
2) Увеличить в 4 раза;
3) Уменьшить в 2 раза;
4)Уменьшить в 4 раза.
5. С яблони высотой 5 м упало яблоко массой 600 г. Какой кинетической энергией обладало яблоко в момент касания поверхности земли?
1) 3000 Дж;
2) 30000 Дж;
3) 30 Дж;
4) 300 Дж.
6. Кубик массой m движется по гладкому столу со скоростью v и налетает на покоящийся кубик такой же массы (рис.). После удара кубики движутся как единое целое, при этом скорость кубиков равна
1) 0; 2) v/2; 3) v; 4) 2v. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/20/s_5d0bc9d40f0b9/1176594_2.png) |
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ФОРМУЛЫ |
А) Центростремительное ускорение; Б) Первая космическая скорость; В) Импульс тела. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/20/s_5d0bc9d40f0b9/1176594_3.png) |
Уровень С
8. Автомобиль массой 1500 кг, двигаясь равноускоренно из состояния покоя по горизонтальному пути под действием силы тяги 3000 Н, приобрел скорость 36 км/ч. Не учитывая сопротивление движению, определите, через сколько секунд эта скорость была достигнута.
9. На какой высоте (в км) над поверхностью Земли ускорение свободного падения в 25 раз меньше, чем на земной поверхности? Радиус Земли 6400 км.