Контрольно-измерительный материал по биологии за 1 четверть
для учащихся 7 класса
1. Назначение работы – текущая аттестация за 1 четверть с целью определения уровня освоения учащимися 7 класса основной образовательной программы.
2. Содержание работы соответствует содержанию федеральной образовательной программе по биологии для основного общего образования.
3. Структура работы. Работа состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором одного правильного ответа, 3 задания с кратким ответом и 2 заданий с развернутым ответом.
4. На выполнение работы отводится 30 минут.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Каждое задание части 1 оценивается в 1 балл, части 2 – в 2 балла (если ответ без ошибок, при одной ошибке – в 1 балл, в других случаях – 0 баллов).
Задание с развернутым ответом оценивается учётом с учётом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 20 баллов.
Кодификатор
Код раздела | Код проверяемого элемента | Проверяемые элементы содержания |
1 | Систематические группы растений |
1.1 | Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Современная система растительного мира |
1.2 | Водоросли. Общая характеристика. Строение и размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека |
1.3 | Мхи. Общая характеристика. Строение и размножение мхов. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании |
2 | Развитие растительного мира на Земле |
| 2.1 | Историческое развитие растительного мира на Земле. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения |
№ | Проверяемый элемент содержания | Тип задания | Уровень сложности | Балл |
1 | Классификация растений | ВО | Б | 1 |
2 | Основные таксоны систематики растений | ВО | Б | 1 |
3 | Классификация растений. | ВО | Б | 1 |
4 | Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. | ВО | Б | 1 |
5 | Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. | ВО | Б | 1 |
6 | Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. | ВО | Б | 1 |
7 | Эволюционное развитие растительного мира на Земле | ВО | Б | 1 |
8 | Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. | ВО | Б | 1 |
9 | Размножение мхов. | ВО | Б | 1 |
10 | Размножение мхов. | ВО | Б | 1 |
11 | Общие признаки растений | КО | П | 2 |
12 | Размножение мхов. | КО | П | 2 |
13 | Эволюционное развитие растительного мира на Земле | КО | В | 2 |
14 | Значение растений в природе и жизни человека | РО | В | 2 |
15 | Распространение растений | РО | В | 2 |
ВО – выбор ответа
КО – краткий ответ
РО – развёрнутый ответ
Текст контрольной работы
Часть 1. В вопросах 1-10 выберите по 1 верному ответу:
1.Систематика растений изучает: а) распространение растений на Земле; б) взаимосвязь растений с окружающей средой; в) классификацию растений; г) процессы жизнедеятельности растений.
2. Выберите наименьший таксон в систематике растений: а) отдел; б) порядок; в) семейство;
г) вид.
3. Водоросли относят к низшим растениям, так как они: а) растут на большой глубине;
б) не имеют органов и тканей; в) имеют древнее происхождение; г) имеют микроскопические размеры.
4. Хлорофилл в клетках водорослей содержится: а) в вакуоли; б) в хлоропластах;
в) в цитоплазме; г) в хроматофоре.
5. Тело многоклеточных водорослей называется: а) спорофит; б) слоевище; в) гаметофит;
г) ризоид.
6. К подводным предметам водоросли могут прикрепляться: а) ризоидами; б) талломом;
в) корнями; г) выростами на листьях.
7. Какие растения первыми освоили сушу: а) мхи; б) водоросли; в) риниофиты; г) папоротники.
8. Мхи, в отличие от других споровых растений, не имеют: а) настоящих корней; б) листьев;
в) стебля; г) органов для созревания спор
9. В отличие от других растений, у мхов созревание спор происходит: а) на нижней стороне листьев; б) в особых коробочках; в) на листостебельном побеге; г) на ризоидах.
10. Из прорастающей споры у мхов развивается: а) зелёная нить протонема; б) зелёный побег; в) ризоид; г) коробочка
Часть 2. Выполните задания 11-13, записав ответ в виде последовательности цифр или буквенно-цифровых сочетаний.
11. Выберите 3 признака, общих для всех растений:
а) наличие органов и тканей; б) способность к фотосинтезу; в) всасывание органических веществ всей поверхностью тела; | г) неограниченный рост; д) наличие семян; е) бесполое и половое размножение. |
12. Установите соответствие между стадией в жизненном цикле мха и её характеристикой:
А) спорофит | 1) специальная клетка для бесполого размножения |
Б) гаметофит | 2) бесполое поколение, имеющее вид коробочки |
В) спора | 3) половое поколение растений, образующее половые клетки |
13. Расставьте группы растений в порядке их появления на Земле:
А) многоклеточные водоросли; б) мхи; в) одноклеточные водоросли; г) риниофиты.
Часть 3. Дайте развёрнутые ответы на вопросы.
14. Объясните, какую роль играют водоросли в природе и жизни человека
15. Почему мхи растут только в сырых местах?
Ответы
№ | Ответ | Балл |
1 | В | 1 |
2 | Г | 1 |
3 | Б | 1 |
4 | Г | 1 |
5 | Б | 1 |
6 | А | 1 |
7 | В | 1 |
8 | А | 1 |
9 | Б | 1 |
10 | А | 1 |
11 | Б, Г, Е | 3 верных элемента – 2 б., 2 верных -1 б., в иных случаях – 0 б. |
12 | А-2, Б-3, В-1 | 3 верных элемента – 2 б., 2 верных -1 б., в иных случаях – 0 б. |
13 | ВАГБ | верный порядок букв – 2 б., спутаны местами две соседние цифры – 1 б., в иных случаях – 0 б. |
14 | Значение в природе: - поставляют кислород в океан/ или/ атмосферу, - являются пищей водным животным. Значения для человека: - используются в пищу себе и скоту, - являются сырьём для изготовления йода/ или/ агар-агара, - используются в биоочистке сточных вод. | Указано 3-4 элемента – 2 балла, 2 элемента – 1 балл |
15 | В сырых местах дольше сохраняется влага. Вода необходима для размножения (оплодотворения) мхов. | Указано 2 элемента – 2 балла 1 элемент – 1 балл |
Критерии оценивания:
Набрано 20-18 баллов (100- 90 %) – оценка 5
Набрано 17-14 баллов (89-70 %) – оценка 4
Набрано 13-9 баллов (69-45 %) – оценка 3
Набрано менее 9 баллов – оценка 2