СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Контрольная работа или зачет в форме игры на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире при увеличение умственной нагрузки на многих уроках, в том числе и на уроках физики, заставляет каждого учителя задуматься над тем, как поддержать интерес у учащихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Поэтому требуются новые эффективные методы и методические приемы, которые могли активизировать поисковую мысль школьников, стимулировать бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Традиционная система контроля знаний и умений уравнивает всех учащихся. Способные к изучению физики не стремятся выполнять сложные задания, так как нет стимула, а слабым не интересно, так как нет уверенности в получении положительной оценки. Поэтому уровень активности учащихся невысок.

За многолетнюю практику ведения уроков физики, выполнение контрольных работ, для меня всегда вставал вопрос: контрольная работа или зачет в форме игры на уроках физики? И каждый раз я отвечала сама себе, что в каждом классе необходим свой подход, своя методика проведения контроля полученных знаний. В своей педагогической деятельности я поняла, что невозможно добиться высокого контроля знаний на уроке физики, если его проводить по обычной стандартной схеме. Фразу «урок – основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески. По этой причине и контроль полученных знаний, как и сам урок получения знаний, можно провести в нестандартной форме.

Просмотр содержимого документа
«"Контрольная работа или зачет в форме игры на уроках физики"»

Контрольная работа или зачет в форме игры на уроках физики

Шаронова Селена Михайловна

Учитель физики

ГБОУ Школа №438

Санкт-Петербург



В современном мире при увеличение умственной нагрузки на многих уроках, в том числе и на уроках физики, заставляет каждого учителя задуматься над тем, как поддержать интерес у учащихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Поэтому требуются новые эффективные методы и методические приемы, которые могли активизировать поисковую мысль школьников, стимулировать бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Интерес к физике у значительного большинства учащихся зависит от степени и методики преподавания предмета и насколько умело будет построена учебная работа на самом уроке. Необходимо подобрать такую методику, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, и использовал это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются современные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть самые притягательные стороны физики. Для закрепления пройденного материала, каждый учащийся проходит проверку полученных знания. Контроль и оценка универсальных учебных действий учащихся в современном школьном образовательном процессе остается актуальным, поскольку является обязательным в современном государственном стандарте образования.

Реализация функций контроля осуществляется с помощью различных форм контрольных мероприятий. С традиционными формами контроля, в современном мире уделяется пристальное внимание нетрадиционным формам. Эти формы постоянно совершенствуются. Функции проверки различны: контролирующая, обучающая или развивающая, ориентирующая или диагностирующая, воспитывающая.

Контролирующая функция считается одной из самых основных. Суть данной функции состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на конкретном этапе обучения.

Обучающая (развивающая) функция проверки видится в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Именно на таких уроках учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи, мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки определяет ориентацию учащихся и учителя по результатам их труда, снабжает учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. При этом, результаты проверки информируют администрацию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Помимо этого, немаловажную роль в контроле учащихся отводится дидактическим играм на уроках физики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной формами, которые действуют в органическом единстве.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к физической деятельности. Получив информацию на уроке о качестве усвоения учебного материала, учитель строит дальнейшее обучение, своевременно его корректирует, с учетом достижений каждого учащегося. Необходимо учитывать и тот факт, что некоторым учащимся физика в дальнейшем не понадобится, для других она будет основой будущей профессии. При таком обучении одни учащиеся усваивают базовый минимум знаний, другие готовятся к поступлению в вуз и сдаче ЕГЭ. Поэтому необходимо индивидуализировать не только процесс обучения, но и контроль знаний и умений. Дифференциация должна осуществляется не за счет того, что одним дают меньший, объем учебного материала, а другим больший, а в силу того, что, предлагая учащимся одинаковый объем знаний, ориентируют их на различные требования к его усвоению.

Традиционная система контроля знаний и умений уравнивает всех учащихся. Способные к изучению физики не стремятся выполнять сложные задания, так как нет стимула, а слабым не интересно, так как нет уверенности в получении положительной оценки. Поэтому уровень активности учащихся невысок.

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала. При регулярном учете знаний можно четко определить пробелы в знаниях, систематизировать и обобщить эти знания, произвести корректировку деятельности и построить учителю собственную траекторию над этой деятельностью. При использование нетрадиционных форм контроля знаний, умений и навыков сразу увеличит интерес к предмету со стороны учащихся и возникает мотивация обучения. Организация такого подхода к контролю знаний требует тщательно продуманной, гибкой, четко спланированной организации работы.

С учетом степени прохождения материала различают два традиционных типа опроса: опрос, основанный на проверке знаний того материала, который изучается непосредственно сейчас. И опрос, который проводится для подведения итогов работы по пройденному материалу, в то же время он позволяет углубить и повторить пройденную тему – это обобщающий опрос.

Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на виды: текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль и итоговый контроль. Текущий контроль – это контроль знаний, умений и навыков студентов на каждом занятие. Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию и обобщения знаний обучающихся. Периодический контроль - подведение итогов обучения, за какой-то период, за который по тематическому планированию требуется оценивание знаний студентов (он слагается из системы тематического контроля и носит более обобщенный характер). Итоговый контроль реализуется в конце всего учебного года в виде экзамена или дифференцированного зачета.

Цели контроля знаний и умений учащихся можно определить из типов уроков при формировании новых знаний. Такие формы уроков, как урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа- урок, проблемный урок, сразу выявляют метод и технику контроля для учащихся.

При применении таких форм уроков, как ролевые и деловые игры, практикумы, уроки защиты проектов, путешествия (реальные, виртуальные); экспедиция и т.д., дают так же возможность определиться учителю какого характера можно спланировать вид контроля полученных знаний.

Формы повторительно-обобщающего урока можно проводить в виде диспута, игр (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина), театрализованный урок (урок-суд), урок-совершенствование, заключительная конференция, заключительная экскурсия, урок-консультация, урок-анализ контрольных работ, обзорная лекция, обзорная конференция, урок-беседа. Так же урок контроля и проверки знаний и умений можно спланировать в виде урока-зачета, смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческий отчет, контрольная работа, собеседование.

За многолетнюю практику ведения уроков физики, выполнение контрольных работ, для меня всегда вставал вопрос: контрольная работа или зачет в форме игры на уроках физики? И каждый раз я отвечала сама себе, что в каждом классе необходим свой подход, своя методика проведения контроля полученных знаний. В своей педагогической деятельности я поняла, что невозможно добиться высокого контроля знаний на уроке физики, если его проводить по обычной стандартной схеме. Фразу «урок – основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески. По этой причине и контроль полученных знаний, как и сам урок получения знаний, можно провести в нестандартной форме.

Форма контроля не только заключается в проверке полученных знаний во время урока физики, но и проверку домашнего задания. Стандартные типы проверки домашнего задания в устной или письменной форме, учащимся «надоедают», т.к. не всегда можно охватить всех в классе, особенно если наполняемость класса в 27-30человек. Поэтому нетрадиционная форма очень хороша тем, что учащиеся не знают, какой тип проверки у них на сегодняшнем уроке предстоит. Отсюда возникает интерес и некий азарт, чтобы быть лучшим в ответах, получить высшую оценку, похвалу, тем самым, проявляется еще больший интерес к самому предмету. Элемент таинственности любят учащиеся, т.к. у них есть возможность себя проявить, показать свой потенциал, да просто поиграть в домашнюю работу. Приведу несколько примеров проверки домашних работ.

7 класс. 1. Применение заготовок – «планшетов», провожу в начале урока минут на 5. На картоне нанесены задания самые разнообразные (тесты, заполнение пробелов в тексте, на нахождение типичных ошибок, ребусы, кроссворды, анаграммы). Таким образом проверку можно провести на знание физических величин и единиц измерения, основные определения физических явлений или законов, знание формул. Некоторые домашние работы разработаны с закладкой на будущее, задания-вопросы схожи с задания ОГЭ по физике.

2.  Физические диктанты. Провожу так же в начале урока, по времени занимает 5-7 минут, иногда 10 минут. Использую 2 типа вариантов. Текст физического диктанта постоянно меняю: в виде таблицы по темам «Скорость, масса, плотность».

вопросы

ответы

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

Какой буквой обозначается?

Какой буквой обозначается?

Масса

Плотность



Скорость

Путь



Время

Объем



Единица измерения в СИ:

Единица измерения в СИ:

Плотности

Массы



Пути

Скорости



Объема

Времени



Формула для расчёта:

Формула для расчёта:

Объёма

Массы



Скорости

Пути



Пути

Времени









8 класс. Закрепление знания по теме «Тепловые явления». Была предложена необычная форма зачета по данной теме ученикам 8 класса: необходимо было приготовить к «Тепловому чаепитию» приготовленную еду своими руками (или попросить помощи у своих родителей, бабушек) и написать мини-проект. В мини-проект входили не только ингредиенты своих блюд, но и необходимо было указать как именно были они приготовлены: какую посуду использовали (материал, плотность, объем), какие инструменты использовали (материал, плотность, почему именно этот инструмент). Должна быть указана техника безопасности при использовании различных видов плит: время эксплуатации, температурный режим. Так же учащиеся должны были указать какие физические процессы происходили, какие законы, формулы использовали. Так же предлагалось придумать физические задачи. Данный урок получился очень насыщенным, приятным, вкусным и полезным. Во-первых, этот урок сплотил класс, во-вторых, многие в классе узнали о кулинарных талантах своих одноклассников, в-третьих, ученики почувствовали на себе, что знания физики пригодятся в бытовых условиях, т.к. мы ежесекундно подчиняемся законам физики.

8-9 классы. 1. Экспресс-диктант. Проводится почти также, как и обычный диктант, делается в двух экземплярах, один из которых сдается преподавателю, а второй остается у учащегося для фронтальной проверки и выставление оценок самостоятельно самими учениками. Здесь очень хорошо видна обратная связь учитель-ученик. Можно выяснить, что плохо было усвоено из материала, и найти пути решения по устранению этой проблемы (данный вид диктанта полезно проводить для проверки знаний по формулам, таблицам).

2. Рецензирование. При индивидуальном опросе в классах, полезно проводить рецензирование, как письменное, так и устное ответов одноклассников. Здесь необходимо указать важность таких моментов, как: научная строгость изложения, логичность, правильность и четкость формулировок, грамотность речи и записи на доске, правильность употребления символики и терминологии.

9 и 11 классы.  1. Составление сочинений. Очень интересна форма контроля знаний в виде сочинения или эссе на заданную тему. Например, после прохождения темы «Радиоактивность», учащиеся получают задание написать сочинение «Мое отношение к радиации, благо это или вред?» здесь прослеживается повторение пройденного материала, учащиеся применяют анализ полученных знаний. В данном случае учащиеся непроизвольно обращаются к дополнительному материалу, происходит укрепление межпредметных связей с литературой, русским языком.

2. Придумай сам. Учащиеся сами придумывают задания подобные уже решенным задачам, придумывают кроссворды, загадки. После чего, дают возможность своим одноклассникам решить их.

7-11 классы. 1. Опрос по цепочке (или по предложениям). Рассказ начинает один из класса, после чего в любой момент его можно прервать и предложить следующему рассказывать и т.д. Или же один говорит предложение, потом следующий и так далее по цепочке. Пока не будет озвучен весь материал. Это очень хорошо для запоминания определений, физических законов, явлений, процессов. Такая форма опроса помогает не только развить речь, но и заставляет каждого ученика следить за речью одноклассника.

2. Опрос - игра. Вычислительные примеры решаются по кругу. Полученные результаты есть данные для следующей задачи. Опрос проводится сразу всем классом, например, между рядами. Один решил одну задачу и передал другому и т.д.

Игровые методики хороши для проверки домашних работ, но и замена обычных контрольных работ на игру то же дают хорошие результаты. Конечно, нельзя заменить контрольные работы, которые являются административными или плановыми, но не от учителя зависящие. Данные работы остаются в прежнем классическом формате. Из своего опыта работы можно сделать заключение, что играть ученики любят в любой возрастной категории.

При опросе учащихся с целью разнообразить опрос и одновременно научить школьников применять полученные знания, например, в 7 классе, можно провести и такую игру. Вызванного к доске ученика попросить выйти из класса. Учитель называет положение теории: между молекулами различных тел существуют промежутки. В течение 1-2 минут ученики придумывают примеры, подтверждающие это положение молекулярно-кинетической теории, затем в класс приглашают вызванного ученика и ему приводят эти примеры, то есть отгадав этот физический закон, привести доказательства в пользу своего ответа. За правильный ответ ученики ставят оценку своему однокласснику.

Или такой пример в 8 классе: предложить игру «Третий лишний». Учащимся предлагается выбрать одну из стопок карт. Принцип игры: два явления из трех логически связаны, третий рисунок изображает явление, непосредственно не связанное с предыдущим. Например, на одной из карт можно изобразить два рисунка, отображающих демонстрацию явления теплопроводности, и третий рисунок, иллюстрирующий явление конвекции. Задача ученика – определить «лишний» рисунок в данном комплексе. Эта игра позволяет развивать умение логически мыслить, анализировать, обосновывать выдвигаемые положения. Можно игру проводить в парах или группой по 4 человека.

В процессе повторения пройденного. Ряд игр, преследующих эту цель, может составляться на одном и том же фактическом материале – одни и те же физические явления, законы формулы, встречаясь ученику в двух-трех играх, заставляют его вспоминать, сравнивать, устанавливать сходство и различие и тем самым способствуют активному, а не механическому закреплению знаний. Например, игра: «Знаешь ли ты физические приборы?». В эту игру с успехом могут играть ученики любого класса. Играющим раздают поровну карточки с характеристиками приборов. В «корзине» - 30 - 40 чистых фишек. По жребию определяют, кто первый будет зачитывать вслух характеристику прибора. Сидящий справа от него должен дать ответ. Если ответ правильный, игрок берет фишку из корзины и сам зачитывает характеристику следующего прибора. Если ответ неверный, отвечает следующий игрок. Выигрывает набравший большее число фишек и сам себе определяет оценку за данную игру. Предварительно необходимо на столы положить критерии оценивания.

Игра «Лото». Нравится всем учащимся. Данная игра построена на принципе парных картинок. Такие лото применяются в целях проверки и закрепления знаний, учащихся по большой теме курса; для упражнения в использовании физических законов, формул; для развития у учащихся умения логически правильно и связно обосновать высказываемые мнения. На каждую парту раздаются карты с четырьмя рисунками, изображающими физическое явление, рисунок опыта, схему, физический прибор. Перемешивают маленькие карточки, на которых написаны или названы явления, или формулировка закона, или соотношение между величинами. Выбирается ведущий и ему предстоит роль выбирать одну маленькую карточку и громко прочитать название физического явления. Играющий, у которого на большой карте есть соответствующий рисунок, должен ответить ему формулировкой закона и объяснить рисунок. Если ведущий называет закон, то играющий отвечает названием явления или соотношения между величинами. При правильном ответе маленькая карточка закрывает большую. При неправильном – карточка отбирается. Выигрывает тот, у кого не остается незакрытых полей на большой карте. Так же из учащихся класса выбирается жюри, которые в течение урока выставляют учащимся оценки, которые после согласования с учителем переносятся в журнал.

Этап учёта знаний, умений, навыков, учащихся является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт обучающимся мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы ученики с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами задач, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ.

Такие формы проведения контроля знаний "снимает" традиционность опроса, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету. И к тому же, учитель сам знает точно, когда необходимо проводить такого рода контрольные работы, после каких тем и с какой очередность. Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!