СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа о Сербии,Болгарии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа состоит из исторических фактов истории Болгарии,Серии

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа о Сербии,Болгарии»

Практические задания к теме

Вариант 1

  1. Заполните таблицу.

Теория происхождения славян

Норманнская

Центристская

Славянская

Дунайская

Прибалтийская


Авторы

М.В.Ломоносов, А.Г.Кузьмин

С.М. Соловьев,

В.О.Ключевский

Б.А.Рыбаков

Прародина славян

Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением



  1. Прочитайте отрывок из документа «Об управлении империей» К. Багрянородного. Ответьте на вопросы: Что описывается в данном документе? О каком славянском народе идет речь? Какова этимология происхождения этого славянского народа, по мнению К. Багрянородного? Есть ли другие версии происхождения этого слова в исторической науке?

Да будет ведомо, что сербы происходят от некрещеных сербов, называемых также "белыми"и живущих по ту сторону Туркии в местности, именуемой ими Воики . С ними граничит Франгия, а также Великая Хорватия, некрещеная, называемая также "Белой" . Там-то и живут с самого начала эти сербы. Но когда двое братьев получили от отца власть над Сербией, один из них, взяв половину народа, попросил убежища у Ираклия, василевсаромеев. Приняв его, сам василевс Ираклий предоставил ему в феме Фессалоники как место для поселения Сервии, которая с той поры и получила это прозвание. Сербами же на языке ромеев обозначаются "рабы", почему и "сервилами" в просторечии называется обувь рабов, а "цервулианами" — носящие дешевую, нищенскую обувь. Это прозвище сербы получили потому, что стали рабами василевсаромеев. Через некоторое время этим сербам вздумалось вернуться в свои места, и василевс отослал их. Но когда они переправились через реку Дунай, то, охваченные раскаянием, возвестили василевсу Ираклию через стратига, управлявшего тогда Белеградом, чтобы он дал им другую землю для поселения. Поскольку нынешняя Сербия, Пагания, так называемая страна захлумов, Тервуния и страна каналитовбыли под властью василевсаромеев, а страны эти оказались безлюдными из-за аваров (они ведь изгнали оттуда римлян, живущих в теперешней Далмации и Диррахии), то василевс и поселил означенных сербов в этих странах".Они были подвластны василевсуромеев, который, приведя пресвитеров из Рима, крестил их и, обучив их хорошо совершать дела благочестия, изложил им веру христианскую. 

Ответ:

1) Византиец обращает внимание на отношение славян к пленникам, на бытовые условия жизни, вооружение и умение сражаться. Византиец характеризует славян свободолюбивыми, выносливыми, мужественными воинами.

2) Византия воевала со славянами, важно было знать об их вооружении, выносливости, военных хитростях, отношении к пленным и др., что могло помочь в ходе военных действий

3. Рассмотрите карту Второго Болгарского царства. Какими морями оно омывалось? С какими государствами граничило? Какие болгарские города были в тот период?

Ответ:

Видинское царство, Тырновское царство и Добруджанское княжество и каждое претендовало, что оно есть Болгарское царство.

Добруджанское княжество (Добруджанское деспотство, Карвунское княжество (деспотство) ) - государство, отделившееся от Тырновского царства. Существовало примерно с 1322 года по 1395 год. Наименование княжества происходит от турецкого произношения имени одного из его правителей - Добротицы.

Тырновское царство (1371-1395): одно из двух царств, на которые разделилась Болгария. Тырновское царство, состояло из столицы Тырново и восточной Болгарией, с остававшейся за ней частью Фракии.

в 1371—1372, Болгария подверглась нападению турок, но Иоанн-Шишман (царь Тырновского царства ) сумел спастись уступкой части своих владений. После этого вел почти постоянную войну с турками: c 1371 по 1378 — в районе Фракии и Софии, c 1381 по 1386 — снова в области Софии, в 1388—1389 в восточной части своих владений, с 1391 по 1393 — также в восточной части владений, но уже вместе со своим вассалом и родственником влашским князем Мирчо Старым. В 1393—1394 турки взяли столицу царства, Тырново, а затем в 1395 и последнюю столицу, город Никополь, низложив Иоанна-Шишмана.

Видинское царство (1371-1396)

После смерти царя Ивана Александра оба его сына Иван Срацимир и Иван Шишман объявили себя единственными законными правителями Болгарии и не признавали друг друга. Правитель Видинского царства, Иван Срацимир объявил независимость Видина и провозгласил себя себя болгарским царем, восприняв титул своего отца "В Христа Бога верный царь и самодержец всем болгарам и грекам". То же самое сделал и Иван Шишман. Нет достоверных данных о военных действиях между Видинским и Тырновским царствами, но предполагается, что город София первоначально принадлежал Ивану Срацимиру, а с 1373 перешёл к Ивану Шишману.

Благодаря своему расположению, Видинское царство было защищено от нападений турок. Однако, это продолжалось недолго. В 1396 году, вскоре после падения Тырновского царства, турки положили конец независимости Видина. Иван Срацимир был арестован за неповиновения султану (он пропустил венгерские войска через свою территорию) и его дальнейшая судьба неизвестна. После этого Видинское царство окончательно потеряло свою независимость.

Практические задания к теме

  1. Прочитайте документ (Законник Стефана Душана). Составьте список терминов и дайте им определение. Перечислите преступления, за которые человек наказывался смертью, а какие преступления были самые мягко наказуемые? Как в законнике отражены торговые отношения? Кто и какие налоги платил в государстве?


ЗАКОННИК БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЯ СТЕФАНА

В лето 6857 индикт 2, в праздник Вознесения Господня, месяца мая 21 день. Сей Законник составлен на православном нашем соборе преосвященным патриархом кирИоанникием и всеми архиреями и духовенством малым и великим и мною благоверным царем Стефаном и всеми властелями моего царства, малыми же и великими.


Этих законов положения были:

1. О христианстве.

Прежде всего о христианстве. Сим образом да очистится христианство.


24. О власти над церквами.

Над церквами пусть имеет власть господин царь и патриарх и логофет и никто другой.


25. Об освобождении церквей.

Все церкви, которые находятся в земле моего царства, освободило мое царское величество от всех тягостей (т. е. оброков и повинностей) малых и великих. И царские церкви да не подчиняются великим церквам.


28. О неприкосновенности церковного человека.

Отныне да не тронет ни одна власть монаха или церковного человека, и кто нарушит cие при жизни или по смерти моего царского величества, да не будет благословен. Если же кто перед кем виноват, пусть ищет судом и правдою по закону; если же затронет без суда или кому повредит, да платит в семеро.


29. О поповской бащине (вотчине).

И попы бащинники да имеют свою бащинную землю и да суть свободны, а иные попы, которые не имеют бащины, да дается им три законных нивы, и да будет поп свободен. Если же он возьмет более от той земли, да работает церквам по закону.


30. О церковных людях.

Люди церковные, которые держать церковные села и церковные земли и прогнали церковных меропхов или влахов; те которые разогнали людей, да будут связаны, и да отнимутся у них земля и люди, и да держит их церковь, пока они не соберут людей, которых разогнали


32. О селе меропхов.

И какие суть меропские села моего царства в Загорье, и в других местах, церковные люди да не ходят на меропщины(барщину), ни на сенокос, ни на пашню, ни на виноградники, ни на какую работу, ни на малую, ни на великую. Ото всех работ освободило их мое царское величество, только да работают церкви. Кто окажется выгнавшим метохиюна меропшинуи ослушают закон моего царского величества, тот начальник да утратит все свое имущество конфискацией и накажется.


37. О властелях и властеличичах.

Властели и властеличичи, которые находятся в державе моего царского величества, Сербы и Греки, что кому пожаловало мое царское величество в бащинухрисовулом и чем они владеют до сего собора, те бащины да будут тверды.


39. О властельскойбащине.

Который властелин не имеет детей или имеет детей, и они умрут, после его смерти бащинапуста, пока не найдется от его рода до третьего племянника, такой да получит его бащину.


44. О крепостных.

И крепостные, которых кто либо имеет, да их имеют в бащину; только если даст свободу властелин или его жена или его сын, тогда они свободны, а иначе никак.


66. О крепостном человеке и меропхе.

Крепостные люди и меропхи, которые сидят вместе в одном селе, всякую плату, которая приходит, да платят все вместе (по числу душ). Как плату платят и работу работают так и землю да держат.


68. О себре.

Да не будет собора себров. Если же найдется какой собиратель, да отрежутся ему уши и да выжгутся ему ресницы.


74. О жупе и потраве.

Жупа жупе да не повредит скотом ничего. Если же найдется одно село в той жупе у какого нибудь властелина или моего царского величества или церковное село или властеличича, этому селу никто да не возбранит пасти, да пасет оно, где и жупа.


81. О нагорных пастбищах.

Нагорные пастбища, которые находятся в земле моего царства, что царские, да принадлежат царю, а церковные церквам, властельскиевластелям.


82. О Влахах.

Где в селе остановится Влах или Албанец, в том же селе да не останавливается другой, за ним идущий. Если же остановится насильно, да платит пеню и что потравил.


85. О бранной речи.

Кто скажет бранное слово, если будет властелин, да платит 100 перперов, если же не будет властелин, да платит 12 перперов и да будет бит палками.


93. О доставлении средств к побегу чужого человека.

Кто облегчит побег чужого (крепостного) человека в чужую землю, то обязан доставить хозяину семерых.


94. О властелях и о ceбре.

Если властель убьет себра в городе или в жупе или в катуне, да платит тысячу перперов; если же себр убьет властелина, то отрубить ему обе руки и заплатить 300 перперов.


103. О суде над крепостными людьми.

Если люди крепостные, то пусть судятся перед своими господами по всем своим делам, а по царевым да идут пред судей, (т. е.) по убийству, по вражде (т. е. делам, обложенным пенею “враждою”), по воровству, разбою, укрывательству беглых.


107. Об yбийстве судебного пристава.

Кто окажется убившим судейского посланца или пристава, да будет схвачен и да возьмется от него все, что он имеет.


119. О купцах.

Купцов, которые ходят по царской земли, да не волен никакой властелин или какой либо человек задерживать насильно или разбивать (их) товар, а деньги навязывать им силою. Кто же будет уличен в насильственном разбитии или раскрытии товаров, да платит 500 перперов.


120. О купцах.

Торговцы пурпурных употребительных тканей и низшего и высокого достоинства да ходят свободно без задержки по земле моего царства, да продают, и покупают, как кому торговля дозволяет.


123. О купцах.

Если же властелин задержал купца, то платит 300 перперов; если его цариник задержит, то платит 300 перперов.


125. О законе городам.

Греческие города, которые взял господин царь, что им выдал хрисовулы и указы, что имеют где либо и (чем) владеют до сего собора, тем пусть и владеют, и да будет им твердо, и да ничто не отымется от них.


129. О помощи царю.

Когда господин царь будет сына женить или крестить и будет ему нужно строить двор и палаты, да помогает ему всякий, малый и великий.


131. О церкви.

Кто разорит церковь в военное время, да будет убит и повешен.


135. О бащине.

Когда жалует царь грамоту на бащину. Кому запишет село, да будет логофету 30 перперов за хрисовул, а кому жупу, от всякого села 30 перперов, а дьяку за написание (грамоты) 6 перперов.


146. О разбойнике и воре.

Повелевает мое царское величество по всем землям и городам и по жупам и по украйнам да не будет разбойника и вора ни в коем пределе, и таким образом да укротится воровство и разбой: в котором селе найдется вор или разбойник, то село да будет разграблено, а разбойник да будет повешен головою вниз, а вор да будет ослеплен, а господин того села да будет приведен связанным к моему царскому величеству и да платит за все, что натворил (зла) разбойник и вор с исперва а в добавок да будет (он) наказан как вор и разбойник.


161. О купцах.

Когда купцы приходят ночью на ночлег, если управитель или господин того села не допустит, чтобы купцы остались в селе (как требуется) по закону моего царства, как (написано) в Законнике, то если что утратит путник, да платит все тот господин или управитель за то, что не впустили их в село.


162. О гостях или путниках.

Если что приключится какому-нибудь гостю или купцу или монаху и у него отыщет что-либо разбойник или вор или иная какая беда (произойдет), да идут все они к моему царскому величеству, да заплатит им мое царское величество то, что они утратили, а мое царское величество да взыскиваем, (потом) с главарей и властелей, которым был дан путь и поручена стража. И всякий гость и торговец и Латинянин да приходит к первымстражам со всем, что имеет и несет (с собой), да передает его стража стражи со всем (его добром). Если же случится (какая беда) и он что нибудь утратит, да будет (ему) порота из достоверных людей; что скажет по души с этими поротниками, сколько он потерял, столько и платят ему главари и стражи.


170. О золотых дел мастерах.

Золотых дел мастера в жупах и в земли моего царского величества нигде да не будет, разве на торгах, где постановило мое царское величество чеканить монету.


171.О золотых дел мастерах.

Если найдется золотых дел мастер вне городов и торгов моего царства, в каком либо селе, да будет разграблено такое село, а золотых дел мастер да будет сожжен.


172. О золотых дел мастерах.

В городах моего царства да живут золотых дел мастера и да куют и другие необходимые вещи.


CXI. О желудях.

184. Если в жупе имеются желуди, тех желудей царю половина, и тому властелину, чья земля, половина.


СХVIII. Закон о вводе во владение.

204. Относительно пошлины за ввод во владение да будет так: пошлина за землю приставу 2 перпера, за село 3 перпера, за мельницу 3 перпера, за жупу и за всякое село 3 перпера, за город конь и одежда, за виноградник 3 перпера, за коня 1 перпер, за кобылу 6 динарей, за вола 4 динаря, за овцу динар.


205. Если меропх убежит куда нибудь от своего господина в другую землю или в царскую, когда только найдет его господин, да заклеймит его и да распорет ему нос и да отдаст его на поруки, дабы он был опять его (человеком), а другого ничего да не возьмет с него.

1. Ответ:

Церковная иерархия: архиерей - высший духовный чин, глава епархии. Епископ - духовный чин, глава епископии (части церкви). Игумен - настоятель монастыря. Титарев - церковный староста, основатель церкви или монастыря.


Бабун - презрительное прозвище еретика-богомила. Богомильство - христианская ересь, в основе которой лежала идея о борьбе в мире добра, которое олицетворяла душа человека, и зла, которое содержалось в теле человека. Богомили выступали против церковной иерархии, пышных обрядов, поклонение мощам и святым.


Бащина (баштина) - феодальное имение с правом распоряжения ею.


Властель, властеліч (властелічич) - разные категории светских феодалов, которые могли распоряжаться своими поместьями.


дружба с миром есть вражда - штраф за преступление.


Денежные единицы Сербии: перпер (попсоване от "гіперперіон") - золотая византийская монета весом 4,3 г, введена в обращение императором Алексеем Комніним в конце XII ст. Во времена Стефана Душана содержание золота в перпері сильно сократился. Динар - золотая арабская монета, весом равнялась номізмі-гіперперіону, но содержание золота в ней был выше.


Гужевая повинность - обязанность предоставить телегу и коня представителю власти.


Жупа - основная административно-территориальная единица в Сербии.


Іздава - пошлина за ввод в владение.


Катун - поселения.


Кефалей - правитель города.


Краль - наследник престола.


Меропх - зависимый, крепостной человек.


2. Ответ: Человек наказывался смерть за убийство, воровство, предательство хозяина.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!