СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по астрономии за 1 семестр

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по астрономии. Задание для проведения зачета по предмету в 1 семестре.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по астрономии за 1 семестр»

Контрольная работа по астрономии (1семестр)

1вариант.

1. Козерог, Дракон, Рыбы, Лев, Змееносец, Рак. Найдите лишнее в этом списке. Обоснуйте свой ответ.

2. В одной из телепередач, посвященных жизни и творчеству А. С. Пушкина, ведущая заявила, что существует «до сих пор не разгаданная загадка, связанная с жизнью поэта». Загадка состояла в следующем. А. С. Пушкин родился 26 мая (по старому стилю). Всем известно, что разница между старым и новым стилем составляет 13 дней. Однако мы празднуем день рождения Пушкина по новому стилю 6 июня, хотя разница между 26 мая и 6 июня — 11 дней. Внесите свой вклад в литературоведение — разгадайте загадку.

3. Запишите данные предложения, заполнив пропуски в тексте. После каждого записанного предложения в скобках обоснуйте свой ответ.

а). На земном шаре день равен ночи круглый год только _________________.

б). Солнце взошло 21 марта 2011 г. (по местному времени) в Токио в ___ ч, а зашло в ___ ч. В этот же день в Новосибирске восход зафиксирован в ___ ч, а заход — в ___ ч.

в). Восход Солнца в населенных пунктах, расположенных на экваторе, 2 августа наблюдается в ____ ч, 27 февраля — в ____ ч. 4. Июльские морозы и январские знойные дни являются обычными явлениями в средних широтах ________________________.

г). Заполните пропуски в приведенном отрывке из книги Б. Ф. Билимовича «Световые явления вокруг нас»: «При наблюдении ___________, _______________ и _______________________ в телескопах изображение на сетчатке глаза увеличивается, и можно детально рассмотреть строение этих тел. ______________ находятся значительно дальше, поэтому, когда мы наблюдаем их в телескоп, угол зрения тоже увеличивается, но не настолько, чтобы они стали видны в виде дисков. Они по-прежнему кажутся глазу светящимися_____________. Однако… когда мы смотрим в телескоп на ___________, в глаз попадает во столько раз больше света, во сколько раз площадь объектива ______________ площади ________________. Поэтому телескоп увеличивает _________________________________________ и позволяет тем самым увидеть очень ______________________, невидимые невооруженным глазом».

4. Незаходящая звезда наблюдается в верхней кульминации на высоте 50°46′, в нижней кульминации — на высоте 35°54′. Определите географическую широту местности, на которой находится наблюдатель.

5. Уран вращается вокруг своей оси, «лежа на боку». Представьте, что так же начала вращаться Земля. К каким эффектам привело бы данное изменение (перечислите не менее двух)?

6. Заполните пропуски в тексте: «Гипотеза Оорта объясняла многие особенности _______. Источником их образования он считал возможный взрыв планетоподобного тела, орбита которого пролегала между _______ и Юпитером. Одни осколки получили при этом примерно ________ орбиты и потеряли под действием солнечных лучей имевшийся первоначально газ. Они стали _______________и карликовыми планетами. Другие, получившие________________ орбиты, испытав возмущения многих планет, смогли удержать лед, аммиак, метан. Из них образованы __________».

7. Как называются координаты в горизонтальной системе координат? Как они измеряются?

8. Объясните, почему продолжительность полной фазы солнечного затмения составляет несколько минут, а полного лунного затмения – около часа.

9. Затмение Луны 28 октября 2004 года началось в 5ч 31 мин по московскому времени. Определите, во сколько началось затмение по всемирному времени.

10. Вычислите синодический период планеты, если ее период обращения вокруг Солнца равен 4,5 года.

11. Радиосигнал, направленный к Меркурию, вернулся через 12 минут. На каком расстоянии от Земли находится Меркурий?

12. Объясните, почему на Луне существует резкий перепад температур от дня к ночи.

13. У какой планеты земной группы зафиксирован самой большой перепад температур? Объясните, чем это вызвано.

14. Отношение кубов больших полуосей орбит двух планет равно 16. Следовательно, период обращения одной планеты больше периода обращения другой во сколько раз?

15. Какова масса Юпитера, если расстояние первого спутника Ио от Юпитера составляет 422 тыс. км, время его обращения вокруг гиганта составляет 1,77 сут? При решении примите расстояние от Луны до Земли 384 тыс. км, а сидерический период Луны относительно Земли 27,32 сут.



2 вариант

1. Выберите два верных утверждения.

1. Зенит находится вертикально над головой у человека, находящегося на какой-либо широте земного шара.

2. Полюс мира находится вертикально над головой у человека, находящегося на любой широте земного шара.

3. Зенит и полюс мира совпадают для наблюдателя на экваторе Земли.

4. Зенит и полюс мира совпадают для наблюдателя, находящегося на северном полюсе Земли.

2. Предположим, что обнаружены планеты, вращающиеся вокруг какой-то звезды и имеющие следующие характеристики.

 

Планета

Период обращения

Плотность (ρ⨁=1)

1

45 лет

4

2

65 лет

1,5

3

125 лет

0,25

Воспользовавшись законами Кеплера, расположите эти планеты в порядке возрастания расстояния от планеты до звезды. Укажите порядок планет, начиная с ближайшей к звезде, без пробелов. 

3. Укажите вклад каждого ученого в изучение Солнечной системы.

1. Наблюдая за движением Венеры по диску Солнца, этот учёный 26 мая 1761 года открыл атмосферу Венеры.

1) Николай Коперник

2) Исаак Ньютон

3) Клавдий Птолемей

4) Иоганн Кеплер

5) Джордано Бруно

6) Тихо Браге

7) М. В. Ломоносов

8) Галилео Галилей

9) У. Гершель



2. Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.

3. Этот учёный доказал существование неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера.

4. Он первым высказал предположение, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

5. Более 20 лет наблюдал и регистрировал движение планет.

6. На основе наблюдательных данных вывел три закона движения планет.

4. Заполните пропуски в тексте.

«Создать полную картину мира выпало на долю ____________. В сочинении под названием «Альмагест» основное содержание сводится к изложению __________ системы мира, в которой шарообразная Земля занимает центральное неподвижное положение. Это была ____________ теория, позволяющая заранее предсказать местоположение всех планет».

5. Впишите недостающие слова в текст.

«В своей системе мира _____________ низвел Землю до роли рядовой планеты, ________ он поместил в центре системы, а все планеты вместе с ________ двигались вокруг ________ по круговым орбитам».

6. В представленном списке созвездий определите лишнее и обоснуйте свой ответ.

«Зодиакальные созвездия (от греческого «звериный»), расположены вдоль видимого годового пути Солнца. Название связано с тем, что большинство зодиакальных созвездий с древних времён носят названия животных. Например, Скорпион, Козерог, Дракон, Рыбы, Лев, Змееносец, Рак, Овен, Телец».

7. Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца, если ее верхние соединения с Солнцем повторяются через 1,6 года?

8.В   современной   художественной   литературе   часто   используют   различные научные   факты, которые   приводятся с ошибками и   неточностями. Так, в   одном популярном   рассказе   приводятся   рассуждения, согласно   которым   главный   герой обнаружил планетную систему у звезды Проксимы Центавра. При этом он смог увидеть ее с помощью телескопа в виде тонкого серпа. Подтвердите или опровергните слова главного героя. Мог ли он наблюдать планету в виде серпа в другой планетарной системе?

 Покажите геометрически, при каких условиях можно наблюдать планету в виде серпа, и назовите планеты, которые могут быть обнаружены визуально невооруженным   глазом   или   с помощью телескопа.

9.День весеннего равноденствия – 21 марта, день осеннего равноденствия – 23 сентября. Чему равны временные промежутки при переходе «весна–лето – осень» и «осень–зима–весна» между этими днями? Объясните на основе известных вам законов выявленную особенность.

10.Как изменяется расстояние до Луны при ее движении по эллиптической орбите вокруг Земли, если считать, что горизонтальный параллакс Луны колеблется от 60,3´ (в перигее) до 54,1´ (в апогее)?

11.В книге Б.А. Максимачева, В.Н. Комарова «В звездных лабиринтах» 

Приведено следующее описание одного из созвездий: «…Кажется несколько странным, почему ________запечатлели на небе: какие у него могут быть «исторические заслуги»? Больше того, у него есть по крайней мере две серьезные мифические вины: одна из них состоит в том, что он смертельно укусил небесного   охотника   ______...   Поэтому, когда   сияют звезды ________ (в зимнее время года), не ищите ________: он прячется под горизонтом. И только летом в северных широтах он едва осмеливается приподняться над южной стороной неба. Другое зло _____причинил невольно: своим ужасным видом он так перепугал легкомысленного сына бога Солнца   ________, пытавшегося управлять огненной колесницей своего отца, что тот отпустил вожжи, и кони сбросили юношу». Заполните пропуски в тексте. Определите, о каком созвездии рассказывают авторы. В какое время года его можно наблюдать визуально на небе? Определив, о каком созвездии идет речь в тексте, укажите, что вы знаете о нем еще. Назовите созвездие, которое в XVIII в. возникло в результате «отрезания части» у описываемого созвездия.

12. Незаходящая звезда наблюдается в верхней кульминации на высоте 50°46′, в нижней кульминации — на высоте 35°54′. Определите географическую широту местности, на которой находится наблюдатель.

13. Чему равна большая полуось Юпитера, если звёздный период обращения этой планеты составляет 12 лет.

14. Наименьшее расстояние Венеры от Земли 40млн.км. В этот момент угловой радиус Венеры 31,2’’. Определите ее линейный радиус.

15. Объясните, почему Луна восходит каждый день на 50 мин позже, чем накануне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!