Описание тематической работы
В данной работе проверяются знания и умения, приобретённые учащимися в результате освоения раздела «Тепловые явления» курса физики основной школы.
Работа направлена на оценку овладения учащимися планируемыми результатами, на достижение которых направлено изучение предмета, в том числе и освоение элементов содержания раздела «Тепловые явления».
Планируемый результат раздела «Тепловые явления»:
распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: тепловое равновесие, различные способы теплообмена (теплопередачи).
Умения, характеризующие достижения планируемого результата:
1) распознавать явления по его определению, описанию, характерным признакам;
2) различать для данного явления основные свойства или условия его протекания:
3) решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, масса, удельная теплоёмкость вещества): на основе анализа задачи записывать краткие условия, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
При организации тематической проверки раздела «Тепловые явления» необходимо отслеживать не только запоминание, например формулы уравнения теплового баланса (закон сохранения внутренней энергии), но и динамику формирования умений применять этот закон для объяснения явлений.
Контрольная работа по физике 8 класс по теме
«Тепловые явления»
Инструкция по выполнению.
На выполнение работы отводится 40 минут. Работа состоит из трёх частей и включает 8 заданий.
Часть 1 содержит 5 заданий (А1-А5) с 4 вариантами ответа к каждому, из которых только один верный.
Часть 2 включает два задания с кратким ответом (В1-В2).
Часть 3 содержит одно задание, на которое следует дать развёрнутый ответ.
Ответы записываются на отдельном подписанном листе со штампом образовательного учреждения.
Критерии оценки выполнения контрольной работы.
За верно выполненное задание А1-А5 выставляется по 1 баллу.
Задание В 1 оценивается в 2 балла, если верно указаны все три элемента ответа; в 1 балл, если правильно указаны один или два элемента и в 0 баллов, если ответ не содержит элементов правильного ответа.
Задание В 2 оценивается в 1 балл
Задание С 1 оценивается в 3 балла. Задание представляет собой задачу, для которой необходимо записать полное решение. Полное правильное решение задачи должно включать запись краткого условия задачи («Дано»), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.
Критерии оценки выполнения задания С 1.
| Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
| Полное правильное решение: верно записано краткое условие задачи; записаны формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом; выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, представлен ответ. Допускается решение по «частям» (с промежуточными вычислениями) | 3 |
| Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ, но допущена ошибка в записи краткого условия или представлено решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов или записаны формулы, применение которых необходимо, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. | 2 |
| Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, Или Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка. | 1 |
| Все случаи решения, которые не соответствуют критериям выше указанным. | 0 |
Балл | Оценка |
10-11 | «5» |
8-9 | «4» |
7-5 | «3» |
4-0 | «2» |
Вариант 1
Справочный материал
Удельная теплоёмкость:
Вода 4200(Дж/кг.0С)
Свинец 140Дж/(кг .0С)
Медь 400(Дж/кг.0С)
А 1. Тепловым движением можно считать
1) движение одной молекулы;
2) беспорядочное движение всех молекул;
3) движение нагретого тела;
4) любой вид движения.
А 2. В один стакан налили холодную воду, а в другой - горячую в том же количестве. При этом
… 1) внутренняя энергия воды в обоих стаканах одинакова;
2) внутренняя энергия воды в первом стакане больше;
3)внутренняя энергия воды во втором стакане больше;
4) определить невозможно.
А 3. Перенос энергии от более нагретых тел к менее нагретым в результате теплового движения взаимодействия частиц, называется…
1) теплоотдачей;; 2) излучением;
3) конвекцией; 4) теплопроводностью;
А 4. Единицей измерения удельной теплоёмкости вещества является…
1)Дж; 2) Дж/кг.0С 3) Дж/кг 4) кг/Дж.0С
А 5. Количество теплоты, израсходованное при нагревании тела, рассчитывается по
формуле…
1) Q=m (t2-t1) 2) Q=c (t2-t1) 3) Q=cm 4) Q=cm(t2-t1)
Часть 2 При выполнении задания В 1 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу задания цифры- номера выбранных ответов.
В 1. Установите соответствие между утверждениями и примерами их поясняющими.
Утверждения | Примеры |
А) При конвекции теплота переносится струями газа или жидкости. Б) Различные вещества имеют разную теплопроводность. В) Воздух является плохим проводником теплоты. | 1)На зиму в окна вставляют двойные рамы, а не стекло двойной толщины. 2) Жидкости (в чайнике, котле и т. д.) всегда нагревают снизу, а не сверху. 3) Алюминиевая кружка с горячим чаем обжигает губы, а фарфоровая не обжигает. |
Получившеюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
В 2. Какое количество теплоты необходимо сообщить куску свинца массой 2 кг, чтобы нагреть его от 10 до 1100С. Ответ выразите в кДж.
Часть 3 С 1.В холодную воду массой 2 кг, имеющую температуру 100С опускают брусок массой 1кг, нагретый до 1000С.Определите удельную теплоёмкость материала, из которого изготовлен брусок, если через некоторое время температура воды и бруска стала равной 150С. Потерями теплоты пренебречь.
Вариант 2
Справочный материал
Удельная теплоёмкость:
Вода 4200(Дж/кг.0С)
Свинец 140Дж/(кг .0С)
Медь 400(Дж/кг.0С)
А 1.От каких величин зависит внутренняя энергия?
от скорости тела и его массы;
от температуры и его массы;
от положения одного тела относительно другого;
от температуры тела и его скорости.
А 2.В каком из приведенных примеров внутренняя энергия увеличивается путём совершения механической работы над телом?
нагревание гвоздя при забивании его в доску;
нагревание металлической ложки в горячей воде;
выбиванием пробки из бутылки газированным напитком;
таяние льда.
А 3.Конвекция может происходить…
только в газах;
только в жидкостях;
только в жидкостях и газах;
в жидкостях, газах и твёрдых телах.
А 4. Единицей измерения количества теплоты является…
1) Дж/кг0С 2) Дж 3) Дж/кг 4) кг/Дж0С
А 5. Количество теплоты, выделяемое при охлаждении тела, рассчитывается по формуле:
1) 1) Q=m (t2-t1) 2) Q=c(t2-t1) 3) Q=cm 4) Q=cm(t2-t1)
Часть 2
При выполнении задания В1 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов.
В1Установите соответствие между утверждениями и примерами их поясняющими.
Утверждения | Примеры |
А) Передача энергии излучением может осуществляться в полном вакууме, без присутствия какого-нибудь вещества. Б) Металлы являются хорошими проводниками теплоты. В) Воздух является плохим проводником теплоты. | 1)Железный гвоздь невозможно долго нагревать, держа его в руке. 2)Воздух, находящийся между волокнами шерсти, защищает животных от холода. 3)На Землю энергия поступает от Солнца. |
Получившеюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и каких-либо символов.
В 2. Определите, какое количество теплоты потребуется для нагревания медной детали массой 4 кг от 20 до 1200С. Ответ выразите в кДж.
Часть 3.
С 1. Какое количество горячей воды с температурой 800С нужно налить в холодную воду массой 20 кг и температурой 100С, чтобы установилась температура смеси 300С. Потерями энергии пренебречь.
Ответы:
Часть 1
задание | А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 |
Вариант 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 |
Вариант 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 |
Часть 2
задание | Вариант 1 | Вариант 2 |
В 1 | 231 | 312 |
В 2 | 28 | 160 |
Часть 3
Вариант 1: 494 Дж/кг0С
Вариант 2: 8 кг