Вариант 2
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Казнь Степана Разина 2) Убийство Игоря древлянами
3) Казнь английского короля Карла I Стюарта
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОД |
А) принятие Указа об урочных летах Б) отмена местничества В) разорение Москвы ханом Тохтамышем Г) воцарение Елизаветы Петровны | | 1) 1382 г. 2) 1597 г. 3) 1741 г. 4) 1801 г. 5) 1682 г. 6) 1770 г. |
Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к системе государственного управления XVIII в.
1) Государственный совет
2) Камер-коллегия
3) Верховный тайный совет
4) Сенат
5) Министерство внутренних дел
6) Тайная канцелярия
4. Напишите пропущенное слово.
Основной административно-территориальной единицей России с 1708 г. становится состоявшая из нескольких уездов___________________________
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) | | ФАКТ |
А) социальные движения XVII в. Б) Смутное время В) сопротивление реформам Петра I Г) ордынское владычество над Русью | | 1) интервенция Речи Посполитой 2) восстание под руководством К. Булавина 3) губернская реформа 4) восстание в Твери против Щелкана 5) восстание под предводительством С. Разина 6) гибель князя Игоря |
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «О христианском (крестьянском) отказе. А крестьянам переходить из волости в волость, и з с ела в с ело, о дин с рок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего... Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года проживает и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит».
Б) «А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых... годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, сбежали или впредь учнут бегати, – и тех беглых крестьян и бобылей, и их братьев, и детей, и племянников, и внучат с женами и с детьми, и со всем имуществом, и с хлебом стоячим и молоченым, – отдавать из бегов тем людям, из-за кого они выбегут, по переписным книгам без урочных лет, а впредь отнюдь никому чужих крестьян не принимать и за собою не держать».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описываемые в документе меры были введены в правление Ивана III.
2) В том же столетии, к которому относится составление данного документа, в Русской церкви произошёл раскол.
3) Государь, при котором был издан данный документ, прославился победой на Куликовом поле.
4) Составление данного документа относится к XVI в.
5) Данный документ был принят на Земском соборе.
6) В том же веке, к которому относится составление данного документа, русские земли освободились от ордынского владычества.
7. Какие три из перечисленных событий относятся к царствованию Александра I?
1) создание Государственного совета
2) создание Негласного комитета 3) введение суда присяжных заседателей
4) Крымская война 5) учреждение Государственной думы
6) участие России в Континентальной блокаде
8. Установите соответствие между названиями участников общественно-политических движений и историческими личностями: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
НАЗВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ | | ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ |
A) декабристы Б) западники В) народовольцы Г) социал-демократы | | 1) Б. Н. Чичерин, Т. Н. Грановский 2) П. И. Пестель, Н. М. Муравьёв 3) В. И. Ленин, Л. О. Мартов 4) С. Л. Перовская, А. И. Желябов 5) А. Н. Радищев, Н. И. Новиков |
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Места сражений | Даты сражений | Военачальники |
Синопская бухта | __________(А) | __________(Б) |
__________(В) | __________(Г) | А. В. Суворов |
__________(Д) | 1815 г. | маршал Ней |
Плевна | 1877 г. | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Ф. Ф. Ушаков
2) М. Д. Скобелев
3) Измаил
4) 1721 г.
5) Ватерлоо
6) 1853 г.
7) Севастополь
8) 1790 г.
9) П. С. Нахимов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
10. Прочтите отрывок из послания.
«Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника — сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более — души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам — не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира... Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, — всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) События, о которых идёт речь, произошли в 1550-х гг.
2) Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания.
3) Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г.
4) Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания.
5) Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма.
6) В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет.
11. Заполните пропуск в предложении: «Территория, обозначенная на схеме цифрой II, была присоединена к Российской империи в тысяча восемьсот ___________ годах». Ответ запишите словом.
12. Назовите императора, в период правления которого к Российской империи была присоединена территория, обозначенная на схеме цифрой «IV».
13. Укажите название географического региона России, где было сконцентрировано большинство крупных металлургических предприятий.
14. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Железная дорога, обозначенная на схеме буквой «А», была построена в 1830-х гг.
2) Территории, обозначенные на схеме цифрами «I» и «II», были присоединены к Российской империи в период правления одного и того же императора.
3) Территория, обозначенная на схеме цифрой «III», была присоединена к России в результате войны с Австрийской империей.
4) В Полтаве находилась одна из важнейших российских ярмарок.
5) Все города, обозначенные на схеме, сохранили свои названия до наших дней.
6) На территории, обозначенной на схеме цифрой «II», в XIX в. произошли два крупных восстания.
15. Установите соответствие между именами деятелей русской культуры XIX в. и сферами их творчества: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ | | СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА |
A) П. А. Федотов, И. Е. Репин Б) Д. Трезини, К. И. Росси B) П. И. Чайковский, А. П. Бородин Г) А, С. Грибоедов, Н. Г. Чернышевский | | 1) литература 2) музыкальное искусство 3) скульптура 4) живопись 5) архитектура 6) наука |
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (16—20) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (16, 17 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 16—18. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 16—18. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний
«13 декабря казалось, что всё было приготовлено тайным обществом к решительному действию: оно считало на гвардейские полки, в которых было много членов, ручавшихся за успех, как один член Союза, адъютант начальника гвардейской пехоты генерала Бистрома, поручик Ростовцев, не из корыстных видов, а испуганный мыслию о междоусобном кровопролитии, идёт во дворец и открывает [императору]... намерения и надежды тайного общества воспрепятствовать его восшествию на трон. [Император] в ту же ночь созывает во дворец начальников гвардейских полков (в числе их был один член тайного общества генерал Шипров) и льстивыми убеждениями, обещаниями наград и т. п. преклоняет их к присяге... зная, что этим они свяжут совесть своих солдат. Этой счастливой проделкой [император] удачно избегает опасности, ему угрожавшей.
Тайное общество могло тогда считать на части лейб-гвардии Московского и Гренадёрского полков и на баталион Гвардейского морского экипажа, которые твёрдо решились стоять за права великого князя Константина, полагая, что жизнь его в опасности. Декабря 14-го на рассвете этот малочисленный отряд, над которым приняли начальство военные члены тайного общества, собирается на Сенатской площади в уверенности, что гвардия его поддержит.
Но гвардейские полки, так недавно связанные присягою, данною [императору] хотя не с большим усердием, а по приказанию начальников, идут против отряда, собравшегося на Сенатской площади, к которому присоединилась большая толпа народа. Император посылает уговаривать солдат положить оружие. Неустрашимый генерал-губернатор граф
Милорадович с тем же намерением скачет к отряду, но в ту же минуту, смертельно раненный пулей, падает...
Наконец подвозят шесть батарейных орудий... и несколько картечных выстрелов с близкого расстояния расстраивают ряды инсургентов и заставляют их рассеяться. Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника и, вместо того, чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повёл бы его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить в плен всю императорскую фамилию. А имея в руках таких заложников, окончательная победа могла бы остаться на стороне тайного общества».
16. Назовите императора, обстоятельства восшествия на престол которого описываются в воспоминаниях. Назовите его предшественника на престоле. Укажите год событий, описываемых в приведённом отрывке.
17. Приведите не менее трёх причин поражения противников императора, указанных автором воспоминаний в приведённом отрывке.
18. Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх целей, которые ставили перед собой восставшие в случае прихода к власти.
19. Начало правления Ивана IV было ознаменовано крупными успехами: были присоединены новые территории, благодаря реформам Избранной рады значительно укрепилась русская государственность. Но окончание этого царствования было печальным: страна была разорена и была накануне страшных социальных потрясений. Что послужило причинами такого завершения царствования? Приведите не менее трёх объяснений.
20. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1389—1425 гг.;
2) январь 1725 г. — июнь 1762 г.;
3) март 1801 г. — июнь 1812 г.;
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Ответы:
1 | 213 |
2 | АБВГ 2513 |
3 | 15 |
4 | губерния |
5 | АБВГ 5124 |
6 | 1625 |
7 | 126 |
8 | 2143 |
9 | 693852 |
10 | 125 |
11 | Десятых |
12 | Николай 1 |
13 | Урал |
14 | 126 |
15 | 4521 |
16 | Ник. 1, Алекс.1, 1825 |
17 | Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника. шесть батарейных орудий... и несколько картечных выстрелов. Малочисленность и др. |
18 | Отмена креп. права, военных поселений, изменить правление |
19 | Опричнина, поражение в войне, разорение рус. земель |