СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по химии в 10 классе (профильный уровень) по теме "Углеводороды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой 5 вариантов контрольной работы по теме "Углеводороды". Каждый вариант содержит задания различного уровня сложности.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по химии в 10 классе (профильный уровень) по теме "Углеводороды"»

Министерство науки и молодежной политики Забайкальского края

Управление развитием образования муниципального района «Красночикойский район»

МОУ «Красночикойская СОШ № 2»



«УТВЕРЖДЕНО»

Директор:________/Кузнецова М. В./











ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по химии 10 - 11 класс (профильная группа)

Фонд оценочных средств обсужден на заседании РМО

«____»___________2018 г., протокол №_____







Разработчик: Веселкова С. Г.,

учитель химии

I квалификационной категории







Красный Чикой, 2018


Оглавление

  1. Паспорт фонда оценочных средств

  2. Материалы стартовой диагностики, промежуточной и выходной для выявления планируемых результатов обучения

2.1 Тесты

2.2. Спецификация диагностической работы

2.2.1. Назначение КИМ

2.2.2. Документы, определяющие содержание КИМ

2.2.3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

2.2.4. Структура КИМ

2.2.5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

2.2.6. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

2.2.7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом

2.2.8. Продолжительность работы

2.3 Обобщенный план варианта диагностической работы

2.4 Система оценивания выполнения заданий по диагностической работе

3. Литература






























  1. ПАСПОРТ

фонда оценочных средств

по учебному предмету Химия 8 класс

Матрица оценочных средств


№ п/п

Контролируемые раздел, тема

Наименование оценочного средства

1

Разел II. Классы органических соединений.

Глава 5. Углеводороды.

5 вариантов заданий, содержащих: задачу на установление формулы органического соединения по продуктам его сгорания, задачу на вычисление объемных долей компонентов исходной смеси углеводородов, задание на осуществление цепочки превращений, задание на составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства представителя какого-либо класса углеводородов.






























  1. Материалы диагностики для выявления планируемых результатов обучения


Вариант 1.

  1. При сгорании газообразного органического вещества массой 13,6 г образовался углекислый газ объемом 22,4 л (н. у.) и вода массой 14,4 г. Плотность этого вещества по воздуху равна 2,345. Выведите молекулярную формулу этого органического вещества и составьте формулы изомеров. Дайте названия веществам, формулы которых вы составили.

  2. К смеси циклопропана и циклобутана объемом 40 л добавили кислород в объеме, необходимом для проведения реакции, затем смесь взорвали. После конденсации паров воды и приведения полученного газа к исходным условиям, его объем составил 140 л. Вычислите объемные доли компонентов в исходной газовой смеси углеводородов.

  3. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:

этан→этилен→1,2-дихлорэтан→ацетилен→бензол.

  1. Запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства этилена.

Вариант 2.

  1. При сгорании 25,2 г органического вещества образовалось 40,32 л (н. у.) углекислого газа и 32,4 г воды. Плотность паров этого вещества по кислороду составляет 2,63. Найдите молекулярную формулу этого органического вещества , составьте структурные формулы его изомеров. Дайте названия изомерам.

  2. К смеси метана и пропана объемом 100 л добавили кислород в объеме, необходимом для реакции, и смесь взорвали. После конденсации паров воды и приведения полученного газа к исходным условиям, его объем составил 180 л. Вычислите объемные доли углеводородов в исходной смеси.

  3. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:

этан→ этилен→этанол→этилен→полиэтилен.

  1. Запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства ацетилена.

Вариант 3.

  1. При сгорании органического вещества массой 17 г образовался углекислый газ объемом 28 л (н. у.) и вода массой 18 г. Плотность этого органического вещества по кислороду равна 2,125. Выведите молекулярную формулу данного органического вещества и составьте структурные формулы его изомеров. Дайте названия изомерам.

  2. Смесь пропина и метана объемом 75 л смешали с порцией кислорода, необходимой для реакции. Данную смесь взорвали. После конденсации воды и приведения полученного газа к исходным условиям, его объем составил 125 л. Вычислите объемные доли углеводородов в исходной смеси.

  3. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:

этан→ этилен → ацетилен →винилхлорид→поливинилхлорид.

  1. Запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства бензола.

Вариант 4.

  1. При сгорании 13,8 г органического вещества в избытке кислорода образовался углекислый газ массой 46 г и вода массой 10,8 г. Плотность паров этого вещества по метану составляет 5,75. На гидрирование 1 моль этого соединения расходуется 3 моль водорода. Установите, о каком веществе идет речь: запишите молекулярную, структурную формулы и уравнение гидрирования этого соединения.

  2. Смесь пропена и бутена-2 объемом 200 л смешали с порцией кислорода, необходимой для реакции, и взорвали. После конденсации воды и приведения полученного газа к исходным условиям, его объем составил 675 л. Вычислите объемные доли углеводородов в исходной смеси.

  3. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:

пропан→пропен→пропанол-2→пропен→пропандиол-1,2.

  1. Запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства циклогексана.

Вариант 5.

  1. При сгорании 7,5 г органического вещества образовалось 11,2 л (н. у.) углекислого газа и 13,5 г воды. Плотность этого вещества по метану составляет 1,875. О каком органическом веществе идет речь? К какому классу соединений оно принадлежит? Запишите уравнение реакции, с помощью которой из этого вещества можно получить ацетилен.

  2. К смеси этана и бутана объемом 5 л добавили необходимое для реакции количество кислорода и смесь взорвали. После конденсации паров воды и приведения полученного газа к исходным условиям, его объем составил 14,5 л. Вычислите объемные доли компонентов в исходной смеси.

  3. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:

этан→этилен→1,2-дихлорэтан→ацетилен→бензол.

  1. Запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства бутадиена-1,3.

2.2 Спецификация диагностической работы

2.2.1. Назначение КИМ

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 10 - 11 классов (профильная группа) содержания учебного материала по теме «Основные классы неорганических соединений» по предмету «химия».

2.2.2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы

Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»

2.2.3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Углеводороды» учебного предмета химия, а также содержанием темы «Углеводороды» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Н. Е. Кузнецовой.

Контрольная работа состоит из 4 заданий: 1 задания базового уровня, 2 повышенного, 1 высокого.

2.2.4. Структура КИМ.

Диагностическая работа (тест) состоит из трех частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит 2 задания с развернутым ответом (решение задач).

Часть 2 содержит 1 задание с кратким ответом в виде записи уравнений конкретных химических реакций.

Часть 3 содержит 1 задание с развернутым ответом (запись уравнений химических реакций; выбор реакций – на усмотрение учащегося).

Распределение заданий по частям КИМ с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Часть работы

Тип заданий

Количество заданий

1

2

3

4

1

Часть 1

С развернутым ответом (решение задач).

2

2

Часть 2

С кратким ответом в виде записи уравнений конкретных химических реакций

1

3

Часть 3

С развернутым ответом (запись уравнений химических реакций на усмотрение учащегося)

1

ИТОГО

4

      1. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Таблица 2


Содержательные разделы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 15

Умение решать задачи на нахождение молекулярной формулы органического соединения по продуктам его сгорания; умение составлять структурные формулы изомеров, давать названия соединениям по номенклатуре IUPAC.

1

5

28

Умение решать задачи на вычисление объемных долей углеводородов в исходной смеси; знание номенклатуры.

1

4

22

Знание генетической связи углеводородов, умение составлять уравнения химических реакций по заданным параметрам (исходные вещества, продукты реакции).

1

4

22

Знания химических свойств углеводородов определенных классов, умение составлять уравнения химических реакций, характеризующих эти свойства.

1

5

28

Итого


18

100

      1. Распределение заданий по уровням сложности

Таблица 3.

Уровень сложности заданий

Количество заданий

1

2

БАЗОВЫЙ

1

ПОВЫШЕННЫЙ

2

ВЫСОКИЙ

1

ИТОГО

4



      1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом

Работа состоит из трех частей. Первая часть содержит 2 задания с развернутым ответом (решение задач). Первое задание – задача на установление молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Решение этой задачи предполагает выполнение следующих шагов: правильное оформление условия задачи, правильное составление и оформление уравнения химической реакции, нахождение относительной молекулярной массы по данной относительной плотности, математические вычисления и установление молекулярной формулы соединения, составление структурных формул хотя бы двух изомеров, присвоение им названий по номенклатуре IUPAC. Поэтому за правильное выполнение первого задания присуждается 5 баллов.

Второе задание – задача на вычисление объемных долей углеводородов в исходной смеси. Выполнение этого задания предполагает знание номенклатуры (перевод названий веществ на химический язык), правильное составление и оформление уравнений химических реакций, вычисление объемов компонентов смеси, вычисление объемных долей углеводородов в исходной смеси. За правильное выполнение этого задания присуждается 4 балла.

Вторая часть работы содержит одно задание, выполнение которого предполагает запись химических уравнений конкретных реакций (цепочка превращений). Так как необходимо записать 4 химических уравнения, за правильную запись которых присуждается по 1 баллу, за выполнение этого задания можно получить 4 балла.

Третья часть работы состоит из одного задания с развернутым ответом. Учащиеся должны вспомнить химические свойства определенного класса углеводородов и проиллюстрировать их уравнениями химических реакций с участием предложенного в задании вещества. Необходимо записать химические уравнения следующих процессов: горения, гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, полимеризации (в случае с бензолом уравнение реакции полимеризации не составляется, но составляются уравнения реакций галогенирования, идущих в разных направлениях). За уравнение, иллюстрирующее одно свойство, присуждается 1 балл, всего можно набрать 5 баллов.

Критерии оценивания работы по вариантам

Таблица 4

Варианты

Баллы

Вариант 1.

  1. Правильно оформлено условие задачи:

mорг в-ва=13,6 г

VCO2=22,4 л

mH2O=14,4 г

D(возд.)=2,345

Фмол. - ?

Правильно оформлено уравнение реакции:

13,6 г




22,4 л


14,4 г

СnHmOx

+

О2

nCO2

+

m/2H2O

Mr=68




n*22,4 л


9m

m=68 г














Правильно вычислена относительная молекулярная масса органического вещества:

Mr=2,345*29=68;

Правильно определена молекулярная формула вещества:

n*22,4 л=68 г*22,4 л/13,6 г

n*22,4 л=112 л

n=5 → C5;

9m=68 г*14,4 г/13,6 г

9m=72

m=8 → H8

C5H8

Mr=12*5+1*8=68;

Составлены структурные формулы и приведены названия хотя бы двух изомеров:

Это может быть пентадиен-1,3:

CH2=CH-CH=CH-CH3

Это может быть пентин-1:

CH≡C-CH2-CH2-CH3

Могут быть приведены структурные формулы с названиями других изомеров.

  1. Правильно записаны формулы веществ: С3Н6, С4Н8.

Правильно оформлено условие задачи:




40 л


х




у1




2 С3Н6

+

2

6СО2

+

2О

2*22,4 л




6*22,4 л








140 л


40-х




у2



С4Н8

+

2

4СО2

+

2О

22,4 л




4*22,4 л



Правильно выстроена логика решения задачи, вычислены объемы углеводородов в исходной смеси:

Пусть х – объем циклопропана, тогда 40-х – объем циклобутана.

у1 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании циклопропана, у2 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании циклобутана. Выразим объемы углекислого газа через х:

у1=х*6*22,4 л/2*22,4 л=3х

у2=(40-х)*4*22,4 л/22,4 л=160-4х

Так как суммарный объем углекислого газа составляет 140 л, составляем уравнение: 3х+160-4х=140

Отсюда х=20 л (объем циклопропана).

Следовательно, объем циклобутана: 40-20=20 л.

Правильно вычислены объемные доли углеводородов в исходной смеси: 20 л*100 %/40 л=50 %.

Состав смеси: циклопропан – 50 %, циклобутан – 50%.

  1. Правильно составлены уравнения всех реакций:


5000С, Ni




С2Н6

C2Н4

+

Н2

C2Н4 + Cl2 → CH2Cl-CH2Cl

CH2Cl-CH2Cl +2NaOH(спирт.р-р)→NaCl + 2H2O + CH≡CH

  1. Правильно записаны уравнения реакций, характеризующих химические свойства этилена:

Горение: С2Н4 + 3О2 → 2СО2 + 2 H2O

Галогенирование: CH2 = CH2 + Br2 = Br-CH2-CH2-Br

Гидрогалогенирование: CH2 = CH2 + HCl → CH3-CH2-Cl

Гидратация: CH2 = CH2 + H2О → CH3-CH2-ОН

Окисление:

3CH2 = CH2 + 2KMnO4 +4H2O = 3CH2(OH)-CH2(OH) +2MnO2 + 2KOH


1






1






1



1









1








1

1








1














1





1

1

1

1






1

1

1

1

1

Вариант 2.

  1. Правильно оформлено условие задачи:

mорг в-ва=25,2 г

VCO2=40,32 л

mH2O=32,4 г

D(О2)=2,63

Фмол. - ?

Правильно оформлено уравнение реакции:

25,2 г




40,32 л


32,4 г

СnHmOx

+

О2

nCO2

+

m/2H2O

Mr=84




n*22,4 л


9m

m=84 г














Правильно вычислена относительная молекулярная масса органического вещества:

Mr=2,63*32=84;

Правильно определена молекулярная формула вещества:

n*22,4 л=84 г*40,32 л/25,2 г

n*22,4 л=134,4 л

n=6 → C6;

9m=84 г*40,32 г/25,2 г

9m=108

m=12 → H12

C6H12

Mr=12*6+1*12=84;

Составлены структурные формулы и приведены названия хотя бы двух изомеров:

Это может быть гексен-2:

СН3-СН=СН-СН2-СН2-СН3

Это может быть циклогексан:

Могут быть приведены структурные формулы с названиями других изомеров.

  1. Правильно записаны формулы веществ: СН4, С3Н8.

Правильно оформлено условие задачи:




100 л


х




у1




СН4

+

2

СО2

+

2О

22,4 л




22,4 л








180 л


100-х




у2



С3Н8

+

2

3СО2

+

2О

22,4 л




3*22,4 л



Правильно выстроена логика решения задачи, вычислены объемы углеводородов в исходной смеси:

Пусть х – объем метана, тогда 100-х – объем пропана.

у1 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании метана, у2 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании пропана. Выразим объемы углекислого газа через х:

у1=х*22,4 л/22,4 л=х

у2=(100-х)*3*22,4 л/22,4 л=300-3х

Так как суммарный объем углекислого газа составляет 180 л, составляем уравнение: х+300-3х=180

Отсюда х=60 л (объем метана).

Следовательно, объем пропана: 100-60=40 л.

Правильно вычислены объемные доли углеводородов в исходной смеси: 60 л*100 %/100 л=60 %

40 л*100 %/100 л=40 %

Состав смеси: метан – 60 %, пропан – 40%.

  1. Правильно составлены уравнения всех реакций:


5000С, Ni




С2Н6

C2Н4

+

Н2




H2SO4(конц.)


C2Н4

+

Н2О

С2Н5ОН


H2SO4(конц.), t0




С2Н5ОН

CH2=CH2

+

Н2О

n CH2=CH2 →(-CH2-CH2-)n

  1. Правильно записаны уравнения реакций, характеризующих химические свойства ацетилена:

Горение: 2С2Н2 + 3О2 → 2СО2 + 2 Н2О

Галогенирование:

СH≡CH +Br2→CHBr=CHBr + Br2 →CHBr2-CHBr2 или

гидрирование: СH≡CH +Н2→CH2=CH2 + Н2 →CH3-CН3

Гидрогалогенирование:

СH≡CH +HСl→ CH2=CHCl + HCl → CH3-CHCl2

Взаимодействие с оксидами тяжелых металлов:

СH≡CH + Ag2O→ Ag- С≡C-Ag↓ + H2O

Реакция тримеризации:


1






1






1



1









1











1

1








1












1






1

1



1


1



1


1


1


1


1

Вариант 3.

  1. Правильно оформлено условие задачи:

mорг в-ва=17 г

VCO2=28 л

mH2O=18 г

D(О2)=2,125

Фмол. - ?

Правильно оформлено уравнение реакции:

17 г




28 л


18 г

СnHmOx

+

О2

nCO2

+

m/2H2O

Mr=68




n*22,4 л


9m

m=68 г














Правильно вычислена относительная молекулярная масса органического вещества:

Mr=2,125*32=68;

Правильно определена молекулярная формула вещества:

n*22,4 л=68 г*28 л/17 г

n*22,4 л=112 л

n=5 → C5;

9m=68 г*18 г/17 г

9m=72

m=8 → H8

C5H8

Mr=12*5+1*8=68;

Составлены структурные формулы и приведены названия хотя бы двух изомеров:

Это может быть пентадиен-1,3:

CH2=CH-CH=CH-CH3

Это может быть пентин-1:

CH≡C-CH2-CH2-CH3

Могут быть приведены структурные формулы с названиями других изомеров.

  1. Правильно записаны формулы веществ: С3Н4, СН.

Правильно оформлено условие задачи:












75 л


х




у1




2 С3Н4

+

2

6СО2

+

2О

2*22,4 л




6*22,4 л








123 л


75-х




у2



СН4

+

2

СО2

+

2О

22,4 л




22,4 л



Правильно выстроена логика решения задачи, вычислены объемы углеводородов в исходной смеси:

Пусть х – объем пропина, тогда 75-х – объем метана.

у1 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании пропина, у2 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании метана. Выразим объемы углекислого газа через х:

у1=х*6*22,4 л/2*22,4 л=3х

у2=(75-х)*22,4 л/22,4 л=75-х

Так как суммарный объем углекислого газа составляет 123 л, составляем уравнение: 3х+75-х=123

Отсюда х=24 л (объем пропина).

Следовательно, объем метана: 75-24=51 л.

Правильно вычислены объемные доли углеводородов в исходной смеси: 24 л*100 %/75 л=32 %

51 л*100%/75=68 %

Состав смеси: пропин – 32 %, метан – 68%.

  1. Правильно записаны уравнения всех реакций:

2СН4 → СН2=СН2 + Н2

СН2=СН2 → СН≡СН + Н2

СН≡СН + HCl → CH2=CHCl

n CH2=CHCl → (-CH2-CHCl-)n

  1. Правильно записаны уравнения реакций, характеризующих химические свойства бензола:

Горение: 2С6Н6 + 15О2 → 12СО2 + 6Н2О

Галогенирование: C6H6 + Cl2 = C6H5-Cl + HCl

Присоединение хлора:



Нитрование:

Алкилирование: C6H6+ CH2 = CH-CH3 → C6H5-CH(CH3)2.


1






1






1



1









1








1

1








1












1





1

1

1

1







1

1

1







1



1

Вариант 4.

  1. Правильно оформлено условие задачи:

mорг в-ва=13,8 г

mCO2=46 г

mH2O=10,8 г

D(СН4)=5,75

Фмол. - ?

Правильно оформлено уравнение реакции:

13,8 г




46 г


10,8 г

СnHmOx

+

О2

nCO2

+

m/2H2O

Mr=92




n*44 г


9m

m=92 г














Правильно вычислена относительная молекулярная масса органического вещества:

Mr=5,75*16=92;

Правильно определена молекулярная формула вещества:

n*44 г=92 г*46 г/13,8 г

n*44 г=307 г

n=7 → C7;

9m=92 г*10,8 г/13,8 г

9m=72

m=8 → H8

C7H8

Mr=12*7+1*8=92;

Составлена структурная формула вещества и приведено уравнение гидрирования:



толуол метилциклогексан

  1. Правильно записаны формулы веществ: С3Н6, С4Н8.

Правильно оформлено условие задачи:




200 л


х




у1




2 С3Н6

+

2

6СО2

+

2О

2*22,4 л




6*22,4 л








675 л


200-х




у2



С4Н8

+

2

4СО2

+

2О

22,4 л




4*22,4 л



Правильно выстроена логика решения задачи, вычислены объемы углеводородов в исходной смеси:

Пусть х – объем пропена, тогда 200-х – объем бутена-2.

у1 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании пропена, у2 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании бутена-2. Выразим объемы углекислого газа через х:

у1=х*6*22,4 л/2*22,4 л=3х

у2=(200-х)*4*22,4 л/22,4 л=800-4х

Так как суммарный объем углекислого газа составляет 675 л, составляем уравнение: 3х+800-4х=675

Отсюда х=125 л (объем пропена).

Следовательно, объем бутена-2: 200-125=75 л.

Правильно вычислены объемные доли углеводородов в исходной смеси: 125 л*100 %/200 л=62,5 %

75 л*100%/200 л=37,5 %

Состав смеси: пропен – 62,5 %, бутен-2 – 37,5%.

  1. Правильно составлены уравнения всех реакций:

СН3СН2СН3 → СН3СН=СН2 + Н2

СН3СН=СН2 + H2O → СН3СН2СН2ОН

СН3СН2СН2ОН → СН3СН=СН2 + H2O

СН3СН=СН2 +[O]+ H2O → СН3СН(OH)2СН2

  1. Правильно записаны уравнения реакций, характеризующих химические свойства циклогексана:

Горение: С6Н12 + 9О2 → 6СО2 + 6Н2О

Замещение: C6H12 + Br2 → C6H11-Br + HBr

C6H12 + 6Cl2 → C6H6Cl6 + 6HCl

Нитрование:

Дегидрирование:


1






1






1



1









1









1

1








1












1






1

1

1

1



1

1

1

1





1

Вариант 5.

  1. Правильно оформлено условие задачи:

mорг в-ва=7,5 г

VCO2=11,2 л

mH2O=13,5 г

D(СН4)=1,875

Фмол. - ?

Правильно оформлено уравнение реакции:

7,5 г




11,2 л


13,5 г

СnHmOx

+

О2

nCO2

+

m/2H2O

Mr=30




n*22,4 л


9m

m=30 г














Правильно вычислена относительная молекулярная масса органического вещества:

Mr=1,875*16=30;

Правильно определена молекулярная формула вещества:

n*22,4 л=30 г*11,2 л/7,5 г

n*22,4 л=44,8 л

n=2 → C2;

9m=30 г*13,5 г/7,5 г

9m=54

m=6 → H6

C2H6

Mr=12*2+1*6=30;

Составлена структурная формулы и приведено уравнение реакции получения из этого вещества ацетилена:


t0


СН3-СН3

СН≡СН


этан ацетилен

  1. Правильно записаны формулы веществ: С2Н6, С4Н10.

Правильно оформлено условие задачи:




5 л


х




у1




2 С2Н6

+

2

4СО2

+

2О

2*22,4 л




4*22,4 л








14,5 л


5-х




у2



4Н10

+

13О2

8СО2

+

10Н2О

2*22,4 л




8*22,4 л



Правильно выстроена логика решения задачи, вычислены объемы углеводородов в исходной смеси:

Пусть х – объем этана, тогда 5-х – объем бутана.

у1 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании этана, у2 – объем углекислого газа, образовавшегося при сгорании бутана. Выразим объемы углекислого газа через х:

у1=х*4*22,4 л/2*22,4 л=2х

у2=(5-х)*8*22,4 л/2*22,4 л=20-4х

Так как суммарный объем углекислого газа составляет 14,5 л, составляем уравнение: 2х+20-4х=14,5

Отсюда х=2,75 л (объем этана).

Следовательно, объем бутана: 5-2,75=2,25 л.

Правильно вычислены объемные доли углеводородов в исходной смеси: 2,75 л*100 %/5 л=55 %

2,25 л*100%/5 л=45 %

Состав смеси: этан – 55 %, бутан – 45%.

  1. Правильно записаны уравнения всех реакций:

С2Н6 → С2Н4 + Н2

С2Н4 + Cl2 → CH2Cl- CH2Cl

CH2Cl- CH2Cl +2NaOH → NaCl + 2 Н2О + C2H2

  1. Правильно записаны уравнения реакций, характеризующих химические свойства бутадиена-1,3:

Горение: 2С4Н6 + 11О2 → 8СО2 + 6Н2О

Галогенирование:

CH2 = CH-CH = CH2 + Br2 → CH2(Br)-CH(Br)-CH = CH2 + CH2(Br)-CH = CH-CH2-Br (может быть указан один продукт)

Гидрогалогенирование:

CH2 = CH-CH = CH2 +HBr → CH3-CH(Br)-CH = CH2 + CH3-CH = CH-CH2-Br (может быть указан один продукт)

Гидрирование:

CH2 = CH-CH = CH2 + H2 → CH3-CH2-CH = CH2 + CH3-CH = CH-CH3 (может быть указан один продукт)

Полимеризация:

nCH2 = CH-CH = CH2 → (-CH2-CH = CH-CH2-)n.


1






1






1



1









1






1

1








1












1





1

1

1

1






1


1



1



1



1



Перевод баллов в отметки

Таблица 5

0-6

7-12

13-15

16-18

«2»

«3»

«4»

«5»



2.2.8.Продолжительность работы

На выполнение работы по химии дается 45 минут. В это же время входит время на инструктаж по выполнению работы (5 минут).

На выполнение заданий части 1 отводится 20 минут.

На выполнение задания части 2 отводится 10 минут.

На выполнение задания части 3 отводится 10 минут.

2.3 Обобщенный план вариантов диагностической работы

по химии

Таблица 6

Проверяемые требования(умения) в соответствии с ФГОС

Уровень сложности

Максимальный балл

Задание

Примерное время выполнения задания (в минутах)

Часть 1

1.

Умение решать задачи на установление молекулярной формулы вещества, составлять структурные формулы изомеров, давать названия органическим соединениям по номенклатуре IUPAC.

П

5

1

10

2.

Умение решать задачи на вычисление объемных долей компонентов в исходной смеси, переводить названия соединений на химический язык, строить логическое рассуждение, составлять и решать уравнения, пропорцию.

В

4

2

10

Часть 2

3.

Умение переводить название вещества на химический язык , составлять уравнения химических реакций согласно предложенной цепочке превращений.

П

4

3

10

Часть 3

4.

Умение переводить название вещества на химический язык, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства определенного класса органических веществ.

Б

5

4

10


    1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом


Правильно выполненная работа оценивается 18 баллами. Выполнение заданий каждого варианта контрольной работы оценивается по критериям, приведенным в таблице 4.

Таблица 7

Перевод баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Первичные баллы

0–6

7–12

13 – 15

16–18


  1. Литература

  1. Химия: 10 класс: углубленный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара, И. М. Титова. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 448 с.: ил.

  2. Химия: 10 класс: задачник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 144 с.: ил.

  3. Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2014 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя