СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по литературе "Литературный процесс первой половины XIX века. Творчество А.С.Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа имеет два уровня сложности. Первая часть тестовая. Вторая требует развернутых ответов. Последнее задание ориентировано на умение сопоставлять произведения

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по литературе "Литературный процесс первой половины XIX века. Творчество А.С.Пушкина"»

Контрольная работа по литературе по теме

«Литературный процесс первой половины XIX века»

Первый уровень

  1. Найдите ошибки в тексте.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его ныне – памятник великому поэту (Пушкинская площадь).

Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Все время учебы в Лицее будущего гения поддерживала Яковлева Арина Родионовна, няня поэта, жившая в Царском Селе все это время.

На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение «Парус». Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов. Окончив Лицей, Пушкин устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество «Арзамас», названное так по городу, в котором оно появилось.

Через некоторое время Пушкин влюбляется в Анну Петровну Керн, с именем которой связано одно из самых известных стихотворений поэта «Мадонна». Впоследствии Керн становится женой Пушкина и преображает его. От этого брака у Александра Сергеевича рождаются четверо детей. Именно эти события будут способствовать появлению такого шедевра, как «Вновь я посетил…».

Но только в следующем браке он обретает истинное чувство. Это был брак с Натальей Андреевной Гончаровой. Наталья Андреевна отвечала взаимностью поэту, ей он посвятил удивительные строки, назвав ее «гением чистой красоты». Истинные лирические шедевры, такие, как «Сожженное письмо», «Отделкой золотой блистает мой кинжал», «Погасло дневное светило…», связаны с именем этой женщины, сыгравшей в жизни Пушкина трагическую роль. Наталью Андреевну обвиняли в том, что она состоит в тайной связи с другом Пушкина Дантесом. Пушкин, обладающий обостренным чувством гордости, вызвал на дуэль Дантеса. Секундантом его был Жуковский. В результате дуэли Пушкин получил ранение и скончался. Похоронен он в Петербурге, на Пискаревском кладбище.

  1. Расставьте стихотворения Пушкина в хронологическом порядке. С какими событиями в жизни поэта связано создание этих произведений? Восстановите, опираясь на приведенные в списке стихотворения, основные вехи биографии Пушкина.

«Вновь я посетил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Арион», «К морю», «К Чаадаеву», «Осень», «Воспоминания в Царском Селе», «Погасло дневное светило…»

  1. Среди названных лирических произведений одно не принадлежит Пушкину. Определите, по какому принципу сгруппированы произведения; назовите авторов «лишних» произведений; дополните список одним-двумя произведениями в соответствии с заданным принципом:

А) «К Вяземскому», «К моей чернильнице», «А.С.Пушкину», «К Языкову»

Б) «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Чародейкою зимою…»

В) «Сонет («Суровый Дант не презирал сонета…»), «Стансы», «Мадонна», «Поэту»

«Песнь о вещем Олеге», «Вновь я посетил…», «Погасло дневное светило…», «Безумных лет угасшее веселье…»

  1. Сгруппируйте стихотворения Пушкина по тематическому принципу. Какие стихотворения вы бы отнесли одновременно к двум или нескольким группам? Почему?

«Я вас любил…», «Мой первый друг, мой друг бесценный…», «К Чаадаеву», «Арион», «Вакхическая песня», «19 октября», «Осень», «Вновь я посетил», «Вольность», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Зимнее утро», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Поэту», «Зимний вечер», «Пора, мой друг, пора…», «Во глубине сибирских руд…», «Эхо».

  1. Расскажите о значении даты 19 октября в жизни и творчестве Пушкина. Какие произведения Пушкина с ней связаны? В каком из произведений эта дата стала «тайным автографом» автора, знаком его присутствия в тексте?

  2. Современником каких из перечисленных ниже историко-культурных явлений был Пушкин? Какова его позиция по отношению к каждому из них?

«Северная пчела», «Арзамас», «Современник», «Отечественные записки», «Зеленая лампа», «Беседа любителей русского слова», «Полярная звезда», «Колокол».

  1. Приведенные ниже цитаты – вторые строчки стихотворений Пушкина. Вспомните первую строку каждого стихотворения и его название, расскажите об адресатах стихотворений; какова их роль в жизни А.С.Пушкина?

а) …Недолго нежил нас обман…

б) …Передо мной явилась ты…

в) … И я судьбу благословил…

г) … Голубка дряхлая моя…

д) … Храните гордое терпенье…

  1. Дайте историко-культурный комментарий следующих строчек:

а) …И шестикрылый серафим

на перепутье мне явился…

б) Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон

в) Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры…

  1. Опираясь на цитаты из стихотворений, воссоздайте обобщенный образ поэта в лирике Пушкина:

  • Духовной жаждою томим…

  • И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И просыпается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне.

  • Поэт! Не дорожи любовию народной!

  • И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

  • Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

  • Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира…

  • Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом стихами обольюсь…

  1. Слева даны названия произведений А.С.Пушкина, справа – жанры. Соотнесите название и жанр, охарактеризуйте( используя примеры из названного произведения) наиболее существенные черты каждого жанра в лирике Пушкина.

«Песнь о вещем Олеге»

«Поэту»

«Погасло дневное светило…»

«Вольность»

«К Чаадаеву»

«На Александра I»

Ода

Баллада

Дружеское послание

Эпиграмма

Сонет

элегия

Контрольная работа по литературе по теме

«Литературный процесс первой половины XIX века»

Второй уровень

  1. «Он победил и время, и пространство», - сказала о Пушкине Анна Андреевна Ахматова. Как вы думаете, что она имела в виду? Прокомментируйте ее высказывание, ответ аргументируйте.

  2. Какое историческое время мы называем пушкинской эпохой? Попробуйте себя представить московским барином, петербургским чиновником. Опишите свои занятия в течение дня.

  3. Первую часть стихотворения «Деревня» Пушкин напечатал в своем сборнике стихотворений под названием «Уединение». Докажите, что она близка по жанру к идиллии.

  4. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста. В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему? Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла.

Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно; – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп.

Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать.

В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое - как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.


  1. Что сближает роман «Капитанская дочка » с другими произведениями отечественной классики, посвященными крупным событиям русской истории? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.) Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!