1 класс
Работа № 1
Текст диктанта
У Гриши Щукина есть кошка Пушинка. Пушинка умная и красивая. Гриша и Пушинка любят играть. Летом Гриша будет жить у бабушки. Он будет скучать.
(24 слова)
Текст для списывания
Утром Юра Чайкин и Слава Шилов пошли на речку. Речка была широкая и глубокая. Ребятам повезло. Юра Чайкин поймал щуку. Слава Шилов поймал леща. Мальчики были очень рады.
(28 слов)
Словарный диктант
класс, ученик, учитель, Москва, ребята, спасибо
Работа № 2
Проверочная работа
1. Назови картинку. Составь модель этого слова.
2. Отметь правильную характеристику третьего звука в слове машина.
□ согласный, мягкий, глухой
□ согласный, твёрдый, глухой
□ согласный, мягкий, звонкий
□ согласный твёрдый, звонкий
3. Отметь три слова, в которых буква я обозначает два звука.
□ зяблик □ яблоко □ пояс □ земля □ семья □ клякса
4. Поставь знак ударения в словах:
смешной, мечтать, дерево, настоящий, конфета, слезинка, пословица, льдинка, бегемот
☼ 5. Отметь два слова, в которых звуки стоят в таком порядке:
первый звук | второй звук | третий звук | четвёртый звук | пятый звук |
мягкий согласный | гласный | твёрдый согласный | мягкий согласный | гласный |
□ булки □ чашки □ сетка □ ветки □ лодка □ фишка
6. Отметь три слова, которые правильно разделены на слоги.
□ за – й - ка □ ко – ро – ва □ сде – лать
□ паль – чик □ ме – те - ль □ каю - та
7. Соедини линиями слова и схемы.
поэт, дружба, улыбка, помогать, рисунок, делить, смешинки, настоящий, пополам, всегда, огромные, почему, правда, горькая, льдина, пословица | | | ´ | | | | | | тетрадь книга кольцо кролик | поэт, дружба, улыбка, помогать, рисунок, делить, смешинки, настоящий, пополам, всегда, огромные, почему, правда, горькая, льдина, пословица | | | ´ | | | | | |
☼ 8. Распредели слова по столбикам. Обрати внимание, есть «лишние» слова.
Слова: йод, фантазия, иллюстрация, русский, мель, килограмм, волшебник, интонация, ещё, взгляд, викторина, смелость
Слова из двух слогов | Слова из трёх слогов | Слова из четырёх слогов |
| | |
| | |
| | |
| | |
Запиши по одному своему примеру в каждый столбик.
9. Запиши 5 букв русского алфавита, следующих за буквой п.
п, ________________________________________________
10. Запиши слова в алфавитном порядке.
лето, бабушка, щека, нитки, чудо
__________________________________________________________________
☼ 11. Запиши любые 4 слова, расположив их в алфавитном порядке. Первое слово должно начинаться с буквы в.
__________________________________________________________________
12. Раздели текст на предложения. Запиши текст правильно.
как хорошо летом в лесу в траве шуршит ёж на деревьях поют птицы цветут цветы красота
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
13. Прочитай диалог. Из выделенных слов выбери нужные и подчеркни их.
- Ирина Николаевна, здравствуй здравствуйте!
- Здравствуй, Женя!
- Скажите, пожалуйста на здоровье, который час!
- Сейчас два часа.
- Большое спасибо. Будьте добры. До свидания.
- До свидания. Спокойной ночи.
Характеристика итоговых работ, предлагаемых в конце 1 класса
Работа № 1 включает в себя списывание, диктант и словарный диктант. Тексты для списывания и диктанта представляют собой связные тексты соответствующей возрасту тематики, включающие в себя доступную лексику и достаточно простые по структуре предложения. В тексты включены слова, в которых встречается значительное количество орфограмм, изучаемых в первом классе. Подробно информация о количестве слов на орфографические и пунктуационные правила представлена в таблице 1 и 2. В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые пока не изучались, в зависимости от принятой в таких случаях в классе формы работы учитель либо четко проговаривает написание этих орфограмм, либо записывает данные слова на доске.
Таблица 1. Информационная характеристика текста для списывания
Орфограмма/правило постановки знаков препинания | Количество орфограмм | Перечень слов |
1. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | 6 | Чайкин (2 раза), Шилов (2 раза), щуку, леща |
2. Прописная буква в начале каждого предложения | 6 | |
3. Прописная буква в именах собственных | 8 | Юра (2 раза), Чайкин (2 раза), Саша (2 раза), Шилов (2 раза) |
4. Знаки препинания в конце предложения | 6 | |
Таблица 2. Информационная характеристика текста диктанта
Орфограмма/правило постановки знаков препинания | Количество орфограмм | Перечень слов |
1. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | 7 | Гриши, Щукина, Пушинка (3 раза), жить, скучать |
2. Прописная буква в начале каждого предложения | 5 | |
3. Прописная буква в именах собственных | 7 | Гриша (3 раза), Щукина, Пушинка (3 раза) |
4. Знаки препинания в конце предложения | 5 | |
Уровень сложности текстов для списывания и диктанта может быть охарактеризован как средний, чтобы обеспечить возможность выполнения работы всеми учащимися.
Время, необходимое классу на выполнение каждой из трех частей работы №1, педагог определяет исходя из темпов работы класса. Возможно как проведение всех частей на одном уроке, так и проведение списывания и диктанта в разные дни.
Содержание работы № 2 ориентировано на федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому языку в той его части, которая может быть достигнута учащимися к концу обучения в 1 классе. В основе работы лежат планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе. Задания проверочной работы составлены на материале следующих блоков содержания курса русского языка: фонетика и графика, орфография, развитие речи.
Работа содержит 13 заданий. В таблице 3 представлено распределение заданий по блокам содержания курса русского языка.
Таблица 3 Распределение заданий работы по основным блокам содержания курса русского языка.
Блоки содержания | Число заданий в работе |
1. Фонетика и графика | 11 |
3. Орфография | 1 |
4. Развитие речи | 1 |
Всего | 13 |
В работе 2 группы заданий. Первая группа включают 10 заданий базового уровня, обязательных для выполнения всеми учащимися. Вторая группа включает 3 задания повышенного уровня сложности (задания № 5, 8, 11), требующих проявления не только предметных умений, но и умения рассуждать, находить разные решения поставленной задачи. По результатам выполнения этой части работы появляется возможность установить, как учащиеся умеют действовать в нестандартных учебных ситуациях.
В работе использованы несколько типов заданий: с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом. Предпочтение было отдано заданиям с выбором ответа, которые позволяют упростить для учащихся процесс записи ответов, и за счет этого включить в работу больше заданий.
В таблице 4 представлен план работы с указанием проверяемых умений, типах заданий и их сложности. Таблица 4. План работы
Раздел стандарта | Проверяемые умения | № зад | Тип задания | Слож-ность |
Фонетика и графика | Проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков | 1 | РО | Б |
Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие). | 2 | ВО | Б |
Характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука | 3 | ВО | Б |
Характеризовать гласные ударные и безударные звуки | 4 | КО | Б |
Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие) | 5 | | П |
Делить слова на слоги | 6 | ВО | Б |
Определять количество слогов и место ударения в слове | 7 | КО | Б |
Определять количество слогов в слове, группировать слова, подбирать слова с определенным количеством слогов | 8 | | П |
Знать последовательность букв русского алфавита | 9 | КО | Б |
Определять алфавитный порядок слов | 10 | КО | Б |
Подбирать слова и располагать их в алфавитном порядке в соответствии с поставленным условием | 11 | РО | П |
Орфография и пунктуация | Выделять предложения, писать заглавную букву в начале предложения, ставить знак в конце предложения | 12 | РО | Б |
Развитие речи | Осознавать цели и ситуации устного общения; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета | 13 | ВО | Б |
Выполнение заданий оценивается 1 или 2 баллами в соответствии с критериями, представленными в таблице 5.
Таблица 5. Оценивание проверочной работы
Задание | Правильный ответ | Оценивание |
1 | Составлена модель: Примечание: обозначение в модели такого признака согласных звуков как «звонкость-глухость» не является обязательным. | 1 балл – составлена правильная модель; 0 баллов – при составлении модели допущены ошибки |
2 | Отмечен правильный ряд: 2) согласный, твёрдый, глухой | 1 балл – выбран только правильный ответ; 0 баллов – выбран неправильный ответ ИЛИ выбран не только правильный ответ, но и неправильный ответ; |
3 | Выбраны слова: яблоко, пояс, семья | 2 балла – выбраны все три слова, неправильных выборов нет; 1 балл – выбраны 1-2 из трех необходимых слов, неправильных выборов нет; 0 баллов – кроме необходимых слов выбраны и неверные слова ИЛИ выбраны лишь неверные слова; |
4 | Правильно определено место ударения в словах: смешнóй, мечтáть, дéрево, настоя´щий, конфéта, слезúнка, послóвица, льдúнка, бегемóт | 1 балл – ударение правильно поставлено во всех словах; 0 баллов – при постановке ударения допущены ошибки; |
☼5 | Выбраны слова: чашки, ветки | 2 балла – выбраны оба слова, неправильных выборов нет; 1 балл – выбрано одно из двух слов, неправильных выборов нет ИЛИ выбраны оба слова и одно из неправильных; 0 баллов – кроме необходимых слов выбраны и неверные слова ИЛИ выбраны лишь неверные слова; |
6 | Выбраны слова: ко-ро-ва, сде-лать, паль-чик | 1 балл – выбраны все три слова, неправильных выборов нет; 0 баллов – кроме необходимых слов выбраны и неверные слова ИЛИ выбраны лишь неверные слова; |
7 | С левой схемой соединены слова книга, кролик, с правой схемой соединены слова тетрадь, кольцо. | 1 балл – слова правильно соотнесены со схемами; 0 баллов – при соотнесении слов со схемами допущены ошибки; |
☼8 | Слова распределены следующим образом: 2 слога | 3 слога | 4 слога | русский | килограмм | фантазия | ещё | волшебник | викторина | смелость | | | Слова: йод, иллюстрация, мель, интонация, взгляд в таблицу не вписаны. | 2 балла – в словах правильно определено количество слогов, слова из одного и пяти слогов в таблицу не вписаны, записано 2-3 своих слова, соответствующих заданию; 1 балл – при записи слов в таблицу допущено не более 2 ошибок, записано 1своё слово; 0 баллов – при записи слов в таблицу допущено более 2 ошибок; |
9 | Записаны буквы р, с, т, у, ф | 1 балл – записаны соответствующие буквы; 0 баллов – при записи следующих в алфавите за буквой п пяти букв допущены ошибки; |
10 | Слова записаны в следующем порядке: бабушка, лето, нитки, чудо, щека. | 1 балл – слова записаны в алфавитном порядке; 0 баллов – при записи слов нарушен алфавитный порядок; |
☼11 | Записаны 4 слова в алфавитном порядке, первое слово начинается с буквы в. | 2 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме; 1 балл – записано три слова ИЛИ при записи четырех слов в одном случае нарушен алфавитный порядок; 0 баллов – записано меньше 3 слов ИЛИ более чем в одном случае нарушен алфавитный порядок; |
12 | Текст записан следующим образом: Как хорошо летом в лесу! В траве шуршит ёж. На деревьях поют птицы. Цветут цветы. Красота! | 2 балла – задание выполнено абсолютно правильно: определены границы предложений, первые слова в предложении записаны с заглавной буквы, в конце первого и последнего предложений поставлен восклицательный знак; 1 балл – определены границы предложений, первые слова в предложении записаны с заглавной буквы, в конце первого и/или последнего предложений не поставлен восклицательный знак; 0 баллов – при определении границ предложения допущены ошибки ИЛИ не все предложения начинаются с заглавной буквы. |
13 | - Ирина Николаевна, здравствуй здравствуйте! - Здравствуй, Женя! - Скажите, пожалуйста на здоровье, который час! - Сейчас два часа. - Большое спасибо. Будьте добры. До свидания. - До свидания. Спокойной ночи. | 1 балл – подчеркнуты нужные слова; 0 баллов – при выборе слов допущены ошибки; |
Если учащийся выполняет из десяти обязательных не менее шести заданий, то можно сделать вывод о том, что он к концу первого класса достиг уровня обязательной подготовки по русскому языку. При этом важно обратить внимание на то, что базовые задания №3 и №12 считаются выполненным, если учащийся получил хотя бы 1 балл. При верном выполнении восьми - десяти базовых заданий можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочную базовую подготовку. Результаты выполнения заданий второй группы позволяют составить представление о возможностях учащихся справляться с нестандартными заданиями по русскому языку, требующими для своего выполнения определенного уровня общеучебных умений. Максимальное количество баллов за эту часть работы равно шести.