Цель: проверить знания учащимися текста сказа Н.С. Лескова "Левша", понимание особенностей языка произведения; развивать навыки письменного высказывания; пробудить интерес к изучению художественной литературы.
Содержание контрольной работы
Контрольная работа составлена в двух вариантах, каждый из них состоит из части А, В и С.
Часть А состоит из 10 вопросов: 9 из них с выбором ответа и 1 на установление соответствия.
Часть В состоит из 3-х вопросов с формулированием полного ответа.
Часть С представляет развёрнутый ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов.
Оценивание
Часть А - 21 балл.
Часть В - 12 баллов.
Часть С - 5 баллов.
Максимальное количество баллов - 38.
"5" - 35-38 баллов.
"4" - 27-34 балла.
"3" - 19-26 баллов.
"2" - 18 баллов и меньше.
Контрольная работа
Н. С. Лесков «Левша»
Вариант 1
Часть А
1. К какому роду литературы относится произведение «Левша» Н.С. Лескова?
а) лирика; б) эпос; в) драма.
2. Какова тема сказа Н.С.Лескова «Левша»?
а) любовь к насекомым;
б) восхищение талантом и патриотизмом простого человека;
в) показ искусных мастеров;
г) любовь к природе.
3. Кто из перечисленных исторических лиц не упоминается в сказе?
а) Александр I;
б) Александр II;
в) военный министр Чернышёв;
г) генерал Скобелев.
4. Куда поехали Александр Павлович и Платов, когда были в Англии?
а) в кунсткамеру;
б) в Обу́хвинскую больницу;
в) во дворец;
г) в посольский дом.
5. На каком предмете была сделана надпись: «Иван Москвин во граде Туле»?
а) на мече; б) на щите; в) на пистоле; г) на шпаге.
6. Какой военный секрет привез Левша из Англии?
а) рецепт изготовления сахара «молво»;
б) секрет варки «чистой аглицкой стали»;
в) способ чистки старого оружия;
г) новую технологию изготовления оружия.
7. В сказе «Левша» есть предложение: «А футляр на неё [блоху] у них [англичан] сделан из цельного __________ ореха …». Из чего был сделан футляр?
а) из бронзы; б) из золота; в) из серебра; г) из бриллианта.
8. Как называется приведённый ниже приём, использованный в описании судеб полшкипера и левши после прибытия в Россию?
«Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. А потом оба вместе взялись и положили [англичанина] на перину… А левшу свалили в квартале на пол…».
а) сравнение; б) антитеза; в) метафора; г) эпитет.
9. В тексте произведения есть предложение: «Полшкипер его [левшу] взял на зако́рки и понёс к борту». Что означает сочетание «на зако́рки»?
а) на руки;
б) за ноги;
в) на плечи и на верхнюю часть спины;
г) за пояни́цу.
10. Подбери соответствующие объяснения:
1 | Мелкоскоп | а | Барометр |
2 | Клеветон | б | Пирамиды |
3 | Пубель | в | Пудель |
4 | Мерблюзьи мантоны | г | Пудинг |
5 | Керамиды | д | Таблица |
6 | Преламут | е | Микроскоп |
7 | Тугамент | ж | Кушетка |
8 | Студинг | з | От слов «клевета» и «фельетон» |
9 | Ногавки | и | Носки |
10 | Буреметр | к | Верблюжьи пальто |
11 | Долбица | л | Перламутр |
12 | Укушетка | м | Документ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Часть В
1. О чём просил левша перед смертью?
2. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился? Приведите примеры его доводов.
3. О ком говорится в приведённых ниже примерах из произведения Н.С. Лескова?
а) «… только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил»;
б) «… на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выданы»;
в) «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми…».
Часть С
Напиши развёрнутый ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов.
1. О чём заставляет меня задуматься произведение Н.С. Лескова «Левша»?
2. Что объединяет сказ Н.С. Лескова «Левша» и стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
3. Л.Н. Толстой назвал Н.С. Лескова «писателем будущего». Какой смысл, по твоему мнению, вкладывал великий писатель в эти слова?
4. Чем интересен тебе как современному читателю язык сказа Н.С. Лескова «Левша»?
Контрольная работа
Н. С. Лесков «Левша»
Вариант 2
Часть А
1. К какому жанру относится произведение «Левша» Н.С. Лескова?
а) повесть; б) роман; в) сказ.
2. Кем мог быть рассказчик, повествователь?
а) генерал;
б) англичанин;
в) император Александр Павлович;
г) простой человек, ремесленник, мастеровой.
3. Какое историческое событие не упоминается в сказе?
а) Венский конгресс;
б) Куликовская битва;
в) восстание декабристов;
г) Крымская война.
4. Кто из русских царей выкупил у англичан стальную блоху?
а) Александр I;
б) Александр II;
в) Николай I;
г) Николай II.
5. Кому из героев принадлежат слова: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?
а) тульским мастерам;
б) донскому казаку;
в) русскому доктору;
г) английскому полшкиперу.
6. Что происходит с Левшой в конце повествования?
1) англичане уговорили левшу остаться у них;
2) левша с честью возвращается из Англии;
3) левша пропадает на чужбине;
4) левша умирает, всеми брошенный.
7. В каком городе находится Аничкин мост, упомянутый в произведении Н.С. Лескова? Именно здесь правил император Николай Павлович.
а) в Туле; б) в Москве; в) в Петербурге; г) в Таганроге.
8. Как называется приведённый ниже приём, использованный в описании судеб полшкипера и левши после прибытия в Россию?
«Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. А потом оба вместе взялись и положили [англичанина] на перину… А левшу свалили в квартале на пол…».
а) сравнение; б) антитеза; в) метафора; г) эпитет.
9. В тексте произведения есть предложение: «И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шиворот косого левшу, так что у того все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги». Что означает выражение «за шировот»?
а) за плечо; б) за руку; в) за ворот, за воротник; г) за ноги.
10. Подбери соответствующие объяснения:
1 | Мелкоскоп | а | Барометр |
2 | Клеветон | б | Пирамиды |
3 | Пубель | в | Пудель |
4 | Мерблюзьи мантоны | г | Пудинг |
5 | Керамиды | д | Таблица |
6 | Преламут | е | Микроскоп |
7 | Тугамент | ж | Кушетка |
8 | Студинг | з | От слов «клевета» и «фельетон» |
9 | Ногавки | и | Носки |
10 | Буреметр | к | Верблюжьи пальто |
11 | Долбица | л | Перламутр |
12 | Укушетка | м | Документ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Часть В
1. Что левша просит напоследок сказать императору?
2. Почему тульские мастера взялись поддержать Платова?
3. О ком говорится в приведённых ниже примерах из произведения Н.С. Лескова?
а) «… она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и… всю кадриль станцевала»;
б) «… сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств»;
в) «… в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил…».
Часть С
Напиши развёрнутый ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов.
1. О чём заставляет меня задуматься произведение Н.С. Лескова «Левша»?
2. Что объединяет сказ Н.С. Лескова «Левша» и стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
3. Л.Н. Толстой назвал Н.С. Лескова «писателем будущего». Какой смысл, по твоему мнению, вкладывал великий писатель в эти слова?
4. Чем интересен тебе как современному читателю язык сказа Н.С. Лескова «Левша»?