СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме: "Дыхание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная работа представлена в формате ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме: "Дыхание"»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по теме: «Дыхание»


1. Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Дыхание», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.

2. Содержание теста – биология, 8 класс.

3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.

  • Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.

4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:

  • А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.

  • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.

5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.

6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.

7. Структура проверочной работы.

Работа состоит из 3 частей (таблица 1).

Часть 1 (А) – 10 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.

Часть 2 (В) – 3 задания, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 1 – на установление последовательности.

Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа, из них 1 – на умение работать с текстом или рисунком, 1 – решение задачи.

Таблица 1.

Распределение заданий проверочной работы по частям работы

N

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть А

8

8

с выбором ответа

2

Часть В

5

10

с кратким ответом

3

Часть С

2

6

с развёрнутым ответом


Итого

15

24



8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.

Содержание проверочной работы можно разделить на 4 блока.

Содержание проверочной работы можно разделить на 3 блока.

Первый блок «Дыхание, его значение. Строение и функции дыхательной системы» включает материал о строении органов дыхания, их функциях, сущности дыхания, его роли в обмене веществ.

Второй блок «Дыхательные движения, их регуляция» составляют задания, проверяющие знания о механизмах вдоха и выдоха, ЖЕЛ.

Третий блок «Газообмен в лёгких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание» составляют задания, проверяющие знания о лёгочном дыхании и обмене газов между кровью и тканями; гигиенической характеристике жилых помещений.

Четвёртый блок «Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания" составляют задания, проверяющие знания о возможных нарушениях дыхания, приёмах первой помощи при нарушениях дыхания, об искусственном дыхании, последовательности действий при сердечно-лёгочной реанимации.

Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию по теме «Дыхание»; характеризовать строение и функции органов дыхания, значение дыхательной системы; распознавать органы дыхания на рисунках и схемах; знать заболевания органов дыхания и их профилактику; знать и уметь применять основные приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов темы «Дыхание» на базовом уровне.

Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания, включать в текст пропущенные биологические понятия; задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в 2 – 4 блоках работы.

Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов дыхания, правил гигиены дыхания, установление причинно-следственных связей при объяснении механизма дыхательных движений, формулирование выводов, использование теоретических знаний и практической деятельности (таблица 2).



Таблица 2.

Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности

Виды учебной деятельности



Содержательные

блоки

Воспроизведение знаний



Применение знаний

в знакомой ситуации


Применение знаний

в изменённой ситуации



Итого:

1. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

3




2. дыхательные движения, их регуляция

1

2

1


3. Газообмен в лёгких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание

2

1



4. Первая помощь при нарушении дыхания

2

2

1


Итого:

8

5

2

15


9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.

В работе используются задания базового (47%), повышенного (40%) и высокого (13%) уровней сложности (таблица 3).

Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.

Таблица 3.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Обозначение заданий

в работе

Базовый (Б)

7

А1 – А7

Повышенный (П)

6

А8, В1 – В5

Высокий (В)

2

С1 – С2

Итого

15



10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.

11. Средний уровень трудности заданий – 51%.

12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.

13. Форма предъявления – бланковые тесты.

14. Инструкции для учащихся – в тесте.

15. Количество вариантов в работе– 2.

16. Количество заданий в варианте теста – 15.

17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).

18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

  1. для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;

  2. для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;

  3. для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.

19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.

20. Дополнительные материалы и оборудование.

Дополнительные материалы и оборудование не нужны.


















21. План теста по теме «Дыхание»

Таблица 4.


№ зада

ния

Проверяемые элементы

содержания

Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %;

виды знаний2

Макс. кол-во баллов за выполнение

задания

Время выполне

ния задания

Часть 1

А1

Значение дыхания

Б, 80, 1

1

1

А2

Строение дыхательных путей

Б, 70, 1

1

1

А3

Строение лёгких

Б, 70, 1

1

1

А4

Механизм вдоха и выдоха

Б, 70, 2

1

1

А5

Обмен газов в лёгких

Б, 60, 1

1

1

А6

Обмен газов в тканях

Б, 60, 5

1

1

А7

Заболевания органов дыхания и их профилактика

Б, 50, 1

1

1

А8

Первая помощь при повреждении органов дыхания

П, 40, 6

1

1

Часть 2

В1

Механизм вдоха и выдоха

П, 40, 2

2

3

В2

Жизненная ёмкость лёгких

П, 40, 5

2

3

В3

Путь газов при газообмене в лёгких и тканях

П, 40, 4

2

3

В4

Установление последовательности действий при оказании первой помощи при остановке дыхания

П, 40, 4

2

3

В5

Заболевания органов дыхания, их причины и профилактика

П, 40, 4

2

3

Часть 3

С1

Связь органов дыхания с другими системами органов

В, 30, 6

3

8

С2

Влияние вредных привычек на органы дыхания

В, 30, 6

3

10


Итого:


А –8;

В –5;

С – 2

Б –7;

П –6;

В - 2

24

41

Примечание:

1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.


2 виды биологических знаний:

1 –

фактуальные знания;

2 –

классификационные знания;

3 –

алгоритмические знания;

4 –

причинно-следственные знания;

5 –

сравнительные знания;

6 –

системные знания.












































Проверочная тестовая работа по теме «Дыхание» (8 класс)


Вариант 1

Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А8) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.







А1.

Что человек потребляет при дыхании?


1)

азот


2)

кислород


3)

водород


4)

углекислый газ


А2.

Трахея состоит из


1)

хрящевых колец


2)

хрящевых полуколец


3)

костных пластинок


4)

однослойного эпителия


А3.

Как называется оболочка, которой покрыты лёгкие?


1)

альвеола


2)

мембрана


3)

эпителий


4)

плевра


А4.

Лёгкие расширяются


1)

вдохе


2)

удушье


3)

выдохе


4)

спазме сосудов


А5.

Как называется процесс проникновения кислорода в кровь через стенки альвеол и капилляров?


1)

адаптация


2)

диффузия


3)

пульсация


4)

фрустация


А6.

Тканевой газообмен происходит в результате разности


1)

концентрации гемоглобина в крови и тканях


2)

давления воздуха в лёгких и плевральной полости


3)

концентрации кислорода и углекислого газа в крови и тканях


4)

перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в другую


А7.

Возбудителем туберкулёза является


1)

палочка Коха


2)

вирус


3)

пневмококк


4)

амёба


А8.

Как называется комплекс мероприятий, направленных на вывод человека из состояния клинической смерти?


1)

адаптация


2)

реанимация


3)

электрошок


4)

флюорография



Часть 2

При выполнении задания В1 вставьте пропущенные слова. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?




В1.

При вдохе … межрёберные мышцы. Рёбра … . Диафрагма … и становится более … . Это приводит к … объёма грудной клетки.




При выполнении задания В2 закончите предложения. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?





В2.

Жизненная ёмкость лёгких – это …



При выполнении задания В3-В4 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в организме человека при газообмене или действий при оказании первой помощи при остановке дыхания, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.







В3

Установите путь молекул углекислого газа при газообмене в лёгких.


А)

превращение венозной крови в артериальную


Б)

превращение артериальной крови в венозную


В)

связывание кислорода с гемоглобином


Г)

стенка лёгочного пузырька


Д)

стенка капилляра


Е)

воздух в лёгочном пузырьке


Ж)

углекислый газ в плазме крови










В4

Установите последовательность действий при оказании первой помощи при остановке дыхания в результате отравления угарным газом.


А)

Уложить пострадавшего на спину, на твёрдую поверхность


Б)

Запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд


В)

Вдувать воздух «изо рта в рот» или «изо рта в нос», одновременно проводить непрямой массаж сердца


Г)

Освободить от давящих частей одежды


Д)

Очистить нос и глотку от инородных тел








В5

Нет задания


А)



Б)



В)



Г)



Д)



Часть 3


При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.




С1.

Используя рисунок, объясните механизм внешнего дыхания. Дышит ли человек или млекопитающие во время проглатывания пищи? Ответ поясните.

Стр. 228 пособие Пепеляева,Сунцова

С2.

Какое влияние оказывает никотин на органы дыхания?



















Проверочная тестовая работа по теме «Дыхание» (8 класс)


Вариант 2


Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А8) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.







А1.

Что человек выделяет при дыхании?


1)

азот


2)

кислород


3)

водород


4)

углекислый газ


А2.

Бронхи состоит из


1)

хрящевых колец


2)

хрящевых полуколец


3)

костных пластинок


4)

однослойного эпителия


А3.

Как называется щель между пристеночной и лёгочной плеврой?


1)

альвеола


2)

мембрана


3)

диафрагма


4)

плевральная полость


А4.

При выдохе грудная клетка опускается под действием


1)

диафрагмы


2)

силя трения


3)

силя тяжести


4)

давления воздуха


А5.

Как называется процесс проникновения кислорода из крови в клетки?


1)

адаптация


2)

диффузия


3)

пульсация


4)

фрустация


А6.

Где процесс газообмена в тканях описывается наиболее полно?


1)

гемоглобин + СО2 = карбоксигемоглобин


2)

оксигемоглобин = гемоглобин + О2


3)

процессы 1 и 2


4)

процессы 2 и 3


А7.

Возбудителем пневмонии является


1)

палочка Коха


2)

вирус


3)

пневмококк


4)

амёба


А8.

Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при остановке сердца?


1)

непрямой массаж


2)

переливание крови


3)

искусственное дыхание


4)

электрокардиограмму



Часть 2

При выполнении задания В1 вставьте пропущенные слова. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?




В1.

При выдохе … межрёберные мышцы. Рёбра … . Диафрагма … и становится более … . Это приводит к … объёма грудной клетки.




При выполнении задания В2 закончите предложения. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?





В2.

Жизненная ёмкость лёгких зависит от …



При выполнении задания В3-В4 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в организме человека при газообмене или действий при оказании первой помощи при остановке дыхания, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.







В3

Установите путь молекул кислорода при газообмене в лёгких.


А)

превращение венозной крови в артериальную


Б)

превращение артериальной крови в венозную


В)

связывание кислорода с гемоглобином


Г)

стенка лёгочного пузырька


Д)

стенка капилляра


Е)

воздух в лёгочном пузырьке


Ж)

углекислый газ в плазме крови










В4

Установите последовательность действий при оказании первой помощи при остановке дыхания в результате утопления.


А)

Уложить пострадавшего на спину, на твёрдую поверхность


Б)

Запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд


В)

Вдувать воздух «изо рта в рот» или «изо рта в нос», одновременно проводить непрямой массаж сердца


Г)

Освободить от давящих частей одежды


Д)

Очистить нос и глотку от инородных тел








В5

Нет задания


А)



Б)



В)



Г)



Д)



Часть 3


При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.




С1.

Используя рисунок, запишите названия газов, которыми насыщена кровь при поступлении в капилляры лёгочных пузырьков и при выдохе из них. Чем объяснить, что кровь за короткое время прибывания в капиллярах лёгочных пузырьков (менее 1 с) успевает насытиться кислородом и отдать углекислый газ в воздух лёгочных пузырьков?

Стр. 222 пособие Пепеляева,Сунцова

С2.

Какие заболевания органов дыхания вызывает никотин? Их профилактика.


Ответы


Вариант 1


Вариант 2

Часть 1

Часть 1

А1


А5


А1


А5


А2


А6


А2


А6


А3


А7


А3


А7


А4


А8


А4


А8



Вариант 1

Вариант 2


Часть 2

Часть 2

В1


В1


В2


В2


В3


В3


В4


В4


В5


В5




Вариант 1

Вариант 2


Часть 3

Часть 3

С1


С1


С2


С2




Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ

ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Критерии оценки выполнения проверочной работы:


Отметка

% выполнения заданий теста

Количество баллов

«5»

Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста


«4»

Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста


«3»

Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста


«2»

Правильно выполнено 34% и менее заданий теста









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!