СПЕЦИФИКАЦИЯ
проверочной работы по теме: «Дыхание»
1. Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Дыхание», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.
2. Содержание теста – биология, 8 класс.
3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.
Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:
-
Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.
-
Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.
4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:
-
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.
-
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.
5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.
6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.
7. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 3 частей (таблица 1).
Часть 1 (А) – 10 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.
Часть 2 (В) – 3 задания, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 1 – на установление последовательности.
Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа, из них 1 – на умение работать с текстом или рисунком, 1 – решение задачи.
Таблица 1.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы
N | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
1 | Часть А | 8 | 8 | с выбором ответа |
2 | Часть В | 5 | 10 | с кратким ответом |
3 | Часть С | 2 | 6 | с развёрнутым ответом |
| Итого | 15 | 24 | |
8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 4 блока.
Содержание проверочной работы можно разделить на 3 блока.
Первый блок «Дыхание, его значение. Строение и функции дыхательной системы» включает материал о строении органов дыхания, их функциях, сущности дыхания, его роли в обмене веществ.
Второй блок «Дыхательные движения, их регуляция» составляют задания, проверяющие знания о механизмах вдоха и выдоха, ЖЕЛ.
Третий блок «Газообмен в лёгких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание» составляют задания, проверяющие знания о лёгочном дыхании и обмене газов между кровью и тканями; гигиенической характеристике жилых помещений.
Четвёртый блок «Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания" составляют задания, проверяющие знания о возможных нарушениях дыхания, приёмах первой помощи при нарушениях дыхания, об искусственном дыхании, последовательности действий при сердечно-лёгочной реанимации.
Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию по теме «Дыхание»; характеризовать строение и функции органов дыхания, значение дыхательной системы; распознавать органы дыхания на рисунках и схемах; знать заболевания органов дыхания и их профилактику; знать и уметь применять основные приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов темы «Дыхание» на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания, включать в текст пропущенные биологические понятия; задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в 2 – 4 блоках работы.
Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов дыхания, правил гигиены дыхания, установление причинно-следственных связей при объяснении механизма дыхательных движений, формулирование выводов, использование теоретических знаний и практической деятельности (таблица 2).
Таблица 2.
Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности
Виды учебной деятельности Содержательные блоки | Воспроизведение знаний | Применение знаний в знакомой ситуации | Применение знаний в изменённой ситуации | Итого: |
1. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания | 3 | | | |
2. дыхательные движения, их регуляция | 1 | 2 | 1 | |
3. Газообмен в лёгких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание | 2 | 1 | | |
4. Первая помощь при нарушении дыхания | 2 | 2 | 1 | |
Итого: | 8 | 5 | 2 | 15 |
9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
В работе используются задания базового (47%), повышенного (40%) и высокого (13%) уровней сложности (таблица 3).
Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.
Таблица 3.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Обозначение заданий в работе |
Базовый (Б) | 7 | А1 – А7 |
Повышенный (П) | 6 | А8, В1 – В5 |
Высокий (В) | 2 | С1 – С2 |
Итого | 15 | |
10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.
11. Средний уровень трудности заданий – 51%.
12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.
13. Форма предъявления – бланковые тесты.
14. Инструкции для учащихся – в тесте.
15. Количество вариантов в работе– 2.
16. Количество заданий в варианте теста – 15.
17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).
18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
-
для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;
-
для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;
-
для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.
19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.
20. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не нужны.
21. План теста по теме «Дыхание»
Таблица 4.
№ зада ния | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %; виды знаний2 | Макс. кол-во баллов за выполнение задания | Время выполне ния задания |
Часть 1 |
А1 | Значение дыхания | Б, 80, 1 | 1 | 1 |
А2 | Строение дыхательных путей | Б, 70, 1 | 1 | 1 |
А3 | Строение лёгких | Б, 70, 1 | 1 | 1 |
А4 | Механизм вдоха и выдоха | Б, 70, 2 | 1 | 1 |
А5 | Обмен газов в лёгких | Б, 60, 1 | 1 | 1 |
А6 | Обмен газов в тканях | Б, 60, 5 | 1 | 1 |
А7 | Заболевания органов дыхания и их профилактика | Б, 50, 1 | 1 | 1 |
А8 | Первая помощь при повреждении органов дыхания | П, 40, 6 | 1 | 1 |
Часть 2 |
В1 | Механизм вдоха и выдоха | П, 40, 2 | 2 | 3 |
В2 | Жизненная ёмкость лёгких | П, 40, 5 | 2 | 3 |
В3 | Путь газов при газообмене в лёгких и тканях | П, 40, 4 | 2 | 3 |
В4 | Установление последовательности действий при оказании первой помощи при остановке дыхания | П, 40, 4 | 2 | 3 |
В5 | Заболевания органов дыхания, их причины и профилактика | П, 40, 4 | 2 | 3 |
Часть 3 |
С1 | Связь органов дыхания с другими системами органов | В, 30, 6 | 3 | 8 |
С2 | Влияние вредных привычек на органы дыхания | В, 30, 6 | 3 | 10 |
| Итого: | А –8; В –5; С – 2 | Б –7; П –6; В - 2 | 24 | 41 |
Примечание:
1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.
2 – виды биологических знаний:
1 – | фактуальные знания; |
2 – | классификационные знания; |
3 – | алгоритмические знания; |
4 – | причинно-следственные знания; |
5 – | сравнительные знания; |
6 – | системные знания. |
Проверочная тестовая работа по теме «Дыхание» (8 класс)
Вариант 1
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А8) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. | Что человек потребляет при дыхании? |
| 1) | азот |
| 2) | кислород |
| 3) | водород |
| 4) | углекислый газ |
А2. | Трахея состоит из |
| 1) | хрящевых колец |
| 2) | хрящевых полуколец |
| 3) | костных пластинок |
| 4) | однослойного эпителия |
А3. | Как называется оболочка, которой покрыты лёгкие? |
| 1) | альвеола |
| 2) | мембрана |
| 3) | эпителий |
| 4) | плевра |
А4. | Лёгкие расширяются |
| 1) | вдохе |
| 2) | удушье |
| 3) | выдохе |
| 4) | спазме сосудов |
А5. | Как называется процесс проникновения кислорода в кровь через стенки альвеол и капилляров? |
| 1) | адаптация |
| 2) | диффузия |
| 3) | пульсация |
| 4) | фрустация |
А6. | Тканевой газообмен происходит в результате разности |
| 1) | концентрации гемоглобина в крови и тканях |
| 2) | давления воздуха в лёгких и плевральной полости |
| 3) | концентрации кислорода и углекислого газа в крови и тканях |
| 4) | перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в другую |
А7. | Возбудителем туберкулёза является |
| 1) | палочка Коха |
| 2) | вирус |
| 3) | пневмококк |
| 4) | амёба |
А8. | Как называется комплекс мероприятий, направленных на вывод человека из состояния клинической смерти? |
| 1) | адаптация |
| 2) | реанимация |
| 3) | электрошок |
| 4) | флюорография |
Часть 2
При выполнении задания В1 вставьте пропущенные слова. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?
В1. | При вдохе … межрёберные мышцы. Рёбра … . Диафрагма … и становится более … . Это приводит к … объёма грудной клетки. |
| |
При выполнении задания В2 закончите предложения. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?
В2. | Жизненная ёмкость лёгких – это … |
| |
При выполнении задания В3-В4 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в организме человека при газообмене или действий при оказании первой помощи при остановке дыхания, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.
В3 | Установите путь молекул углекислого газа при газообмене в лёгких. |
| А) | превращение венозной крови в артериальную |
| Б) | превращение артериальной крови в венозную |
| В) | связывание кислорода с гемоглобином |
| Г) | стенка лёгочного пузырька |
| Д) | стенка капилляра |
| Е) | воздух в лёгочном пузырьке |
| Ж) | углекислый газ в плазме крови |
В4 | Установите последовательность действий при оказании первой помощи при остановке дыхания в результате отравления угарным газом. |
| А) | Уложить пострадавшего на спину, на твёрдую поверхность |
| Б) | Запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд |
| В) | Вдувать воздух «изо рта в рот» или «изо рта в нос», одновременно проводить непрямой массаж сердца |
| Г) | Освободить от давящих частей одежды |
| Д) | Очистить нос и глотку от инородных тел |
В5 | Нет задания |
| А) | |
| Б) | |
| В) | |
| Г) | |
| Д) | |
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С1. | Используя рисунок, объясните механизм внешнего дыхания. Дышит ли человек или млекопитающие во время проглатывания пищи? Ответ поясните. Стр. 228 пособие Пепеляева,Сунцова |
С2. | Какое влияние оказывает никотин на органы дыхания? |
Проверочная тестовая работа по теме «Дыхание» (8 класс)
Вариант 2
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А8) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. | Что человек выделяет при дыхании? |
| 1) | азот |
| 2) | кислород |
| 3) | водород |
| 4) | углекислый газ |
А2. | Бронхи состоит из |
| 1) | хрящевых колец |
| 2) | хрящевых полуколец |
| 3) | костных пластинок |
| 4) | однослойного эпителия |
А3. | Как называется щель между пристеночной и лёгочной плеврой? |
| 1) | альвеола |
| 2) | мембрана |
| 3) | диафрагма |
| 4) | плевральная полость |
А4. | При выдохе грудная клетка опускается под действием |
| 1) | диафрагмы |
| 2) | силя трения |
| 3) | силя тяжести |
| 4) | давления воздуха |
А5. | Как называется процесс проникновения кислорода из крови в клетки? |
| 1) | адаптация |
| 2) | диффузия |
| 3) | пульсация |
| 4) | фрустация |
А6. | Где процесс газообмена в тканях описывается наиболее полно? |
| 1) | гемоглобин + СО2 = карбоксигемоглобин |
| 2) | оксигемоглобин = гемоглобин + О2 |
| 3) | процессы 1 и 2 |
| 4) | процессы 2 и 3 |
А7. | Возбудителем пневмонии является |
| 1) | палочка Коха |
| 2) | вирус |
| 3) | пневмококк |
| 4) | амёба |
А8. | Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при остановке сердца? |
| 1) | непрямой массаж |
| 2) | переливание крови |
| 3) | искусственное дыхание |
| 4) | электрокардиограмму |
Часть 2
При выполнении задания В1 вставьте пропущенные слова. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?
В1. | При выдохе … межрёберные мышцы. Рёбра … . Диафрагма … и становится более … . Это приводит к … объёма грудной клетки. |
| |
При выполнении задания В2 закончите предложения. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?
В2. | Жизненная ёмкость лёгких зависит от … |
| |
При выполнении задания В3-В4 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в организме человека при газообмене или действий при оказании первой помощи при остановке дыхания, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.
В3 | Установите путь молекул кислорода при газообмене в лёгких. |
| А) | превращение венозной крови в артериальную |
| Б) | превращение артериальной крови в венозную |
| В) | связывание кислорода с гемоглобином |
| Г) | стенка лёгочного пузырька |
| Д) | стенка капилляра |
| Е) | воздух в лёгочном пузырьке |
| Ж) | углекислый газ в плазме крови |
В4 | Установите последовательность действий при оказании первой помощи при остановке дыхания в результате утопления. |
| А) | Уложить пострадавшего на спину, на твёрдую поверхность |
| Б) | Запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд |
| В) | Вдувать воздух «изо рта в рот» или «изо рта в нос», одновременно проводить непрямой массаж сердца |
| Г) | Освободить от давящих частей одежды |
| Д) | Очистить нос и глотку от инородных тел |
В5 | Нет задания |
| А) | |
| Б) | |
| В) | |
| Г) | |
| Д) | |
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С1. | Используя рисунок, запишите названия газов, которыми насыщена кровь при поступлении в капилляры лёгочных пузырьков и при выдохе из них. Чем объяснить, что кровь за короткое время прибывания в капиллярах лёгочных пузырьков (менее 1 с) успевает насытиться кислородом и отдать углекислый газ в воздух лёгочных пузырьков? Стр. 222 пособие Пепеляева,Сунцова |
С2. | Какие заболевания органов дыхания вызывает никотин? Их профилактика. |
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 1 | Часть 1 |
А1 | | А5 | | А1 | | А5 | |
А2 | | А6 | | А2 | | А6 | |
А3 | | А7 | | А3 | | А7 | |
А4 | | А8 | | А4 | | А8 | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 2 | Часть 2 |
В1 | | В1 | |
В2 | | В2 | |
В3 | | В3 | |
В4 | | В4 | |
В5 | | В5 | |
|
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 3 | Часть 3 |
С1 | | С1 | |
С2 | | С2 | |
Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценки выполнения проверочной работы:
Отметка | % выполнения заданий теста | Количество баллов |
«5» | Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста | |
«4» | Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста | |
«3» | Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста | |
«2» | Правильно выполнено 34% и менее заданий теста | |