СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексика" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по теме "Лексика" в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика" (6 класс)»

Контрольная работа по теме: «Лексика». Вариант 1

1. Закончить высказывания:

Лексикология - это наука, которая изучает __________________________________________________________

Многозначными называются слова, у которых _______________________________________________________

Синонимы – это _________________________________________________________________________________

2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

Тяжелый_______________________________________________________________________________________

Холодный______________________________________________________________________________________

Лететь_________________________________________________________________________________________

3. Соотнесите слова с группами:

Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно, ноябрь, перст, солнце, бурак.

Общеупотребительные Необщеупотребительные

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Профессионализмы - это______________________________________________________________________

5. Подчеркните слова, которые являются профессиональными:

Альбом, антибиотик, машина, шоссе, палитра, очи, здоровяк.

6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правых столбиках:

1.очи

2.чело

3.ланиты

4.уста

5.перст

6.баталия

7.глаголет

8.брадобрей

А. палец

Б. говорит

В. битва

Г. лоб

Д. щеки

Е. губы

Ж. парикмахер

З. глаза


1

2

3

4

5

6

7

8









7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:

Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.____________________________

Ваши аргументы убедительны.___________________________________________________________

У меня был сильный конкурент.__________________________________________________________

8. Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы

2. намеченный путь следования б. лиловый

3. мысленно представить себе что-нибудь в. маршрут

4. очень большой г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный

6. знаки для обозначения звуков е. вообразить

Ответ: 1___2___3___4___5___6___.

9. «Четвёртое лишнее» (найдите и подчеркните его)

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, туфли

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

10. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К.Паустовский)

_______________________________________________________________________________________________

11. Выпишите синонимы из предложений.

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

_______________________________________________________________________________________________

12. Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

ЯЗЫК(прямое)___________________________________________________________________________________

ЯЗЫК(переносное)_______________________________________________________________________________

13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, консилиум;

Б) псалтырь, светлица, кафтан;

В) курень, полуночник, шелоник;

Г) опосля, прислухаться, не серчай;

Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

14. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом В) этимологическом

Б) орфоэпическом Г) толковом

15. В каком предложении есть антонимы?

А) Рана заживает, а рубец остаётся.

Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

В) Метель метёт, и вьюга плачет.

Г) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Контрольная работа по теме: «Лексика». Вариант 2

1. Закончить высказывания:

Лексикология – это наука, которая изучает __________________________________________________________

Однозначными называются слова, у которых________________________________________________________

Антонимы – это _________________________________________________________________________________

2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

Горький___________________________________________________________

Каша______________________________________________________________

Туманный__________________________________________________________

3. Соотнесите слова с группами.

Каменный, зеницы, автомобиль, перст, бурак, доска, месяц, земля, чело.

Общеупотребительные Необщеупотребительные

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Диалектизмы – это __________________________________________________________________________

5. Подчеркните слова, которые являются диалектными:

Фиксаж, яблонь, кочет, дождь, рогач, сон, учение.

6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правых столбиках:

1.очи

2.чело

3.ланиты

4.уста

5.перст

6.баталия

7.глаголет

8.брадобрей

А. губы

Б. глаза

В. парикмахер

Г. битва

Д. говорит

Е. щеки

Ж. палец

З. лоб


1

2

3

4

5

6

7

8









7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:

Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби._________________________________

Ребята заключили пари.________________________________________________

Все работали с энтузиазмом.________________________________________

8.Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени а. буквы

2. намеченный путь следования б. диалектизмы

3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый

4. очень большой г. вообразить

5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный

6. знаки для обозначения звуков е. маршрут

Ответ:1___2___3___4___5___6___.

9. «Четвёртое лишнее» (найдите и подчеркните его)

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

10. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

В саду горит костёр рябины красной. (С.Есенин). Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.

_______________________________________________________________________________________________

11. Выпишите синонимы из предложений.

Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

_______________________________________________________________________________________________

12. Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

ХРУСТАЛЬНЫЙ__________________________________________________________________________________

ХРУСТАЛЬНЫЙ__________________________________________________________________________________

13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) ветродуй, курень, полуночник;

Б) светлица, лапти, кафтан;

В) надысь, слухай, не серчай;

Г) хакер, дизайн, лук;

Д) инъекция, кардиолог, инфаркт.

14. В каком словаре можно уточнить происхождение слова?

А) орфографическом В) этимологическом

Б) орфоэпическом Г) толковом

15. В каком предложении есть антонимы?

А) Хлеб мягкий, свежий.

Б) Ищи не дом, а соседей.

В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Г) Корень учения горек, а плод его сладок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!