Контрольная работа по теме: «Лексика». Вариант 1
1. Закончить высказывания:
Лексикология - это наука, которая изучает __________________________________________________________
Многозначными называются слова, у которых _______________________________________________________
Синонимы – это _________________________________________________________________________________
2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:
Тяжелый_______________________________________________________________________________________
Холодный______________________________________________________________________________________
Лететь_________________________________________________________________________________________
3. Соотнесите слова с группами:
Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно, ноябрь, перст, солнце, бурак.
Общеупотребительные Необщеупотребительные
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Профессионализмы - это______________________________________________________________________
5. Подчеркните слова, которые являются профессиональными:
Альбом, антибиотик, машина, шоссе, палитра, очи, здоровяк.
6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правых столбиках:
1.очи
2.чело
3.ланиты
4.уста
5.перст
6.баталия
7.глаголет
8.брадобрей
А. палец
Б. говорит
В. битва
Г. лоб
Д. щеки
Е. губы
Ж. парикмахер
З. глаза
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.____________________________
Ваши аргументы убедительны.___________________________________________________________
У меня был сильный конкурент.__________________________________________________________
8. Установите соответствие:
1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы
2. намеченный путь следования б. лиловый
3. мысленно представить себе что-нибудь в. маршрут
4. очень большой г. буквы
5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный
6. знаки для обозначения звуков е. вообразить
Ответ: 1___2___3___4___5___6___.
9. «Четвёртое лишнее» (найдите и подчеркните его)
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, туфли
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
10. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К.Паустовский)
_______________________________________________________________________________________________
11. Выпишите синонимы из предложений.
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
_______________________________________________________________________________________________
12. Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
ЯЗЫК(прямое)___________________________________________________________________________________
ЯЗЫК(переносное)_______________________________________________________________________________
13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, консилиум;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
14. В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом В) этимологическом
Б) орфоэпическом Г) толковом
15. В каком предложении есть антонимы?
А) Рана заживает, а рубец остаётся.
Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.
В) Метель метёт, и вьюга плачет.
Г) Ученье – свет, а неученье – тьма.
Контрольная работа по теме: «Лексика». Вариант 2
1. Закончить высказывания:
Лексикология – это наука, которая изучает __________________________________________________________
Однозначными называются слова, у которых________________________________________________________
Антонимы – это _________________________________________________________________________________
2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:
Горький___________________________________________________________
Каша______________________________________________________________
Туманный__________________________________________________________
3. Соотнесите слова с группами.
Каменный, зеницы, автомобиль, перст, бурак, доска, месяц, земля, чело.
Общеупотребительные Необщеупотребительные
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Диалектизмы – это __________________________________________________________________________
5. Подчеркните слова, которые являются диалектными:
Фиксаж, яблонь, кочет, дождь, рогач, сон, учение.
6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правых столбиках:
1.очи
2.чело
3.ланиты
4.уста
5.перст
6.баталия
7.глаголет
8.брадобрей
А. губы
Б. глаза
В. парикмахер
Г. битва
Д. говорит
Е. щеки
Ж. палец
З. лоб
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби._________________________________
Ребята заключили пари.________________________________________________
Все работали с энтузиазмом.________________________________________
8.Установите соответствие:
1. цвет фиалки и сирени а. буквы
2. намеченный путь следования б. диалектизмы
3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый
4. очень большой г. вообразить
5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный
6. знаки для обозначения звуков е. маршрут
Ответ:1___2___3___4___5___6___.
9. «Четвёртое лишнее» (найдите и подчеркните его)
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
10. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
В саду горит костёр рябины красной. (С.Есенин). Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.
_______________________________________________________________________________________________
11. Выпишите синонимы из предложений.
Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
_______________________________________________________________________________________________
12. Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
ХРУСТАЛЬНЫЙ__________________________________________________________________________________
ХРУСТАЛЬНЫЙ__________________________________________________________________________________
13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) ветродуй, курень, полуночник;
Б) светлица, лапти, кафтан;
В) надысь, слухай, не серчай;
Г) хакер, дизайн, лук;
Д) инъекция, кардиолог, инфаркт.
14. В каком словаре можно уточнить происхождение слова?
А) орфографическом В) этимологическом
Б) орфоэпическом Г) толковом
15. В каком предложении есть антонимы?
А) Хлеб мягкий, свежий.
Б) Ищи не дом, а соседей.
В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Г) Корень учения горек, а плод его сладок.