Итоговый контроль по блоку №6 (11 класс)
Вариант 1
Теоретическая часть
-
Дайте определение местоимения как части речи.
-
Лексико-грамматические разряды местоимений, приведите примеры.
Практическая часть
1.Выпишите из текста местоимения и определите их разряды по значению.
Два дюжих казака взяли ее (мать) бережно и унесли в хату. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать. Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними – тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни. (Н. Гоголь)
2.Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
1)Человеку, по словам И. А, Ильина, от природы присуща здоровая потребность - быть чем-то в жизни, что-то весить на весах бытия, пользоваться признанием и уважением. 2)Это естественно и совсем не предосудительно, если только данная потребность не превращается в назойливое тщеславие или в больное властолюбие. 3)Каждое человеческое существо как центр личной энергии и как духовный индивидуум имеет притязание и право испытать свои силы «оправдаться» своими достижениями, ибо тот, кто оправдался, кто «показал» себя с лучшей стороны и доказал всем свою положительную силу, тот привлекает к себе общее уважение.
3.Перепишите, ставя местоимения в нужных падежах. Укажите падеж.
1) Здесь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они), низвергаясь, шумят водопады; под (они) утёсов нагие громады…
2) Из тёмного леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник.
3) Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) река.
4. Напишите в сочетаниях «НЕ» или «НИ».
Н… о чём не спросил, н… чем не интересовался, н… кого пригласить, н… у кого не было.
5. Укажите местоимение, которое пишется через дефис.
1. 1) (ни)какой птицы 2) каких(либо) 3) кое(за)чем 4) ни(с)кем не ругаюсь
2. 1) без чьей (то) 2) (ни) кто не видит 3) кое (у)кого 4) не (на) что купить
3. 1) кое (с) чем 2) ни (о) ком не скажет 3) какой(нибудь) 4) (не)кому ответить
4. 1) (не)чего волноваться 2) чьи (либо) 3) ни (о) чём не расскажет 4) кое(для) кого
5. 1) ни (к) чему не годится 2) чего(то) 3) кое(от)чего 4) не испугает (ни)что
6. 1) кое (какими) 2) кое(к) кому 3) ни (с) кем не уживается 4) (ни)чему не вредит
7. 1) кое(для) чего 2) увидел (не) что 3) сколько(то) 4) ни(от)кого не зависит
8. 1) (не)чего есть 2) кое(из)кого 3) ни(с)кем не разговаривает 4) чью(либо)
9. 1) (ни)кому не верит 2) кое(что) 3) кое(в)чём 4) не(о)чем спрашивать
10. 1) (ни)чему не удивляется 2) кое(до)чего 3) ни(за)кого не решал 4) чего(нибудь).
6. Исправьте грамматические ошибки.
Тоскую по вам, ихний сын, с мной, в сколько метрах?
7. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Я взял рыбу из корзины и передал её отцу.
2) В галерее девочка увидела подругу, она рассказала ей о картине, которая ей понравилась.
3) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин
8.Вставьте в предложения сочетания НЕ КТО ИНОЙ (КАК), НЕ ЧТО ИНОЕ (КАК) или НИКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КРОМЕ в нужных падежах.
1) Это село славится …, как искусными костяными изделиями.
2) …, кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос.
3) Домик в лесу оказался …, как жилищем лесника.
Итоговый контроль по блоку №6 (11 класс)
Вариант 2
Теоретическая часть
-
Синтаксическая роль местоимения, проиллюстрируйте примерами.
-
Лексико-грамматические разряды местоимений, приведите примеры.
Практическая часть
1.Выпишите из текста местоимения и определите их разряды по значению.
Берег, которым Игорь шел, был плоский, поросший густой зеленой отавой. Каждая тропинка на лугу, каждый побег ракитника с поредевшей листвой светились от капель осевшего тумана. По всему правому берегу реки, где он шел, тускло желтели березы. Зато на крутоярье, с той, противоположной стороны — желтели хвойные боры. Лес застилал весь горизонт, и мне было понятно, откуда этот широкий водный простор, каким казалась Ока. В эту серую тихую водную гладь смотрелось такое же серое, одноцветное небо (С. Крутилин).
2.Среди указанных предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
1)К началу 18 века относится образование первых военно-патриотических собраний: коллекций старинного оружия, военного снаряжения, моделей, чертежей, трофеев. 2)Эти собрания легли в основу Военно-патриотического музея и Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. 3)Создание собраний подобного типа вызвано практическими потребностями.
3.Перепишите, ставя местоимения в нужных падежах. Укажите падеж.
1) Встретив брата и сестру, мы заметили, что он старше (она).
2) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рассказал (он) всё.
3) Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось наперекор (он).
4. Напишите в сочетаниях «НЕ» или «НИ».
Н…кто не спросил, явился н…с чем, н…чего раздражаться, не боялся н…чего.
5. Укажите местоимение, которое пишется через дефис.
1. 1) ни(о)ком не вспомнит 2) кое(с)кем 3) (ни)чего не бояться 4) кому(то)
2. 1) кое (на)чём 2) не(с)чем идти 3) чем(нибудь) 4) (ни) кому не вредить
3. 1) какое (либо) 2) появилось (не)что 3) ни(за)кого не вступился 4) кое(от)кого
4. 1) кое(при)ком 2) не (о)чем жалеть 3) (ни)кто не помешает 4) какими(нибудь)
5. 1) ни (у) чего 2) кое(кем) 3) не интересуется (ни)чем 4) ни (от) кого не забирать
6. 1) ни (чем) не помогли 2) ни (с) кем не отдыхал 3) какими(либо) 4) кое(к)кому
7. 1) (ни)кому не отказывать 2) чем (то) 3) кое(для)кого 4) ни(к)чему не стремится
8. 1) не радуется (ни)кто 2) не(от)чего бежать 3) кое(о)чём 4) какими(нибудь)
9. 1) за чем(то) 2) ни(к) кому не подходил 3) кое(за)чем 4) не давал (ни)чего
10. 1) кое(из)кого 2) кое(чего) 3) не удивил (ни)кого 4) ни(на)чём не стоял
6. Исправьте грамматические ошибки.
Егонная мать, с мною, думаю по вас, в сколька метрах?
7. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Он снял шапку с головы и подбросил её вверх.
2) Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и мы много от неё узнали интересного.
3) Барыня приказала убрать щенка. Он выполнил её указание.
8.Вставьте в предложения сочетания НЕ КТО ИНОЙ (КАК), НЕ ЧТО ИНОЕ (КАК) или НИКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КРОМЕ в нужных падежах.
1) Сверкавшая вдали голубая полоса была …, как река.
2) …, кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места.
3) Вошедший в вагон пассажир оказался …, как нашим старым знакомым.