СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Общество и социальные отношения" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по Главе 2 "Общество и социальные отношения" для уч-ся 10 класса. Учебник О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой. Сферы

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Общество и социальные отношения" 10 класс»

Контрольная работа по Главе 2 «Общество и социальные отношения» Вариант №1 (10 класс)

п/п

Задание

1

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве

1) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ча­стью при­ро­ды.

2) При­ро­да пол­но­стью опре­де­ля­ет раз­ви­тие об­ще­ства.

3) Со­вре­мен­но­му об­ще­ству свой­ствен­но со­слов­ное стро­е­ние.

4) Со­во­куп­ность всех на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих нашу пла­не­ту, пред­став­ля­ет собой об­ще­ство.

5) Об­ще­ством можно на­звать опре­де­лен­ный этап ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства.

2

В стране Л. развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живет в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют о принадлежности Л. к постиндустриальному обществу

  1. многообразие форм собственности

  2. широкое распространение информационных технологий

  3. наличие сети научных организаций

  4. деятельность независимых СМИ

  5. высокий удельный вес среднего класса в структуре населения

  6. преобладание сферы услуг в структуре хозяйства

3

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой уров­ни со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) вспо­мо­га­тель­ное;  2) до­школь­ное;  3) ба­ка­лаври­ат; 

4) под­го­тов­ка кад­ров выс­шей ква­ли­фи­ка­ции;  5) сред­нее общее об­ра­зо­ва­ние;  6) ас­пи­ран­ту­ра.

4

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о семье и её типах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Для семьи де­мо­кра­ти­че­ско­го (парт­нер­ско­го) типа ха­рак­тер­но спра­вед­ли­вое раз­де­ле­ние до­маш­них обя­зан­но­стей.

2) Члены семьи свя­за­ны общ­но­стью быта, вза­им­ной мо­раль­ной от­вет­ствен­но­стью.

3) Свое­об­ра­зие семьи за­клю­ча­ет­ся в том, что она од­но­вре­мен­но пред­став­ля­ет собой и об­ще­ствен­ный ин­сти­тут, и малую со­ци­аль­ную груп­пу.

4) Нук­ле­ар­ные семьи ха­рак­тер­ны для тра­ди­ци­он­ных об­ществ с на­ту­раль­ным типом хо­зяй­ства.

5) Ре­про­дук­тив­ная функ­ция семьи про­яв­ля­ет­ся в ве­де­нии до­маш­не­го хо­зяй­ства и во вза­им­ной ма­те­ри­аль­ной под­держ­ке.

5

Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда

 1) доход 2) со­ци­аль­ная роль 3) пре­стиж

4) власть 5) ав­то­ри­тет 6) об­ра­зо­ва­ние

6

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Со­цио­ло­ги вы­де­ля­ют де­мо­гра­фи­че­ский и тер­ри­то­ри­аль­ный кри­те­рии со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции.

2) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция пред­по­ла­га­ет де­ле­ние об­ще­ства на со­ци­аль­ные слои, за­ни­ма­ю­щие раз­ное об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние.

3) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция осу­ществ­ля­ет­ся на ос­но­ве лич­но­го ав­то­ри­те­та ин­ди­ви­дов.

4) Пред­ста­ви­те­ли одной со­ци­аль­ной стра­ты обыч­но имеют схо­жие со­ци­аль­ные воз­мож­но­сти и стиль жизни.

5) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция фик­си­ру­ет не­рав­ный до­ступ чле­нов об­ще­ства к тем или иным со­ци­аль­но зна­чи­мым де­фи­цит­ным ре­сур­сам.

7

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных груп­пах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В фор­маль­ной груп­пе ста­тус чле­нов и цель де­я­тель­но­сти не все­гда чётко опре­де­ле­ны, а вза­и­мо­дей­ствия ос­но­ва­ны пре­иму­ще­ствен­но на вза­им­ной сим­па­тии, общем ин­те­ре­се или при­выч­ке.

2) При­над­леж­ность к опре­делённой со­ци­аль­ной груп­пе по­мо­га­ет че­ло­ве­ку осо­знать своё по­ло­же­ние в об­ще­стве.

3) Рус­ские, бе­ло­ру­сы, узбеки - со­ци­аль­ные груп­пы, вы­де­ля­е­мые по со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ско­му при­зна­ку.

4) При­над­леж­ность к раз­лич­ным со­ци­аль­ным груп­пам опре­де­ля­ет со­ци­аль­ные ста­ту­сы че­ло­ве­ка.

5) Со­ци­аль­ной груп­пой на­зы­ва­ет­ся со­во­куп­ность людей, объ­еди­ня­е­мая устой­чи­вы­ми со­ци­аль­ны­ми свя­зя­ми и от­но­ше­ни­я­ми и об­ла­да­ю­щая рядом при­зна­ков, при­да­ю­щих ей не­по­вто­ри­мое свое­об­ра­зие.

8

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

  «Со­вре­мен­ное об­ще­ство от­ли­ча­ет­ся вы­со­ким уров­нем ________ (А), в нём каж­дый имеет мно­же­ство воз­мож­но­стей пе­ре­ме­нить свое по­ло­же­ние: можно пе­ре­се­лить­ся из го­ро­да в де­рев­ню, из ма­лень­ко­го го­род­ка — в огром­ный ме­га­по­лис, сме­нить место ра­бо­ты или про­фес­сию.

Важ­ней­шую роль в до­сти­же­нии ________ (Б) имеет уро­вень об­ра­зо­ва­ния, про­фес­си­о­на­лиз­ма. Без глу­бо­ких зна­ний не­воз­мож­но найти ста­биль­ную, хо­ро­шо опла­чи­ва­е­мую ра­бо­ту, за­нять ________ (В), стать не­за­ме­ни­мым для кол­лег.

В про­цес­се ры­ноч­ных ре­форм, про­ис­хо­дя­щих в нашей стра­не в 1990-е годы, рос­сий­ское об­ще­ство резко раз­де­ли­лось по _______ (Г). В на­сто­я­щее время со­хра­ня­ет­ся су­ще­ствен­ный раз­рыв между не­боль­шим ко­ли­че­ством сверх­бо­га­тых людей, ак­тив­но ску­па­ю­щих не­дви­жи­мость за ру­бе­жом, воз­во­дя­щих особ­ня­ки, и зна­чи­тель­ной мас­сой на­се­ле­ния стра­ны, жи­ву­щей чуть выше или на уров­не _______ (Д). А вот «_______ (Е)», ко­то­рый пред­став­ля­ет собой ста­би­ли­зи­ру­ю­щую силу об­ще­ства в раз­ви­тых стра­нах, у нас на­хо­дит­ся толь­ко на ста­дии ста­нов­ле­ния»

Спи­сок тер­ми­нов:

1) стра­ти­фи­ка­ция 2) об­ра­зо­ва­ние 3) черта бед­но­сти

4) со­ци­аль­ная мо­биль­ность 5) учре­жде­ние 6) со­ци­аль­ный ста­тус

7) пре­стиж­ная долж­ность 8) уро­вень до­хо­дов 9) сред­ний класс

А

Б

В

Г

Д

Е








9

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

  «Со­ци­аль­ная мо­биль­ность может быть ____________(А), когда ста­тус че­ло­ве­ка по­вы­ша­ет­ся или по­ни­жа­ет­ся, и го­ри­зон­таль­ной, когда че­ло­век пе­ре­ме­ща­ет­ся, на­при­мер, на дру­гую долж­ность без по­вы­ше­ния или по­ни­же­ния ___________ (Б). Вер­ти­каль­ная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет, как выше от­ме­ча­лось, из­ме­не­ние ста­ту­са че­ло­ве­ка на более вы­со­кий или низ­кий. В со­от­вет­ствии с этим вы­де­ля­ют вос­хо­дя­щую и нис­хо­дя­щую ________________(В). Эти из­ме­не­ния могут вы­ра­жать­ся в на­зна­че­нии на новую долж­ность, уволь­не­нии и т. д. Го­ри­зон­таль­ная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет из­ме­не­ние не ста­ту­са, а со­ци­аль­ной груп­пы, в ко­то­рой на­хо­дит­ся _______________(Г). При­ме­ром может слу­жить смена ре­ли­гии, про­фес­сии, места жи­тель­ства. Раз­но­вид­но­стью го­ри­зон­таль­ной мо­биль­но­сти яв­ля­ет­ся ________________(Д) мо­биль­ность. Она вы­ра­жа­ет­ся в пе­ре­ме­ще­нии из од­но­го ре­ги­о­на в дру­гой. Пе­ре­езд че­ло­ве­ка из од­но­го ре­ги­о­на в дру­гой, пе­ре­ме­на места жи­тель­ства также может быть на­зва­на ________________(Е).»

 Спи­сок тер­ми­нов:

1) со­ци­а­ли­за­ция 2) ин­ди­вид 3) вер­ти­каль­ная

4) гео­гра­фи­че­ская 5) ста­тус 6) со­ци­аль­ная мо­биль­ность

7) со­ци­аль­ный лифт 8) стра­ти­фи­ка­ция 9) ми­гра­ция

А

Б

В

Г

Д

Е








10

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной______________(А), т.е. объединению общества. Во-вторых, служат своеобразными____________(Б) поведения, своего рода образцами для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____________(В). В-третьих, способствуют ____________(Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____________(Д) общества. По способу регулирования социального поведения различают нормы-дозволения, нормы-____________(Е) и запрет»

А

Б

В

Г

Д

Е







1) стабильность 4) идеал 7) предписание

2) санкция 5) контроль 8) управление

3) эталон 6) интеграция 9) группа

11

Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. противоречия между субъектами конфликта могут существовать довольно длительный период времени и всегда перерастают в конфликт.

  2. социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия.

  3. форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта.

  4. причиной конфликта всегда является спор по поводу материальных ресурсов.

по учёту содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют внутренние и внешние конфликты.

12

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отклоняющееся поведение – это любое поведение, которое вызывает неодобрение   общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.



Контрольная работа по Главе 2 «Общество и социальные отношения» Вариант №2 (10 класс)

п/п

Задание

1

Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

2

В стране П. информационные технологии являются важными факторами производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна П. развивается как постиндустриальное общество. Запишите цифры, под которыми они указаны

  1. наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие технологии

  2. происходит широкое внедрение компьютерной техники в различных областях жизни

  3. природные факторы оказывают влияние на развитие общества

  4. общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами

  5. в структуре населения высок удельный вес среднего класса

  6. преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства

3

Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся тен­ден­ци­я­ми в раз­ви­тии со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) гу­ма­ни­та­ри­за­ция 2) дог­ма­ти­за­ция 3) гу­ма­ни­за­ция

4) ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция 5) ин­фор­ма­ти­за­ция 6) идео­ло­ги­за­ция

4

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о семье и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ре­про­дук­тив­ная функ­ция про­яв­ля­ет­ся в предо­став­ле­нии опре­делённого со­ци­аль­но­го ста­ту­са чле­нам семьи, в вы­пол­не­нии роли со­ци­аль­но­го лифта.

2) Члены семьи свя­за­ны общ­но­стью быта, вза­им­ной ма­те­ри­аль­ной и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­стью.

3) Семья яв­ля­ет­ся одним из субъ­ек­тов со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.

4) Семья при­зва­на со­здать усло­вия для фи­зи­че­ско­го, пси­хи­че­ско­го, эмо­ци­о­наль­но­го и ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия ребёнка.

5) Свое­об­ра­зие семьи за­клю­ча­ет­ся в том, что она од­но­вре­мен­но пред­став­ля­ет собой и об­ще­ствен­ный ин­сти­тут, и малую со­ци­аль­ную груп­пу.

5

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«В ин­ду­стри­аль­ном об­ще­стве семья пе­ре­ста­ла вы­пол­нять _______ (А) функ­цию. В ре­зуль­та­те от­па­ла не­об­хо­ди­мость жёстко­го _______ (Б) се­мей­ных от­но­ше­ний. Мно­гие тра­ди­ции и обы­чаи, под­дер­жи­ва­ю­щие жёсткую се­мей­ную кон­струк­цию и име­ю­щие _______ (В) обос­но­ва­ние, пе­ре­ста­ли быть не­об­хо­ди­мы.

По­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние_______ (Г) семья, т.е. семья, со­сто­я­щая толь­ко из су­пру­гов и их детей. Сле­ду­ет от­ме­тить, что пе­ре­ход к такой семье мно­ги­ми вос­при­ни­мал­ся как ка­та­стро­фа, как отход от _______ (Д) и па­де­ние нра­вов. В дей­стви­тель­но­сти се­мей­ные нравы как раз улуч­ши­лись: к при­ме­ру, фи­зи­че­ское воз­дей­ствие на жён и детей, счи­тав­ше­е­ся нор­маль­ным в тра­ди­ци­он­ной семье, стало ухо­дить в про­шлое.

В _______ (Е) об­ще­стве дети были нужны пре­жде всего как ра­бо­чие руки в хо­зяй­стве. В ин­ду­стри­аль­ном об­ще­стве, на­про­тив, дети не толь­ко не спо­соб­ство­ва­ли уве­ли­че­нию се­мей­но­го до­хо­да, но стали тре­бо­вать до­пол­ни­тель­ных средств на дли­тель­ное обу­че­ние.»

А

Б

В

Г

Д

Е







Спи­сок тер­ми­нов:

1) мо­раль­ный 2) аг­рар­ное 3) эко­но­ми­че­ская

4) рас­ши­рен­ная 5) тра­ди­ции 6) нук­ле­ар­ная

7) ду­хов­ный 8) ре­гу­ли­ро­ва­ние 9) раз­ви­тие

6

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те цифру

  1. клас­со­вое не­ра­вен­ство 2) ста­тус со­ци­аль­ной груп­пы 3) иерар­хия со­ци­аль­ных групп

  1. со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция 5) со­слов­ное пре­иму­ще­ство

7

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) По­ня­тие «со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция» обо­зна­ча­ет си­сте­му при­зна­ков и кри­те­ри­ев со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния в об­ще­стве.

2) Учёные вы­де­ля­ют два вида со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции: про­грес­сив­ную и ре­грес­сив­ную.

3) К кри­те­ри­ям со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции от­но­сят объём вла­сти.

4) Одним из кри­те­ри­ев со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции яв­ля­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ные пси­хо­ло­ги­че­ские черты че­ло­ве­ка.

5) Де­ле­ние об­ще­ства на стра­ты осу­ществ­ля­ет­ся ис­хо­дя из не­ра­вен­ства со­ци­аль­ных ди­стан­ций между ними.

8

К фиксированным социальным общностям относятся:

  1. работники правоохранительных органов; 2) беженцы; 3) безработные;

4) территориальные общности; 5) фанаты «Зенита»

9

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ___________(А). Конкретные групповые или индивидуальные ______________(Б) признаны членами общества и в обще­ственном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как _____________(В) — распределение общественных групп в иерархическом по­рядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально ком­фортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ___________(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ___________(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального ______________(Е)

А

Б

В

Г

Д

Е







Список терминов

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

7) авторитет 8) стратификация 9) мобильность

10

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определенных правил, _____________(А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают ___________(Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных _____________(В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за ____________(Г) социальных норм.

Социальный контроль выступает как органический элемент любой ___________(Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил в разделении труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные ____________(Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции социального контроля осуществляет практически любой социальный институт»

А

Б

В

Г

Д

Е







1) санкции 4) соблюдение 7) ограничение

2) нарушение 5) система 8) институт

3) мораль 6) мобильность 9) статус

11

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. социальные конфликты могут происходить во всех сферах жизни общества.

  2. интересы различных социальных групп сталкиваются в социальном конфликте.

  3. социальный конфликт может быть урегулирован с помощью арбитра, в роли которого может выступить государство.

  4. все социальные конфликты носят скрытый характер.

  5. последствия социальных конфликтов всегда однозначны, они влекут за собой исключительно отрицательные последствия для развития общества

12

Выберите вер­ные суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Нервно-психические за­бо­ле­ва­ния человека, за­держ­ка его пси­хи­че­ско­го и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия яв­ля­ют­ся одной из при­чин от­кло­ня­ю­ще­го­ся поведения.

2) Примером по­зи­тив­но­го от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния яв­ля­ет­ся за­ня­тие благотворительностью.

3) Снижение уров­ня эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия не свя­за­но с уве­ли­че­ни­ем числа лиц с от­кло­ня­ю­щим­ся поведением.

4) Распад су­ще­ству­ю­щей си­сте­мы со­ци­аль­ных цен­но­стей и норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих жиз­не­де­я­тель­ность людей, вы­зы­ва­ет де­ви­ант­ное поведение.

5) Основными фор­ма­ми де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния являются: пьянство, наркомания, преступность.








Контрольная работа по Главе 2 «Общество и социальные отношения» Вариант №3 (10 класс)

п/п

Задание

1

Выберите верные суждения об обществе и его институтах

1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир.

2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.

3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.

4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля.

2

В стране Н. большинство населения проживает в городах-мегаполисах. Найдите в приведенном ниже списке признаки, позволяющие сделать вывод о том, что страна Н. развивается как индустриальное общество

  1. в стране Н. преобладают наукоемкие производства

  2. в стране Н. происходит механизация производства

  3. в стране Н. сословная социальная структура общества

  4. в стране Н. активно развивается виртуальная культура

  5. в стране Н. граждане добились равноправия и избирательных прав

  6. в экономике страны Н. преобладает массовое промышленное производство

3

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 Си­стема об­ра­зо­ва­ния об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния цели об­ра­зо­ва­ния

функ­ции об­ра­зо­ва­ния в об­ще­стве об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы

4

В семье N. под одной кры­шей живут су­пру­ги, их дети, внуки и пра­вну­ки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший муж­чи­на, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных до­мо­чад­цев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней ра­бо­той, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) нук­ле­ар­ная 2) партнёрская 3) тра­ди­ци­он­ная

4) мно­го­по­ко­лен­ная 5) де­мо­кра­ти­че­ская 6) мо­но­гам­ная

5

Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда.

 1) объём вла­сти 2) уро­вень об­ра­зо­ва­ния 3) эт­ни­че­ская при­над­леж­ность

4) пре­стиж за­ни­ма­е­мой по­зи­ции 5) доход 6) воз­раст

6

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Со­цио­ло­ги вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие кри­те­рии со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции: лич­ный ав­то­ри­тет и пре­стиж про­фес­сии.

2) По­ня­тие «со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция» обо­зна­ча­ет си­сте­му при­зна­ков и кри­те­ри­ев со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния.

3) Объём вла­сти как кри­те­рий со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции опре­де­ля­ет­ся ко­ли­че­ством де­неж­ных по­ступ­ле­ний ин­ди­ви­да или семьи в опре­делённый пе­ри­од вре­ме­ни.

4) К кри­те­ри­ям со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции от­но­сят уро­вень до­хо­дов.

5) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция от­ра­жа­ет сло­жив­ше­е­ся в об­ще­стве со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство.

7

Про­дю­сер В. со­здал му­зы­каль­ную груп­пу: при­гла­сил трёх со­ли­сток и не­сколь­ких му­зы­кан­тов, за­пи­сал с ними де­сять песен и от­пра­вил­ся в га­строль­ный тур по стра­не. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной груп­пы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) малая груп­па 2) не­фор­маль­ная груп­па 3) боль­шая груп­па

4) ре­фе­рент­ная груп­па 5) про­фес­си­о­наль­ная груп­па 6) фор­маль­ная груп­па

8

В социальной психологии под ____ (1) понимается двое или более _____ (2), имеющих общие черты и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этого объединения.

Люди объединяются в социальные группы по разным ____ (3). Прежде всего группы позволяют удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, _____ (4) во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной _____ (5)!

Группы помогают в достижении ____ (6), которыми мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас ____ (7), которая в противном случае была бы для нас недоступна.

1

2

3

4

5

6

7








Словарь терминов

а) образование, б) потребность, в) группа,

г) социум, д) причина, е) социализация,

ж) цель, з) информация, и) изоляция,

к) индивид

9

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно меняют свой ______ (1). Это явление получило название социальной _______ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов или групп, называют _______ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. ________ (4). _________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в дворянском обществе, профессиональная карьера - в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.»

А) миграция В) горизонтальная Д) статус Ж) группа И) маргинализация

Б) мобильность Г) институт Е) вертикальная З) стратификация

1

2

3

4

5

6








10

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления _____(А) и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: _______(Б) и социальные санкции. Санкции – это _______(В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными, _______(Г). Форма социального контроля, по которой _______(Д) самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самоконтролем. Внешний контроль представляет собой совокупность ________(Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».

Список терминов:

1) социальная норма     2) внешние формы         3) институт        4) реакция   5) индивид

6) негативные и позитивные 7) социальные статусы

8) горизонтальные и вертикальные 9) порядок

А

Б

В

Г

Д

Е








11

Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. противоречия между субъектами конфликта могут существовать довольно длительный период времени и всегда перерастают в конфликт.

  2. социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия.

  3. форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта.

  4. причиной конфликта всегда является спор по поводу материальных ресурсов.

  5. по учёту содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют внутренние и внешние конфликты.

12

Выберите из пред­ло­жен­но­го списка не­га­тив­ные формальные санк­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Гражданка М. вы­ска­за­ла претензию со­се­ду за ку­ре­ние на лест­нич­ной клетке.

2) В ходе вы­ступ­ле­ния оратора пуб­ли­ка неоднократно пре­ры­ва­ла его речь не­одоб­ри­тель­ны­ми возгласами.

3) Пожарная ин­спек­ция наложила взыс­ка­ния на вла­дель­ца кафе за не­со­блю­де­ние требований по по­жар­ной безопасности.

4) Приказом по за­во­ду директор за­во­да объявил вы­го­вор главному ин­же­не­ру за не­ка­че­ствен­ный ремонт станков.

5) Одноклассники объ­яви­ли бойкот В. за на­ру­ше­ние традиций класса.

6) Сотрудник дорожно-постовой служ­бы оштрафовал граж­дан­ку П., пе­ре­хо­див­шую дорогу на за­пре­ща­ю­щий сигнал светофора.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя