СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Правление Николая 2" (формат ЕГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическая контрольная работа "Правление Николая 2"  предназначена для учащихся, сдающих ЕГЭ по истории, включает задания в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Правление Николая 2" (формат ЕГЭ)»

3


Тематическая КР «Россия в правление Николая II (1894-1917) (формат ЕГЭ)


Часть 1

п\п

Задание

1

2

3

1

Расположите следующие события в хронологической последовательности.

  1. Создание Прогрессивного блока

  2. Роспуск 1-ой Государственной думы

  3. Подписание русско-английского соглашения в рамках формирования Антанты

2

Установите соответствие между событиями и годами

А

Б

В

Г

4

5

3

2



События

Годы

А) введение винной монополии

Б) начало проведения аграрной реформы П.А.Столыпина

В) открытие 2-ой Госдумы

Г) вступление Италии в Первую мировую войну

1) 1897

2) 1915

3) 1907

4) 1895

5) 1906

6) 1917



3

Ниже приведен список терминов. Все они за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) периода 1894-1907 гг

  1. Полицейский социализм 2) Брусиловский прорыв 3) третьеиюньский государственный переворот 4) коллективизация 5) кровавое воскресенье 6) хутора и отруба

Ответ: 4

4

Напишите сокращенное название партии начала ХХ века, избравшей в качестве основного метода борьбы индивидуальный террор

Ответ: ПСР

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам

Процессы (явления, события)

Факты

А) международная конференция в Гааге

Б) реакция в период первой русской революции

Г) первый кризис Временного правительства

В) Корниловский мятеж


  1. реализация плана Шлиффена

  2. нота Милюкова о продолжении войны с Германией

  3. запрет на использование химического оружия

  4. создание отрядов Красной гвардии

  5. введение «столыпинских галстуков»

  6. разрешение Боснийского кризиса




А

Б

В

Г

3

5

4

2



6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Превращение империалистической войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский лозунг, указываемый опытом Коммуны, намеченный Базельской резолюцией партии и вытекающий из всех условий империалистической войны между высокоразвитыми буржуазными странами. Как бы ни казались велики трудности такого превращения в ту или иную минуту, социалисты никогда не откажутся от систематической настойчивой, неуклонной подготовительной работы в этом направлении, раз война стала фактом».

Б) «В то время как весь народ противника, от члена правительства до последнего носильщика, отлично понимал и смысл, и самую цель войны с Россией, когда чувство неприязни к русскому человеку накапливалось там годами, когда о войне с Россией говорили все и всюду, у нас начало войны на Дальнем Востоке явилось для всех полной неожиданностью; смысл этих действий понимали лишь очень немногие... Все, что могло выяснить смысл предстоящего столкновения, цели и намерения правительства либо замалчивалось, либо появлялось в форме сообщений, что все обстоит благополучно. В результате в минуту, когда потребовалось общее единение, между властью и народом легла трудно устранимая пропасть».

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 1

 6

 2

 4

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Речь идёт о начавшейся Первой мировой войне.

2) Дано описание ситуации, связанной с Русско-японской войной.

3) В ходе войны широкую известность приобрели имена генералов М.Д. Скобелева, И.В. Гурко, Н.Г. Столетова.

4) Одним из следствий войны стала революция в России, начавшаяся с «кровавого воскресенья».

5) Одним из итогов войны стало запрещение России иметь военно-морской флот на Чёрном море.

6) Итогом войны, о которой идёт речь, стало крушение четырёх империй.

7

Вы­бе­ри­те из спис­ка три со­бы­тия, от­но­ся­щих­ся к рус­ско-япон­ской войне, и за­пи­ши­те но­мера, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

1) сра­же­ние в порту Че­муль­по

2) Бру­си­лов­ский про­рыв

3) сра­же­ние на р. Хал­хин-Гол

4) Цу­сим­ское сра­же­ние

5) сра­же­ние в Си­ноп­ской бухте

6) обо­ро­на Порт-Ар­ту­ра Ответ: 146

8

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Пер­вой рос­сий­ской ре­во­лю­ции 1905-1907 гг.? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Де­кабрь­ское во­оружённое вос­ста­ние в Москве

2) от­ре­че­ние Ни­ко­лая II

3) убий­ство П. А. Сто­лы­пи­на

4) Все­рос­сий­ская ок­тябрь­ская по­ли­ти­че­ская стач­ка

5) учре­жде­ние Со­ве­та На­род­ных Ко­мис­са­ров

6) вос­ста­ние на бро­не­нос­це «Князь Потёмкин-Та­ври­че­ский» Ответ: 146

9

Какие три из перечисленных реформ были осуществлены в царствование Николая II? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва

2) аграрная реформа П. А. Столыпина

3) денежная реформа Е. Ф. Канкрина

4) учреждение Государственной думы

5) денежная реформа С. Ю. Витте

6) создание Высшего совета народного хозяйства Ответ: 245

10

Установите соответствие между государственными деятелями начала XX в. и их деятельностью.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A) великий князь Николай Николаевич

Б) С. Ю. Витте

B) С. В. Зубатов

Г) П. А. Столыпин

1) создание рабочих организаций, подконтрольных полиции

2) подготовка манифеста об учреждении законодательной Государственной думы

3) руководство правительством в годы Первой мировой войны

4) руководство армией в годы Первой мировой войны

5) подготовка указа о праве крестьян выходить из общины с наделом

6) председатель 1-ой Госдумы



А

Б

В

Г

4

2

1

5



11

10

Про­чти­те от­ры­вок из ста­тьи ис­то­ри­ка М.Ф. Фло­рин­ско­го и опре­де­ли­те год, про­пу­щен­ный в тек­сте.

  «По­ли­ти­че­ский кри­зис, раз­ра­зив­ший­ся в Рос­сии летом _________ г., в самый раз­гар ав­ст­ро-гер­ман­ско­го на­ступ­ле­ния на Во­сточ­ном фрон­те, стал про­воз­вест­ни­ком ожи­дав­ших стра­ну в недалёком бу­ду­щем мощ­ных со­ци­аль­ных ка­та­клиз­мов. Важ­ней­ши­ми сла­га­е­мы­ми кри­зи­са яви­лись до­стиг­ший пре­дель­ной остро­ты кон­фликт между вла­стью и об­ще­ством, уси­ле­ние раз­бро­да в вер­хах, пре­жде всего – внут­ри пра­ви­тель­ства. Во имя обес­пе­че­ния спо­кой­ствия в тылу боль­шин­ство чле­нов пра­ви­тель­ства счи­та­ло не­об­хо­ди­мым пойти нав­стре­чу тре­бо­ва­ни­ям объ­еди­нив­шей­ся в «про­грес­сив­ный блок» оп­по­зи­ци­он­ной об­ще­ствен­но­сти и вело от­кры­тую борь­бу с то­гдаш­ним пре­мье­ром И.Л. Го­ре­мы­ки­ным, не же­лав­шим при­слу­ши­вать­ся к этим тре­бо­ва­ни­ям. Ощу­ти­мый от­пе­ча­ток на раз­ви­тие внут­ри­по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции в стра­не летом ________ г. на­ло­жи­ло при­ня­тое Ни­ко­ла­ем II к началу ав­гу­ста ре­ше­ние сме­стить с поста вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го ве­ли­ко­го князя Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча и взять управ­ле­ние вой­ска­ми на себя…»

 Ответ: 1915

12

11

Заполните пустые ячейки таблицы

Партия

Лидер

Год создания


__________________(А)

В.М.Чернов

1901


меньшевики

______________________(Б)

_______________________(В)


кадеты

______________________(Г)

1905


__________________(Д)

А.И.Гучков

______________________(Е)




А

Б

В

Г

Д

Е

8

4

6

9

3

1

Пропущенные элементы:

  1. 1905 г. 4) Ю.О.Мартов 7) В.М.Пуришкевич

  2. 1912 5) большевики 8) эсеры

  3. октябристы 6) 1903 9) П.Н.Милюков

13

12

Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний участ­ни­ка со­бы­тий.

  «По­дой­дя к кре­по­сти, япон­цы ре­ши­ли взять её от­кры­той силой, но ряд атак на наши по­зи­ции цен­тра был не­уда­чен. 3-го ав­гу­ста ге­не­рал Ноги при­слал пар­ла­ментёра с пред­ло­же­ни­ем сдать кре­пость, но со­бран­ный ге­не­ра­лом Стес­се­лем совет от­кло­нил это пред­ло­же­ние, а 6-го ав­гу­ста япон­цы на­ча­ли ар­тил­ле­рий­скую под­го­тов­ку штур­ма и в тот же день пе­ре­шли в на­ступ­ле­ние, на­пра­вив после ряда де­мон­стра­тив­ных атак на­ше­го за­пад­но­го фрон­та глав­ный свой удар в центр наших по­зи­ций, про­тив Ор­ли­но­го Гнез­да. На­чал­ся пер­вый штурм Порт-Ар­ту­ра.

Пер­вые дни япон­цы на­сту­па­ли гу­сты­ми ко­лон­на­ми, думая мас­сой за­да­вить за­щит­ни­ков кре­по­сти.

Стро­гая дис­ци­пли­на, су­ро­вый во­ен­ный закон, фа­на­тизм и лич­ная доб­лесть япон­цев при­во­ди­ли к тому, что япон­ские ба­та­льо­ны, неся не­ве­ро­ят­ные по­те­ри, всё же до­хо­ди­ли до цели своих атак, хотя бы в со­ста­ве не­сколь­ких че­ло­век и схва­ты­ва­лись с на­ши­ми в штыки. В моём крат­ком об­зо­ре не­воз­мож­но опи­сать всё то, что тво­ри­лось под Ор­ли­ным Гнез­дом в дни с 6 по 11 ав­гу­ста вклю­чи­тель­но, дни сплош­но­го, бес­пре­рыв­но­го боя. Скажу одно, что доб­лесть была про­яв­ле­на как с одной, так и с дру­гой сто­ро­ны. Два ре­ду­та, №№ 1 и 2, на ко­то­рых в то время со­сре­до­то­чи­вал­ся бой, много раз пе­ре­хо­ди­ли из рук в руки, и в ре­зуль­та­те этого се­ми­днев­но­го по­бо­и­ща япон­цы толь­ко овла­де­ли раз­ру­шен­ным фасом этих ре­ду­тов, а внут­рен­ний остал­ся в наших руках».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Опи­сан­ные со­бы­тия про­изо­шли в 1905 г.

2) Автор пишет о вы­со­ком уров­не мо­раль­ной и бо­е­вой го­тов­но­сти про­тив­ни­ка к сра­же­ни­ям.

3) Автор счи­та­ет, что про­тив­ник в ре­зуль­та­те опи­сан­но­го штур­ма пол­но­стью за­хва­тил ре­ду­ты № 1 и 2.

4) Рус­ский ге­не­рал, упо­мя­ну­тый в от­рыв­ке, погиб в ходе обо­ро­ны кре­по­сти, о ко­то­рой идёт речь.

5) По ито­гам войны, в ходе ко­то­рой про­изо­шли опи­сан­ные со­бы­тия, был под­пи­сан мир­ный до­го­вор в го­ро­де Портс­му­те.

6) В ре­зуль­та­те войны, в ходе ко­то­рой про­изо­шли опи­сан­ные со­бы­тия, Рос­сия ли­ши­лась части ост­ро­ва Са­ха­лин.

Ответ: 256



Часть 2

п\п

Задание

20-22

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 Из вос­по­ми­на­ний М. В. Ро­дзян­ко:

    «Пет­ро­град перед самой вой­ной был объят ре­во­лю­ци­он­ны­ми экс­цес­са­ми.

    Од­на­ко за не­сколь­ко дней до объ­яв­ле­ния войны, когда меж­ду­на­род­ное по­ли­ти­че­ское по­ло­же­ние стало угро­жа­ю­щим, когда ма­лень­кой брат­ской нам Сер­бии мо­гу­ще­ствен­ной со­сед­кой Ав­стри­ей был предъ­яв­лен из­вест­ный всем и не­при­ем­ле­мый для неё уль­ти­ма­тум, как вол­шеб­ством сме­те­но было ре­во­лю­ци­он­ное вол­не­ние в сто­ли­це. Вер­нув­шись в Пет­ро­град перед самым объ­яв­ле­ни­ем войны, я был поражён пе­ре­ме­ной на­стро­е­ния жи­те­лей сто­ли­цы.

    Вме­сте с этим, в самом на­ча­ле войны пра­ви­тель­ство стало на со­вер­шен­но лож­ную точку зре­ния. В целях укреп­ле­ния мо­нар­хи­че­ско­го на­ча­ла и пре­сти­жа цар­ской вла­сти, пра­ви­тель­ство по­ла­га­ло, что войну долж­но и может вы­иг­рать одно оно — цар­ское пра­ви­тель­ство, без не­мед­лен­ной ор­га­ни­за­ции на­род­ных сил в целях объ­еди­не­ния всех в ве­ли­ком деле войны.

    ...Я смело утвер­ждаю, что в те­че­ние трёхлет­ней войны это убеж­де­ние пра­ви­тель­ства не из­ме­ни­лось ни на йоту.

    Путём здо­ро­вой про­па­ган­ды не внед­ря­лись в массы на­ро­да здо­ро­вые по­ня­тия о том, что несёт за собою на­сто­я­щая война, какие по­след­ствия могут быть от по­ра­же­ния Рос­сии и на­сколь­ко не­об­хо­ди­мо друж­ное со­дей­ствие всех граж­дан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для до­сти­же­ния по­бе­ды. Оши­боч­ная точка зре­ния не­пра­виль­но по­ня­тых своих го­су­дар­ствен­ных задач, по­сто­ян­ное опа­се­ние, как бы путём ор­га­ни­за­ции на­ро­да не со­здать почву для ре­во­лю­ци­он­ных оча­гов, и было ро­ко­вой и ко­рен­ной ошиб­кой всей внут­рен­ней по­ли­ти­ки на­ше­го пра­ви­тель­ства...»

20

Опре­де­ли­те на­зва­ние и годы войны, о ко­то­рой идёт речь в вос­по­ми­на­ни­ях. Кто был царём в этот пе­ри­од?

21

На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии ука­жи­те не менее трёх при­чин уча­стия Рос­сии в этой войне

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие при­чи­ны:

— за­щи­та Рос­си­ей брат­ской Сер­бии

— за­щи­та Рос­си­ей своих ин­те­ре­сов на Бал­ка­нах

— стрем­ле­ние Рос­сии к уста­нов­ле­нию кон­тро­ля над чер­но­мор­ски­ми про­ли­ва­ми

— ис­пол­не­ние Рос­си­ей сво­е­го со­юз­ни­че­ско­го долга перед Фран­ци­ей

— же­ла­ние пра­ви­тель­ства под­дер­жать по­шат­нув­ший­ся ав­то­ри­тет цар­ской вла­сти

22

Какие ошиб­ки, с точки зре­ния ав­то­ра вос­по­ми­на­ний, были со­вер­ше­ны цар­ским пра­ви­тель­ством в этой войне и в ходе под­го­тов­ки к ней? Какие ошиб­ки мо­же­те ука­зать до­пол­ни­тель­но вы? (Ука­жи­те всего не менее трёх оши­бок цар­ско­го пра­ви­тель­ства.)

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие ошиб­ки пра­ви­тель­ства:

— не­же­ла­ние пра­ви­тель­ства со­труд­ни­чать с об­ще­ствен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, с Го­су­дар­ствен­ной думой, не­до­ве­рие со сто­ро­ны вла­сти к об­ще­ствен­ным силам

— не­спо­соб­ность объ­яс­нить на­род­ным мас­сам цели Рос­сии в войне и по­след­ствия воз­мож­но­го по­ра­же­ния

— отказ в до­во­ен­ное время ре­шать на­сущ­ные со­ци­аль­ные и эко­но­ми­че­ские во­про­сы

— пло­хая под­го­тов­ка армии и тыла к войне

— ре­ше­ние Ни­ко­лая II при­нять на себя вер­хов­ное глав­но­ко­ман­до­ва­ние (в 1915 г.)

23

Назовите не менее трех общественных классов, или групп, слоев, принимавших участие в революции 1905 – 1907 гг. Приведите не менее одного требования от каждого такого общественного класса (слоя, группы, выбранных вами), выдвигавшегося ими к государственной власти.

Ответ

1. Рабочий класс – пролетариат: ликвидация самодержавия, создание профсоюзов, повышение заработной платы, улучшение условий труда, предоставление социальных гарантий.

2. Крестьянство: ликвидация помещичьей собственности на землю перераспределение помещичьей земли в пользу крестьянства.

3. Интеллигенция: ограничение или ликвидация самодержавия, власти, ограничение помещичьего землевладения, предоставление демократических прав и свобод (свобода слова, печати, собраний, совести и др.).

4. Буржуазия: ограничение самодержавия, предоставление буржуазии права участия во власти (через выборы в представительный орган – Думу), государственные гарантии для предпринимателя (предпринимательской деятельности, частной

23

(2)

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В условиях нарастающего политического и социального кризиса царь Николай II назначил в августе 1904 г. министром внутренних дел известного своими либеральными взглядами князя П.Д. Святополк-Мирского. Период его министерства получил название «весны Святополк-Мирского», так как были улучшены отношения с либеральной общественностью, готовился ряд мер по либерализации режима. Многим казалось, что выход из кризиса будет найден.

Каким путем стали развиваться события? Укажите не менее трех причин такого развития событий.

Ответ:

Путь развития:

  • В России началась Первая русская революция

Причины революционного взрыва

  • Время для реформ было упущено, социальные и политические конфликты погасить спешными мерами было нельзя

  • Авторитет власти был низким на момент начала деятельности нового министра и катастрофически падал в условиях неудачной войны с Японией

  • Предлагаемые уступки были слишком незначительны и не могли удовлетворить общество

  • Николай II не готов был на решительные уступки обществу

24

 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».

  Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

Пояснение.

Аргументы в подтверждение:

1) страна была ввергнута при нем в череду войн и революций, которые привели к краху царского режима

2) не умел правильно подбирать людей для управления страной, в годы Первой мировой войны министры правительства с калейдоскопической быстротой сменяли друг друга, многие из них были некомпетентными;

3) был довольно нерешительным и непоследовательным - не довел до конца преобразования Столыпина.

4) Неудачная политика привела к кровавому воскресению и, соответственно, к первой русской революции и ко второй, соответственно ;|

5) Бюрократия чиновников, которые не боялись царского наказания

6) Поражение в русско-японской войне.

7) Отказ от реформаторской деятельности в период, когда в стране развивалась промышленность, отказ от улучшения положения рабочих...

 Аргументы в опровержение:

1) первым из правителей предложил ограничить вооружения, был инициатором созыва Гаагской мирной конференции, выступал за мирное разрешение конфликтов между странами;

2) ввел в стране демократические права и свободы, дал население избирательное право, разрешил деятельность политических партий;

3) ввел в стране законодательный и представительный орган власти Государственную Думу

4) отменил выкупные платежи.

24

(2)

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Российская империя имела в конце XIX — начале XX в. процветающую экономику и быстро нагоняла развитые европейские страны». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

  • для России в конце XIX - начале XX в. были характерны высокие темпы экономического развития;

  • Россия вышла на пятое место в мире по объёму промышленного производства;

  • развитие новых отраслей промышленности ( нефтедобыча, химическая, электротехническая и др.);

  • быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяженности железнодорожная сеть в мире);

  • интенсивный процесс акционирования предприятий;

  • стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшим природными ресурсами;

  • благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную систему;

  • в страну притекали иностранные инвестиции;

  • росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета;

2) в опровержение, например:

  • Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной продукции на душу населения;

  • низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие промышленности (что показал кризис 1900-1903 гг.);

  • рост внешней задолженности;

  • не был прёодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.);

  • высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики;

  • в вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных машин и промышленных товаров. Могут быть приведены другие аргументы.


25

Историческое сочинение

1894-1917





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!