8 класс. Контрольная работа по литературе. Творчество А.С.Пушкина
Открытие Царскосельского лицея, в котором учился А.С.Пушкин, состоялось:
А. 6 июня 1799 года
Б. 19 октября 1811 года
В. 14 декабря 1825 года
Девиз Лицея:
А. Для общей пользы
Б. Жизнь – Отечеству, честь – никому!
В. Береги платье снову, а честь – смолоду.
Цитата «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен» взята из стихотворения:
А. «19 октября 1825 года»
Б. «Туча»
В. «Я помню чудное мгновенье»
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» написано А.С.Пушкиным:
А. в ссылке в Михайловском
Б. во время учебы в лицее
В. во время службы в Петербурге
О каких исторических событиях идёт речь в повести «Капитанская дочка»?
А. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева
Б. Бунт яицкого войска
В. Бунт Ивана Болотникова
Г. Поход князя Голицына на Оренбург
Д. Стрелецкий бунт в Москве
Какой темы нет в повести «Капитанская дочка»:
А. народ и власть
Б. любовь и семейные отношения
В. нравственный выбор в сложных обстоятельствах
Г. место маленького человека в исторических событиях
Д. поиски правды на земле
Как соотносятся эпиграфы и содержание повести?
А. Эпиграф раскрывает содержание главы.
Б. Эпиграф предваряет появление героя.
В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.
Г. Эпиграф выражает основную мысль дальнейшего повествования.
Прочитайте портретные описания и укажите имя героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
«Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах»
«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами» гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели»
«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары»
«... Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»
«Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем»
«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»
«Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах»
Кому из героев произведения принадлежат следующие высказывания?
«И, матушка!.. Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву»
«Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»
«...слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
С какой целью отец отправляет Петрушу служить в Оренбург?
А. чтобы стал настоящим солдатом
Б. чтобы служил у его старого друга
В. чтобы быстрее построил карьеру
Что стало причиной дуэли Гринёва со Швабриным?
А. Неуважительный отзыв Швабрина о стихотворении Гринева;
Б. Оскорбительное высказывание Швабрина о Маше Мироновой;
В. Личная неприязнь.
С какой целью в повесть вводится сон Гринёва на постоялом дворе?
А. характеризует Гринёва
Б. характеризует Пугачева
В. характеризует семью Петруши
Г. предвещает дальнейшее развитие отношений двух героев
Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринёва и Швабрина?
А. сопоставления
Б. противопоставления
В. взаимодополнения
Гринёва и Швабрина объединяет:
А. служба у Пугачёва
Б. отношение к восстанию
В. общественное и служебное положение
Почему Гринёв был заключён под стражу?
А. Пугачёв сообщил, что Гринёв его шпион
Б. его оговорил Швабрин
В. его наказали за самовольный отъезд из Оренбурга
С какой целью Маша Миронова отправилась в Петербург?
А. чтобы присутствовать при казни Пугачёва
Б. чтобы получить приданое от императрицы
В. чтобы оправдать Гринёва
Почему повесть называется «Капитанская дочка»? Дайте развёрнутый ответ.
Какова концовка повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и в чём её смысл?
Ответы.
Б
А
А
А
А
Д
А
1. Зурин 2. Маша 3.Пугачёв 4. Швабрин 5. Башкирец 6. Екатерина Вторая 7. Хлопуша
1. Комендант Миронов 2. Пугачёв 3. Отец Гринёва
А
Б
Г
Б
В
Б
В
Оценивание работы.
Ответы на вопросы 1-7, 10-16 – по 1 баллу за правильный ответ.
Ответ на вопрос 8 – по 1 баллу за каждый правильный ответ, итого максимально 7 баллов
Ответ на вопрос 9 - по 1 баллу за каждый правильный ответ, итого максимально 3 балла
Ответы на вопросы 17, 18 по 3 балла за ответ (понимание содержания повести, полнота ответа, языковое оформление)
Итого баллов:
Оценка 3 – 15-21
Оценка 4 – 22-28
Оценка 5 – 29-30