СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа за 3 четверть в 5 классе при подготовке к ВПР

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа за 3 четверть в 5 классе при подготовке к ВПР

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа за 3 четверть в 5 классе при подготовке к ВПР»

1 вариант

  1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

(Из)д..рев..ев русск..го леса м..лее всех(1) мне наша берёза. Хорош.. и ч..сты берёзовые светлые рощи. Особенно хорош.. берёзовый лес в..сной. Как только сход..т (в)лесу сне(г/к)‚ н..бухают (на)берёзах см..листые и душ..стые поч..ки. Из каждой случ..йно надломленной ве(д/т)к.. капл..т сла(д/т)кий сок. Пе(в/ф)чие птиц.. соб..рают..ся в берёзовой рощ.. (4). Звонко поёт дроз(д/т) куку..т кукуш..ка радос..но щ..беч..т синич..ки. К..вром ра..ст..лают..ся цв..тут под берёзами белые п..дснежники(2).

Начина..т ра..пускат..ся молодая л..ства(3). Выйд..ш.. на простор и (не)п..вер..ш.. своим гл..зам: з..лёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Как прекрас..ны м..лодые берёзовые л..сточ..ки

  1. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.



  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Незнайка говорил что сочинил несколько стихотворений

2) Прочти нам свои стихи попросили малыши

3) Однажды Незнайка попросил Цветика научить его писать стихи

4) Незнайка тебе не нужно писать стихи


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Женя занимается фигурным катанием с раннего детства.

2) Я занимаюсь в секции фигурного катания и в танцевальной студии.

3) А ты научи меня кататься на коньках и делать пируэт!

4) Женя ты замечательно катаешься на коньках!


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

5 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Синица перелетала с ветки на ветку и заглядывала в каждую щёлку на дереве.

2) Синицы и воробьи копошились у забора и отыскивали себе еду.

3) Звонкая птичья трель зазвучала в саду и все сразу заулыбались.

4) Утром Юра услышал первую песню синицы и написал об этом в своём дневнике.

2 вариант

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Ранн..м утром в л..су на п..лях на лугах сверкают алмазы.(4) Все(1) алмазы эти бл..стят и перел..ва..т..ся на со..нце разн..ми цв..тами. Что за ч..дес..ное явление! Подойдёш.. ближе и ра(з/с)гл..диш..(2): это капли р..сы соб..рают..ся в лист..ях р..стений.

Неб..льш..й(3) л..сток тр..винки п..хуч а внутри м..хнат и пуш..ст, как бархат. Капли к..тают..ся по л..сточ..ку но (не)мочат его.

Когда неост..рожно сорвёш.. л..сточек с р..синкой, то капел..ка скат..т..ся, словно шарик светлый. И ты (не)увид..ш.., как он проск..л..знёт мимо стебля. Бывало, сорвёш.. такую уд..вительн..ю чашеч..ку полож..ш.. на х..лодные пальц.. и вып..еш.. р..синку. И кажется, обыкновенная р..синка самый вкус..ный напиток на з..мле.

Спрятать

  1. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.




  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Юра ответил что книгу он купил на международной ярмарке детской литературы

2) По словам Юры это лучшая книга из серии приключенческих романов

3) Елена Ивановна объявила Юра расскажет нам о самых интересных книжных новинках

4) Книги какого автора ты предпочитаешь Юра


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Коля любит лепить динозавров из пластилина.

2) Возьми-ка из шкафа новую пачку пластилина и фартук!

3) Сначала девочки выполните конкурсное задание.

4) В музыкальной школе мы поём и играем на музыкальных инструментах.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

5.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Чёрный дрозд ведёт очень скрытный образ жизни и редко попадается на глаза.

2) Взволнованные птицы прыгали по земле и по корням и даже садились на край ямы.

3) Ветер бушует и треплет молодые листочки берёз.

4) На минуту шум затихает и снова по тайге рассыпается звонкое щёлканье дрозда.



1 вариант



Пояснение.

Из деревьев русского леса милее всех мне наша берёза. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Особенно хорош берёзовый лес весной. Как только сходит в лесу снег, набухают на берёзах смолистые и душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки каплет сладкий сок. Певчие птицы собираются в берёзовой роще. Звонко поёт дрозд, кукует кукушка, радостно щебечут синички. Ковром расстилаются, цветут под берёзами белые подснежники.

Начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на простор и не поверишь своим глазам: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Как прекрасны молодые берёзовые листочки!





Пояснение.

Фонетический разбор

всех(1)

в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый

с —[с'] — согласный, глухой, мягкий

е — [э] — гласный, ударный

х —[х] — согласный, глухой, твёрдый

4 буквы, 4 звука, 1 слог

 

Морфемный разбор (по составу)

подснежники(2)

под- — приставка

-снеж- — корень

-ник- — суффикс

-и — окончание

 

Морфологический разбор

листва(3)

1) листва — имя существительное, обозначает предмет: (что?) листва;

2) начальная форма — листва; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; в единственном числе, в именительном падеже;

3) в предложении является подлежащим.

 

Синтаксический разбор

Певчие птицы собираются в берёзовой роще(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: птицы (подлежащее), собираются (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (птицы) певчие — определение; (собираются) в роще — обстоятельство; (в роще) берёзовой — определение.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3      4      5      6      7      8      9      

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Незнайка говорил что сочинил несколько стихотворений

2) Прочти нам свои стихи попросили малыши

3) Однажды Незнайка попросил Цветика научить его писать стихи

4) Незнайка тебе не нужно писать стихи



Пояснение.

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Прочти нам свои стихи», — попросили малыши;

2) составление схемы предложения: «П», — а.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3      4   


Дополнительно


Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Женя занимается фигурным катанием с раннего детства.

2) Я занимаюсь в секции фигурного катания и в танцевальной студии.

3) А ты научи меня кататься на коньках и делать пируэт!

4) Женя ты замечательно катаешься на коньках!



Пояснение.

1. Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Женя, ты замечательно катаешься на коньках!

2. Объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.

ИЛИ Обращение.

ИЛИ Обращение внутри предложения.

 

Ответ: 1. Женя, ты замечательно катаешься на коньках! — Выделяется обращение «Женя».

 

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3   



Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Синица перелетала с ветки на ветку и заглядывала в каждую щёлку на дереве.

2) Синицы и воробьи копошились у забора и отыскивали себе еду.

3) Звонкая птичья трель зазвучала в саду и все сразу заулыбались.

4) Утром Юра услышал первую песню синицы и написал об этом в своём дневнике.



Пояснение.

Расставим знаки препинания.

3. Звонкая птичья трель зазвучала в саду, и все сразу заулыбались.

 

Ответ: Звонкая птичья трель зазвучала в саду, и все сразу заулыбались.

— Это сложное предложение ИЛИ В предложении две грамматические основы.

 

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.



2 ВАРИАНТ

Пояснение.

Ранним утром в лесу, на полях, на лугах сверкают алмазы.(4) Все(1) алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Что за чудесное явление! Подойдёшь ближе и разглядишь(2): это капли росы собираются в листьях растений.

Небольшой(3) листок травинки пахуч, а внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются по листочку, но не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листочек с росинкой, то капелька скатится, словно шарик светлый. И ты не увидишь, как он проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую удивительную чашечку, положишь на холодные пальцы и выпьешь росинку. И кажется, обыкновенная росинка — самый вкусный напиток на земле.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3      4      5      6      7      8      9   


Дополнительно

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.



Пояснение.

Фонетический разбор

все(1)

в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый

с — [с’] — согласный, глухой, мягкий

е — [э] — гласный, ударный

 

3 буквы, 3 звука, 1 слог

 

Морфемный разбор (по составу)

разглядишь(2)

 

раз

гляд

ишь

 

Морфологический разбор

небольшой(3) (листок)

1) небольшой (листок) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: листок (какой?) небольшой;

2) начальная форма — небольшой; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;

3) в предложении является определением.

 

Синтаксический разбор

прил.Ранним нар.утром в сущ.лесу, на сущ.полях, на сущ.лугах глаг.сверкают сущ.алмазы. (повеств., невоскл., простое, распростр., с однородными обстоятельствами)

Наречие «утром» может быть в 5 классе определено как существительное.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3      4      5      6      7      8      9      10      11      12   




Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Юра ответил что книгу он купил на международной ярмарке детской литературы

2) По словам Юры это лучшая книга из серии приключенческих романов

3) Елена Ивановна объявила Юра расскажет нам о самых интересных книжных новинках

4) Книги какого автора ты предпочитаешь Юра



Пояснение.

Елена Ивановна объявила: «Юра расскажет нам о самых интересных книжных новинках».

Схема предложения: А: «П».

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3      4   


Дополнительно


Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Коля любит лепить динозавров из пластилина.

2) Возьми-ка из шкафа новую пачку пластилина и фартук!

3) Сначала девочки выполните конкурсное задание.

4) В музыкальной школе мы поём и играем на музыкальных инструментах.



Пояснение.

Сначала, девочки, выполните конкурсное задание. Это предложение с обращением.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3   



Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Чёрный дрозд ведёт очень скрытный образ жизни и редко попадается на глаза.

2) Взволнованные птицы прыгали по земле и по корням и даже садились на край ямы.

3) Ветер бушует и треплет молодые листочки берёз.

4) На минуту шум затихает и снова по тайге рассыпается звонкое щёлканье дрозда.



Пояснение.

На минуту шум затихает, и снова по тайге рассыпается звонкое щёлканье дрозда. Это сложное предложение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!