СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа за первое полугодие по биологии в 11 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: оценка качества обучения учащихся по биологии за первое полугодие. Работа составлена в формате заданий ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа за первое полугодие по биологии в 11 классе»

Контрольная работа по биологии за первое полугодие в 11 классе


1. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


2. Рассмотрите таблицу «Критерии вида» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Критерий вида

Описание

___________

Боль­шая си­ни­ца живет в кро­нах де­ре­вьев, пи­та­ет­ся круп­ны­ми на­се­ко­мы­ми и их ли­чин­ка­ми

Географический

Большая синица обитает на всей территории Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Азии, в некоторых районах Северной Африки.


3. Выберите несколько правильных утверждений.

Эти методы используются в селекции животных:

1. полиплоидия

4. мутагенез

2. гетерозис

5. массовый отбор

3. отдаленная гибридизация

6. индивидуальный отбор


4. Чем занимается и где применяется биотехнология?

1. в строительстве

4. в селекции грибов

2. в сельском хозяйстве

5. в пищевой промышленности

3. в селекции бактерий

6. в легкой промышленности


5. Какие фак­то­ры вли­я­ют на видообразование?

1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ные изменения

2) есте­ствен­ный отбор

3) изоляция

4) мутации

5) конвергенция

6) воз­раст­ной со­став популяции


6. Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие, что по­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся «еди­ни­цей эво­лю­ции».

1) му­та­ци­он­ный про­цесс на­чи­на­ет­ся в по­пу­ля­ции

2) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние воз­мож­но толь­ко в не­изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ци­ях

3) раз­ные по­пу­ля­ции об­ла­да­ют раз­ны­ми ге­но­фон­да­ми

4) вид не может быть еди­ни­цей эво­лю­ции, так как его ареал, как пра­ви­ло, разо­рван на со­став­ные части

5) раз­ли­чия между ви­да­ми такие же, как раз­ли­чия между изо­ли­ро­ван­ны­ми по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида

6) изо­ли­ро­ван­ная от дру­гих по­пу­ля­ция не под­вер­же­на дей­ствию есте­ствен­но­го от­бо­ра



7. Установите со­от­вет­ствие между на­прав­ле­ни­я­ми эво­лю­ции и при­ме­ра­ми эво­лю­ци­он­ных изменений.

 

ИЗМЕНЕНИЕ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) удли­не­ние ушей у зайцеобразных

Б) ре­дук­ция кишечника у свиного цепня

В) по­яв­ле­ние тре­тье­го слоя кле­ток в за­ро­ды­ше червей

Г) раз­ви­тие мас­ки­ру­ю­щей окрас­ки у тигров

Д) фор­ми­ро­ва­ние хорды у хордовых

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) дегенерация

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


8. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и процессом, к ко­то­ро­му этот при­мер относится.

ПРИМЕР

 

ПРОЦЕСС

А) раз­но­об­ра­зие пород голубей

Б) сход­ство функ­ций крыла ба­боч­ки и ле­ту­чей мыши

В) стро­е­ние глаза ось­ми­но­га и человека

Г) за­ви­си­мость формы клюва у га­ла­па­гос­ских вьюр­ков от спо­со­ба до­бы­ва­ния пищи

Д) сход­ство в форме и функ­ци­ях ко­неч­но­стей крота и мед­вед­ки

 

1) дивергенция

2) кон­вер­ген­ция

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 




9. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и названиями органов, которые у них сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ

 

НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ

А) слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека

Б) луковица тюльпана и клубень картофеля

В) колючки барбариса и колючки ежевики

Г) строение глаза человека и глаза осьминога

Д) усики гороха и усики винограда

Е) плодолистик и мегаспорофилл растения

 

1) гомологичные

2) аналогичные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


10. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Пресмыкающиеся

2) Гадюка

3) Хордовые

4) Гадюка обыкновенная

5) Чешуйчатые


11. Проанализируйте таблицу «Методы изучения эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Методы изучения эволюции

Метод изучения

Объект (предмет) изучения

Пример

____________ (А)

ископаемые останки

археоптерикс

биогеографический

флора и фауна континентов

____________ (В)

сравнительно-морфологический

____________ (Б)

аппендикс

 

Список терминов

1) эндемики озера Байкал

2) условия внешней среды

3) палеонтологический

4) эмбриологический

5) генеалогический

6) крылья летучих мышей и бабочек

7) рудименты человека

8) полезные ископаемые


12. Вставьте в текст «Эволюционное учение» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Основоположником со­вре­мен­но­го эво­лю­ци­он­но­го уче­ния был ________(А). До него уже вы­ска­зы­ва­лись идеи об из­ме­ня­е­мо­сти мира. Од­на­ко имен­но Дар­ви­ну при­над­ле­жит уче­ние о ________(Б) и вы­жи­ва­нии наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и од­но­вре­мен­но с ним Аль­фред Уо­л­лес объ­яс­ни­ли при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ________(Г) ор­га­ни­че­ско­го мира.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) разнообразие

2) Ч. Дарвин

3) есте­ствен­ный отбор

4) приспособленность

5) со­тво­ре­ние мира

6) усло­вия среды

7) самозарождение

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 


13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству. (3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.


14. Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.

























Пояснительная записка к контрольной работе по биологии за первое полугодие

в 11 классе.

Цель работы: оценка качества образования учащихся по биологии за первое полугодие в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Задания соответствуют темам «Эволюционное учение», «Основы селекции и биотехнологии». УМК В.В.Пасечник. Учебник А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника.

Работа расчитана на 45 минут.

Элементы содержания

Проверяемые элементы содержания

и виды деятельности

Количество

заданий

Уровень слож-ности

Максимальный балл

за

выполне-

ние

Задания 1,2. Биологические термины и понятия. Дополнение схемы

2


Б

1

Задания 3, 4. Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор.

2


Б

2

Задания 5,6. Эволюция живой природы. Движущие силы эволюции. Методы изучения эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Множественный выбор (работа с текстом)

2

Б

2

Задания 7, 8, 9. Эволюция живой природы. Движущие силы эволюции. Методы изучения эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Установление соответствия (без рис.)

3

П

2

Задание 10. Общебиологические закономерности. Установление последовательности

1

П

2

Задание 11, 12. Общебиологические закономерности. Дополнение таблицы ( без рис.)

2

П

2

Задание 13. Задание на анализ биологической информации

1

В

3

Задание 14. Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира

1

В

3

Итого

14

Б – 6

П – 6

В - 2

Максимальное количество –

28 баллов


Критерии оценивания

«5»- 90 – 100% (28 - 25)

«4» - 85 – 70% (24 - 17)

«3» - 65 – 50% (16 - 10)

«2» - менее 50% (9)




Ответы на задания контрольной работы

Критерии ответа

балл

1

идиоадаптация

1

2

экологический

1

3

356

2

4

345

2

5

234

2

6

134

2

7

23121

2

8

12212

2

9

112221

2

10

42513

2

11

3а 7б 1в

2

12

2361

2

13

Ошибки допущены в следующих предложениях: 1) 1 – эволюционные факторы по Дарвину – это наследственность, изменчивость и борьба за существование;

2) 5 – наиболее приспособленные живут дольше и оставляют больше потомства;

3) 7 – мутации бывают положительные, негативные и нейтральные (мутации чаще имеют отрицательный эффект)


3

14

1. Движущий отбор. Действует в изменяющихся условиях внешней среды. Происходит постепенное смещение признаков в определенном направлении. Например, потемнение крыльев березовой пяденицы при потемнении стволов деревьев, произошедшее из-за развития промышленности.

 

2. Стабилизирующий отбор. Действует в постоянных условиях среды. Увеличивает количество особей со средним значением признака, краевые отклонения от нормы убирает.

 

3. Разрывающий или дизруптивный отбор. Действует в меняющихся условиях среды. Способствует размножению особей обоих крайних форм. До сенокоса преобладают одуванчики с высоким цветоносом, а после сенокоса — формы с низким цветоносом.


3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!