Контрольно - измерительные материалы по русскому языку 2 класс

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 1

Диктанты, тексты для списывания . 2 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Контрольно - измерительные материалы по русскому языку 2 класс»

Словарный диктант № 1

(входной)

Арбуз, воробей, карандаш, лисица, медведь, Москва, петух, ворона, учитель, пальто.



Словарный диктант № 2

(за 1 четверть)

Здравствуйте, прощай, сентябрь, ветер, родина, рисунок, подлежащее, сказуемое, яблоко, берёза.



Словарный диктант № 3

(за 2 четверть)

Ягода, дорога, осина, до свидания, сахар, извините, капуста, жёлтый, посуда, сентябрь, алфавит.



Словарный диктант № 4

Ноябрь, одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток, мороз, урожай, суббота, декабрь, мебель.



Словарный диктант № 5

(за 3 четверть)

Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, завод, сапог, обезьяна, месяц, картина, отец, фамилия.



Словарный диктант № 6

(за год)

Россия, город, улица, обед, магазин, облако, апрель , шёл, берёза, здравствуйте, родина, фамилия.





















Диктант № 1

(входной)

Цель: проверка остаточных знаний по программе первого класса и навыков каллиграфического написания букв, умение самостоятельно работать, оформлять предложения.

В лесу.

    Андрей и юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.


Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание:

1. Слова: идут, рядом, ёжики – разделить на слоги.

2. Найди и подчеркни в тексте слова, которые можно переносить двумя способами.

Диктант № 2

По теме «Предложение»

Цель: проверить умение правильно писать слова с орфограммами, определять границы предложений, применять на практике повторенные орфограммы.

Пушок

    У веры жил кот пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.


Грамматическое задание:

  1. В предложениях 4 и 5  подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2.  допишите одно-два предложения в конце текста.

Диктант № 3

По теме «Слова,слова,слова…»

Цель: проверить навыки грамотного письма в рамках изученных орфограмм, умение правильно определять ударный слог; умение правильно оформлять работу.

   Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

 Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое предложение.

  2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.





Диктант №4

Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, определять мягкость-твёрдость согласных, правильно переносить слова.

Зимой.

Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки лепят снежный ком. Они лепят зайчика. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Коля сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. (33 слова)

Грамматические задания.

1. В третьем предложении подчеркнуть мягкие согласные.

2. Разделить слова для переноса.

Крыльцо, Ольга, Игорь, зайчик.

3. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

4. Сделать звукобуквенный анализ слова мальчик.


Диктант № 5

Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.

Зимой в лесу

    Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания:

  1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.

  2. Напишите однокоренные слова к слову белка.

  3. Напишите антонимы.

Тепло - …

Сытно - …

Диктант № 6

По теме «Правописание безударной гласной в корне слова»

Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Грамматические задания:

1. Над словами  третьего предложения поставить знак ударения.

2. Выписать 2 слова с орфограммой «безударная гласная, проверяемая ударением», рядом записать проверочные слова.

3.пятое  предложение разобрать по частям речи и членам предложения.


Диктант №7

По теме «Правописание парных согласных»

Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными согласными на конце и в середине слова; делать звуко-буквенный анализ слов.

Зяблик

   По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб.  И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весне.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

  2. Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – снег, 2 вариант – лёд)


Диктант №8

По теме «Правописание имен собственных»

Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.

Главный город

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.  (по. Е. Мар)

Слова для справокпроспект, на плющихе.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

  2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.

  3. Запишите название населённого пункта, в котором вы живёте.


Диктант № 9

По теме «Имя существительное»

Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Друзья.

   Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните имена собственные.

  2. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены

  3. В первом предложении обозначить имена существительные

  4. Запишите имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.


Диктант № 10

(за год)

Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать предложения по частям речи и членам предложения.

Гроза

   Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

  2. Выпишите два слова с проверяемой гласной, подберите проверочные слова.

  3. Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.


Контрольное списывание

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.


Контрольное списывание № 1

(за 1 четверть)

Цель: проверить навыки списывания.

Новый дом

Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы. Семья Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из её окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем.


Контрольное списывание № 2

(за 2 четверть)

Цель: проверить навыки списывания.

В ноябре

На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)

(по и. Соколову-Микитову)

Контрольное списывание № 3

(за 3 четверть)

Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.

Старые знакомые

Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.

Всем было очень весело.

(по г. Остеру)

Контрольное списывание № 4

(за год)

Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.

В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.

До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».

Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!



Проверочная работа

По теме «согласные звуки и буквы»

Цель: проверить усвоение темы «согласные звуки и буквы»

  1. Чем отличаются согласные звуки от гласных?

  2. Какие гласные обозначают мягкость согласных?

  3. Какие гласные обозначают твёрдость согласных?

  4. Назови непарные твёрдые согласные звуки.

  5. Назови непарные мягкие согласные звуки.

  6. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают слог?

  7. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного и гласный звук?

  8. Что ты знаешь о звуке [и] краткое?

  9. Что ты знаешь о букве ь?



Проверочная работа

Тема « Имя прилагательное».

1.Запишите, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.

2.Спишите текст, подчеркните имена прилагательные.

Последние дни стояла ясная погода. Повеяло тёплым ветром. По оврагам бегут весёлые ручейки. Зазеленела молодая травка. Звенит золотой голосок малиновки.

3.Спишите, определите род имён прилагательных:

Вкусный торт, сладкая ягода, ясное небо, красивая осень, любимый цветок, голубое небо, сильные ветры.

4.Измени число имён прилагательных, запиши их парами, указав число:

Солнечный, кудрявая, высокое, чудесная, радостный.

5.Запиши прилагательные,противоположные по смыслу 

( антонимы)

Далёкий - ... , сладкий - ... , широкий - ... , большой - ... , грустный - ... .

6.Запиши слова, близкие по смыслу ( синонимы):

Смелый - ... , весёлый - ... .




















Проверочная работа по теме «Глагол»


1. Глагол отвечает на вопросы:


а) какой? какая? какое?


б) кто? что?


в) что делать? что сделать? что делают? что сделают?


г) кого? чего?


2. Глагол обозначает


а) предмет


б) действие предмета


в) признак предмета


3. Глагол по числам


а) изменяется


б) не изменяется


4. Какое слово является глаголом


а) сторож


б) сторожит


в) сторожевая


г) осторожно


5. В предложении глагол бывает


а) подлежащим


б) сказуемым


6. Выпиши глаголы.


Говорят, тишина, снег, падал, день, принёс, росла, пела, барабанил, весёлый, ковры, избушка, посыпались, переливались, добродетельный, камешки.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. К данным словам напиши однокоренные слова, отвечающие на вопрос - что делает?


Зевок - … Пуск - …


Ночь - … Работа - …


Обед - … Полив - …


8. Напиши слова противоположные по значению:


Гладить - … Поднимать - …


Молчать - … Грустить - …


Снимать - … Мешать - …


9. Спиши текст, подчеркни глаголы двумя линиями. Вставь пропущенные буквы.


Поб..жала по лесу позёмка. Загудел тёмный лес. Нал..тел х…лодный в..тер. Зак..чались д..ревья. Пол..тели сугробики с ..ловых лап. Хлоп…я снега посыпались на ветки. Нач..лась пурга.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Измените глаголы по числам.


Работают-_______________________ Бегал-________________________


Рисовали-________________________ Читает-_______________________

Проверочная работа по теме «Местоимение»


1. Местоимение-это

а) часть слова

б) часть речи.


2. Местоимения

а) называют предметы

б) указывают на предметы.


3. Какие местоимения ты знаешь?


_______________________________________________________


4. Какое слово лишнее в каждой строке?


а) мы, они, ямы, вы.

б) птицы, мальчик, она, скворечник.


5. Каким местоимением можно заменить каждое существительное?


Кормушка _________,

гнездо _____________,

скворец ____________,

птицы _____________.


6. Найди и подчеркни все местоимения.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.









Проверочная работа по теме «Предлоги»


1 вариант

1. Выбери правильный ответ.

Как пишутся предлоги с другими словами?

а) слитно

б) раздельно


2. Вставь подходящие по смыслу предлоги.


Выйти_________ класса работать_________ огороде

Спел__________ другом написал_________ тетради


3.Выбери слова, которые пишутся раздельно.


а) (из) учать б) (из) бежать

в) (из) дома г) (из) ба

д) (по) дороге е) (по) летел

ж) (по) слать з) (по) математике


4. Обведи в кружок предлог, который надо вставить в данное словосочетание.


работал (на, в) заводе доплыл (до, на) берега

стёр (с, из) доски летят (над, по) городом















2 вариант


1. Допиши предложение.


Предлоги служат для ____________________________ слов в предложении.


2. Вставь подходящие по смыслу предлоги.

дошли_________ леса подошел_________ столу

доплыл __________ острова стоял_________ подъезда


3.Выбери слова, которые пишутся раздельно.


а) (за) печкой б) (за) бежал

в) (за) каз г) (за) лесом

д) (в) друг е) (в) лесу

ж) (в) ставить з) (в) округ


4. Обведи в кружок предлог, который надо вставить в данное словосочетание.


пришла (к, до ) сестры прибежал (к, по ) финишу

плывут (по, на) небу жил (у, в ) городе







Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас