СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кимы по литературе для 8 класса:тесты,контрольные работы

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы»

Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Проверочная работа по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»

№1

1. Каким словом во времена Фонвизина называли дворянина, не получившего должного образования и которому поэтому было запрещено поступать на службу и жениться?

2. Кто из героев комедии произносит: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
а) Милон б) Митрофан в) Правдин г) Цыфиркин

3. Фонвизин в произведении обличает:

а) невежественных дворян б) малообразованных учителей в) раболепие крепостных.

     4.    Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

 1)    «Не хочу учиться, хочу жениться»                           А Правдин 2)   «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»          Б. Стародум 3)      «Между свиньями я сам всех умнее»                       В. Простакова 4)     «Тиранствовать никто не волен»                              Г. Митрофан 5)      «При твоих глазах мои ничего не видят»                Д. Скотинин 6)      «Вот злонравия достойные плоды!»                       Е. Простаков

5. Выберите  НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: «Недоросль» - это первая социально – политическая комедия, в которой… а)   автор высмеял систему дворянского воспитания и образования б)   показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери» в) главная идея – необходимость воспитания души г) автор призывает к отмене крепостного права.

6. В финале комедии Стародум произносит реплику, объясняющую суть произошедшего в доме Простаковой: «Вот … достойные плоды». Какое слово пропущено?

7.Кто произносит: «Наличные деньги – не наличные достоинства..." а) Правдин б) Стародум в) Милон



Проверочная работа по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»

№2

1. Имя Митрофана в переводе с греческого означает «похожий на мать». Сходство проявляется:

а) в мудрости б) в грубости и невежестве в) в уважении к другим



2. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

 а) Вральман      б) Цыфиркин       в) Кутейкин    г) Простакова



3. Жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль»:

а) комедия б) драма в) трагедия

4. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это…  а) неповоротливый лентяй         б) безвредный невежа и обжора        в) жестокий, неблагодарный и бездушный невежда г) молодой  барич, невоспитанный и не желающий учиться

5. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?
а) Милону б) Стародуму в) Правдину г) Простакову



6. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу» затрагивает проблему:

а) воспитания б) патриотизма в) знатности.



7. Кем был в прошлом немец Вральман?

а) солдат б) кучер в) парикмахер г) учитель

8. Укажите фамилию персонажа комедии, который признается: «Люблю свиней, сестрица».

9. Кто произносит: "...душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам..." а) Стародум б) Правдин в) Милон



Проверочная работа по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»



№3

1. К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

  а) реализм            б) классицизм         в) сентиментализм       г) романтизм



2. Выражение из «Недоросля», ставшее крылатым:

а) «Суженого конем не объедешь» б) «Не хочу учиться, хочу жениться»

в) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».

3. Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: а) воспитания и образования   б) обличения невежества          в) любовная          г) борьба с самодержавием

4. Недорослем во времена Фонвизина назывался…: а) главный герой комедии           б) подросток 15 – 17 лет  в)   ленивый, ограниченный, невежественный человек г) дворянин, не получивший образования, не  имеющий права служить, жениться.

5. Кто учил Митрофана математическим наукам?
а) Стародум б) Вральман в) Цыфиркин г) Кутейкин

6. Укажите фамилию учителя Митрофана, который отказался от денег, так как ничему не научил своего ученика.

7. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве?

а) Правдина б) Зверева в) Волкова г) Скотинина



8. Художественный прием, характерный для драматургии классицизма:

а) «говорящие фамилии»; б) нейтральная авторская позиция; в) несколько сюжетов.

9. Назовите жанр произведения.



7баллов – «5»

5- 6баллов – «4»

3 – 4балла – «3»





9баллов – «5»

7 – 8 баллов – «4»

5 -6 баллов – «3»



Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина


1.Определите жанр произведения.

А) роман Б) историческая повесть В) семейно – бытовая хроника Г) мемуары

2. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица

А) автора Б) повествователя В) Маши Мироновой Г) Пера Гринева Д) Пугачева

3. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью

А) композиции Б) эпиграфов В) вставных элементов Г) прямой авторской оценки

Д) выбора героя

4. Какие исторические личности упоминаются в повести?

А) Пугачев Б) граф Минин В) Григорий Орлов Г) Екатерина 1 Д) Елизавета 1

Е) Екатерина 2

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) Экспозиция 1. Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) Завязка 2. Освобождение Гринева, женитьба на Маше

В) Кульминация 3. Детство Петруши в родовом имении

Г) развязка 4. Знакомство Гринева с Машей Мироновой





6. С какой целью в повесть вводится сон Петруши?

А) характеризует Гринева Б) предвещает развитие отношений двух персонажей

В) характеризует Пугачева Г) подчеркивает кровожадность Пугачева

7. Кому принадлежит высказывание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

А) автору Б) Екатерине 2 В) Петру Андреевичу Гриневу – автору мемуаров

Д) Савельичу

8. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева?

А) Былины Б) Загадки В) Сказки Г) Песни Д) Пословицы, поговорки Е) Мифы

9. Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково. А. Сумароков.

А) «Суд» Б) «Арест» В) «Приступ» Г) «Незваный гость» Д) «Мятежная слобода»

10. Каким показан в повести Савельич?

А) Забитым, безгласным крепостным Б) послушным, рабски преданным своим хозяевам В) Глубоким, наделенным чувством собственного достоинства Г) любящим, заботливым помощником и советчиком

11. Чей это портрет?

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

А) Маши Мироновой Б) Василисы Егоровны В) Екатерины 2

Г) Авдотьи Васильевны



Контрольная работа № 3 по произ­ведениям М.Ю. Лер­монтова

Цели: формирование умений и навыков выполнения диагностических заданий; развитие связной письменной речи; воспитание интереса к предмету

  1. Жанр произведения:

    1. баллада;

    2. элегия;

    3. поэма-исповедь;

    4. притча;

    5. былина.

  1. В произведении автор использовал:

  1. женские рифмы;

  2. мужские рифмы;

  3. и те, и другие рифмы.

  1. Произведение написано:

  1. анапестом;

  2. дактилем;

  3. амфибрахием;

  4. ямбом.

  1. Название произведения «Мцыри»:

  1. указывает на главного героя;

  2. определяет его тематику;

  3. имеет обобщающий смысл.

  1. Первоначально произведение «Мцыри» было названо Лермонтовым:

  1. Исповедь;

  2. Бэри;

  3. Беглец;

  4. Боярин Орша.

  1. Эпиграф к «Мцыри» М. Ю. Лермонтова взят из:

  1. Библии;

  2. былин;

  3. древнерусских летописей;

  4. стихотворения Горация.

  1. Смысл эпиграфа:

  1. восстание против судьбы, против Бога;

  2. раскаяние, безнадежное смирение;

  3. защита права человека на свободу.

  1. В основу композиции произведения положен такой художественный прием, как:

  1. чередование эпизодов;

  2. антитеза;

  3. последовательное изложение событий;

  4. монолог-исповедь.

  1. Первые две главы произведения являются:

  1. кульминацией;

  2. завязкой;

  3. экспозицией.

  1. Кульминацией в сюжете произведения является:

  1. побег из монастыря;

  2. бой с барсом;

  3. встреча с грузинкой;

  4. гибель Мцыри.

  1. Тема произведения:

  1. показ прошлого России;

  2. рассказ о жизни монахов и Мцыри в монастыре;

  3. красота человека, готового умереть за свободу.

  1. В этом произведении авторская позиция:

  1. скрыта;

  2. ясно выражена;

  3. отсутствует.

  1. Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, Лермонтов избрал форму:

  1. рассказа о герое свидетеля его жизни;

  2. диалога между Мцыри и монахом;

  3. монолога героя.

  1. Исповедь Мцыри:

  1. проникнута чувством покаяния;

  2. защищает его право на волю и счастье;

  3. описывает историю случившегося с героем;

  1. Роль описаний природы в произведении заключена в том, что:

  1. природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;

  2. природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;

  3. природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;

  4. природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.

  1. В исповеди Мцыри звучит:

  1. гнев, негодование;

  2. смирение, покаяние;

  3. грусть, размышления;

  4. утверждение своей правоты;

  5. призыв отказаться от бесплодной борьбы.

  1. Местом действия произведения М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ, потому что:

  1. так проявляется любовь автора к Кавказу, который любуется его красотой;

  2. могучая природа Кавказа сродни стихийной, мятежной натуре Мцыри;

  3. так проявляется связь с историей России;

  4. место действия отвечает романтической направленности поэмы;

  5. первозданная природа гор противопоставляется мятежному Мцыри.

  1. Основная идея произведения:

  1. отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

  2. тоска по воле;

  3. утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

  4. призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

  1. Символом свободы в произведении можно назвать:

  1. степь;

  2. Кавказ;

  3. барса;

  4. девушку-грузинку.

  1. Литературное направление «Мцыри»:

  1. сентиментализм;

  2. реализм;

  3. романтизм;

  4. классицизм.

  1. Что не является признаком романтизма:

  1. утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей ей исключительные требования;

  2. герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается;

  3. писатель изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых с помощью фактов действительности;

  4. противостоящая обществу личность находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы.

  1. Какой из признаков не характеризует романтического героя:

  1. исключительная личность, выступающая один на один с миром, подходящая к действительности с позиций своего идеала, предъявляющая ей исключительные требования;

  2. поступки, мысли и требования героя являются, с точки зрения автора, примером поведения для читателя;

  3. герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, поэтому для него типично одиночество, так как люди не понимают и не принимают его идеалов.

  1. Какой из признаков не характеризует романтический пейзаж:

  1. пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает неукротимую мощь стихии, ее красоту и исключительность;

  2. пейзаж одушевлен и выражает неординарность характера героя, который находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы;

  3. пейзаж раскрывает характерные черты природы данной местности, области, страны.

  1. Принцип романтическогодвоемирия — это:

  1. раздвоение сознания романтического героя на «я» реальное и «я» идеальное;

  2. романтический, идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала.

  1. Авторская позиция в романтических произведениях выражается:

  1. через прямую авторскую оценку;

  2. через позицию главного героя;

  3. через позицию повествователя;

  4. с помощью пейзажа.

  1. Какое из перечисленных произведений не является романтическим:

  1. «Мцыри»;

  2. «Айвенго»;

  3. «Песня про купца Калашникова»;

  4. «Капитанская дочка».

  1. Черты романтизма в произведении «Мцыри»:

  1. бурная, неистовая природа;

  2. введение сна героя в сюжет поэмы;

  3. встреча героя с грузинкой;

  4. герой одинок и не понят миром;

  5. мотив борьбы, мятежа;

  6. гибель героя;

  7. исповедь героя.

  1. Какое художественное средство, использовано М.Ю.Лермонтовым в данной строке:

«О, я, как брат, Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Руками молнии ловил...»?

  1. олицетворение;

  2. сравнение;

  3. метафора;

  4. гипербола;

  5. эпитет.

  1. Какое художественное средство, использовано М.Ю.Лермонтовым в данной строке:

«Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота»?

  1. олицетворение;

  2. сравнение;

  3. метафора;

  4. гипербола;

  5. эпитет.

  1. Какое художественное средство, использовано М.Ю.Лермонтовым в данной строке:

«В снегах горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ»?

  1. олицетворение;

  2. сравнение;

  3. метафора;

  4. гипербола;

  5. эпитет.

Контрольная работа № 4 по произ­ведениям Н.В. Гоголя

Контрольная работа по литературе. Н.В. Гоголь «Ревизор»

I Вариант.

1. Какой из вариантов происхождения сюжетов комедии « Ревизор» - верный:

а) придуман Н.В. Гоголем б) подарен автору А.С. Пушкиным в) взят из других источников



2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора.

а) рассказы Хлестакова б) страх в) недоразумение

г) известие о приезде ревизора



3. Отметить черты, характерные для чиновников персонажей комедии.

а) взяточничество б) халатность в) страх перед начальством г) глупость

д) гостеприимство е) использование служебного положения



4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии.

а) юмор б) сарказм в) сатира г) ирония



5. Отметить, какой прием использован автором в приведенном отрывке: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов».

а) сравнение б) гипербола в)алогизм г) гротеск



6. Речь Ляпкина- Тяпкина Гоголь сравнивал:

а) со скрипом открывающейся двери

б) со старинными часами, которые сначала шипят, а потом бьют

в) с ударом молота



7. Хлестаков:

а) всерьез хочет жениться на Марте Антоновне

б) хочет набрать как можно больше денег

в) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях

8. Хлестаков способен:

а) быть логичным б)удивлять окружающих искрящимся юмором

в) произносить нелепости и врать без остановки.



9. Кульминационная сцена в «Ревизоре»:

а) а беседа городничего и Хлестакова в трактире

б) сцена вранья Хлестакова в доме городничего

в) мечты городничего и его жены в Петербурге



10. В цене вранья Гоголь использует:

а) антитезу б) гиперболу в сравнение



Контрольная работа № 5 по твор­честву С.А. Есенина и А.А. Блока

С.Есенин. «Пугачёв»

В1. Укажите термин, обозначающий средство художественной выразительности: «деревянными крыльями… наши лодки заплещут».

_______________________________________________________________________

В2. Как называется изобразительно-выразительное средство: «злые рты, как с протухшею пищей кошли»?

_______________________________________________________________________

В3. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «разящие волны», «сверкающие скулы».

_______________________________________________________________________

В4. Как называется описание природы в литературном произведении?

Там так медленно по небу едет луна,

Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.

Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо

Скачут там шерстожелтые горные реки!

____________________________________________________________________

В5. Как называется композиционный приём: в тексте дважды встречается фраза «Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей»?

_____________________________________________________________________

II

В1. Узнайте героя по его описанию

  1. «На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского,‹…› не спеша выкурил сигарету.» ______________________________________

  2. «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и зачесанными вперед височками»…_____________________________

  3. « По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный человек»

__________________________________________________________________________

В2. Соотнесите автора и произведение



  1. Л.Н.Толстой

А. «Пугачев»

  1. А.П. Чехов

Б. «На поле Куликовом»

  1. И.А. Бунин

В. «После бала»

  1. С.А. Есенин

Г. «Кавказ»

  1. А.А. Блок

Д. «О любви»

III

С2. Дайте письменный ответ на один из вопросов:

  1. Почему русские писатели в разные эпохи обращались к образу Пугачёва?

2) В чем современное звучание стихотворения А. Блока «Россия»?



Контрольная работа № 6 по твор­честву А. Т. Твардов­ского

Вариант 1.

А1. Назовите годы жизни А.Т.Твардовского

а) 1892-1941 б) 1868-1936 в) 1910-1971

А2. Малая родина Твардовского

а) Кубань б) Смоленщина в) Одесса

А3. Какой подзаголовок имеет поэма «Василий Теркин»?

а) «Поэма о бойце» б) «Книга о войне» в) «Книга про бойца»

А4. Из какой главы эти строки?

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный

а) «Два солдата» б) «О себе» в) «О награде» г) «На привале»?

А5. Кто из писателей так отзывался о поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»?

Сколько надо прочитать сегодня книг, чтобы узнать о войне все то, что он один рассказал о ней!…

а) А.И. Солженицын б) И.А. Бунин в) С.А.Есенин г) С.Залыгин

В1. Расскажите, в чем особенность главного героя поэмы «Василий Теркин».

В2. Каковы основные темы творчества

А.Т. Твардовского?

В3. Какие еще произведения А.Т. Твардовского вы знаете? Назовите их.

С1. Напишите, как вы думаете, почему А.Т. Твардовский назвал свою поэму «Василий Теркин» «книгой без начала и конца».



Контрольная работа по творчеству

А.Т. Твардовского. Тестирование

Вариант 2.

А1. В каком году родился А.Т. Твардовский

а) 1905 б) 1910 в) 1895

А2. Где родился Твардовский?

а) Кубань б) Смоленщина в) Одесса

А3. Какой главы нет в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»?

а) «Два солдата» б) «О себе» в) «Дед и баба» г) «Беглец»?

А4. Кто из писателей так отзывался о поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»?

какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык…

а) А.И. Солженицын б) И.А. Бунин в) С.А.Есенин г) С.Залыгин

А5. Из какой главы эти строки?

Нет, ребята, я не гордый

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

а) «Два солдата» б) «О себе» в) «О награде» г) «Переправа»?

В1. Назовите особенности композиции поэмы «Василий Теркин»?

В2. Назовите основные темы творчества

А.Т. Твардовского?

В3. Какие еще произведения А.Т. Твардовского вы знаете? Назовите их.

С1.Напишите, как вы думаете, как

А.Т. Твардовский относится к своему герою поэмы «Василий Теркин».





Контрольная работа № 7 по произве­дениям о Ве­ликой Оте­чественной войне



1. Как называется двусложный размер стиха, в строке которого ударные слоги нечетные, безударные – четные?

а) анапест; б) хорей; в) ямб.



2. Как называется рифмовка, соответствующая схеме АБАБ?

а) опоясывающая (охватная, кольцевая) рифмовка; б) парная (смежная) рифмовка; в) перекрестная рифмовка.



3. Назовите автора следующих стихотворных строк: «Нашел солдат в широком поле / Травой заросший бугорок»:

а) М. Исаковский, б) Б. Окуджава, в) Л. Ошанин.



4. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения М. Исаковского «Катюша»: «Ой ты, песня, песенка девичья, / Ты лети за ясным солнцем вслед…».

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.



5. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения Б. Окуджавы «Песенка о пехоте»: «…всегда мы уходим, / когда над землею бушует весна».

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.



6. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»: «И пил солдат из медной кружки / Вино с печалью пополам».

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.



7. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения Б. Окуджавы «Песенка о пехоте»: «Лишь белые вербы, / как белые сестры, глядят тебе вслед»:

а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение.



8. В каком из приведенных ниже стихотворных отрывков содержится инверсия (обратный порядок слов)?

а) «Расцветали яблони и груши, / Поплыли туманы над рекой». (М. Исаковский, «Катюша»); б) «Враги сожгли родную хату, / Сгубили всю его семью». (М. Исаковский, «Враги сожгли родную хату»); в) «Нас время учило: / живи по-походному, дверь отворяя…» (Б. Окуджава, «Песенка о пехоте»).



9. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в следующих строках из стихотворения М. Исаковского «Катюша»: «Про степного сизого орла, / Про того, которого любила, / Про того, чьи письма берегла».

а) анафора (единоначатие строк); б) эпифора (одинаковая концовка строк); в) аллитерация (скопление согласных звуков).



10. Определите способ рифмовки в стихотворении М. Исаковского «Катюша»:

а) парная; б) перекрестная; в) кольцевая (охватная, опоясывающая).



11. К какому роду литературы относятся стихотворения поэтов периода Великой Отечественной войны М. Исаковского, Б. Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова?

а) к эпосу; б) к лирике; в) к драме.



12. Назовите автора следующих стихотворных строк: «Горит и кружится планета, / над нашей родиною дым»:

а) М. Исаковский, б) Б. Окуджава, в) Л. Ошанин.



13. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»: «Пошел солдат в глубоком горе / На перекресток двух дорог».

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.



14. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения Б. Окуджавы «Здесь птицы не поют…»: «Взлетает красная ракета, / бьет пулемет неутомим»:

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.



15. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения Л. Ошанина «Эх, дороги»: «И бескрайними путями, / Степями, полями, / Всё глядят во вслед за нами / Родные глаза».

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.

16. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения Л. Ошанина «Эх, дороги»: «Знать не можешь / Доли своей: / Может, крылья сложишь / Посреди степей»:

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.



17. В каком из приведенных стихотворных отрывков содержится инверсия (обратный порядок слов)?

а) «Горит и кружится планета…» (Б. Окуджава, «Здесь птицы не поют…»); б) «…и почтальон сойдет с ума, разыскивая нас» (Б. Окуджава, «Здесь птицы не поют…»); в) «А дорога дальше мчится, / пылится, клубится…» (Л. Ошанин, «Эх, дороги»).



18. Определите способ рифмовки в стихотворении М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»:

а) парная; б) перекрестная; в) кольцевая (охватная, опоясывающая).



19. Как называется рифмовка, соответствующая схеме АББА?

а) опоясывающая (охватная, кольцевая) рифмовка; б) парная (смежная) рифмовка; в) перекрестная рифмовка.



20. Назовите автора следующих стихотворных строк: «Знать не можешь / доли своей: / Может, крылья сложишь / Посреди степей»:

а) М. Исаковский, б) Б. Окуджава, в) Л. Ошанин.



21. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения Б. Окуджавы «Здесь птицы не поют…»: «Нас ждет огонь смертельный, / И всё ж бессилен он»:

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.



22. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»: «Он пил – солдат, слуга народа»:

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.



23. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в следующих строках из стихотворения М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»: «Никто солдату не ответил, / Никто его не повстречал»:

а) анафора (единоначатие строк); б) эпифора (одинаковая концовка строк); в) аллитерация (скопление согласных звуков).



24. Назовите автора следующих стихотворных строк: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, / Пусть солдаты немного поспят».

а) М. Исаковский, б) А. Фатьянов, в) Л. Ошанин.



25. Определите способ рифмовки в стихотворении Б. Окуджавы «Песенка о пехоте»:

а) парная; б) перекрестная; в) кольцевая (охватная, опоясывающая).



26. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в следующих строках из стихотворения Б. Окуджавы «Песенка о пехоте»: «Не верьте погоде, / когда затяжные дожди она льет. / Не верьте пехоте, / когда она бравые песни поет»:

а) анафора (единоначатие строк); б) эпифора (одинаковая концовка строк); в) аллитерация (скопление согласных звуков).



27. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в строчке из стихотворения А. Фатьянова «Соловьи»: «Забыв, что здесь идут бои, / Поют шальные соловьи».

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.



28. Определите, как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в следующих строках из стихотворения А. Фатьянова «Соловьи»: «Пусть солдаты немного поспят, / Немного пусть поспят»:

а) анафора (единоначатие строк); б) эпифора (одинаковая концовка строк); в) аллитерация (скопление согласных звуков).



29. Определите способ рифмовки в стихотворении А. Фатьянова «Соловьи»:

а) парная; б) перекрестная; в) кольцевая (охватная, опоясывающая).



30. Как называется рифмовка, соответствующая схеме ААББ?

а) опоясывающая (охватная, кольцевая) рифмовка; б) перекрестная рифмовка; в) парная (смежная) рифмовка.



Ключ к тесту:

1. б.

2. в.

3. а.

4. а.

5. в.

6. б.

7. а.

8. а.

9. а.

10. б.

11. б.

12. б.

13. а.

14. в.

15. а.

16. б.

17. а.

18. б.

19. а.

20. в.

21. а.

22. б.

23. а.

24. б.

25. б.

26. а.

27. а.

28. б.

29. а.

30. в.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!