СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по родному (русскому) языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения промежуточной аттестации по родному (русскому) языку за курс 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по родному (русскому) языку»





Промежуточная аттестация

по родному русскому языку за курс 9 класса

Спецификация


1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа по русскому языку проводится с целью определения уровня учебных достижений учащихся 9 классов по усвоению предметного содержания, необходимого для успешной аттестации за курс основной школы, и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Время выполнения диагностической работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

3. Содержание и структура диагностической работы

Комплект содержит два варианта, разработанных по единому плану. Каждый вариант состоит из 8 заданий: 6 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных, 2 задания с кратким ответом.

В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности. Содержание диагностической работы охватывает учебный материал по русскому языку, изученный в 5 – 9 классах.

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено

в таблице:


п/п

Содержательные блоки

1.

Лексика

2.

Выразительность русской речи

3.

Пунктуация

4.

Языковые нормы

5.

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

6.

Типы речи

7.

Стили речи


Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице:


п/п

Блоки проверяемых умений


1.

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

2.

Соблюдать в практике речевого общения основные

произносительные, лексические, грамматические нормы

современного русского языка

3.

Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения

4.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

5.

Воспроизводить текст с разной степенью свёрнутости

Уметь создавать тексты различных стилей и жанров

6.

Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

7.

Уметь определять типы и стили речи


4. Система оценивания

За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

Максимальный балл за всю работу – 14.

За выполнение диагностической работы учащиеся получают школьные отметки по пятибалльной шкале


Шкала пересчёта первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0- 7

8-12

13

14


Вариант 1

(1)А в чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ста вит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое, как я уже гово рил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

(7)Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязан ности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нель зя останавливаться и надо любить в человеке человека. (11)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходи мости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14)В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

(15)Болышая        цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широ кий круг вопросов.

(16)Это как круги на воде. (17)Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (18)Любовь же и дружба, разрастаясь и рас пространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(Д. Лихачёв *)

* Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906—1999) — российский учёный-литерату ровед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель. В1928— 1932 был репрессирован: за участие в научном студенческом кружке Лихачёв был арестован и сидел в Соловецком лагере.

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.


А1.  На какой вопрос в тексте нет ответа?

]) Какие качества зарождаются в человеке с детства?

  1. Что такое патриотизм?

  2. Чем патриотизм отличается от национализма?

  3. С чего начинается большая цель добра?

А2.  В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Что такое добро?»

  1. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей.

  2. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит пе ред человеком задачу, которую нужно уметь решать.

  3. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о круп ном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.

  4. (15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

А3. Какова основная информация, заключённая в предложениях первого абзаца (1 — 6)?

  1. Каждый должен увеличивать добро в окружающем нас мире.

  2. Человеку можно сделать добро и в мелочи.

  3. Мелочь и крупное нельзя разделять.

  4. С мелочей начинается многое.

А4.  В каком предложении содержатся антонимы?

1.(6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарож дается в детстве и в близком.

2. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, по тому что любишь свою.

3. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.

4. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.


А5.  В каком значении употреблено слово националист в предложении 10?

1) человек, любящий свою родину

2) человек, противопоставляющий свою нацию другим

3)человек, проповедующий войну

4)человек, любящий людей

А6.  В каком варианте ответа средством речевой выразительности является градация?

1.(8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.

2.(9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

3.(15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

4.(18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.


Задания В


В1.Определите типы речи:

1.Изложить какие-либо события, сменяющиеся действия

2. Представить как внешне, так и внутренние признаки предмета, явления, человека и т.д.

3. Убедить, доказать



В2.Определите стили речи:

Текст 1. В марте текущего года наша компания заключила с вами договор на изготовление и установку пластиковых окон для оборудования офисных помещений. Общее количество окон составило 48 штук, сумма договора 593000 рублей.

Следуя договору, окна должны были быть установлены в срок до 1 сентября. На сегодняшний день работы выполнены лишь на треть, несмотря на полную оплату с нашей стороны.


Текст 2. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилирующим программам.


Текст 3. Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.

Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.


Текст 4. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.


Текст 5. Над речкой тихо стелился туман, похожий на парное молоко. Птицы почти стихли в леске. Близилось еще одно июльское утро.



Вариант 2

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

(1)Лувр отапливался калориферами1. (2)Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. (3)Он чуть попахи вает пылью. (4)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после откры тия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

(5)Это греются нищие. (6)Величавые и зоркие луврские сторо жа их не трогают. (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Де лакруа, не может не броситься в глаза. (8)Посетители тоже как буд то ничего не замечают. (9)Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.

(10)0собенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме2. (11)Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её дочерей — моих тётушек. (12)Даже в те далёкие времена тальмы вышли из моды.

(13)Луврская старушка виновато улыбалась и время от време ни начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было со вершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного пла точка. (14)Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у мно гих посетителей Лувра сжималось сердце.

(16) Ноги        у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.

(17)Пожилая        художница стояла невдалеке за мольбертом и пи сала копию картины Боттичелли. (18)Художница решительно по дошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, пере несла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке:

(19)— Садитесь!

(20)— Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась — так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.

(21)Художница  вернулась к своему мольберту. (22)Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.

(23)Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. (24)Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спи ну, шаркнул ногой и звонко сказал:

(26)— Мерси, мадам!

(27)Художница,        не оборачиваясь, кивнула. (28)Мальчик бро сился к матери и прижался к её руке. (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. (30)Очевидно, это было действительно так. (31)Он совершил маленький великодушный по ступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»

(К. Паустовский)

 Калорифер — прибор для нагревания воздуха.

2  Тальма — женская длинная накидка без рукавов.

Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968) — русский советский писатель. Родился в Москве. После революции много ездил по стране, бывал в Кие ве, служил в Красной Армии, уехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Здесь попал в среду молодых писателей, среди которых были Катаев, Ильф, Бабель, Багрицкий и др. Много путешествовал.


Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1. На какой вопрос в тексте нет ответа?

  1. Что такое Лувр и где он находится?

  2. Что делала в Лувре пожилая художница?

  3. Как относились луврские сторожа к нищим?

  4. Чем запомнилась рассказчику маленькая старушка?

А2. В каком фрагменте текста содержится информация, необ ходимая для обоснования ответа на вопрос «В чём заклю чался великодушный поступок мальчика?»

1) (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

(26)— Мерси, мадам!

2) (28)Мальчик бросился к матери и прижался к её руке.

3) (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский по ступок.

4) (31)Он  совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом го ворим, что «гора свалилась с плеч...»


А3. О чём свидетельствует информация, заключённая в предло жении 20?

1) Старушке было тяжело сидеть.

2) Старушке было стыдно и горестно, что она находится в таком состоянии.

3) Она боялась, что её стул займёт другой нищий.

4) Старушка не хотела никого видеть и заснула.

А4. В каком из приведённых ниже фрагментов текста содержит ся противопоставление?

1) (4)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвиж но стоят люди, главным образом старики и старухи. (5)Это греются нищие.

2) (13)Луврская старушка виновато улыбалась и время от вре мени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.

3) (18)Художница решительно подошла к стене, где стояли сту лья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке: (19)— Садитесь!

4) (20)— Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась — так низко, что издали каза лось, будто она касается своих колен.

А5. В каком значении употреблено слово зоркие в предложе нии 6?

1) с острым зрением

2) хорошо видящие вдаль

3) злые

А6 В каком варианте ответа нет фразеологизма?

1) (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делак руа, не может не броситься в глаза.

2) (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.

3) (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок.

4)(31)Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом го ворим, что «гора свалилась с плеч...»



Задания В


В1. Определите типы речи :

1. Представить как внешне, так и внутренние признаки предмета, явления, человека и т.д. 2. Убедить, доказать

3.Изложить какие-либо события, сменяющиеся действия


В2. Определите стили речи:

Текст 1. Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.

Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.


Текст 2. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.


Текст 3. Ветер- перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.


Текст 4. Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно.


Текст 5. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.












Задания А1 – А6


А1

А2

А3

А4

А5

А6

Вариант 1

1

1

1

2

2

1

Вариант 2

1

1

2

2

4

3

Задания В



В1

В2

Вариант 1

1. повествование

2. описание

3. рассуждение



1. официально-деловой

2. научный

3. разговорный

4. публицистический

5. художественный

Вариант 2

1. описание

2. рассуждение

3. повествование

1. разговорный

2. официально-деловой

3. научный

4. художественный

5. публицистический




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!