ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Контрольно-измерительные материалы
для проведения дифференцированного зачета
по дисциплине «Дискретная математика»
для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
(базовая подготовка)
2019 г.
Разработчик:
Попова Л.М., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Рассмотрено на заседании ЦК экономических дисциплин и информационных технологий
Протокол № 1 от «28» августа 2019 г.
Председатель ЦК ____________ /М.Ю. Мельянцева/
Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Протокол №1 от «28» августа 2019 г.
Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов | 4 |
1.1 Область применения | 4 |
1.2 Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Математика» | 5 |
1.3 Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Математика» | 6 |
2. Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний учебной дисциплины «Математика» | 6 |
2.1 Задания | 6 |
2.2 Пакет преподавателя | 13 |
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 1.1 Область применения
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Дискретная математика» по специальности: 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Комплект контрольно - измерительных материалов позволяет оценивать: освоенные умения и усвоенные знания
Освоенные умения, усвоенные знания | Показатели оценки результата |
1 | 2 |
Освоенные умения: | |
уметь: -формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения; -применять законы алгебры логики; -определять типы графов и давать их характеристики; -строить простейшие автоматы | - правильно формулировать задачи логического характера и грамотно применять средства математической логики для их решения; - грамотно применять законы алгебры логики для упрощения логических выражений; -правильно определять типы графов и давать их характеристики; -правильно строить простейшие автоматы |
Усвоенные знания: | |
знать: -основные понятия и приемы дискретной математики; -логические операции, формулы логики, законы алгебры логики; -основные классы функций, полноту множества функций, теорему Поста; -основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями; -логику предикатов, бинарных отношений и их виды; -элементы теории отображений и алгебры подстановок; -метод математической индукции; -алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов; -основные понятия теории графов, характеристики и виды графов; -элементы теории автоматов. | Знание: -основных понятий и приемов дискретной математики; --логических операций, формул логики, законов алгебры логики; -основные классы функций, полноту множества функций, теорему Поста; -основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями; -логику предикатов, бинарных отношений и их виды; -элементы теории отображений и алгебры подстановок; -метод математической индукции; -алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов; -основные понятия теории графов, характеристики и виды графов; -элементы теории автоматов. |
1.2 Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Дискретная математика»
Предметом оценки учебной дисциплины «Дискретная математика» являются освоенные умения и усвоенные знания обучающихся.
Текущий контроль освоения программы учебной дисциплины проводится в пределах учебного времени, отведенного на изучение дисциплины с использованием таких методов, как выполнение самостоятельных работ, тестов, проведение устного и письменного опроса, самостоятельной внеаудиторной работы в виде домашних практических заданий, индивидуальных заданий, самостоятельного подбора и изучения дополнительного теоретического материала, самоконтроль.
Оценка освоения программы учебной дисциплины «Дискретная математика» проводится в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов в Сафоновском филиале ОГБПОУ СмолАПО», и рабочим учебным планом по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Форма итоговой аттестации по ОПОП при освоении учебной дисциплины: дифференцированный зачет.
1.3 Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Дискретная математика»
Итоговый контроль освоения учебной дисциплины «Дискретная математика» осуществляется на дифференцированном зачете.
Условием допуска к дифференцированному зачету является положительная текущая аттестация по всем практическим работам учебной дисциплины, ключевым теоретическим вопросам дисциплины и наличием портфолио по дисциплине.
Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования.
2. Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний учебной дисциплины
«Дискретная математика»
Инструкция для студентов
На выполнение тестовых заданий по дисциплине «Дискретная математика» даётся 60 мин. Работа содержит 30 заданий, из них первого уровня -21, второго уровня сложности -9.
Уровень «А» - 21 тестовое задание на выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Задания оцениваются в 1 балл.
Уровень «В» - 9 тестовых заданий на нахождение соответствия; установления правильной последовательности; задания с кратким ответом и т.д. Задания оцениваются в 2 балла.
Максимальное количество баллов – 39 баллов.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!
2.1 Задания
Уровень «А»
Задание 1. Какое из следующих предложений являются высказываниями?
Варианты ответов:
1) Число 3 делится на число 8
2) Который час?
3 )Существуют внеземные цивилизации
4) Да здравствуют каникулы!
Задание 2. Заданы высказывания А: 8- простое число; В: 9 без остатка делится на 2.
Тогда составному высказыванию С: Если 8-простое число, то 9 без остатка делится на 2 соответствует логическая формула:
Варианты ответов:
1)
Задание 3. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма функции имеет вид:
Варианты ответов:
Задание 4. Какая из следующих логических функций, представленных в виде многочлена Жегалкина, является линейной?
Варианты ответов:
Задание 5. Для функции определить, является ли она:
Варианты ответов:
линейной 2)монотонной 3)функцией из класса
4)функцией из класса
Задание 6. Пользуясь теоремой Поста, выясните, какая из систем является полной (принадлежность функций классам отображена в таблицах)
Варианты ответов:
1)
функции | T0 | T1 | L | M | S |
F1 | - | + | - | - | - |
G1 | - | + | + | + | - |
H1 | - | - | - | - | + |
2)
| | | | | |
функции | T0 | T1 | L | M | S |
F2 | + | - | + | + | - |
G2 | - | + | + | + | - |
H2 | + | + | - | + | + |
3)
функции | T0 | T1 | L | M | S |
F3 | - | - | + | - | + |
G3 | + | + | + | + | + |
H3 | + | + | - | - | + |
4)
функции | T0 | T1 | L | M | S |
F4 | - | + | - | - | - |
G4 | - | + | + | + | - |
H4 | - | + | - | - | + |
Задание 7. Выберите утверждение о числовых множествах, которое является истинным …
Варианты ответов:
1) Множество иррациональных чисел является подмножеством множества целых чисел.
2) Промежуток (– 14;3] является подмножеством отрезка [– 15;0].
3) Множество действительных чисел является подмножеством множества иррациональных чисел.
4) Интервал (– 12;13) является подмножеством отрезка [– 13;15].
Задание 8. Даны множества .
Разностью множеств А и В является множество:
Варианты ответов: 1) 2) 3) 4)
Задание 9. Дано универсальное множество U={1,2,3,4,5,6,7} и в нем подмножества A={x| x B={2,5,6}. Декартово (прямое) произведение равно…
Варианты ответов:
Задание 10. Укажите пару , находящуюся в отношении .
Варианты ответов: 1) (-3;5) 2) (3;5) 3) (5;3) 4)(-5;-3)
Задание 11. Какое из заданных отношений на множестве N обладает свойством симметричности?
Варианты ответов:
«число х больше числа у на2»
«число х делится на число у без остатка»
«х+у- нечетное число»
«х-у=1
Задание 12. На множестве А- множестве прямых на плоскости укажите отношения эквивалентности.
Варианты ответов:
1) «прямая а перпендикулярна прямой в»;
2) «прямая а совпадает с прямой в»;
3) «прямая а параллельна прямой в»;
4) «прямая а пересекает прямую в».
Задание 13. Заданы предикаты:
С помощью предикатной формулы записано утверждение…
Варианты ответов:
Каждое рациональное число есть действительное число
Существует число, которое является простым
Для каждого числа x существует такое число у, что х меньше у
Для любого числа у существует такое число х, что х меньше у.
Задание 14. Остаток от деления числа на 15 равен…
Варианты ответов: 1) 3 2) 14 3) 1 4) 0
Задание 15. Степень вершины А равна …
Варианты ответов: 1) 0 2) 2 3) 3 4) 1
Задание 16. Метод рассуждений, в которых осуществляется переход от частных рассуждений к общим, называется…
Варианты ответов:
1) аксиоматический
2) индуктивный
3) алгоритм
4) метод интервалов
Задание 17. (Выберите верное утверждение)
Пусть граф G с n вершинами является деревом. Тогда…
Варианты ответов:
1) граф связный
2) есть вершина степени 1
3) граф эйлеров
4) число ребер m = n
Задание 18. Сколько граней у плоского графа:
Варианты ответов: 1) 2 2) 5 3) 6 4) 4
Задание 19. В небольшой фирме 8 человек работает на производстве, 5- в отделе сбыта и 3- в бухгалтерии. Для обсуждения новой продукции было решено пригласить на совещание шестерых работающих (по 2 представителя из каждого отдела). Сколькими способами это можно сделать?
Варианты ответов: .
Задание20. Сколькими способами можно распределить 15 студентов по трем учебным группам по 5 студентов в каждой?
Варианты ответов: 1) 3003; 2) 15; 3) 1001; 4) 1500
Задание 21. Сумма степеней вершин графа, имеющего 6 ребер, равна…
Варианты ответов: 1) 6; 2) 12; 3)18; 4) 24.
Уровень «В»
Задание 22. Сопоставьте логические функции и их векторы значений.
Варианты ответов:
Правильный ответ: А-4; В-2; С-1; D-3
Задание 23. Даны множества:.A={5;10;15;20}, B={3;6;9;12;15}
Установите соответствие между следующими множествами и необходимыми для их получения операциями над множествами А и В.
A) {15}
B) {3;5;6;9;10;12;15;20}
C) {5;10;20}
Варианты ответов:
1) разность множеств А и В 2) объединение множеств А и В
3) пересечение множеств А и В
Правильный ответ: А-3; В-2; С-1
Задание 24. Установите соответствие между предикатами, заданными на множестве действительных чисел и их множествами истинности.
Варианты ответов:
Правильный ответ: 1.-С 2-D 3-A 4-B
Задание 25. Заданы множества:
, В ,
, D={х | х∊N; -5≤х
M={-3;-2;-1;0;1;2;3;4}, K={-2;4}, P={1;2}, S={1;2;3;4;5}
Какие из перечисленных множеств являются равными?
Правильный ответ: A=M; B=K; C=P; D=S.
Задание 26. Установите соответствие между отношениями, заданными на множестве A={1;2;3;4;5;6}:
и количеством ребер графов, представляющих эти отношения:
Варианты ответов:
4; 2) 15; 3) 14; 4) 2
Правильный ответ: А-3; В-1; С-2; D-4
Задание 27. Установите соответствие между парами целых чисел таких, что
A) (123; 15) B) (57;13) C) (114;32) D) (156;33)
Варианты ответов: 1) (3;18) 2) (8;3) 3) (4;24) 4) (4;5)
Правильный ответ: А-2; В-4; С-1; D-3.
Задание 28. Установите соответствие между числами, заданными в двоичной системе и натуральными числами.
А) 10111; В) 11110; С) 110011; D) 101010
Варианты ответов: 1) 51; 2) 23; 3) 42; 4) 30
Правильный ответ: А-2; B-4; С-1; D-3.
Задание 29. Пусть граф G с n вершинами является деревом. Тогда (выберите для G верные утверждения):
А) число ребер m = n - 1 (+2 балла)
В) граф связный (+3 балла)
С) граф не содержит циклов (+2 балла)
D) граф эйлеров
Е) есть вершина степени 1 (+3 балла)
F) есть вершина степени больше 1
Правильный ответ: А; В; С; Е
Задание 30. Установите соответствие между заданными плоскими графами и количеством их граней:
А) В)
С) D)
Варианты ответов: 1) 8; 2) 6; 3) 4; 4) 5.
Правильный ответ: А-3; В-4; С-8; D-2.
2.2 Пакет преподавателя
1. Условия выполнения задания.
1.1 Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования в программной оболочке «Tester».
1.2 Количество вариантов задания для студента: в программе «Tester» формируется для каждого студента индивидуальный тест, состоящий из 30 тестовых заданий.
1.3 Используемое оборудование: компьютеры с установленной программой «Tester», черновик, шариковая ручка, калькулятор, портфолио.
1.4 Требования охраны труда: инструктаж по безопасности труда и организации работы на ПЭВМ.
1.5 Время выполнения задания – 60 мин.
2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
2.1 Общее количество заданий по дисциплине -30; из них первого уровня -21, второго уровня сложности - 9.
Уровень «А» - 21 тестовое задание на выбор одного или нескольких правильных ответов из четырех предложенных. Задания оцениваются в 1 балл.
Уровень «В» - 9 тестовых заданий на нахождение соответствия; установление правильной последовательности; задания с кратким ответом и т.д. Задания оцениваются в 2 балла.
Максимальное количество баллов – 39.
2.2 Система оценивания работы
Соотношение тестовых баллов с пятибалльной системой оценивания
Оценка | Количество баллов | Процент выполнения заданий |
«Отлично» | 34-39 баллов | 86 %-100 % |
«Хорошо» | 30-33 баллов | 76 %-85 % |
«Удовлетворительно» | 20-29 баллов | 51 %-75 % |
«Неудовлетворительно» | менее 20 баллов | менее 50% |
Источники и литература
Основные источники:
Канцедал С.А. Дискретная математика. Учебное пособие. Гриф МО РФ. – М.: ФОРУМ, 2013.
Соболева Т.С., Чечкин А.В., Чечкин А.В. Дискретная математика. Учебник для студентов вузов. Гриф МО РФ. - М.: ОИЦ «Академия», 2012
Дополнительная литература:
Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика : учебник для студентов СПО / М.: ОИЦ «Академия», 2010
Дискретная математика : учебн. пособие для вузов / В.Г. Данилов [и др.]. - М. : Горячая линия-Телеком, 2008
Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов : учебник для вузов / Ф.А. Новиков. - 3-е изд. - М. [и др.] : Питер, 2009
Аляев Ю.А. Тюрин С.Ф.Дискретная математика: практическая дискретная математика и математическая логика. Учебное пособие. –М.: Финансы и статистика, 2010
Гринченков Д.В., Потоцкий С.И. Математическая логика и теория алгоритмов для программистов –М.: КНОРУС, 2010
Игошин В.И.. Задачи и упражнения по математической логике и теории алгоритмов –М.: ОИЦ «Академия, 2008
Игошин В.И.. Математическая логика и теория алгоритмов –М.: ОИЦ «Академия», 2010
Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика–М.: ОИЦ «Академия», 2009
Судоплатов С.В., Овчинникова Е.В. Математическая логика и теория алгоритмов. –М.: Инфра-М, 2008
Триумфгородских М. В. Дискретная математика и математическая логика для информатиков, экономистов и менеджеров. Учебное пособие для вузов. Диалог-МИФИ , 2009
Интернет-ресурсы:
1. Математический портал (все книги по математике) - Режим доступа: http://mathworld.ru
2. Математика для колледжей - Режим доступа: http://www.exponenta.ru
3. Математика для общеобразовательных школ (учебники) - Режим доступа: http://www.mathtree.ru
3. Математика для общеобразовательных школ (учебники) - Режим доступа: http://www.mathtree.ru