Контрольно-измерительные материалы
для проведения текущего контроля за 1 четверть
По предмету «Литература»
5 класс
КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.
Учебный год: 2019-2020
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Код раздела и элемента | Элементы содержания | Требования, проверяемые в ходе работы | Номер задания, тип задания | Трудные вопросы ВПР | Трудные вопросы ОГЭ | Трудные вопросы ЕГЭ | Трудные вопросы PISA |
1.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
1.1 | Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Пословицы и поговорки. | Знать виды малых жанров фольклора: пословицами, поговорками, загадками. Использовать малые жанры фольклора в устной речи. | 1,Б | | + | + | |
1.5 | Русские народные сказки. «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» , «Царевна-лягушка» | Выявлять отличительные особенности жанра сказки; знать виды сказок. | 4,Б 17,Б | | | | |
4.1 | Басни. Жанр басни. Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). | Знать об истоках жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); | 7,Б 8,Б 3,Б | | | | |
4.2 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей», «Лягушки, просящие царя», «Обоз». «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак». | Знать содержание басен И.А. Крылова. Выразительно читать басни; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям Описывать иллюстрации к басням. Выявлять авторскую позицию. Находить цитатные примеры из басни для составления аргументации. Понимать смысл произведений И.А. Крылова | 20,П | | | | |
2.2 | «Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о белгородском киселе». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок) | Знать историю появления письменности на Руси, первой русской летописи. Выявлять основные темы древнерусской литературы; Определять жанровое своеобразие житийной литературы. Находить композиционно- жанровые признаки житийной литературы. Определять жанровые признаки сатирической повести | 5,Б | | | | |
4.3 | В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Баллада «Кубок» | Знать основные факты жизни и творчества В.А. Жуковского. Знать содержание произведений. Выразительно читать; воспринимать и анализировать художественный текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям. | 9,Б 19,П 20,П 2,Б 6,Б | | | | |
7.7 | Баллада. | Знать основные признаки баллады. Уметь определять балладу как жанр. | 10,Б | | | | |
7.10 | Литературная сказка. | Знать, что такое литературная сказка, уметь отличать литературную сказку от русской народной. | 18,Б | | | | |
4.7 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», пролог к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…», «Няне». | Знать биографию поэта. Знать сюжет и содержание «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», знать содержание пролога к поэме. Выразительно читать и пересказывать сказку, отрывок из поэмы; характеризовать героев и их поступки. | 11,Б 12,Б 13,Б 14,Б 15,Б 17,Б 19,П 20,П 2,Б 6,Б | | | | |
7.12 | Ритм, рифма, способы рифмовки. | Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью. | 16.Б | | + | + | |
7.3 | Летопись. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы | Знать признаки летописи как жанра, жанры древнерусской литературы | 5,Б | | | | |
2.Спецификация
Текущей контрольной работы по литературе в 5 классе
1.Назначение КИМ
Форма проведения: контрольная работа
Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 5 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2.Используемые источники при составлении КИМ:
Оценочные материалы с сайта ФИПИ, Контрольные работы по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс»/Л.Н.Гороховская, О.Б.Марьина; Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы./Е.Л.Демиденко
3. Характеристика заданий
Распределение заданий по частям работы
№ | Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
1 | Часть1 | Задания с выбором ответа, задания на определение соответствий | 20 | 26 |
| Итого | | 20 | 26 |
4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 18 | 18 |
Повышенный | 2 | 8 |
Итого | 20 | 26 |
5. Рекомендации по проведению
Время работы 40 минут. При проведении работы дополнительные материалы не используются.
6. Критерии оценивания
Задания 1-18 оцениваются 1 баллом за правильный ответ, 0 баллов за неправильный ответ или его отсутствие
Задания 19 оценивается 4 баллами( по 1 баллу за названное произведение)
Задание 20 оценивается 4 баллами( по 1 баллу за соответствие)
7.Максимальное количество баллов за работу:26
8. Шкала перевода баллов в отметку:
Количество баллов | 0-12 | 13-17 | 18-21 | 22-26 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
9. Варианты КИМ
1. Как переводится слово «фольклор»?
А) индивидуальное поэтическое творчество
Б) народное знание, народная мудрость
В) авторское произведение
Г) старинное творчество
2. Какое высказывание о книге указывает на связь времен?
А) Книга – духовное завещание одного поколения другому.
Б) «Чтение – вот лучшее учение» (А.С.Пушкин).
В) «Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать» (В.Г.Белинский)
Г) Ученье - свет, а не ученье – тьма.
3. Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет, называется
А) аллегория
Б) олицетворение
В) эпитет
Г) сравнение
4. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибку в предложенных фрагментах:
А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.
Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.
В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сырую землю.
Г) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец - на вершине старого дуба.
5. Что не является жанром древнерусской литературы?
А) житие;
Б) ода;
В) летопись;
Г) поучения
6. Кому принадлежат ниже приведенные слова? «…прошлое должно служить современности».
А) В.Г.Белинскому;
Б) А.С.Пушкину;
В) Д.С.Лихачеву;
Г) Н.М.Карамзину
7. К какому жанру произведений относится басня?
А) эпическое;
Б) лирическое;
В) лиро-эпическое
Г) драматическое
8. Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком - либо событии;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть
иносказание и мораль;
В) короткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо
Г) сказка, написанная в стихотворной форме.
9. Как называется сказка В.А. Жуковского?
А) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Б) Спящая царевна
В) Спящая красавица
Г) Мёртвая царевна
10. Баллада – это
А) стихотворение, в основе которого лежит историческое событие с напряженным сюжетом.
Б) краткий стихотворный рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
В) написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объема, выражающее душевные переживания
Г) прозаическое произведение, в основе которого лежит историческое событие с напряженным сюжетом.
11. Годы жизни А.С.Пушкина
А) 1798 – 1838
Б) 1799 – 1739
В) 1799 – 1837
Г) 1797- 1837
12. Где прошло детство А.С.Пушкина?
А) в Москве
Б) в Петербурге
В) в Болдино
Г) в Париже
13. Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Няне»?
А) Арине Родионовне Муравьевой;
Б) Арине Родионовне Матвеевой;
В) Арине Родионовне Яковлевой
Г) Арине Родионовне Пушкиной.
14. Прологом (вступлением) к какому произведению является отрывок «У Лукоморья» А. С.Пушкина?
А) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Б) Руслан и Людмила
В) Кубок
Г) Сказка о попе и его работнике Балде
15. Одна из сказок А.С.Пушкина заканчивается такими словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку.
А) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Б) Сказка о рыбаке и рыбке
В) Сказка о золотом петушке
Г) Сказка о попе и его работнике Балде
16. Назовите вид рифмовки.
А) АББА
Б) АБАБ
В) ААББ
17. Какая сказка из перечисленных ниже не является авторской?
А) Царевна-лягушка
Б) Сказка о царе Салтане
В) Сказка о рыбаке и рыбке
Г) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
18. Выберите правильный вариант ответа:
А) литературная сказка - это переплетение реальной жизни с волшебным миром.
Б) литературная сказка – это сказка с нравоучительным сюжетом.
В) литературная сказка – это наполнение сюжета народной сказки новыми идеями.
Г) литературная сказка – это сказка, у которой есть автор, который сделал литературную обработку народной сказки.
19. Из какого произведения эти строки?
А) «Там королевич мимоходом Б) «Жил-был добрый царь Матвей;
Пленяет грозного царя…» Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет».
В) «Тяжелешенько вздохнула, Г) «Сват приехал, царь дал слово,
Восхищенья не снесла И приданое готово:
И к обедне умерла…» Семь торговых городов
Да сто сорок теремов…»
20. «Соедините» названия произведений и столбцы справа.
1) И.А.Крылов «Волк на псарне» А) сказка
2) А. С. Пушкин « Руслан и Людмила» Б) баллада
3) В. А. Жуковский «Кубок» В) басня
4) В.А. Жуковский «Спящая красавица» Г) поэма
Ключ к тесту
1.Б
2. А
3. А
4. А
5.Б
6.В
7.В
8.Б
9.Б
10. А
11. В
12.А
13. Б и В(или один из этих ответов)
14. Б
15. В
16. А- опоясывающая
Б- перекрёстная
В-парная
17. А
18.Г
19. А – «У лукоморья дуб зелёный...» или «Руслан и Людмила»
Б – «Спящая царевна»
В – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Г – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
20.
1 – В
2 – Г
3 – Б
4 - А