СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы для проведения итогового контроля за учебный год По предмету «Литература» 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы

для проведения итогового контроля за учебный год

По предмету «Литература»

5 класс

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для проведения итогового контроля за учебный год По предмету «Литература» 5 класс»

Контрольно-измерительные материалы

для проведения итогового контроля за учебный год

По предмету «Литература»

5 класс

КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.

Учебный год: 2019-2020

1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

Код раздела и элемента

Элементы содержания

Требования, проверяемые в ходе работы


Номер задания, тип задания

Трудные вопросы ВПР

Трудные вопросы ОГЭ

Трудные вопросы ЕГЭ

Трудные вопросы PISA

1.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.1

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Пословицы и поговорки.

Знать виды малых жанров фольклора: пословицами, поговорками, загадками.

Использовать малые жанры фольклора в устной речи.

1,Б

2,Б


+

+


1.5

Русские народные сказки. «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка». «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Выявлять отличительные особенности жанра сказки; знать виды сказок.

3,Б

4,Б






4.1

Басни.

Жанр басни. Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Знать об истоках жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века);

7,П





4.2

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей», «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

«Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак».

Знать содержание басен И.А. Крылова. Выразительно читать басни; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям

Описывать иллюстрации к басням. Выявлять авторскую позицию.

Находить цитатные примеры из басни для составления аргументации.

Понимать смысл произведений И.А. Крылова

8,Б





2.2

«Повесть временных лет»,

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о белгородском киселе».

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

«Житие Александра Невского». «Шемякин суд».

Знать историю появления письменности на Руси, первой русской летописи.

Выявлять основные темы древнерусской литературы; Опреде­лять жанровое свое­образие житийной литера­туры. Находить композиционно- жанровые признаки житийной литера­туры.

Опреде­лять жанровые при­знаки сатирической повести

5,Б





4.14

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино»,


Знать основные факты жизни и творчества М.Ю. Лермонтова; содержание стихотворений.

Понимать нравственную проблематику стихотворений.

Сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение. Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения.

9,Б





3.1

М. В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…».

Знать основные факты жизни и творчества М.В. Ломоносова. Давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.

Воспринимать и анализировать художественный текст

6,Б





4.3

В. А. Жуковский.  

Баллады: «Кубок», «Светлана». 

Сказка «Спящая царевна».

Знать основные факты жизни и творчества В.А. Жуковского.

Знать содержание произведений. Выразительно читать; воспринимать и анализировать художественный текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.

11.Б

32,Б





4.7

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», пролог к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»


Знать сюжет и содержание «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», знать содержание пролога к поэме.

Выразительно читать и пересказывать сказку, отрывок из поэмы; характеризовать героев и их поступки.

10,Б

13,Б





4.6

А. С. Пушкин. Стихотворение: «Няне», «Узник», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд…»


Знать основные факты жизни и творчества А.С. Пушкина. Находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Выражать свое отношение к прочитанному;

Проводить сопоставительный анализ образов.

Владеть монологической и диалогической речью.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

12,Б





4.13

А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».












Знать основные факты жизни и творчества А. Погорельского; сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители».

Строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов.

Давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.

14,Б

33,Б





4.21

И. С. Тургенев.

Рассказы: «Муму», «


Знать основные факты жизни и творчества И.С. Тургенева;

Знать сюжет и содержание произведений.

Понимать позицию автора, его отношение к героям; основную мысль произведения.

Характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменения в характере героев. Строить развернутые высказывания на основе прочитанного; Понимать роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.

19,Б

20,Б





4.28

Л. Н. Толстой. Рассказ: «Кавказский пленник»,


Знать основные факты жизни и творчества Л.Н. Толстого; Выявлять позицию автора и его отношение к героям.

Давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

21,Б

22,Б

30,Б





4.17

Н. В. Гоголь. Повести: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»

Знать основные факты жизни и творчества Н.В. Гоголя.

Воспринимать и анализировать художественный текст;

давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.

15,Б

16,Б





4.20

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда».

Поэма «Мороз-красный нос»

Знать основные факты жизни и творчества Н.А. Некрасова; Выразительно читать произведения; прослеживать изменение настроения в произведениях. Выявлять отношение автора к героям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

17,Б

18,Б





4.30

А. П. Чехов.

Рассказы: «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»

Знать основные факты жизни и творчества А.П. Чехова. Знать сюжеты и содержание произведений.

Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.

23,Б

24,Б

34,Б





4.32.1

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; Весенняя гроза»,

Еще в полях белеет снег…»,

Знать содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе.Использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; воспринимать и анализировать поэтический текст;

определять тематику произведения;

характеризовать идейное содержание произведения;

выполнять художественный пересказ эпизодов;

владеть.


25.П





5.1

И. А. Бунин.

Рассказ:   «Лапти», «Косцы»,

Знать основные факты жизни и творчества И.А. Бунина; сюжет и содержание произведений.

Воспринимать и анализировать художественный текст;

давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному.

26,Б





5.16.2

К. Г. Паустовский. Сказки: «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Знать основные факты жизни и творчества К.Г. Паустовского; сюжет и содержание сказок. Соотносить реальное и фантастическое в повествовании.

Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

27,Б

28,Б





5.18

В. П. Астафьев. Рассказы: «Васюткино озеро»

Знать основные факты жизни и творчества В.П. Астафьева; сюжет и содержание произведений.

Характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины.

Прослеживать изменения в поведении и характере героев; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации.

Обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении.

29,Б





5.31

Саша Черный. Рассказы: «Кавказский пленник»

Знать основные факты жизни и творчества С. Черного (кратко); содержание рассказов С. Черного

Сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

30,Б

31,Б





5.16.3

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»

Знать основные факты жизни и творчества С.Я. Маршака (кратко); сюжет и содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы.

Объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; видеть связь пьесы-сказки с фольклором; соотносить реальное и фантастическое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументированно доказывать свою точку зрения.

31.Б





5.2

В. Г. Короленко.

Повесть «В дурном обществе».

Знать основные факты жизни и творчества В.Г. Короленко; сюжет и содержание повести «В дурном обществе».

Понимать позицию автора и его отношение к героям.

Ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Понимать роль автора-рассказчика в повести.

Давать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, прослеживать динамику (развитие) их чувств, поведения, оценивать их речь, выявлять авторское отношение; формулировать общий вывод о роли эпизода в произведении.

31,Б

34,Б





5.16.3

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»

Знать основные факты жизни и творчества С.Я. Маршака (кратко); сюжет и содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы.

Объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; видеть связь пьесы-сказки с фольклором; соотносить реальное и фантастическое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументированно доказывать свою точку зрения.

31,Б






5.16.1

П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».

Знать основные факты жизни и творчества П.П. Бажова; сюжет и содержание сказа «Медной горы Хозяйка».

Анализировать фрагменты сказа; характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

32,Б

33,Б





5.17

А. П. Платонов. Рассказы: «Никита». «Юшка». «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение».

Знать основные факты жизни и творчества А.П. Платонова; сюжет и содержание произведений.

Соотносить реальное и фантастическое в произведениях; выделять эпизоды произведений и составлять план.

Характеризовать героев и их поступки.

Обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении. Владеть монологической и диалогической речью.

33,Б





6.9

Х. К. Андерсен. Сказки: «Снежная королева», Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»

Знать сюжет и содержание сказок Г.Х.Андерсена.

Сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения.

32,Б

34,Б





6.7

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед».

Знать основные факты жизни и творчества Р.Л. Стивенсона; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед». Анализировать эпизоды баллады, характеризовать героя.

35.Б





6.10

М. Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

Знать основные факты жизни и творчества М. Твена (кратко); сюжет и содержание произведений.

Характеризовать героев и их поступки.

36.Б





6.11

Д. Лондон. «Сказание о Кише»

Характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять героев разных литературных произведений (В.П. Астафьев «Васюткино озеро», Дж. Лондон «Сказание о Кише»).

37,Б





1.4.9

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Уметь определять в произведении основные изобразительно-выразительные средства

7,П

+

+

+

+



2.Спецификация

Итоговой контрольной работы по литературе в 5 классе

1.Назначение КИМ

Форма проведения: тестирование

Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 5 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.

2.Используемые источники при составлении КИМ:

Оценочные материалы с сайта ФИПИ, Контрольные работы по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс»/Л.Н.Гороховская, О.Б.Марьина; Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы./Е.Л.Демиденко



3. Характеристика заданий

Распределение заданий по частям работы

Часть работы

Тип заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

1

Часть1

Задания с выбором ответа

37

39







4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Базовый

35

35

Повышенный

2

4

Итого

37

39



5. Рекомендации по проведению

Время работы 40 минут. При проведении работы дополнительные материалы не используются.

6. Критерии оценивания

За задания базового уровня- 1 балл за верно выполненное задание

За задания повышенного уровня- 2 балла за задание

7.Максимальное количество баллов за работу:39

8. Шкала перевода баллов в отметку:

Количество баллов

0-17

18-25

26-34

35-39

Отметка

2

3

4

5








9. Варианты КИМ

Вариант I


1. Фольклор – это …

А) устное народное творчество;

Б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

В) сказки, придуманные народом;


2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

А) басня;

Б) загадка;

В) прибаутка;


3. Сказка «Журавль и цапля»…

А) бытовая;

Б) волшебная;

В) о животных;


4. Назовите сказку: «Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало».

А) «Иван-царевич и серый волк»;

Б) «Царевна-лягушка»;

В) «Елена Премудрая»;


5. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?

А) Переплыл Днепр, чтобы сообщить дружине о том, что киевляне собираются сдаться печенегам.

Б) Предупредил князя о том, что Киев в осаде.

В) Отличился в сражении с печенегами.


6. С кем в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астро’нома в пиру…» спорил Коперник?

А) с поваром;

Б) с Птолемеем;

В) с М.В. Ломоносовым;


7. Какое средство художественной выразительности отличает басню от других эпических жанров?

А) сравнение;

Б) метафора;

В) аллегория;


8. В какой басне И.А. Крылова встречаются данные строки: «Уж сколько раз твердили миру, / Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, / И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

А) «Волк на псарне»;

Б) «Свинья под Дубом»;

В) «Ворона и Лисица»;


9. Произведение кого из писателей XIX века посвящено историческому событию – 25-летию Бородинского сражения?

А) басня И.А. Крылова «Волк на псарне»;

Б) стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

В) рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»;


10. Как называется сказка, в которой «свойство зеркальце имело: говорить оно умело»?

А) сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»;

Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина;

В) сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»;


11. Кого царевна предложила отцу отправить за кубком и перстнем в морскую пучину в балладе В.А. Жуковского «Кубок»?

А) рыцаря;

Б) латника;

В) молодого пажа;


12. Кому адресовано стихотворение А.С. Пушкина, которое начинается словами: «Подруга дней моих суровых…»?

А) маме;

Б) сестре;

В) няне;


13. Кто помог Елисею из «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина найти невесту?

А) месяц;

Б) солнце;

В) ветер;


14. Какие человеческие качества понравились Чернушке в Алёше в сказке
А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?

А) умственные способности;

Б) сила воли;

В) скромность, доброта;


15. Как называется книга Н.В. Гоголя, которую составили повести из украинской народной жизни?

А) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

Б) «Заколдованное место»;

В) «Ночь перед Рождеством»;


16. Какова основная мысль повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»?

А) клад оказался обманом;

Б) встреча старика с нечистой силой;

В) нечистым путём добытое богатство призрачно;


17. Кого характеризуют следующие строчки из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»: «Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка…»?

А) барыню;

Б) служанку;

В) русскую крестьянку;


18. Какое «вековое наследство» призывает хранить Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»?

А) умение радоваться;

Б) лучшие традиции русского народа;

В) любовь к охоте.


19. Против чего был направлен рассказ И.С. Тургенева «Муму»?

А) против крепостного права;

Б) против плохого отношения к животным;

В) против грубости людей;


20. С кем автор сравнивает Герасима, оказавшегося в Москве (И.С. Тургенев «Муму»)?

А) с гусаком;

Б) с пойманным зверем;

В) с собакой;


21. Кто помог Жилину бежать из плена (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)?

А) Дина;

Б) красный татарин;

В) Костылин;


22. Найдите основную мысль произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

А) дружба между людьми разных национальностей невозможна;

Б) Костылин – примерный пленник;

В) упорство и мужество всегда побеждают;


23. Какое произведение не принадлежат А.П. Чехову?

А) «Пересолил»;

Б) «Бородино»;

В) «Хирургия».


24. В рассказе А.П. Чехова «Хирургия» фельдшер Курятин все время вспоминает, как он вырывал зуб:

А) помещику Александру Иванычу Египетскому;

Б) дьячку Ефиму Михеичу Вонмиглазову;

В) доктору Карлу Петровичу Коршу;


25. Определите способ рифмовки стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»: «Ещё в полях белеет снег, / А воды уж весной шумят – / Бегут и будят сонный брег, / Бегут и блещут и гласят…»

А) парная рифма;

Б) опоясывающая рифма;

В) перекрёстная рифма;


26. Что больше всего поразило рассказчика, когда он наблюдал за работой косцов
(И.А. Бунин «Косцы»)?

А) дивная прелесть песни, которую они пели;

Б) их язык и повадки (манера говорить и вести себя);

В) их опрятная и красивая одежда;


27. От какой беды в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» заяц спас деда?

А) от мороза;

Б) от пожара;

В) от голода;


28. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

А) обидел коня;

Б) усилился мороз;

В) услышал рассказ бабушки;


29. Когда герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:

А) «С тайгой надо дружить»;

Б) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»;

В) «В тайге одному делать нечего»;


30. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?

А) А.П. Платонов;

Б) Л.H. Толстой;

В) Саша Черный;


31. Кто из литературных героев приходится по отношению друг к другу сёстрами?

А) Соня и Маруся (В.Г. Короленко «В дурном обществе»);

Б) падчерица и дочка (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»);

В) Валя и Катюша (Саша Чёрный «Кавказский пленник»);


32. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».

А) Г.К. Андерсен «Снежная королева»;

Б) В.А. Жуковский «Спящая царевна»;

В) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»;


33. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».

А) А.П. Платонов «Никита»;

Б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»;

В) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»;


34. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».

А) Г.К. Андерсен «Снежная королева»;

Б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»;

В) А.П. Чехов «Хирургия»;


35. К истории какой страны обращается Р.Л. Стивенсон в своем произведении «Вересковый мёд»?

А) Англия;

Б) Шотландия;

В) Дания;


36. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что, чем сделаться президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:

А) пиратами Карибского моря;

Б) разбойниками Шервудского леса;

В) вождями индейского племени;


37. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д. Лондона?

А) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса;

Б) убивал их из ружья;

В) убивал их копьём.




Вариант II


1. Фольклор – это …

А) сказки, придуманные народом;

Б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

В) устное народное творчество;


2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

А) сказка;

Б) роман;

В) пословица;


3. Сказка «Царевна-лягушка»…

А) бытовая;

Б) волшебная;

В) о животных;


4. Назовите сказку: «Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала – одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь. Устала змеиха – позволила себе отдохнуть».

А) «Иван-царевич и серый волк»;

Б) «Царевна-лягушка»;

В) «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»;


5. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?

А) Отличился в сражении с печенегами.

Б) Переплыл Днепр, чтобы сообщить дружине о том, что киевляне собираются сдаться печенегам.

В) Предупредил князя о том, что Киев в осаде.


6. Чем в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астро’нома в пиру…» повар решил спор Коперника и Птолемея?

А) приготовлением блюда;

Б) своей усмешкой;

В) криком;


7. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом называются…

А) концовка;

Б) мораль;

В) зачин;


8. В какой басне И.А. Крылова встречаются данные строки: «Невежда также в ослепленье / Бранит науки и ученье, / И все учёные труды, / Не чувствуя, что он вкушает их плоды»?

А) «Волк на псарне»;

Б) «Свинья под Дубом»;

В) «Ворона и Лисица»;


9. Произведение кого из писателей XIX века является откликом на события Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную полководцем М.И. Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы?

А) басня И.А. Крылова «Волк на псарне»;

Б) стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

В) рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»;


10. Как называется сказка, в которой герой получает конопляное семечко и просит: «чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне не задали»?

А) сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»;

Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина;

В) сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»;


11. Кто заступился за молодого пажа, когда царь захотел во второй раз испытать судьбу юноши, в балладе В.А. Жуковского «Кубок»?

А) рыцарь;

Б) латник;

В) царевна;


12. Прологом (вступлением) какого произведения является «У лукоморья дуб зелёный…»?

А) «Спящая царевна»;

Б) «Руслан и Людмила»;

В) «Сказка о царе Салтане»;


13. Кто помог Елисею из «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина найти невесту?

А) месяц;

Б) солнце;

В) ветер;


14. В чём главная мудрость сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?

А) прочно только то, что даётся трудом и прилежанием;

Б) виновата Чернушка;

В) необходимо держать язык за зубами;


15. Как называется книга Н.В. Гоголя, которую составили повести из украинской народной жизни?

А) «Заколдованное место»;

Б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

В) «Ночь перед Рождеством»;


16. Какова основная мысль повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»?

А) клад оказался обманом;

Б) нечистым путём добытое богатство призрачно;

В) встреча старика с нечистой силой;


17. Укажите тему в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

А) тема природы;

Б) тема войны;

В) тема жизни крестьян;


18. Какое «вековое наследство» призывает хранить Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»?

А) умение радоваться;

Б) лучшие традиции русского народа;

В) любовь к охоте.


19. Определите основную мысль рассказа И.С. Тургенева «Муму».

А) сумасбродство барыни;

Б) осуждение жестокости и унижения человеческого достоинства;

В) любовь к животным;


20. С кем автор сравнивает Герасима, оказавшегося в Москве (И.С. Тургенев «Муму»)?

А) с гусаком;

Б) с пойманным зверем;

В) с собакой;


21. Герой рассказа Л.Н. Толстого «Кавказкий пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:

А) постоянно думал о побеге;

Б) тосковал, скучал и ждал выкупа;

В) не надеялся на удачное освобождение;


22. Найдите основную мысль произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

А) Костылин – примерный пленник;

Б) дружба между людьми разных национальностей невозможна;

В) упорство и мужество всегда побеждают;


23. Какое произведение не принадлежат А.П. Чехову?

А) «Пересолил»;

Б) «Косцы»;

В) «Хирургия».


24. Что высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Хирургия»?

А) глупость и невежество людей;

Б) «говорящие фамилии» героев;

В) смешную ситуацию;


25. Определите способ рифмовки стихотворения А.Н. Плещеева «Весна»: «Уж тает снег, бегут ручьи, / В окно повеяло весною… / Засвищут скоро соловьи, / И лес оденется листвою!»

А) парная рифма;

Б) опоясывающая рифма;

В) перекрёстная рифма;


26. Что больше всего поразило рассказчика, когда он наблюдал за работой косцов (И.А. Бунин «Косцы»)?

А) их опрятная и красивая одежда;

Б) их язык и повадки (манера говорить и вести себя);

В) дивная прелесть песни, которую они пели;


27. От какой беды в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» заяц спас деда?

А) от мороза;

Б) от пожара;

В) от голода;


28. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

А) обидел коня;

Б) усилился мороз;

В) услышал рассказ бабушки;


29. Когда герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:

А) «С тайгой надо дружить»;

Б) «В тайге одному делать нечего»;

В) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»;


30. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?

А) А.П. Платонов;

Б) Л.H. Толстой;

В) Саша Черный;


31. Какие из литературных героев не являются по отношению друг к другу внуком и дедом?

А) Валек и Тыбурций Драб (В.Г. Короленко «В дурном обществе»);

Б) Ваня и Ларион Малявин (К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»);

В) Васютка и Афанасий Шадрин (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»);


32. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».

А) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»;

Б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;

В) Н.А. Некрасов «На Волге»;


33. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».

А) М.Ю. Лермонтов «Бородино»;

Б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»;

В) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;


34. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».

А) Г.К. Андерсен «Снежная королева»;

Б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»;

В) А.П. Чехов «Хирургия»;


35. Что старик предложил королю сделать с мальчиком (Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»)?

А) сжечь на костре;

Б) посадить в темницу;

В) бросить в пучину вод;


36. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что, чем сделаться президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:

А) разбойниками Шервудского леса;

Б) пиратами Карибского моря;

В) вождями индейского племени;


37. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д. Лондона?

А) убивал их из ружья;

Б) убивал их копьём;

В) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.



Ключи к заданиям



Вариант I

Вариант II

А

В

А

Б

В

Б

Б

В

А

Б

Б

А

В

Б

В

Б

Б

А

Б

В

В

В

В

Б

В

В

В

А

А

Б

В

Б

В

В

Б

Б

А

Б

Б

Б

А

А

В

В

Б

Б

А

А

В

В

А

В

Б

Б

В

В

Б

В

А

А

В

А

В

Б

А

В

Б

Б

Б

В

Б

А

А

В









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!