Контрольно-измерительные материалы
для проведения текущего контроля по теме «Творчество Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор»
По предмету «Литература»
8 класс
КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.
Учебный год: 2019-2020
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Код раздела и элемента | Элементы содержания | Требования, проверяемые в ходе работы | Номер задания, тип задания | Трудные вопросы ВПР | Трудные вопросы ОГЭ | Трудные вопросы ЕГЭ | Трудные вопросы PISA |
|
4.18 | Н.В. Гоголь Комедия «Ревизор». | Аргументировать свою точку зрения; выразительно читать; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста; анализировать тексты с позиции идейно-тематической направленности. Определять значение картин быта XVIII в. для понимания характеров и идеи произведения Сопоставлять литературных героев с их прототипами. Установление причинно-следственных связей. Применение полученных знаний на практике. | 1.1.,Б 1.2.Б 1.3,Б 1.4.,Б 1.5,Б 1.7,Б 1.8,Б 1.10,Б 1.11,Б 13,П | | | | |
7.16 | Портрет, пейзаж. Литературный герой | Установление причинно-следственных связей. Применение полученных знаний на практике. | 1.6,Б | | | | |
7.20 | Портрет. Интерьер. Символика. Композиция литературного произведения . | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | 1.6,Б | | | | |
7.25 | Художественная деталь | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | 1.6,Б 1.9,Б 12,П | | | | |
| | Установление причинно-следственных связей. Применение полученных знаний на практике. | | | | | |
1.2.5. | Написание сочинений, писем, текстов иных жанров | соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета аргументировать собственную позицию, доказывать её, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта | | + | + | + | + |
1.4.9 | Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). | | 14,П 15,П | + | + | + | + |
2.Спецификация
контрольной работы по литературе в 8 классе
1.Назначение КИМ
Форма проведения: контрольная работа
Цель: проверить соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме
«Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Результаты работы могут быть использованы для организации занятий по коррекции предметных и метапредметных результатов, которых достигли обучающиеся по данной теме.
2.Используемые источники при составлении КИМ:
Оценочные материалы с сайта ФИПИ, Контрольные работы по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс»/Л.Н.Гороховская, О.Б.Марьина; Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы./Е.Л.Демиденко
3. Характеристика заданий
Распределение заданий по частям работы
Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Часть1 | Задания с выбором ответа | 10 | 10 |
Часть 2 | Задания с кратким ответом | 5 | 10 |
Часть3 | Развернутый ответ в виде небольшого сочинения | 1 | 11 |
Итого | | 16 | 31 |
4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 15 | 20 |
Повышенный | 1 | 11 |
Итого | 16 | 31 |
5. Рекомендации по проведению
Время работы 40 минут. При проведении работы дополнительные материалы не используются.
6. Критерии оценивания
1. Задания части 1 оцениваются :
1 балл-задание выполнено верно
0 баллов- задание выполнено неверно или не выполнено
2. Задания части 2 оцениваются :
2 балла- верно выполнено задание
0 баллов – задание выполнено неверно или невыполнено
Критерии оценивания сочинения( часть 3)
Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | Баллы |
а) обучающийся даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения; аргументирует свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют | 2 |
б) обучающийся понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа, и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел), и/или ограничивается изложением своей точки зрения, и/или не все тезисы аргументирует, и/или отчасти подменяет анализ пересказом ошибки текста, и/или допускает одну-две фактические | 1 |
в) обучающийся не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок | 0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, допущено не более 1 логической ошибки. 2.Допущено более 1 логической ошибки | 1 балл 0 баллов |
Грамотность письменной речи I. Соблюдены орфографические нормы. Допущена 1 ошибка. Допущено более 1 ошибки | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Грамотность письменной речи Соблюдены пунктуационные нормы. Допущены 1 - 2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Грамотность письменной речи Соблюдены языковые (грамматические) нормы. Допущены 1 - 2 ошибки. Допущено более 2 ошибок | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Грамотность письменной речи Соблюдены речевые нормы. Допущены 1 - 2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. | 2 балла 1 балл 0 баллов |
ИТОГО | 11 баллов |
7.Максимальное количество баллов за работу: 31
8. Шкала перевода баллов в отметку:
Первичный балл | 31-27 | 26 - 24 | 23 - 16 | 15-8 | Ниже 8 |
Уровень | высокий | повышенный | базовый | пониженный | низкий |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 | - |
9. Варианты КИМ
Часть I
1.Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?
а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива». б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». в) «Береги честь смолоду».
г) «Стрелялись мы».
2.Действие пьесы «Ревизор» происходит
а) в Москве
б) в Тульской Губернии в) в уездном городе
г) в Петербурге
3.Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
а) ремарка б) пояснение
в) сопровождение г) ссылка
4.Как звали дочь городничего
а) Марья Антоновна
б) Татьяна Ивановна в) Анна Андреевна
г) Людмила Федоровна
5.Укажите возраст Хлестакова в начале пьесы
а)23 года
б) 32 года
в) 36 лет
г) 39 лет
Произведение «Ревизор» по жанру
а) комедия
б) роман
в) трагедия
7.Какое произведение не принадлежит Гоголю:
а) «Тарас Бульба»
б) «Невский проспект» в) «Мцыри»
г) «Мертвые души»
8.Отметить, есть ли в комедии положительный герой:
а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным; б) Мария Антоновна;
в) да, это разоблачительный смех самого Н. В. Гоголя.
9.Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке: «… в бельэтаже. У меня одна лестница стоит… А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр…»
а) сравнение; б) гипербола; в) алогизм;
г) гротеск.
10.. Отметить, какому персонажу комедии принадлежат слова: «… потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора…»
а) Хлестакову; б) Тряпичкину;
в) Сквозник-Дмухановскому; г) Землянике.
Часть II
Задания 11-15 требуют записи слова (нескольких слов), задание 16 предполагает написание мини-сочинения объёмом не менее 150 слов.
11.Напиши фамилию персонажа, о котором идет речь
«…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов»
12.Кто подсказал Гоголю сюжет для пьесы Ревизор? 13.Запиши определение к слову «сцена» (в финале пьесы)
О ком говорится:
«…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»
Как называется обмен персонажей репликами ?
Часть3
Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора? ( Дайте развернутый аргументированный ответ. Приведите необходимые цитаты. Объем не менее 150 слов)