СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы для проведения итогового контроля По предмету «Литература» 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы

для проведения итогового контроля

По предмету «Литература»

10 класс

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для проведения итогового контроля По предмету «Литература» 10 класс»

Контрольно-измерительные материалы

для проведения итогового контроля

По предмету «Литература»

10 класс

КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.

Учебный год: 2019-2020

1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся



Код раздела и элемента

Элементы содержания

Требования, проверяемые в ходе работы


Номер задания, тип задания

Трудные вопросы ВПР

Трудные вопросы ОГЭ

Трудные вопросы ЕГЭ

Трудные вопросы PISA

2.1

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.


Знать основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;

1,Б

-

+

+

-

2.2

Литературные роды: эпос, лирика, драма.

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос;)

2,Б

-

-

-

-

2.3

Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

13,Б

-

-

-

-

2.8

Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой.

система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь);

24,П

-

-

-

-

2.9

Система образов. Портрет.

система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь);

24,П

-

-

-

-

9.1

А. Н. Островский Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве” .

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

изученные теоретико-литературные понятия

уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику

изученного произведения; давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

владеть различными видами пересказа;

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

7,Б

8,Б






9.3

Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

23,П





9.5

И. А. Гончаров.Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы

3,Б

4,Б

5,Б





9.2

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе.

9,Б

10,Б

11,Б






9.8

9.9

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

12,Б

14,Б





9.7

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» Гражданский пафос поэзии Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

15,Б





9.10

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

16,Б

17,Б

18,Б

19,Б






9.11

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

20,Б

21,Б

22,Б





2.1-

4.6

Теория литературы.

Ода. Баллада. Роман в стихах. Повесть. Поэма. Психологический роман. Притча. Трагедия. Комедия.

Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Типы рифмовки. Классицизм.

Завязка. Кульминация. Развязка. Эпилог. Стихотворный размер.

Тропы. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.

23,П

+

+

+

+

1.6

Текст как продукт речевой деятельности.

владеть навыками информационной

переработки прочитанного текста; создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и

определённой стилевой разновидности языка

Ч-3

+

+

+

+










2.Спецификация

Итоговой контрольной работы по литературе в 10 классе

1.Назначение КИМ

Форма проведения: контрольная работа

Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе учащихся 10 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.

2.Используемые источники при составлении КИМ:

Оценочные материалы с сайта ФИПИ, Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 10 класс. – М., 2014 ; сборник «Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс»/Т.Г.Кучина, А.В.Леднев


3. Характеристика заданий

Часть работы

Тип заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

1

1 часть

С выбором одного ответа

22

22

2

2 часть

Задания с кратким ответом

3

6

3

3 часть

Развернутый ответ

1

18


Итого


26

46



4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Базовый

22

22

Повышенный

4

24

Итого

26

46



5. Рекомендации по проведению

Время работы 40 минут. При проведении работы дополнительные материалы не используются.

6. Критерии оценивания

Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.

За верное выполнение каждого задания 1 части работы (1-22) выставляется 1балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За задания части 2 – 2 балла.  За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Задание 25 – 18 баллов


Критерии оценивания сочинения



Критерии


Баллы


1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений



учащийся раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют


3


учащийся раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию ; при необходимости формулирует свою точку зрения,

но не все тезисы убедительно обосновывает

и/или допускает одну-две фактические ошибки


2


учащийся раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию,

и/или не обосновывает свои тезисы,

и/или допускает три-четыре фактические ошибки

1


учащийся не раскрывает тему сочинения и/или допускает более четырёх фактических ошибок


0


2. Обоснованность привлечения текста произведения



текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)


2


текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)


1


текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются


0


3. Композиционная цельность и логичность изложения



сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности


2


в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой,

но мысль повторяется,

и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания),

и/или есть отступления от темы сочинения


1


в сочинении не прослеживается композиционный замысел,

и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения,

и/или нет связи между частями и внутри частей


0


4. Следование нормам речи



а) допущено не более двух речевых ошибок


3


б) допущено три речевых ошибки


2


в) допущено четыре речевых ошибки


1


г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено пять и более речевых ошибок)

0


5. Оценка грамотности

Соблюдение орфографических норм  


а) орфографических ошибок нет, или допущено не более1 ошибки

2

б) допущены 2 –3 ошибки

1

в) допущены 4 ошибки и более.

0

Соблюдение пунктуационных норм  


а) пунктуационных  ошибок  нет,  или  допущено  не  более 2 ошибок.

2

б) допущены 3–4 ошибки.

1

в) допущены 5 ошибок и более.

0

Соблюдение грамматических норм  


а) грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

б) допущены 2 ошибки.

1

в) допущены 3 ошибки и более.

0

Фактическая точность письменной речи  


а) фактических  ошибок  в  изложении  материала,  а  также  в

понимании и употреблении терминов нет.  

2

б) допущена 1  ошибка  в  изложении  материала  или  в

употреблении терминов.

1

в)  допущены 2 (и  более)  ошибки  в изложении материала или  в употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение

18







7.Максимальное количество баллов за работу:46

8.Шкала перевода баллов в отметку

Количество баллов

0-17 баллов

18-29 баллов

30-38 баллов

39-46 баллов

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»








9. Варианты КИМ

Вариант №1

Часть 1

1.Какой художественный метод играет ведущую роль в русской литературе второй половины 19 века?

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

2. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

3. Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»


4. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:

А) авантюрный Б) социально-бытовой В) психологический

5. Авторское отношение к Илье Обломову неоднозначно; тенденция идейного оправдания героя сказалась в…

А) духовной и физической гибели

Б) в стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А.Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

8. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на после­дующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

9. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тур­генев писал: «. ..Вся моя повесть направлена

против...»

А) дворянства Б) крестьянства В) революционных демократов

10. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?

А) смерть Базарова — приговор «детям», с которыми таким об­разом расправился автор

Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведен­ный порядок жизни и смерти — и пал его жертвой

В) передовые борцы почти всегда гибнут

11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей

12. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?

А) использование сатирических приемов

Б) в трактовке характеров героев

В) зло в финале сказки наказывается не всегда

13. Сатира — это

А) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому

Б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская на­смешка

В) один из видов комического, изображение каких-либо недо­статков, порока человека

или общества

14. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит

А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».

15. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:

А) очерк Б) сказание В)рассказ Г) повесть

16. В чем состоит своеобразие народности Н. А. Некрасова ?

А) в изображении проблем и чаяний народа

Б) в идее свержения крепостничества, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах на­рода, в вере в талант народа

В) во включении в свои произведения фольклорных мотивов.

17. Кому из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и на­казание» принадлежат слова, выражающие позицию автора: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить...» ?

А) Соне Б) Катерине Ивановне В) Авдотье Романовне

18. Как Ф. М. Достоевский отвечает на поставленный им самим в романе «Преступление и наказание» вопрос: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью осчастливить людей, . при условии. Что для этого необходимо замучить всего лишь одно человеческое существо...»?

А) да Б) нет


19. В чём состоит своеобразие жанра романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический.

20. Что Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» считает нормой отношения русских людей к поверженным врагам ?

А) поведение Тихона Щербатова в отряде Денисова

Б) великодушие Кутузова («...теперь их и пожалеть можно...»)

21. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого?

А) гениальная личность способна повести за собой массы

Б) народ — главная движущая сила истории

В) фатум, высшая сила, определяет ход истории

22. В чём состоит смысл заглавия романа

А) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.

Часть 2


Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием


23. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И. Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи»?

24. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, с троящийся на описании его внешности «глаза его были глубокими и бездонными, чувственные губы, широкий лоб – всё говорило о неординарном внутреннем мире».

25. Как называется художественное преувеличение, например в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Часть 3

Дайте развёрнутый аргументированный ответ в форме связного высказывания (12-15 предложений)

Какое литературное произведение из прочитанных в этом учебном году вне школьной программы произвело на Вас наибольшее впечатление



Вариант №2

Часть 1


1. Художественным методом критического реализма является

А) литературное направление, характеризующееся демократич­ностью, утверждением идеи «ответственного человека».

Б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъек­тивная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пере­созданию действительности

В) творческий метод, поставивший задачу критического осмыс­ления общественных отношений, изображение диалектичес­ких взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человечес­кий характер берется в его социальной активности.

2. Тема художественного произведения – это

А) характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности

Б) основные эпизоды событийного ряда произведения в их художественной последовательности,

предусмотренной композицией данного произведения

В) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,

поставленная в нём писателем

Г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем.

3.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

4. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите

основополагающую

А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.

5. Авторским идеалом в романе является

А) Обломов Б) Ольга Ильинская В) Штольц

6. Определите вид конфликта в драме А.Н. Островского «Гроза»

А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).

7. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

8. В какой момент происходит кульминация пьесы

А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом

В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации

9.Основой конфликта романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является

А) ссора между П.П. Кирсановым и Е.В. Базаровым

Б) конфликт между Н.П. Кирсановым и Е.В. Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

10. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука

11. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

12.Главным оружием Салтыкова-Щедрина является

А) реальное изображение действительности Б) смех В) яркое изображение характеров

13. Определите основную проблему романа «Господа Головлёвы»

А) физическое вырождение человечества

Б) моральная несостоятельность дворянства как класса

14. Эзопов язык — это

А) иносказание Б) художественное сравнение В) художественное преувеличение

15.Перу Н.С. Лескова не принадлежит

А) «Очарованный странник» Б) «Тупейный художник» В) «После бала»


16.В каком из произведений Некрасов прославляет «тип величавой славянки»

А) «Коробейники» Б) «Русские женщины» В) «Кому на Руси жить хорошо».


17. Какой основной принцип лёг в основу теории Раскольникова в романе Достоевского

«Преступление и наказание»?

А) гуманность – антигуманность

Б) способность при необходимости совершить преступление

В) талантливость – бездарность

Г) разделение человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

18. Какова мотивация Раскольниковым своего преступления

А) приобретение денег Б) освобождение всех должников от старухи В) проверка теории.

19. С какого момента начинается наказание Раскольникова

А) до убийства Б) после убийства В) на каторге

20. Характерными чертами высшего общества Толстой считал (найдите лишнее)

А) эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие

Б) патриотизм, боль за судьбу Родины

В) интриганство, светское злоязычие

Г) паразитизм и праздность.

21. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

А) приобрести опыт боевых действий

Б) оставить наскучивший высший свет

В) найти свой «Тулон» и прославиться

Г) продвинуться по службе.

22. Почему Толстой изображает Бородинское сражение глазами Пьера

А) Пьер – человек невоенный и его восприятие более реалистично

Б) Пьер – человек эмоциональный, для Толстого главное – эмоции.

Часть 2

Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием

23. При помощи какого приёма охарактеризовано отношение к деду его близких в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Любили деда, холили, /Теперь в глаза плюют».

24. В словосочетании «Сладость тайных мук» А.А. Фет соединяет противоположные и, казалось бы, несовместимые переживания. Каким термином обозначается такое соединение несоединимого?

25. Как называется стилистический приём, состоящий в перестановке слов местами: «согнать ладью живую»?


Часть 3

Дайте развёрнутый аргументированный ответ в форме связного высказывания (12-15 предложений)

Какое литературное произведение из прочитанных в этом учебном году вне школьной программы произвело на Вас наибольшее впечатление?

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!