СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы к дифференцированному зачёту по дисциплине ОУД.02 "Литература". СПО 2 курс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 вариант

 

 

Прочитайте фрагмент текста и выполните задание 1-5

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первым был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и по всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

- Дайте нарзану, - попросил Берлиоз.

- Нарзану нету, - ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

- Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.

- Пиво привезут к вечеру, - ответила женщина.

- А что есть? – спросил Берлиоз.

- Абрикосовая, только тепла, - сказала женщина.

- Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

 

1.Главной темой данного фрагмента является:

А.Портрет Бездомного и Берлиоза

Б.Описание бытовой жизни в Москве

В.Встреча Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах

Г.Судьба литератора в Москве

 

2.С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Бездомного и Берлиоза?

А.Очернить героев в глазах читателей

Б.Показать, как может быть обманчива внешность

В.Охарактеризовать героев

Г.Заинтриговать читателей

3.Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («приличную», «сверхъестественных», «плечистый, рыжеватый, вихрастый»).

 

4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Первый из них, одетый…»).

     

5.В абзаце, начинающемся со слов: «Однажды весною…», найдите и выпишите словосочетание, характеризующее время действия данного фрагмента текста романа.

 

Прочитайте стихотворение С. Есенина и выполните задание  6-10

      Край любимый! Сердцу снятся                  Курит облаком болото,

      Скирды солнца в водах лонных.                Гарь в небесном коромысле.

      Я хотел бы затеряться                                 С тихой тайной для кого-то

      В зеленях твоих стозвонных.                     Затаил я в сердце мысли.

       По меже, на переметке,                              Все встречаю, все приемлю,

      Резеда и риза кашки.                                   Рад и счастлив душу вынуть.

      И вызванивают в четки                               Я пришел на эту землю,

      Ивы, кроткие монашки.                              Чтоб скорей ее покинуть.

6. К какому типу лирики относится стихотворение С.А. Есенина «Край любимый! сердцу снятся…»?

А).пейзажная;                                                    В). любовная;

Б),патриотическая;                                             Г). гражданская.

 

7.Ведущей в стихотворении является тема:

А).любви;                                                В). природы и искусства;

Б).родины и природы;                            Г). свободы. 

 

8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в словосочетании: «Курит облаком болото…»?

А) метафора;                                           В).сравнение;

Б) метонимия;                                         Г). эпитет.

 

9. В строке «И вызваниваю в четки / Ивы – кроткие монашки…» использовано сопоставление. Назовите это художественно-выразительное средство.

 

10. Какую роль играют в стихотворении С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» художественно-выразительные средства?

 

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы к дифференцированному зачёту по дисциплине ОУД.02 "Литература". СПО 2 курс»

Контрольно-измерительные материалы

по дисциплине ОУД.02 «Литература»

для студентов II курса СПО

1 вариант



Прочитайте фрагмент текста и выполните задание 1-5

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первым был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и по всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

- Дайте нарзану, - попросил Берлиоз.

- Нарзану нету, - ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

- Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.

- Пиво привезут к вечеру, - ответила женщина.

- А что есть? – спросил Берлиоз.

- Абрикосовая, только тепла, - сказала женщина.

- Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.


1.Главной темой данного фрагмента является:

А.Портрет Бездомного и Берлиоза

Б.Описание бытовой жизни в Москве

В.Встреча Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах

Г.Судьба литератора в Москве


2.С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Бездомного и Берлиоза?

А.Очернить героев в глазах читателей

Б.Показать, как может быть обманчива внешность

В.Охарактеризовать героев

Г.Заинтриговать читателей

3.Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («приличную», «сверхъестественных», «плечистый, рыжеватый, вихрастый»).


4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Первый из них, одетый…»).

5.В абзаце, начинающемся со слов: «Однажды весною…», найдите и выпишите словосочетание, характеризующее время действия данного фрагмента текста романа.


Прочитайте стихотворение С. Есенина и выполните задание 6-10

Край любимый! Сердцу снятся Курит облаком болото,

Скирды солнца в водах лонных. Гарь в небесном коромысле.

Я хотел бы затеряться С тихой тайной для кого-то

В зеленях твоих стозвонных. Затаил я в сердце мысли.

По меже, на переметке, Все встречаю, все приемлю,

Резеда и риза кашки. Рад и счастлив душу вынуть.

И вызванивают в четки Я пришел на эту землю,

Ивы, кроткие монашки. Чтоб скорей ее покинуть.

6. К какому типу лирики относится стихотворение С.А. Есенина «Край любимый! сердцу снятся…»?

А).пейзажная; В). любовная;

Б),патриотическая; Г). гражданская.


7.Ведущей в стихотворении является тема:

А).любви; В). природы и искусства;

Б).родины и природы; Г). свободы.


8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в словосочетании: «Курит облаком болото…»?

А) метафора; В).сравнение;

Б) метонимия; Г). эпитет.


9. В строке «И вызваниваю в четки / Ивы – кроткие монашки…» использовано сопоставление. Назовите это художественно-выразительное средство.


10. Какую роль играют в стихотворении С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» художественно-выразительные средства?

11.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А) романтизм В) сентиментализм

Б) классицизм Г) реализм


12.Укажите основоположников «натуральной школы».

А) В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В) М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б) А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г) В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь


13.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А) И.С.Тургенев В) Л.Н.Толстой

Б) А.Н.Островский Г) Ф.М.Достоевский


14.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А) Анна Петровна В) Катерина Львовна

Б) Марфа Игнатьевна Г) Анастасия Семеновна


15.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях: «Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет»

А) олицетворение В) эпитет

Б) инверсия Г) аллегория


16.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А) Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей

Б) А.Н.Островский, «Гроза», Катерина Кабанова

В) И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Г) Н.С.Лесков, «Очарованный странник», Флягин


17.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А) А.Н.Островский «Лес» В) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б) И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г) И.А.Гончаров «Обломов»


18.Ольга Ильинская – это героиня:

А) романа И.А.Гончарова «Обломов»

Б) пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г) очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»


19.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

А) А.Н.Островский В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Ф.М.Достоевский Г) Л.Н.Толстой


20.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

А) Долохов В) Болконский

Б) Денисов Г) Друбецкой


21.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А) князю Андрею В) Наполеону

Б) императору Александру 1 Г) М.И.Кутузову


22.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А) Порфирия Петровича В) Раскольникова

Б) Зосимова Г) Свидригайлова


23.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А) Платон Каратаев В) Пьер Безухов

Б) Федор Долохов Г) Анатоль Курагин


24.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А) А.С.Пушкину В) Ф.И.Тютчеву

Б) Н.А.Некрасову Г) М.Ю.Лермонтову


25.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

А) лирика В) эпос

Б) драма Г) лиро-эпический


26.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

А) жертвенность В) лицемерие

Б) легкомыслие Г) свободолюбие


27. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А) Л.Н.Толстой В) И.А.Гончаров

Б) А.П.Чехов Г) Ф.М.Достоевский


28.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А) В.Г.Белинский В) Н.Г.Чернышевский

Б) Н.А.Добролюбов Г) Д.И.Писарев


29.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

А) А.С.Пушкин В) Н.А.Некрасов

Б) А.А.Фет Г) М.Ю.Лермонтов


30. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А) Ягодное В) Марьино

Б) Заманиловка Г) Отрадное


31.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А) выслан из Петербурга В) не был наказан, так как дал взятку

Б) разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих


32.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А) строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б) разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В) разделение людей на разряды: материал и собственно людей


33.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А) нянькой грудного ребенка В) солдатом

Б) садовником Г) артистом


34.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

35. Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному; 2) художественному;

3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному.


А).О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников


Б).Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.


В).Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.


Г).Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.


Д). Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.


Е). Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.


Ж). На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.


36. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.

1) Он любого способен провести вокруг пальца.

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.


37. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1) Удачный состав исполнителей.

2) Повлияли многие факты.

3) Плохо основанные выводы
4) Запах болотистых цветов.

5) Ни на чем не основанные обвинения

6) Рубашка болотистого цвета.

7) Отборная комиссия Евровидения


38. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с   помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.


39. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.


40. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание, Б) сдержанный, В) опасно, Г) городской, Д) давненько.


41. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный, Б) приставочный, В) перенос ударения

Г)  приставочно-суффиксальный, Д) безаффиксный.


42. Укажите правильный вариант написания не-ни в предложении: Как (н..) старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.

А) ни (слитно), В) не (раздельно),

Б) ни (раздельно), Г) не (слитно), Д) не (через дефис).


43. Укажите предложение, в котором есть отрицательная частица ни.

А) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы.

Б) Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего.

В) Олжас сохранял спокойствие (н..)возмутимое.

Г) Я тебя (н..)кому в обиду (н..)дам.

Д) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.


44. Укажите правильный вариант написания не-ни в предложении: Покорно, как ребенок, он слез с коня и остановился (н..)жив (н..)мертв перед Тарасом.

А) не (через дефис), В) ни (слитно),

Б) ни (раздельно), Г) не (слитно), Д) не (раздельно).

45. Слитно пишутся предлоги:

А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,

Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,

В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,

Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,

Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.


46. Найдите словосочетание, соответствующее схеме: глаг.+ сущ. в вин. п.:

А) относиться по-товарищески; В) преодолеть препятствие;

Б) рубить топором; Г) бежать по дорожке; Д) аплодировать артистам.


47. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:

А) Наше завтра будет прекрасно. В) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Б) Мы с Аликом принялись за работу. Г) «Аргументы и факты» - интересная газета.

Д) Вчера произошло нечто странное.


48. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.

а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6


49. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите верный вариант ответа.

1) Дыша духами и туманами она садится у окна.

2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая…

3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3


II вариант

Прочитайте фрагмент текста и выполните задание 1-5


В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымкой в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался все тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?

«Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».

На мозаичном полу у фонтана уже было приготовлено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого, сел в него и протянул руку в сторону.

Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента. Не удержавшись от болезненной гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написанное, вернул пергамент секретарю и с трудом проговорил:

- Подследственный из Галилеи? К тетрарху дело посылали?

- Да, прокуратор, - ответил секретарь.

- Что же он?

- Он отказался дать заключение по делу и смертный приговор Синедриона направил на ваше утверждение, - объяснил секретарь.

Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:

- Приведите обвиняемого.


1.Главной темой данного фрагмента является:

А).Красота Ершалаима

Б).Портрет прокуратора

В).Образ жизни в Ершалаиме

Г).Состояние Понтия Пилата


2.С какой целью в данном фрагменте приводится описание болезни Понтия Пилата?

А).Выяснить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни

Б).Заинтересовать читателя

В).Увеличить объем повествования

Г).Показать, как боги наказывают прокуратора Иудеи


3.Укажите лексическое средство, которым в литературоведении называют слова иностранного происхождения, вошедшие в русский язык («Это она, опять она непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы»).


4.Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его мыслей (со слов: «Прокуратору казалось…»).

5.В абзаце, начинающемся со слов: «Секретарь почтительно…», найдите и выпишите словосочетание, характеризующее состояние Понтия Пилата.

Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните задание 6-10

Откуда такая нежность? Еще не такие песни

Не первые – эти кудри Я слушала ночью темной

Разглаживаю, и губы (Откуда такая нежность?) –

Знавала – темней твоих. На самой груди певца.


Всходили и гасли звезды Откуда такая нежность?

(Откуда такая нежность?), И что с нею делать, отрок

Всходили и гасли очи Лукавый, певец захожий,

У самых моих очей. С ресницами – нет длинней?

6. К какому типу лирики относится стихотворение М. Цветаевой «Откуда такая нежность…»?

А).пейзажная; В). любовная;

Б).патриотическая; Г). гражданская.


7. Ведущей в стихотворении является тема:

А). любви; В). природы;

Б).родины; Г). свободы.


8. Как называется синтаксический прием, использованное поэтом в строке «Откуда такая нежность»?

А).риторический вопрос; В).антитеза;

Б).повтор; Г). синтаксический параллелизм.


9. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «ночью темной», «отрок лукавый», «певец захожий».


10. Как в этом стихотворении раскрывается любовное чувство лирической героини?

11.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А) А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков -Щедрин

Б) И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В) И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г) Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев


12.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А) Н.А.Некрасов В) А.А.Фет

Б) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой


13.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?

А) А.Н.Островский «Гроза» В) Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г) Н.С.Лесков «Леди Макбет…»


14.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А) аллегория В) антитеза

Б) метафора Г) гипербола


15.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А) гордость и самолюбие В) естественность и нравственность

Б) благородство и доброта Г) щедрость и мужество


16.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков - Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б) А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов


17.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А) тип «маленького человека» В) самодур

Б) тип «лишнего человека» Г) романтический герой


18.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков - Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г) А.П.Чехов


19.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А) участник происходящих событий

Б) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В) бесстрастный наблюдатель

Г) повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе


20.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А) Преображенский В) Измайловский

Б) Павлоградский Г) Семеновский


21.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А) лирика В) эпос

Б) драма Г) лиро-эпический


22.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А) И.А.Гончаров В) Л.Н.Толстой

Б) А.П.Чехов Г) Ф.М.Достоевский


23. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А) Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б) Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В) Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г) капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого


24.Агафья Пшеницына – это героиня:

А) романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

В) романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г) романа Л.Н.Толстого «Война и мир»


25.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»

А) А.С.Пушкин В) Ф.И.Тютчев

Б) Н.А.Некрасов Г) А.А.Фет


26.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А) Соня Мармеладова В) Р.Раскольников

Б) Петр Лужин Г) Лебезятников


27. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А) Н.А.Некрасов В) Ф.И.Тютчев

Б) А.С.Пушкин Г) А.А.Фет


28.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А) Савелий В) Матрена Корчагина

Б) Григорий Добросклонов Г) Ермил Гирин


29.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А) география В) словесность

Б) греческий язык Г) закон Божий


30.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А) Пьер Безухов В) Андрей Болконский

Б) Платон Каратаев Г) Василий Денисов


31.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А) забыл закрыть дверь квартиры В) оставил шляпу на месте преступления

Б) забыл взять орудие преступления Г) испачкался в крови


32.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А) роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б) роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица.

В) роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны


33.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А) он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б) он отказывается от веры и перестает молиться

В) по его вине погибает человек


34.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А) Гуров В) Коваленко

Б) Буркин Г) Беликов


35. Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному; 3) газетно-публицистическому

2) художественному; 4) официально-деловому; 5) научному


А). 2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.


Б). Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел...


В).В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.


Г). От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок. Г. Науменко.

Д). Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.


Е). Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Д. С. Лихачев.


Ж). Расписка

Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.


5.04.2003. Е. Петрова

36. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.

5) Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.


37. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1) Получить земляной надел

2) Заглавная страница книги.

3)Жильцы города

4) Ее двухгодовый малыш

5) Благодарная телеграмма

6) Игривые вина

7) Повеяло домовым теплом


38 . Морфема – это…:

А)  наименьшая значимая часть слова;

Б)  звук; В)  Буква Г)  слово; Д)  словосочетание


39.Корень – это…:

А)  состав слова Б)  центральный элемент структуры слова

В)  основа слова Г)  логическое ударение Д)  система морфем


40. Какие слова называются однокоренными?

А)  Слова с одним лексическим значением Б)  слова с переносным значением

В)  слова с прямым значением Г)  слова с одинаковым корнем

Д)  слова с несколькими лексическими значениями


41. Найдите слово с нулевым окончанием:

А)книга Б) умный В)  стул Г) вышла Д)  сильное


42. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:

А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.

В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.

Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.

Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.


43. Какие частицы пишутся через дефис?

А) –бы, -ли, -же, -нибудь,

Б) –бы, -ли, -ка, -то,

В) -нибудь, -ка, либо-, -то,

Г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь,

Д) –же, -либо, -бы, -ка.

44. Укажите предложение с производным союзом:

А) Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев.

Б) Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера.

В) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали.

Г) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Д) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и быстро соскочили на землю.


45. Выберите пример, в котором правильным является раздельное написание.

А) Молод, (за)то талантлив.

Б) Может, птица какая-нибудь (в)роде цапли.

В) Его ценят (за)то, что умен.

Г) Предмет (на)подобие куба.

Д) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.


46. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «глаг.+ наречие»:

А) спрашивать совета;

Б) стучать кулаком;

В) очень темно;

Г) ехать шагом;

Д) собираться потанцевать.


47. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

А) в течение дня; В) грустный взгляд;

Б) верная мужу; Г) поехал отдохнуть; Д) женщина – врач.


48. Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):

а) Иван Сергеевич был высокого роста и медлительный.

б) Бунина большинство знает как прозаика.

в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него.


49. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге.

а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Экзаменационный материал для проведения экзамена с целью проверки знаний, необходимых для изучения дисциплины «Русский язык и литература» на дневном отделении по подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям: 23.01.03Автомеханик, 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям),09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.


Тестовые задания составлены по разделам и темам программы:

Раздел 1 Русская литература XIX века

Тема 1.1 Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

Тема 1.2 Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Тема 1.3.Поэзия второй половины XIX века

Раздел 2.Литература XX века

Тема 2.1.Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Тема 2.5.Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов

Тема 2.6.Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 2.8.Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы

Раздел 3. Язык и речь. Тема 3.1. Язык и речь. Функциональные стили речи

Тема 3.3 Лексикология и фразеология

Тема 3.4. Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 3. 5 Морфология и орфография

Тема 3.6. Синтаксис и пунктуация

Всего 49 заданий с вариантами ответов, 2 варианта. Экзаменационный материал по дисциплине «Русский язык и литература» включает в себя художественный текст, творческое задание, тесты. Расчетное время выполнения работы с предварительным инструктажем – 4 часа.

Критерии оценивания.


Технология оценки знаний и умений - пятибалльная.

Оценивается:

1.Полнота и правильность ответа;

2. Степень осознанности, понимания изученного;

3. Языковое оформление ответа.


Оценка «5» ставится, если студент:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

4).Процент правильных ответов составляет 85%-100% от всей задания.


Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются ошибки и недочеты в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Процент правильных ответов составляет:70%-84%


Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Процент правильных ответов составляет: 51%-69%


Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Процент правильных ответов составляет менее 50%






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!