Название методики | Цель | Необходимые материалы | Содержание | Максимальное количество баллов |
«Кто за кем?» | Развитие грамматического строя речи, степень знакомства детей с предлогами: за, перед, до, после, между; отличие «право» от «лево»; ориентировка в пространстве, развитость наглядного мышления. Развитость элементарных математических представлений: сначала, потом, первый, второй, последний. | Используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.); Можно использовать фигурки сказочных героев. | Учитель просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Учитель задаёт наводящие вопросы (Где спряталась мышка? За теремком. Где спряталась лягушка? Под теремком. Где спрятался заяц? На теремке. Где спряталась лиса? Возле теремка. Где спрятался волк? На теремке и т.д.). Три задания. За правильное выполнение каждого задания ребёнок получает балл. | 3 балла |
«Что изменилось? » | Развитость связной речи, внимания, наглядного мышления. | Используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка)» и др.) и предметов; кружки – жетоны. | Учитель с помощью фигурок воспроизводит сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и учитель меняет две – три фигурки местами. Ребёнок должен сказать, что изменилось. Три задания. За правильный ответ ученик получает балл. | 3 балла |
«Сосчитай» | Развитие навыков прямого счета. | Картинки героев сказок: «Колобок» «Три медведя» «Репка» «Козленок, который считал до 10» | Учитель показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей сосчитать. Дети пересчитывают героев. За правильно сосчитанное количество персонажей они получают 2 балла. За незначительную ошибку - 1 балл. | 2 балла |
«Тактильный ящик» | Развитие мелкой моторики рук, внимания и образной памяти. | Игрушки из настольного театра, тактильный ящик. | Учитель показывает тактильный ящик: «Это волшебный ящик, в нем лежат герои сказки.. (называется сказка). Вам надо по очереди на ощупь определить героя и назвать его». Ученику даются три попытки. За каждый правильный ответ дается балл. | 3 балла |
«Я назову, а вы продолжите» | Уровень развития речи, памяти | | Взрослый называет одного из героев сказки блоками, а дети добавляют его сказочное название. З каждый блок ученику начисляется балл. 1 блок: Мышка - … (норушка) Лягушка - … (квакушка) Зайчик - … (побегайчик) Лисичка - … (сестричка) 2 блок: Серый … (волк) Медведь - … (косолапый) Петушок - (Золотой гребешок) 3 блок: Гуси - (Лебеди) Сестрица - (Алёнушка) Братец - (Иванушка) Баба - … (Яга, костяная нога) | 3 балла |
«Собери и расскажи сказку» | Развитие связной речи, внимания, памяти. | Картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки. | Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки. За правильно собранную сказку начисляется 1 балл, за связный рассказ – 2 балла | 3 балла |
«Большой – маленький» | Развитие речи, способности сравнивать по величине. | Картинки с изображением героев сказки: Коза-козленок, медведь-медвежонок, мышь – мышонок, герои сказок. | I вариант. Учитель называет название взрослого животного. Ребёнок называет название его детёныша (1 балл). II вариант. Учитель попарно выкладывает фигуры героев сказок. Ребёнок сравнивает их по величине (1 балл). III вариант. Учитель выкладывает фигуры героев сказок. Ребёнок раскладывает их последовательно по величине, начиная с самого маленького (1 балл). | 3 балла |
«Накрой стол для трех медведей» | Развитие логики, умения сравнивать по величине. | Изображения трех чашек, ложек и тарелок для трех медведей. | Учитель просит учеников подобрать каждому медведю подходящие по величине тарелки, ложки и чашки. | 1 балл |
«Кто лишний?» | Развитие речи, внимания, памяти, мышления. | Используются фигурки героев сказок, интерактивная доска. | На интерактивной доске появляются герои одной из сказок и один лишний герой. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился (1 балл) Дети должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился (1 балл). | 2 балла |
«Отгадай слово» | Развитие ЗКР, мышлении, памяти, внимания. | Карточки: Имя персонажа зашифровано под цифрами. Складывая последовательность цифр (от 1 до 8, к примеру, ребенок получает и читает слово) | I вариант (для говорящих): Учитель просит ребенка сложить карточки, исходя из последовательности числового ряда. Ученик складывает последовательность и читает название персонажа (3 балла). Ученик собирает последовательность цифр, но не может прочитать слово или читает лишь при активной направляющей помощи педагога (2 балла) II вариант (для неговорящих): Учитель просит ребенка сложить карточки, исходя из последовательности числового ряда. Ученик складывает последовательность, читает вместе с учителем название загаданного персонажа и находит и указывает на картинку с этим персонажем из ряда предложенных (3 балла). Ученик правильно собирает последовательность цифр, но не находит и не показывает загаданного персонажа. | 3 балла |
«Покажи одинаковое» | Сравнение, обобщение, логическому мышление, умение классифицировать предметы по разным признакам. | Фигурки героев сказок; картинки с сюжетами, выбранной сказки. | Учитель рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое. Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д. | 5 баллов |
«Найди тень» | Внимания, мышления. | Иллюстрация с изображением героев и вырезанная силуэтная иллюстрация тех же героев. | Учитель просит учеников разложить героев сказки на их тени. | 2 балла |
«Собери картинку» | Внимания, логического мышления, мелкой моторики, пространственной ориентировки. | Разрезные иллюстрации с изображением сказочных героев | Учитель предлагает ученику собрать из разрезанных фрагментов целое изображение сказочного персонажа. Ученик собирает картинку самостоятельно (2 балла), собирает при незначительной помощи учителя (1 балл), не может собрать картинку даже с направляющей помощью учителя (0 баллов). | 2 балла |
24 - 34 балла – высокий уровень развития высших психических функций (25 % обучающихся)
14 – 23 баллов - средний уровень развития высших психических функций (25% обучающихся)
до 13 баллов – низкий уровень развития высших психический функций (50% обучающихся)
25 - 38 баллов – высокий уровень развития высших психический функций (62,5 % обучающихся)
14– 25 баллов - средний уровень развития высших психический функций (25 % обучающихся)
до 13 баллов – низкий уровень развития высших психический функций (12,5 % обучающихся)