СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винницкая школа»

Симферопольского района Республики Крым

ул. Терешковой, 8, с. Винницкое, Симферопольский район, РК, 297549

тел.(0652) 33-77-26, e-mail: [email protected]

ОКПО 00795070, ОГРН 1159102009593, ИНН/КПП 9109008773/910901001

__________________________________________________________________________________


РАССМОТРЕНЫ

на заседании школьного методического объединения

учителей начальных классов

Протокол от 24.08.2021 г. № 5

Руководитель ШМО

___________ Г.А.Марченко

СОГЛАСОВАНЫ

Заместитель директора по

учебно-воспитательной

работе

_________Г.Х. Джелялова


________08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНЫ

Директор МБОУ

«Винницкая школа»

________Я.Д. Васильченко

приказ МБОУ «Винницкая школа»

от 01.09.2021 № 365-О



КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

учебного предмета

«Литературное чтение»




Класс: 4-Б, ФГОС

Уровень образования – начальное общее образование

Уровень изучения предмета – базовый уровень

Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год

Количество часов по учебному плану – 3 ч/неделю, всего – 102ч/год

Контрольно-измерительные материалы составила –

Краснобородько С.И., учитель начальных классов

Год составления – июнь 2021г.








с. Винницкое, 2021


Контрольная работа за I полугодие

1 вариант

Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» – и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому. Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

–  Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший лётчик.

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ

2) басня

3) сказка

4) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

1) он отличался от всех внешним видом

2) он всегда гулял с собакой

3) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

_____________________________________________________________________________________

5. Кто стал верным другом бывшего лётчика?

_____________________________________________________________________________________

6. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Подбери синоним к слову выбоина.

_____________________________________________________________________________________

8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

1) лаял на молодого человека

2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

3) начинал рычать на пассажира

9. Восстанови последовательность событий рассказа.

 1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.

 2) Джек ведёт к автобусу.

 3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

 4) Он лишился одной руки и обоих глаз.

 5) Бывший лётчик доволен другом.

10. Определи главную мысль текста.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________






2 вариант

Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

 –  Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

 –  Мама, мы тебе водички принесли.

 –  Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.


Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ              

2) басня                

3) сказка                

4) стихотворение


2. Сколько детей было у матери?

1) трое

2) двое

3) четверо

4) запиши свой вариант ответа

3. Почему заболела мать?

1) простыла

2) заразилась

3) от тяжёлой жизни

4) запиши свой вариант ответа

4. О чём просила мать своих детей? Выпиши ответ из текста.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Подбери синоним к слову чум.

_____________________________________________________________________________________

6. В какую птицу превратилась мать?

_____________________________________________________________________________________

7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?

1) русские

2) азербайджанцы

3) ненцы

4) запиши свой вариант ответа

8. Где происходили события?

1) в степи

2) в лесу

3) в пустыне

4) в тундре

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

 Превращение в птицу.

 Навсегда бросила детей мать-кукушка.

 Мать просит пить.

 Не слушались дети матери.

 Тяжело заболела мать.

 Мать улетает.

 Дети просят вернуться.


10. Определи главную мысль текста.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________





Ответы к контрольной работе за I полугодие


Вариант 1


1. 1.

2. 1, 3.

3. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.

4. Тот, кто помогает кому- нибудь идти, водит кого - нибудь.

5. Собака Джек.

7. Яма, ухаб.

8. 2.

9. 3,4,1,2,5.


Вариант 2

1. 3.

2. 3.

3. 3.

4. Детки, пересохло горло, принесите мне водички.

5. Дом.

6. В кукушку.

7. 3.

8. 4.

9. 4,5,3,1,6,7,2.


Оценивание

Оценка «5» - работа не содержит ошибок.

Оценка «4» - выполнено не менее 75% объёма работы.

Оценка «3» - выполнено не менее 50% объёма работы.

Оценка «2» - выполнено менее 50% объёма работы.

















Контрольная работа за II полугодие

1 вариант

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками - хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам -поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала:

- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...

Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

(Н. Красильников)

Вопросы и задания:

  1. Определи тему текста.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Где рассказчик устроил кормушку?   Постарайся точнее ответить на этот вопрос.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Почему закончилась дружба с Манькой?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


  1. Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



2 вариант

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет его из яйца?

Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички - пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки - чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда.

Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки.

Сидит!

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.

Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка

выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать

свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал". «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички - высиживал её птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.

Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.

(В. Бианки)

Вопросы и задания:

  1. Определи жанр произведения.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. С какого события началась эта история?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


  1. Как ты понимаешь название рассказа?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Что испугало В. Бианки на седьмой день?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


  1. Что удивило тебя в этом произведении?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________







Ответы к контрольной работе за II полугодие


Вариант 1 и Вариант 2



Не предполагает однозначных ответов.



Оценивание

Оценка «5» - работа не содержит ошибок.

Оценка «4» - выполнено не менее 75% объёма работы.

Оценка «3» - выполнено не менее 50% объёма работы.

Оценка «2» - выполнено менее 50% объёма работы.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!