СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по марийскому языку для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по марийскому языку для 6 класса»

Утверждаю

Директор МБОУ ООШ с.Черлак

__________ Г.Н.Галаутдинова

Приказ № ___ от «___» __________ 2023 г.


















Контрольно-измерительные материалы

для 6 класса

по родному (марийскому) языку

на 2023-2024 учебный год

























Учитель: Аптулаева Татьяна Григорьевна

Пояснительная записка


Критерии оценивания

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО МАРИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.


Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Нормы оценивания тестов по марийскому языку и литературе

При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:

90% -100% - оценка "5"

75% - 89 % - оценка "4"

60% - 74 % - оценка "3"

45% - 59 % - оценка "2"

Примечание: в процентах можно высчитывать любые работы, в том числе проверочные, самостоятельные, развернутые ответы и т.д









урока

Дата

Вид, тема, текст работы


По плану

Фактич.

№1



Диктант «Чумбылат»

Тиде кӱ курык йыр эреак тыныс лийын огыл. Ожно тыште кугу марий ял-влак верланеныт улмаш. Тунам марий-влак коклаште Чумбылат лӱман пеш тале да куатле патыр илен. Тыныс жапыште Чумбылат пеш поро, ӱҥышö да пашам тыршен ыштыше айдеме улмаш. Но тушман толын керылтме годым патыр еҥ шке элже верч кредалаш тарванен. Тудо лузга чал оржан имньыжым кушкыжын. Кидышкыже кердым налын да сарыш лектын. Шыдештше Чумбылатым тушман-влак сеҥен кертын огытыл. Патыр еҥ деч куржын гына утленыт.

(Легенда. 77 мут.)

М.Я.Исаев, Л.И.Иванов «Сборник диктантов»

№6



Изложение «Шӱшпык ден öрш»

Ожно öрш ден шӱшпык пырля иленыт. Кызыт веле нуно мемнан деке тӱрлö жапыште толыт.

Икана чодыра коклаште чоҥештыл коштмыж годым öрш öрыктврыше кайыкым вашлиеш. Ужеш да моткоч кöрана.

- Ой, тувыржо могай чевер, пинчакше могай мотор! Могай йӱкшö! Кузе сылнын шӱшка! Мыят тыгаяк лийшаш ыле,-шоналта öрш.

Ужмо кайыкше шӱшпык улмаш.

Намысдыме öрш эҥерыште пырля йӱштылмышт годым шӱшпыкын чевер вургемжым щолып чиен кая, олмешыже шкенжыным пыштен кода.

Шӱшпык йӱштыл лектеш-вургемже уке! Мом ышташ? Чодыраште чара могырын от кошт вет. Öрмалген-öрмалген, шӱшпык öршын тӱсдымö сур вургемжым чия.

Тиддеч вара öрш шӱшпыкым вашлияш öреш. Шошым шӱшпык толмо деч ончыч чоҥештен кая. Вараже шӱшпык кайымеке веле толеш.

Но шӱшпык шӱшпыкак кодын. Чевер огыл гынат, тугак сылнын шӱшка.

З.Учаев. Йылме лывыртыме паша, с.27

№8



Контрольный диктант «Шамрай»

Шамрай-икмарда вичкыжрак капан айдеме. Вуйжо кугурак, шем кудыр ӱпан, чурийже араван, шинчаже изи. Кӱрен тӱсан. Тӱслен ончалеш гын, тудын шинчаже воштылшыла пӱсемеш. Шинчапун ӱмбалныже саҥга коваште оварымыла коеш, нер лужо воктен кок могырышто пышкем гай лийын куптырга.

Ойлымыж годым шамрай тӱрвыжым пуч мучашла шара, йӱкшö кӱжгö, кöргö йӱк. Ола корнан шем пинчакым, тугайымак брюкым чиен. Йолыштыжо нарынче тӱсан шавровый ката. Ваче гочшо прорезиновый накидкым сакен, вуйышкыжо лудо кепкым папкала пызырал шынден. Тарванылме гычше вигак палаш лиеш: Шамрай-куштылго могыран, писе айдеме.

(82 мут)

М.Я.Исаев, Л.И.Иванов «Сборник диктантов»

№16



Контрольный диктант «Эвкалипт»

Эвкалипт-кугу кушкыл. Шке шочмо элыштыже коло вич пачашан пöрт кӱкшытыш шуэш. Туге гынат тудо эр шушо пушеҥге. Вич ияш эвкалипт индеш метр, латвич ияш- коло куд метр кӱкшытан лиеш. Грузийыште кандаш-индеш эвкалипт кандашле-индешле ияш лиственница нарак пуым пуа.

Эвкалиптын лышташыже курымеш ужарге. Нуным ашнаш пушеҥгын кумда вожшо мланде гыч шуко вӱдым налеш да рокым чот кошта. Сандене тудым «пушеҥге-насос» маныт. Ик гектар эвкалипт чодыра идалык мучко миллион ведра вӱдым йӱын пытара.

(98 мут)

М.Я.Исаев, Л.И.Иванов «Сборник диктантов»

№22




Изложение «Канде ер воктене»

План

1. Йоча-влак ер тӱрыш молан погыненыт?

2. Жюль Вернын книгаже мом ушештара?

3. Рвезе-влак мо нерген мутланат?

4. Васёк йолташыштым мом ышташ ӱжеш?


№24



Контрольный диктант «Матроска»

Олег изиж годсек чыным йöратен кушкын. Кеч-могай пашаштат тудо нигöмат ондален огыл. Родина верч шке илышыжым пуаш верештын гынат, тунамат тудо чын верч шоген.

Ме Олегым изинекак йолташыже-влак дене келшен илаш, нунын ончылно кугешнаш огыл да кумылан лияш туныктен улына.

Икана мый эргымлан Первый майлан у костюмым да матроскым ургышым. Олеглан матроска пеш келшен. Кенета эргым воктекем толын шогале да пелештыш: «Авай, мыйын кок костюмем уло, а Гришан икта туке. Айда матроскыжым Гришалан пöлеклена!»

Мый нимомат шым пелеште, матроскым кагазеш вӱдылын пуышым. Олег изи йолташыж деке лектын куржо. Костюм деч вара Гришалан ботинкым, тулеч моло ӱзгарымат пöлеклен.

(98 мут)

М.Я.Исаев, Л.И.Иванов «Сборник диктантов»

№33



Контрольный диктант «Молан сыреныт гын ?»

Мурка ден Шарик ондакше моткоч келшеныт. Йÿдым, сонар деч вара, Мурка Шарик воктен малаш возын. Тыгеже нунылан шокшырак лийын. Келшымашышт эшеат пеҥгыдемеш ыле дыр, но туткар лийын кайыш.

Ик мотор кечын мый, уремышке лектын, теҥгылыш шинчым. Воктекем Шарик ден Мурка толын лектыч. Кенета мемнан дек изи шорык пача магырен-магырен кудал тольо. Шарик, пача дек лишемын, пеш талын опташ тÿҥале. Тидыже Муркалан, векат, ыш келше. Тудо, кок шеҥгел йолжо дене шогалын, Шарикым шÿргыж воктен икмыняр гана перен колтыш. Пий чакналтыме гай лие, а вара утыр ырлаш тÿҥале. Мо шонеда, Муркат ваштарешыже пиже, ыш чакне. Но Мурка сеҥышыш лекте. Тиддеч вара Шарик ден Муркан пырля малымыштымат, кочмыштымат, модмыштымат шым уж.

(109 мут)

З.В.Учаев. Диктант сборник, с. 106




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!