СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные работы, диктанты предназначены для обучающихся 7 класса. Задания подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку обучающихся по усвоению программы дисциплины “Русский язык”, содержание которой согласовано с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса»

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

для 7 класса



Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе»


В тысяча девятьсот пятьдесят первом году в Михайловском рядом с основным домом восстанавливали сожженный фашистами флигелек, в котором располагалась кухня.

Закончив работу, строители увидели, как на крыльцо влетела ласточка, покружилась и стала лепить гнездо на низком косяке входной двери.

В отстроенном доме открылся музей, стали приходить люди, чтобы поклониться земле, так любимой Пушкиным.

Никто не замечал птички и ее гнезда, слепленного под крышей. Заметили лишь после появления птенцов, пищавших целый день.

Многие посетители, переступающие порог дома, думали, что гнездо и ласточка не настоящие, а музейный макет. Они пытались потрогать их пальцем.

Какой-то заботливый мальчик, защищая птичек, повесил объявление: «Граждане, входите осторожнее. Здесь живут ласточки, которых любил Пушкин».

С тех пор экскурсанты не трогали птичек.

(По С. Гейченко) (114 слов.)

Грамматическое задание:

1) озаглавьте текст (оригинальное название «Ласточки в доме Пушкина»);

2) найдите все причастия и деепричастия, выделите их суффиксы;

3) выделите корни 3 слов (с проверяемой, непроверяемой, чередующейся гласной);

4) найдите и обозначьте графически причастные обороты, в которых определяемое слово стоит перед оборотом и после него;

5) обозначьте графически 2 деепричастных оборота.



Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5, 6 классах»


Гроза

Небо было покрыто тяжелыми облаками, на юге стояла синеватая муть. Безветренный, неподвижный воздух замер в тишине.

Низкие лохматые тучи горели по всему небу яркими красками. Над головою тянулось и обволакивало всё небо большое облако с ярко-красными краями. Далеко на востоке нежно розовели круглые облачка, а рядом скользила и медленно нарастала черно-лиловая гряда туч.

Вдруг ярко блеснула молния, небо словно растрескалось и с оглушительным грохотом посыпалось на землю. Молнии ярко-белыми стрелами летели на лес, гром яростно катился по небу из конца в конец, лес ревел и бился. Дождь внезапно зашуршал по соломенной крыше и журчащими ручьями сбежал на землю. На севере громоздились удалявшиеся тучи и глухо грохотал гром. Над лесом, среди этих туч, плыл убывающий месяц. Было сыро и холодно, восток светлел. (121 слово) (По В. Вересаеву)

Грамматическое задание:

1. Сделать разбор слов по составу и словообразовательный:

1 вариант – синеватая, тянулось

2 вариант – неподвижный, блеснула


2. Произвести морфологический разбор:

1 вариант – розовели

2 вариант – грохотал

3. Сделать синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Над головою тянулось и обволакивало всё небо большое облако с ярко-красными краями.

2 вариант – Дождь внезапно зашуршал по соломенной крыше и журчащими ручьями сбежал на землю.




Административная контрольная работа по русскому языку в 7 классе.

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) Августовский 2) копировАть 3) нАчала


А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В этот безветре(1)ый день осе(2)ий холод ласково и кротко крадется лисой к овся(3)ому двору.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3

А3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р_птать,тв_рдеть, к_лорит

2) в_рсистый, _птека, зам_рать

3) угн_тение, пощ_дить, хл_потливый

А4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_орзерный, пр_ломление, пр_шелец

2) бе_вкусица, и_бежать, во_вестить

3) по_пись, о_правка, на_кусить


А5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И:

1) вы пиш_те 2) кача_шь ногой 3) он дыш_т свободно


А6. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (Не)дисциплинированность Павлова мешала всем.

2) Лицо его было (не)злое, а скорее доброе.

3) За прямоту соседки (не)долюбливали мою бабушку.


А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Брат н(1)кому н(2) в чем н(3) мог отказать, и н(4)которые люди злоупотребляли этим.

1) 1,2,3 2 )1,2,3,4 3) 1,2

А8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Я стал читать ( )и много размышлять о жизни.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


А9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Красновато(коричневые) листья падали на меня (с)верху.

2) Когда(нибудь) и у меня будет такое бело(снежное) платье.

3) (В)низу, у болота, иногда видны были длинно(ногие) журавли.



Прочитайте текст и выполните задания А10—А13.


(1) ... (2) Он весь красно-бурый, покрыт серым налетом.(3) По бокам брюшка - яркие треугольные пятна. (4)Конец брюшка сильно вытянут и напоминает хвостик.(5) Майский жук обгрызает листья деревьев. (6)Но еще опаснее личинка майского жука. (7)Она очень прожорлива. (8)Поэтому люди уничтожают майских жуков.

А10. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В саду мы увидели майских жуков.

2) Среди многочисленных насекомых есть особенно вредные.

3) Майский жук - опасный вредитель.


А11. Какое сочетание слов является грамматической основой в 5 предложении текста?
1) обгрызает листья 2) жук обгрызает 3) обгрызает листья деревьев
А12. Укажите верную морфологическую характеристику слова очень (предложение 7).
1) наречие 2) местоимение 3) союз
А13. Укажите значение слова налет (предложение 2).
1) Внезапное появление 2) Стремительное нападение 3) Тонкий слой чего-нибудь на поверхности


ЧАСТЬ 2


Прочитайте текст и выполните задания В1-В3.


(1)Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. (2)Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой. (3)Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. (4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли. (5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска. (7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. (8)На лесной поляне вьется след лисицы. (9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. (10)Парочки следов испятнали снег. (11)Это пробежала куница, хищница искала белок. (12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе!



В1. Какой тип речи представлен в тексте:

1) Повествование 2) Описание 3) Рассуждение.


В2. Укажите способ образования слова ХИЩНИЦА (предложение №11).

В3. Из предложений № 3-6 выпишите качественные прилагательные

В4. Среди предложений № 1- 4 найдите сложное предложение.


Напишите номер этого сложного предложения.


Вариант 2

ЧАСТЬ 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1) красИвее 2) средствА 3) тортЫ

А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Весен(1)ее настроение чувствуется и в аквамарин(2)овом небе, и в румян(3)ых стволах яблонь, ждущих тепла.

1) 1, 2 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 1
А3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) загр_знение, настр_чить, з..мляной

2) зав_нтить, пол_жить, фр_гмент

3) соб_рать, см_ркаться, нач_сто

А4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_ложение, пр_тронуться, пр_стыдить

2) ра_пад, бе_душный, ра_жать

3) п_играть, д_тронуться, н_илучший

А5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И:

1) прогон_шь врага 2) вян_т букет 3) ненавид_л его

А6. В каком предложении не со словом пишется слитно?

  1. У нас (не) было воды, хотелось пить.

2) (Не)счастье, а беда меня подстерегала в этом городе.

3)День был очень (не)веселый.

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

Теперь Круглову было н(1) на что рассчитывать, н(2)сколько минут он молчал и н(3)чего н(4) мог сказать.

1) 1,2,3, 4 2 )1,4 3) 1,2, 4
А8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Путешественники были поражены общей картиной снеговой пустыни ( ) и таинственного хребта.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


А9.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)Когда(то) давно я был влюблен в эту сине(глазую) девочку.

2)(В)переди меня сидел широко(плечий) юноша.

3) На северо(востоке) небо было голубовато(серым)


Прочитайте текст и выполните задания А10—А13.


(1) ... (2)Среди лесных болот она выбрала самое сухое место, заросшее елками, березняком и мелким орешником. (3)Берлога под сосновой корягой была подготовлена загодя.(4) Повалил снег. (5) Белое одеяло скрыло все следы. (6)В январе в берлоге появились два крошечных, с кулак, медвежонка. (7)Медведица худела.(8)Зато два ее сына быстро превратились в сытые пушистые шарики. (9) На пятой неделе у одного из них прорезались глаза.
А10. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Медведи живут в лесу. 2) Медведица была хитрая.

3) Медведица устроила удобную берлогу в лесу.


А11. Какое сочетание слов является грамматической основой в 2 предложении текста?
1) выбрала место 2) она выбрала место 3) она выбрала

А12. Укажите верную морфологическую характеристику слова два (предложение 8):

1) числительное 2) наречие 4) местоимение
А13. Укажите значение слова загодя (предложение 3):

1) Хорошо 2) Удобно 3) Заранее


ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.


(1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. (3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами. (4)Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. (5)Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики! (7)А какие они нарядные! (8)Небо чистое. (9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10) Счастливого пути, ласточки! (11)Ярко светит солнце. (12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.

В1. Какой тип речи представлен в тексте?

  1. Повествование 2) Описание 3) Рассуждение.

В2. Укажите способ образования слова ВЕТЕРОК (предложение № 12).
В3. Из предложений № 7-9 выпишите относительное прилагательное.
В4. Среди предложений № 8- 12 найдите сложное предложение.
Напишите номер этого сложного предложения.




Контрольный диктант по теме «Правописание: орфография и пунктуация»


Дуб, облюбованный художником

На краю открывшейся поляны у костерочка сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простерты над огнем. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом – рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад, сыпавший трое суток, внезапно прекратился.* По заснеженной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и все вокруг заблестело молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце серебряными и бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы, отбросив от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых березок на другом ее конце.

Живописец схватил кисть. Он работал так быстро, словно боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как после точных и неуловимых мазков кистью оживал, от ветки к ветке зажигаясь солнечным светом, лесной великан.

(По Е. Носову.) (120 слов.)

Грамматическое задание:

1. Морфологический разбор любого причастия.

2. Синтаксический разбор предложения со значком*.

3. Графически объяснить постановку знаков препинания в 5-м и 6-м предложениях.

4. Выделить суффиксы всех причастий и деепричастий.






















Контрольный диктант по теме «Причастие»

Весна.

После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась в город. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились еще не очищенные от снега скаты темно-серых крыш; грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами нестаявший снег.
Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи.
Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали виражи грачи, не смолкавшие ни на одну минуту.
За городом уже пестрело от проталин. Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды. (По Е.Носову) (129 слов)

Задания

1. Выделите причастный оборот:

I вариант – 1-2 абзацы;
II вариант – 3-4 абзацы.

2.Выполните синтаксический разбор предложений:

После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась в город.(1 вариант)

Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали виражи грачи, не смолкавшие ни на одну минуту.(2 вариант)


Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Гроза.

До отлёта ещё оставалось время, и Владимир, поразмыслив, решил пройтись пешком. Он шёл по саду, дышавшему в его лицо зацветающей сиренью. Задумавшись, как-то не обратил внимания на погромыхивание в небе и заметил надвинувшуюся грозу, когда тяжёлая, лохматая туча уже роняла на дорожку увесистые капли. Потом полыхнула молния. Раздался такой раскат, будто рядом рванула сброшенная кем-то с самолёта торпеда.

Над головой Владимира висела туча, подсвеченная по её краям солнцем. На фоне свинцовой тучи, сверкая крыльями, кружили голуби.

Рванул ветер, взвихривая песок, остро жалящий лицо. Хлынул дождь, словно наверху опрокинули лейку. Владимир растерянно огляделся и заметил невдалеке стрелку, указывающую на пешеход. Он спустился в туннель и стал наблюдать водную круговерть. Дождь хлестал порывами, то ослабевая, о припуская. Мутные потоки неслись вдоль тротуара.

(120 слов) (По Б. Полевому).

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Цапли

Поздно вечером плыли мы по Волге. От воды поднимался густой туман. Было тихо. Только изредка плескалась рыба, да с берега раздавались какие-то неясные звуки. Берег уже почти весь окутало мглою. Разлапистые мохнатые ели неприветливо смотрели на нашу лодку.

Вот уже поворот в залив, где был наш лагерь. мало-помалу мы приближались к нему. Вдруг на тёмном болотистом берегу я увидел неясные очертания каких-то довольно больших птиц. Посмотрев в бинокль, я убедился, что это были цапли.

Они стояли на одной ноге, изогнув плечи, причудливо приподняв крылья. Наверно, они собирались тут ночевать.

Неосторожный плеск весла. Цапли испуганно поднялись в воздух, широко раскинув большие крылья, вытянув шеи и ноги. Я видел их всего несколько минут, но они остались в моей памяти надолго.

(119 сл.)

Грамматическое задание

1) Сделать синтаксический разбор последнего предложения 2-го абзаца (I вариант), 1-го предложения 3-го абзаца (II вариант).

2) Объяснить способ образования наречий из 4-го абзаца.




Контрольная работа по теме «Наречие как часть речи»


А1. Выберите и отметьте характеристики, относящиеся к наречию:

а) Наречие – это служебная часть речи.

б) В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, реже – определениями.

в) Наречие – это самостоятельная часть речи.

г) Наречия не изменяются.

д) Наречие объясняет предмет.

е) Наречие обозначает признак действия и признак признака.


А2. В каждом столбике найдите и укажите наречие:

а) сплошной; д) полночь; и) далекий;

б) сплошь; е) спрячь; к) далеко;

в) мелочь; ж) брошь л) удаль

г) отрежь; з) навзничь; м) далек.


А3. От какого слова образовано наречие трудно?
А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность


А4. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.
А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый

А5. Определите группу наречий меры и степени:

а) вдвоем, немного, издали; г) громко, сверху, вчера;

б) очень, втрое, совсем; д) сослепу, накануне, назло;

в) чересчур, наверху, всегда; е) крайне, почти, наверху.


А6. Выделите словосочетание, в котором употреблено наречие цели:

а) оскорбили нарочно; б) шли наугад;

в) работали дружно; г) вернулись невзначай.


А7. Определите значение наречий в каждом из предложений:

Вечером начался дождь.

а) причины; б) времени; в) цели; г) образа действия.

Трижды он приходил к нему.

а) причины; б) времени; в) меры и степени; г) образа действия.

Он относился к нему по-товарищески.

а) причины; б) времени; в) меры и степени; г) образа действия.


А8. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»
А) меры и степени Б) образа действия


А9. Найдите ошибку в определении значения наречия:

а) пошел утром (времени); б) жил поблизости (места);

в) задел умышленно (цели); г) совершенно не узнал (меры и степени);

д) вчера запел (меры и степени).


А10. Укажите группу указательных наречий:

а) туда, где-то, нигде; б) всюду, издалека, везде;

в) там, оттуда, туда; г) кое-где, где-нибудь, негде.


А11. В каждой строке отметьте отрицательные наречия:

а) тут, где, негде, где-то; б) там, ничуть, зачем-то, тогда; в) зачем, когда, куда, никуда.


А12. Определите предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени:

а) Музыка зазвучала громче. б) Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.

в) Его голос громче, чем мой. г) Все товары в этом магазине дороже.

д) Он продавал эту вещь дороже.


А13. Выберите предложение, в котором встречается наречие в превосходной степени:

а) Она была красивее других. б) В этой ситуации он оказался мудрее всех.

в) Спортсмен пробежал дистанцию быстрее всех.


В1. Напишите цифрой количество наречий в предложении.

Вдруг отхлынул от сердца испуг ещё скорее, чем прихлынул.


В2. Укажите степень сравнения наречия в данном предложении.

После бури над землею светит радостней лазурь.


В3. Укажите, каким членом данного предложения является наречие.

Кончил дело – гуляй смело.


В4. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.


В5. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием):

А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке


С1. Опишите, используя наречия, действия собаки/кошки.




Контроль­ный дик­тант по теме «Наречие»


      Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.
      «Берегитесь, ребята!» — неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей скользила навстречу мальчикам. В нескольких шагах от них она замерла, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.
      Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.
      Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх.

(123 слова)

  Грамматическое задание:

  1) Над каждым словом первого (1 в.) второго (2 в.) предложения надпишите, какой частью речи оно является.

  2) Выполните синтаксический разбор первого (1 в.) и пятого (2 в.) предложения.

3) Выполните пунктуационный разбор 6-го предложения.

  4) Выполните морфемный и морфологический разбор двух наречий из текста.

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес. Грибы попадались изредка, но мы проходили бы в течение всего дня, но нам помешал дождь. Вследствие того, что ушли недалеко от лагеря, мы успели добежать до палаток. Тяжёлая синяя туча в виде острого угла выдвинулась откуда-то из-за леса. Сразу стало сумрачно и неуютно.

С лёгким шорохом по траве, по воде прокатилась первая полоса дождя и затихла. Всё вокруг затихло и насторожилось. Вслед за тем опять ударил гром, рванул откуда-то ветер, и вдруг хлынуло так, что всё загудело под напором воды.

В течение получаса продолжался ливень и вдруг совсем смолк. Мы несмело откинули полог палатки. Прямо от наших ног до ближайшего куста, окрашивая его в жёлтый цвет, в виде фонтана круто вверх взметнулась широкая радуга.

(По А. Приставкину) (127 слов)

Задания к тексту:

1) Подчеркните все предлоги.

2) Выполните морфологический разбор производного предлога.



Контрольная работа по теме «Предлог»

Вариант 1


Инструкция для учеников

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А, В, С).

Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или укажите номер предложения.

Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.


Часть 1.


Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.

А. В связи с пугливостью барсука увидеть не очень-то просто.

Б. Барсук зверь очень осторожный.

В. Прежде чем выйти из норы, он осторожно выглядывает, прислушивается, принюхивается.

Г. Сам барсук мирный и ни на кого ненападает.


А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. Б, А, В, Г 2. Б, В, А, Г 3. Б, В, Г, А 4. Б, Г, А, В


А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. А 2. Б 3. В 4. Г

А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

  1. А 2. Б 3. В 4.Г

А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

  1. В связи с – сущ. с предлогом

  2. Выйти – глагол

  3. Он – местоимение

  4. На –предлог

А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Г?

  1. Барсук не нападает

  2. Барсук мирный и не нападает

  3. Сам барсук не нападает

  4. Барсук мирный


А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. ЗвОнишь

  2. УглубИть

  3. ДиспАнсер

  4. НенАвисть


А 7. В каком случае выделенное слово является предлогом?

  1. В течении реки попали льдины

  2. Впереди показался всадник.

  3. Впереди отряда ехал командир.

  4. Вокруг все было тихо.


А8. В каком случае выделенное слово пишется слитно?

  1. (В)следствии по делу о правонарушениях включаются показания как обвиняемых, так и свидетелей.

  2. (В)следствие сильной жары река обмелела.

  3. Мой брат переселился (со)всем своим имуществом.

  4. (В)продолжение разговора хозяин косо на нас посматривал.


А9. Укажите словосочетание с пространственным значением предлога.

1. Опоздать из-за дождя

2. Средство от комаров

3. Спрятаться за тучу

4. Взболтать перед употреблением


А10. Укажите пример с непроизводным предлогом.

1. Справились благодаря помощи.

2. Жил напротив школы.

3. Опоздать ввиду непогоды .

4. Лежал под навесом .


А11. В каком случае допущена ошибка в написании предлога?

1. Договориться насчёт экскурсии.

2. Что-то вроде цветка.

3 . Остановиться вблизи вокзала.

4. Ждать в течении года.


А 12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении предлога.

1. Нам надо было оплатить за проезд.

2. Она смеялась от всей души.

3. В молодости своей служил он в гвардии.

4. Снег ещё лежал сугробами в лесах и в глубоких оврагах.


А 13. В каком предложении нет предлогов?

1. Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин.

2. Вдруг несколько увесистых камней покатились вниз.

3. Ввиду сильного дождя наш поход пришлось отложить.

4. Вода в пруду была покрыта опавшими листьями.


А 14. В каком примере на месте пропуска пишется буква и?

  1. По мер... продвижения вперёд

  2. Разрешить (в)вид... исключения

  3. Наподоби... круглого шара

  4. В течени... реки


Часть 2.


Прочитайте текст и выполните задания А15-А17, В1-В6

(1)В течение долгого времени учёные наблюдали за дельфинами. (2) Было замечено, что дельфины иногда сами выбрасываются на берег по неизвестной причине. (3) Рыбаки утверждают, что они увлекаются погоней за рыбой и садятся на мель. (4) Дельфины погибнут, если им не помогут люди. (5) Но помочь дельфинам трудно. (6) Они тяжёлые, скользкие, сильно бьются. (7) Многие из них так ослабевают, что тонут, если их опустить в воду. (8) В продолжение нескольких часов люди пытаются вернуть дельфинов в их родную стихию.


А 15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1. На помощь дельфинам приходят люди.

2. Учёные пока не могут сказать, по какой причине дельфины выбрасываются на берег.

3. Вернуть животных в море не составляет никакого труда.

4. Без помощи людей дельфины не могут вернуться в воду.


А 16. В каком значении употреблено слово СТИХИЯ в предложении 8?

Неорганизованная сила, действующая в социальной среде.

Окружающая привычная среда, обстановка.

Явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила.

А 17. Какой вариант является синонимом к слову САДЯТСЯ в предложении 3?

Принимать сидячее положение

Останавливаться, застревать, натолкнувшись на что-л. при движении.

Приступать к какому-л. делу, занятию, связанному с пребыванием в сидячем положении.

Опускаться на что-л., прекращая движение, полет

В1. Из предложений 7-8 выпишите производный предлог.

В2. Какой частью речи является слово В ТЕЧЕНИЕ в предложении 1.

В3. Из предложения 3 выпишите все предлоги.

В4. Из предложения 7 выпишите предлог с существительным в винительном падеже.

В5. Среди предложений 1-4 найдите такое, где есть однородные члены предложения.


Часть 3


Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.(5-6 предложений)


Контрольная работа по теме «Предлог»

Вариант 2


Инструкция для учеников

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А, В, С).

Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или укажите номер предложения.

Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.


Часть 1.


Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.

А. Присмотришься в эту пору в лесу и заметишь, что поднимается настроение птиц.

Б. Вся природа окутана мудростью заснеженой тишины.

В. А где-то на верхушке сосны неподвижно сидит подкарауливая добычу лесной разбойник-сорокопут.

Г. Первым об этом заявляет большой пестрый дятел.


А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. Б, В, А, Г 2. Б, А, Г, В 3. Б, Г, В, А 4. Г, Б, В, А

А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. А 2. Б 3. В 4. Г

А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

  1. А 2. Б 3. В 4. Г

А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

  1. Окутана – глагол

  2. Подкарауливая – деепричастие

  3. Об – предлог

  4. Неподвижно- наречие

А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Б?

  1. Вся природа окутана.

  2. Природа окутана.

  3. Природа окутана мудростью.

  4. Вся природа окутана мудростью.

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. ПринЯл

  2. ЦентнЕр

  3. ХодАтайство

  4. ФорзАц

А 7. В каком случае выделенное слово является предлогом?

  1. Исходить лес вдоль и поперек.

  2. Мы ушли, благодаря за хороший прием.

  3. Попасть в течение реки.

  4. Тропинка шла  вдоль обрыва.

А8. В каком случае производный предлог пишется раздельно?

1. Застрял (по)среди улицы

2. (В)следствие сильных заморозков

3. Отстал (по)причине болезни

4. Пойти (в)место меня


А 9. В каком предложении нет составного предлога?

1. В связи с морозами занятия в школе были отменены.

2. По случаю праздника все старшеклассники собрались в актовом зале.

3. Вблизи нашего дома построили подземный переход.

4. Этот диалог мы слушали в продолжение часа.


А 10. Укажите пример с производным предлогом.

1. Писатель долгое время находился в заключении в Петропавловской крепости.

2. Несмотря на разбушевавшуюся грозу, туристы продолжали идти вперёд.

3. В течении сибирских рек часто встречаются пороги.

4. Он шёл по тротуару, не смотря себе под ноги.


А11. В каком случае допущена ошибка в написании предлога?

  1. В течение прошлого лета было много солнечных дней.

  2. Вследствие разлива речки нам пришлось ехать дальней дорогой.

  3. В заключение преподаватель прочитал наизусть несколько стихотворений А.С.Пушкина.

  4. В продолжении лета наша группа работала отлично

А 12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении предлога.

  1. Иван вернулся из школы поздно.

  2. Я очень скучаю по сыну.

  3. Вопреки прогнозов погода улучшилась.

  4. По окончании школы поступил в институт.


А 13. В каком предложении нет предлогов?

  1. Задержались из-за поломки автомобиля.

  2. Несмотря на усталость, мы шли дальше.

  3. Нелегко в следствии отыскать ошибки.

  4. Пуля прожужжала мимо.

А 14. В каком примере на месте пропуска пишется буква и?

  1. В течени.. целой зимы ни на минуту не ослабевает мороз.

  2. Забыть  вследстви.. болезни.

  3.  Внести изменения в следстви.. .

  4.  Впоследстви.. я не узнал ничего нового.


Часть 2.


Прочитайте текст и выполните задания А15-А17, В1-В6

(1)Когда – то считалось, что предсказывать будущее могут только прорицатели, наделённые способностью предугадывать события. (2)На самом же деле все мы ежедневно и ежечасно занимаемся довольно точными предсказаниями. (3)Вот вы собираетесь в школу и берёте с собой ручку.(4) Почему? (5)Вы предугадываете события, так как ручка вам обязательно понадобится.(6)Вы отправляетесь за город и на вокзале покупаете билет не только туда, но и обратно.(7) Опять предугадали события! (8)Так мы легко убеждаемся, что человек постоянно живёт не только в настоящем, но в прошлом и в  будущем. (9)И всё это по причине того, что у него есть память. (10)Память – это способность человека запечатлевать в головном мозге, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал.(11) Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их следующим поколениям.


А 15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. В настоящее время предсказывать будущее могут только прорицатели.

  2. Человек живет не только в настоящем, но в прошлом и в  будущем.

  3. Благодаря памяти люди могут передавать опыт следующим поколениям.

  4. Мы ежедневно и ежечасно занимаемся довольно точными предсказаниями.


А 16. В каком значении употреблено слово ОПЫТ в предложении 11?

  1. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем.

  2. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь.

  3. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.

А 17. Какой вариант является синонимом к слову ЗАПЕЧАТЛЕВАТЬ в предложении 10?

  1. Воплощать 2. Закреплять 3. Отмечать, ознаменовывать 4. Ставить печать


В1. Из предложений 8-10 выпишите производный предлог.

В2. Какой частью речи является слово БЛАГОДАРЯ в предложении 11.

В3.Из предложения 3 выпишите все предлоги.

В4. Из предложения 6 выпишите предлог с существительным в предложном падеже.

В5. Укажите номер предложения (среди 1-5), в котором есть причастный оборот.


Часть 3

Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Напишите рассуждение на тему «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего» или «Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать». (5-6 предложений)





Контроль­ный дик­тант по теме «Правопи­сание сою­зов»

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, будто в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в такой же сосуд. Звуки эти заполнили всё пространство между рекой и небосводом. Это летели журавли.

  Я поднял голову, чтобы лучше их рассмотреть. По береговой просёлочной дороге ехал грузовичок. Его шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

  Этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам - совершенное творение природы.

  Птицы прощались с Россией, с её болотами и чащобами. Оттуда уже сочился осенний воздух, отдающий свежестью.

   ...Я пишу это, несмотря на позднюю ночь. Осени за окном не видно, зато стоит выйти на крыльцо, как она окружит тебя. Осень настойчиво дышит в лицо холодным горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды. Она будто перешёптывается с последней листвой, облетающей непрерывно днём и ночью.

(По Ч. Айтматову)

(130 слов)

  Грамматическое задание:

1 вариант

  1) Выпишите все союзы из первого абзаца и охарактеризуйте их.

2) Сделайте синтаксический разбор шестого предложения.

3) Выпишите одно предложение с причастным оборотом, выделите его графически, дайте характеристику причастия.

2 вариант

  1) Выпишите все союзы из второго абзаца и охарактеризуйте их.

2) Сделайте синтаксический разбор 12 предложения.

3) Выпишите одно предложение с причастным оборотом, выделите его графически, дайте характеристику причастия.




Контрольный диктант по теме «Частица»


***

  На террасе старой усадьбы сидел заяц. Я не поверил своим глазам, а заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером присесть.

  Я собирался давно описать историю этого дома, но как ни бился, не мог найти главного героя. Теперь же вот на место главного героя уселся заяц.

  Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и вдруг пропал.

  На этот раз мне всё-таки не удалось сделать героем рассказа зайца. Мало-помалу я дал ему черты мальчика, каким был я сам. А имя оставил всё-таки заячье: Курымушка. Едва ли стал бы кто-нибудь читать рассказ о моей обыкновенной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе не явился мне таинственный зайчик. Именно он подтолкнул меня написать сказку, близкую к моей собственной жизни, но и очень далёкую.

(По М. Пришвину)

(150 слов)

 

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста все частицы, определите их разряд.

  2. Найдите в тексте причастный оборот, выделите его графически.

  3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Даже сильный ветер, стремительно носившийся по улицам, дул по-весеннему неровно, прерывисто, точно вздрагивая, путаясь и шаля.























Контрольная работа по теме «Служебные части речи»


Предлог


1. В каком предложении нет предлога?

1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.

2) Плохо, когда не с кем поговорить.

3) Дом напротив построили лет десять назад.

4) Остановка находится около школы.


2. Какой предлог является непроизводным?

1) в течение

2) ввиду

3) вместо

4) при


3. Укажите пример раздельного написания предлога.

1)звонил (в)продолжение получаса

2) двигаться (на)встречу ветру

3) узнали (на)счёт контрольной

4) выступит (в)место меня


4. Из данного предложения выпишите производный предлог.

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

5.Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной Синие ночи царицы. А к царевне с вышки голубиной Прилетали белые птицы (А. Блок).

1. Один. 2. Два. 3. Три. 4. Четыре.

6. Каким членом предложения является предлог?

1. Обстоятельством. 2. Дополнением.

3. Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

7. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.

1. Из-за шторы, около сада, под елью.

2. В течение дня, перед рассветом, через минуту.

3. Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.

4. Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.

А. Причинное значение. Б. Значение цели. В. Значение пространства (места).

Г. Временное значение.

8. Проанализируйте написание производных предлогов.

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.

2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

9. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.

1. В течен.. реки, в продолжен.. повести, в заключен.. не был.

2. В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

10. С какими падежными формами употреблены предлоги?

1. Солнце клонилось к закату (Ф. Сологуб).

2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени... (А. Перегудов).

3. Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф. Сологуб).

4. Мама ещё на сенокосе, скоро придёт... (В. Белов).

5. С холодами перелёты птиц уменьшились (А. Яковлев).

А. Родительный падеж. Б. Дательный падеж. В. Винительный падеж. Г. Творительный падеж. Д. Предложный падеж.

11. Определи, что выражает предлог как часть речи:

а) различные оттенки значений;

б) различные чувства;

в) отношение говорящего к высказываемому;

г) зависимость одного слова от другого.















Союз

1. Сколько союзов в стихотворном отрывке?

А если, а если к труду
Ты рвёшься из далей бесплотных, —
Дай руку, товарищ плотник!
Тебя я на верфь приведу (П. Антокольский).

1. Один союз а если. 2. Два союза: а, если. 3. Более двух союзов.

2. Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкций, то укажите, какие конструкции связываются.

1. Главное и зависимое слово в словосочетании. 2. Однородные члены предложения.

3. Части (простые предложения) в составе сложного предложения.

3. Назовите тип союза и определите, что он связывает.

1. Лев Павлович на ходу, расстёгивая шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру (М. Козаков).

2. Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств (П. Антокольский).

3. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги (К. Паустовский).

А. Сочинительный союз, связывающий однородные члены.

Б. Сочинительный союз, связывающий части сложносочинённого предложения.

В. Подчинительный союз, связывающий части сложноподчинённого предложения.

4. К какому разряду относятся сочинительные союзы?

1. А, но, зато, однако.

2. И, да, тоже, также.

3. Или, либо, то ... то.

А. Соединительные. Б. Разделительные. В. Противительные.

5. К какому разряду относятся подчинительные союзы?

1. Иногда ему казалось, что он теряет сознание (В. Катаев).

2. Он говорил по-русски, хотя и не совсем правильно и с иностранным акцентом... (Е. Водовозова).

3. Верховская, когда находилась в хорошем настроении, была доброю, милою, умною, даже обворожительною (Е. Водовозова).

4. Он играет на трембите звонко, чтоб случайно не отстать ягнёнку, чтобы друг друга пастухи слыхали, призывая эхо горных далей (Н. Кончаловская).

А. Временные. Б. Причинные. В. Целевые. Г. Уступительные. Д. Изъяснительные.

6. Определите тип союза по строению.

1. А, и, что, хотя, как, словно.

2. Как будто, с тех пор как, потому что, до тех пор пока.

А. Простые союзы. Б. Составные союзы.

7. Укажите составной союз.

1. Даниил Андреев не только в стихах, поэмах, но и в прозаической «Розе Мира» поэт (А. Андреева).

2. Уже смеркалось, как он вернулся (И. Тургенев).

3. Звёзды видны, а месяц ещё не всходил (Л. Толстой).

8. Раздельно пишутся слова в предложениях:


а) Слева от дороги то(же) были холмы.

б) Лес так(же) хорош, как и три года назад.

в) То(же) слово, да не так бы молвил.

г) Что(бы) осмотреть другие холмы, нам пришлось пройти пеш­ком дальше по долине.

д) Что(бы) вы нам пожелали перед отъездом?

е) Убранство других комнат так(же) не отличалось комфортом.

ж) Кругом всё было так(же) тихо, как накануне.

9. Выпиши номера пропусков, где необходимо поставить запятые.

а) По мере того 1_ как приближался день нашего выступления _2

наше волнение _3 усиливалось.___________

б) Мы очень поздно вышли из дома _1 вследствие чего _2 не успели к открытию спартакиады.___________


в) Отряд остановился 1_ так _2 как впереди была отвесная скала.___________

г) Слышится _1 то шёпот _2 то осторожный шелест.___________


д) Судьба этих уникальных животных не может не волновать _1

не только ученых 2_ но и всех защитников 3_ и любителей при­роды. ___________

е) Для того _1 чтобы добраться до озера 2_ потребовалось нема­ло времени.___________

ж) Так _1 как брат вовремя не приобрёл билет 2_ он не смог при­сутствовать на матче.___________



Частица

1. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А. Слитное написание союза. Б. Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

2. Укажите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения.

Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов).

1. Слово моя — с указательным значением. 2. Слово пусть — формирующее значение повелительного наклонения.

3. Слово не — отрицание.

3. Какие дополнительные оттенки вносят частицы?

1. Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал?

2. Вот мой дом. Вон там гора.

3. Что за аромат! Куда уж тебе!

А. Оттенок указательности. Б. Вопросительные. В. Восклицательные: оттенок эмоциональности.

4. Какие формы глагола образованы с помощью частиц?

1. Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает» (Е. Водовозова).

2. Вот бы с ними нам потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская).

А. Форма повелительного наклонения. Б. Форма сослагательного (условного) наклонения.

5. Найди соответствия:


а) даже, ни, ведь, всё-таки, уж □ модальные (ограничи­тельные) частицы


б) что за, как □ модальные (указатель­ные) частицы


в) давай, пусть, пускай □ модальные (восклица­тельные) частицы


г) вот, вон □ формообразующие частицы


д) только, лишь, исключительно □ модальные (усилитель­ные) частицы


6. Укажи вопросительные частицы:


а) именно, как раз;

б) что за, как;

в) неужели, разве;

г) вряд ли, едва ли;

д) даже, же.


7. Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «ни».

а) Я н__чуть н__испугался.

б) На небе н__облачка.

в) В тумане н__были видны н__строения, н__сады, н__люди.

г) Кто бы н__входил, всех встречали приветливо.

д) Чего только н__было на столе!

е) На небе н__одного просвета.

ж)Мне н_ разу н__удалось съездить в горы.


8. Определи ряд, в котором «ни» употреблено в одном из словосочетаний:

а) н__мог н__сказать; н__сколько лет;

б) н__с кем н__знаком; н__чего искать;

в) нет н__конца, н__краю; н__нуждался в помощи;

г) н__раз убеждался в этом; н__у кого н__брал.


9. Выбери предложение, в котором употреблена частица «не».

а) Сколько волка н__корми, он всё в лес смотрит.

б) Н__исследованная до сих пор местность привлекала внимание учёных.

в) Н__чем тебе похвалиться.

г) Он был н__рыба н__мясо.


10. Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «не»


а) Н__ один ко мне н__ пришёл во время болезни.

б) Я н__ мог н__ рассмеяться, услышав его рассказ.

в) Н__сколько он н__ изменился за эти годы.

г) Н_раз я посещал эти восхительные места.

д) Пожалели те,кто н_пришёл.

е) Н__ в чем было его обвинять.

ж) Он вёл себя как н__ в чём н__ бывало.


11. Определи ряд, в котором «не» употреблено в одном из словосочетаний:


а) н__в чем обвинить; н__чем гордиться;

б) н__чуть н__испугался; н__чего интересного;

в) н__раз виделся; н__свет н__заря проснулся;

г) н__кто н__знал; н__кого н__видел.


12. Выбери предложение, в котором употреблена частица «ни».


а) Задача, к сожалению, так и н__была решена.

б) Как мы н__торопились к поезду, мы всё же опоздали.

в) Где только мы н__побывали в это лето!

г) Н__кто н__знал вошедшего в зал человека.






































Итоговый контрольный диктант

 

 Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в лесу полегла, но один маленький подсолнечник всё не мог осыпаться и доцвести. Рыхлые тучи, цепляясь за облетевшие кусты, тащились над лугами.

  По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять стадо в луга. Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнату, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах.

  Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом. Он был известным художником. А в селе не было никого, с кем можно было говорить о картинах. Изредка заходил сторож Тихон. Глядя на картины, он громко вздыхал: "Работа натуральная!"

  Тихон хлопотал часто без толку, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их и колол на дрова.

(По К. Паустовскому)

(140 слов)

 

  Грамматические задания:

 1. Выпишите из текста:

  - предлог;

  - частицу;

  - сочинительный союз;

  - подчинительный союз;

  - наречие;

  - деепричастие;

  - страдательное причастие.

  1. Сделайте синтаксический разбор (1вариант) четвертого предложения: (2 вариант) восьмого предложения.


Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

I. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Далеко (далеко) жили снежинки. 2) Родились они в обл…ке пролетавш…м высоко над землей и каждая из них была (по)своему красива. 3)Одна была похожа на бл…стающие искорки другая напоминала (серебристо)белый иней третья сверкала, как драгоце(н,нн)ый камень.
4) Земля (не)терпеливо ожидала появления снежинок. 5)Ей то(же) хотелось одет?ся (по)праздничному. 6) Но ветер (не)давая снежинкам медле(н,нн)о спускат?ся на землю закружил их в воздухе подбрасывая заставляя плясать под свою (не)угомо(н,нн)ую музыку.
7)(Не)смотря на старания ветра, снежинки опускались на землю покрывая ее сверху белым покрывалом. 8)За снежным потоком (не)было видно (ни) поля (ни) леса (ни) реч…нки. 9)Одни путешестве(н,нн)ицы л…жились на склоне оврагов другие ра…пол…гались на ночлег в лесу. 10)Были и такие которые (не)осторожно опускались посреди дороги.
11)На земле волшебно пр…ображе(н,нн)ой ра…ст…лался белый ковер.

II. Выполните задания 1-8. В ответе записывайте слово и номер предложения.

  1. Из предложений 9-11 выпишите слово с чередованием гласной Е-И в корнях.

  2. Из предложений 8-10 выпишите слово с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок».

  3. Из предложений 9-11 выпишите причастие, в котором пишется НН.

  4. Из предложений 4-6 выпишите слово, которое с НЕ пишется раздельно. Укажите часть речи.

  5. Из предложений 7-10 выпишите сочинительный союз. Укажите номер этого предложения.

  6. Среди предложений 7-10 найдите предложение, осложнённое деепричастным оборотом. Укажите номер этого предложения.

  7. Среди предложений 1-3 найдите предложение с причастным оборотом. Укажите номер этого предложения.

  8. Укажите количество основ в 10 предложении.

Вариант 2.

I. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

1)Мы ра…пол…жились на берегу (не)большой реч…нки решив сначала (не)надолго остановит?ся здесь. 2)Но (в) течени… короткого времени небо сплошь покрылось обл…ками. 3)Пришлось отыскать (не)далеко от берега в лесу полянку окруже(н,нн)ую со всех сторон бере…ками. 4)Решили заночевать здесь (по)тому что тут было удобно установить палатки и разл…жить к…стер.
5)Между тем обл…ка (с,з)бивш…еся в кучу медле(н,нн)о превр…щались в грозовую тучу заст…лавшую все небо. 6)И края ее были посеребре(н,нн)ы каким(то) чудес…ным светом. 7) Небо затянулось тяж…лой пеленой нахмурилось (по)осе(н,нн)ему и начался (не)умолкающий ни на минуту ливень. 8)Лишь к утру он прекратился. 9) Заголубело небо очистивш…еся от туч но земля еще хранила следы (не)погоды. 10)Справ(о,а) и слев(о,а) от палаток переливаясь в лучах солнца бл…стели лужицы.

II. Выполните задания 1-8. В ответе записывайте слово и номер предложения.

1.Из предложений 4-6 выпишите слово с чередованием гласной Е-И в корнях.

2.Из предложений 4-6 выпишите слово с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок».

3.Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором пишется одна Н.

4.Из предложений 7-9 выпишите слово, которое с НЕ пишется раздельно. Укажите часть речи.

5.Из предложений 6-8 выпишите сочинительный союз. Укажите номер этого предложения.

6.Среди предложений 8-10 найдите предложение, осложнённое деепричастным оборотом. Укажите номер этого предложения.

7.Среди предложений 5-7 найдите предложение с причастным оборотом, выделенным запятыми. Укажите номер этого предложения.

8.Укажите количество основ в 7 предложении.

Ответы к заданиям:

Вариант 1. Вариант 2.

  1. Расстилался. 1. Застилавшую.

  2. Располагались. 2. Разложить.

  3. Преображённой. 3. Посеребрены.

  4. Не давая- деепричастие. 4. Не умолкающий ни на минуту- причастие.

  5. Ни-ни-ни. № 8. 5. И, № 7.

  6. № 7. 6. № 10.

  7. № 2. 7. № 5.

  8. 2. 8.2















НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка диктантов

Вид

диктанта

оценка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.



2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

0 орф. – 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

0 орф. - 7 пункт.

*в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт.

*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок


При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Критерии оценивания тестовых работ

по русскому языку


Система оценивания тестовой работы

За верное выполнение каждого задания работы обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале:

80% от максимальной суммы баллов - «5»;

60 – 80% - оценка «4»;

40 -60 - оценка «3»;

0 -40% - оценка «2».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения1

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы


1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной

мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

оценка

Основные критерии оценки

содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических кон­струкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматиче­ская ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незна­чительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном досто­верно, но имеются единичные факти­ческие неточности.

3. Имеются незначительные нару­шения последовательности в изло­жении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается един­ством и достаточной выразитель­ностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографи­ческие и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографичес­кая и 3 пунктуационные ошиб­ки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфо­графических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки


«3»

1. В работе допущены существен­ные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные факти­ческие неточности.

3. Допущены отдельные наруше­ния последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конст­рукции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выра­зительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки,

или

3 орфографи­ческие ошибки и 5 пунктуа­ционных ошибок,

или

7 пунк­туационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 5 классе - 5 орфографиче­ских ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки


«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 не­дочетов в содержании и до 7 рече­вых недочетов.

Допускаются:

7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.



Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Напри­мер, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунк­туационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положитель­ной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправле­ниях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!