Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 9 класса
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
с грамматическим заданием по теме «Простые и сложные предложения».
Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!
Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2001. (стр. 116)
Грамматическое задание
Графически обозначить пунктограммы в простых и сложных предложениях.
Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение»
Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течениe двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова...», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно , однако, забылась, и только в конце XVIII века после обнаружения единственно уцелевшего списка она зазвучала с новой силой. (166 слов.)
(По Б. Рыбакову.)
Грамматическое задание по теме «Сложносочиненное предложение»
I вариант
1.Найдите неверное утверждение.
Простые предложения, объединяясь в сложные по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
Союзные сложные предложения бывают сложносочинёнными и сложноподчинёнными.
2.Определите вид предложения.
Стиснутая черными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
1. Предложение простое.
2. ССП.
3. СПП.
4. БСП.
3.Найдите среди данных предложений ССП.
1. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми корзинами.
2. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
3. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
4. В предложении опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Днём дул лёгкий ветерок и перепадал снежок.
5.Найдите СПП.
1.Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
2.Мост снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось делать большой крюк.
3.Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.
4.Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
6.Прочитайте предложение:
Только исследую какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.
Придаточное предложение в нём стоит:
1.Перед главным предложением.
2.После главного предложения.
3.В середине главного предложения.
7.Замените простое предложение с обособленными членами сложноподчинённым предложением.
Выйдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
8.Составьте из двух простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Дать схему и характеристику предложению?
Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным убеждаешься что он не успел рассказать нам и сотой доли того что превосходно видел и знал.
2 вариант.
1.Найдите неверное утверждение.
Простые предложения, объединяясь в сложные по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
Союзные сложные предложения бывают сложносочинёнными и сложноподчинёнными.
2.Определите вид предложения.
Стиснутая черными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
1. Предложение простое. 2. ССП. 3. СПП. 4. БСП.
3.Найдите среди данных предложений ССП.
1. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми корзинами.
2. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
3. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
4. В предложении опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Днём дул лёгкий ветерок и перепадал снежок.
5.Найдите СПП.
1.Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
2.Мост снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось делать большой крюк.
3.Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.
4.Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
6.Прочитайте предложение:
Только исследую какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.
Придаточное предложение в нём стоит:
1.Перед главным предложением.
2.После главного предложения.
3.В середине главного предложения.
7.Замените простое предложение с обособленными членами сложноподчинённым предложением.
Выйдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
8.Составьте из двух простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Дать схему и характеристику предложению? 1.Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шёпотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»
Дуб.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его.
Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад. Все было полно, тенисто и густо. И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, поддерживая общее настроение, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, который он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя – ничего не было видно. Сквозь жесткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб, - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинно весеннее чувство радости и обновления.
(149 слов) (По Л. Толстому)
Грамматическое задание:
1. Выполнить синтаксический разбор предложения:
1-ый вариант - первое предложение первого абзаца; 2-ой вариант третье - предложение второго абзаца.
Подчеркнуть грамматические основы, дать схемы сложных предложений, определить вид придаточных, вид подчинения.
Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Кусака
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
Грамматические задания.
1 вариант.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1) Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.
2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке
2 вариант.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
2). Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи
Контрольный диктант по теме «Сложное предложение с различными видами связи»
Шёл уже двадцать третий год моего пребывания на острове, и я успел до такой степени освоиться с этой жизнью, что, если бы не боязнь дикарей, которые могли потревожить меня, я бы охотно согласился провести здесь весь остаток моих дней до последнего часа. Я придумал себе несколько маленьких развлечений, благодаря которым время протекало для меня гораздо веселее, чем прежде.
Я научил говорить своего Попку, и он так мило болтал, произносил слова так раздельно и внятно, что было большим удовольствием слушать его. Он прожил у меня не менее двадцати шести лет. Как долго жил он потом, я не знаю; впрочем, я слышал в Бразилии, что попугаи живут по сто лет. Может быть, верный мой Попка и теперь еще летает по острову, призывая бедного Робина Круза. Не дай бог ни одному англичанину попасть на мой остров и услышать его: бедняга, с которым случилось бы такое несчастье, наверное, принял бы моего Попку за дьявола.
Мой пес был мне верным и преданным другом в течение шестнадцати лет; он околел от старости. Что касается моих кошек, то, как я уже говорил, они так расплодились, что я принужден был стрелять по ним несколько раз, иначе они загрызли бы меня и уничтожили все мои запасы... Кроме того, я всегда держал при себе двух-трех козлят, которых приучал есть из своих рук. Затем я приручил несколько морских птиц, названий которых не знал. Всем им я подрезал крылья, так что они не могли улететь.
Те молодые деревца, которые я насадил перед своею крепостью, чтобы лучше скрыть ее на случай появления дикарей, разрослись в густую рощу, и мои птицы поселились в этой роще и плодились, что меня очень радовало. Таким образом, повторяю, я чувствовал себя покойно и хорошо... (Даниэль Дефо. Робинзон Крузо)
Грамматическое задание:
Построить схемы предложений: I вариант — второго абзаца, II вариант — третьего абзаца.
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса
Вариант 1
1. Определите тип предложения: Мальчик пишет, а девочка читает.
а) простое предложение с однородными членами;
б) простое предложение с обособленным определением;
в) простое предложение с обособленным обстоятельством;
г) сложное предложение.
2. Определите тип предложения: В лучах заходящего солнца блестит, переливается золотом река.
а) простое предложение с однородными членами;
б) простое предложение с обособленным определением;
в) простое предложение с обособленным обстоятельством;
г) сложное предложение.
3. Найдите сложное предложение.
а) Я простился и пошел домой.
б) Она то посидит, то походит.
в) Она покраснела, когда мы пришли.
г) Мне весело.
д) Я смирился со всем.
е) Сегодня на улице хорошая погода.
4. Определите вид предложения: Я проснулся и увидел, что лунная ночь еще более побелела.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
5. Определите вид предложения: Переулок был весь в садах, и у заборов, бросавших теперь, при луне, широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
6. Определите вид предложения: На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
7. Определите вид предложения: Ночи стучат, посуда звенит, масло шипит.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
8. Найдите сложносочиненные предложения.
а) Уж солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску.
б) Перед ним стелется равнина, где ели изредка взошли.
в) Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
г) Все ждали сильного половодья, потому что зима была снежная.
д) Хаджи-Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело.
е) Ему стало досадно, и он стал браниться в запертую дверь ногой и шашкой.
9. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Ночная мгла на город трепетный сошла, но долго жители не спали.
а) ССП с соединительным союзом;
б) ССП с противительным союзом;
в) ССП с разделительным союзом;
г) ССП с соединительным и противительным союзами;
д) ССП с соединительным и разделительным союзами;
е) ССП с противительным и разделительным союзами.
10. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.
а) ССП с соединительным союзом;
б) ССП с противительным союзом;
в) ССП с разделительным союзом;
г) ССП с соединительным и противительным союзами;
д) ССП с соединительным и разделительным союзами;
е) ССП с противительным и разделительным союзами.
11. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
а) ССП с соединительным союзом;
б) ССП с противительным союзом;
в) ССП с разделительным союзом;
г) ССП с соединительным и противительным союзами;
д) ССП с соединительным и разделительным союзами;
е) ССП с противительным и разделительным союзами.
12. Найдите сложноподчиненные предложения.
а) Авдотью страх разобрал такой, что колени у ней задрожали.
б) Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
в) Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо.
г) Я не ручаюсь, что это мое увлечение сможет продолжаться долго.
д) В лес идет – домой глядит, из лесу идет – в лес глядит.
е) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
13. Определите вид придаточного предложения: Сегодня нужно заниматься теми делами, которые будут полезными для твоего здоровья.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
14. Определите вид придаточного предложения: Когда мы вернулись с прогулки, наступил вечер.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
15. Определите вид придаточного предложения: Если бы ты музыкой была, я тебя бы слушал неотрывно.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
16. Определите вид придаточного предложения: Я не знаю, когда мама вернется.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
17. Определите вид придаточного предложения: В городе Павел не видел звёзд, потому что мешали фонари.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
18. Найдите бессоюзные сложные предложения.
а) Испугалась она, а все лицо расцветало радостью.
б) Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.
в) Я не мог уснуть: передо мной во мраке вставали события сегодняшнего дня.
г) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошел в ямскую избу.
д) Об одном прошу вас: стреляйте скорее.
е) Ловкость и щегольство молодого франта не понравилось гордому боярину, который и прозвал его остроумно французскою обезьяной.
19. Определите смысловые отношения в БСП: Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.
а) причина;
б) пояснение;
в) время;
г) сравнение;
д) следствие.
20. Определите смысловые отношения в БСП: Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
а) причина;
б) пояснение;
в) время;
г) сравнение;
д) следствие.
21. Определите смысловые отношения в БСП: Земля кругла – на ней не скроешь тайны.
а) причина;
б) пояснение;
в) время;
г) сравнение;
д) следствие.
22. Найдите предложение с пунктуационными ошибками.
а) Солнце поднимается над лугами, и я невольно улыбаюсь от радости.
б) Слабо шурша, падали шишки: вздыхая, шумел лес.
в) Меня покоряла музыка стихов: только в стихах раскрывалось до предела певучее богатство русского языка.
г) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.
23. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
а) ССП, перед союзом и нужно ставить запятую.
б) ПП с однородными членами, перед одиночным союзом и запятая не нужна.
в) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая между частями СП не ставится.
г) ССП с общим второстепенным членом, поэтому нужно поставить запятую между частями СП.
24. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: Печален я со мною друга нет с кем долгую запил бы я разлуку кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет.
а) ССП, между частями сложного предложения ставится запятая.
б) СПП, между частями сложного предложения ставится запятая.
в) БСП, между частями сложного предложения ставится двоеточие.
г) СП с разными видами связи: между первой и второй частью бессоюзная связь (нужно ставить двоеточие), между второй и третьей –подчинительная (нужно ставить запятую).
25. В каком предложении между частями бессоюзного сложного предложения нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
а) Я не знаю куда он ушел.
б) Помни все хорошее от человека.
в) Мама придёт когда совсем будет темно.
г) Мы не знали что нам делать.
Вариант 2
1. Определите тип предложения: Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом.
а) простое предложение с однородными членами;
б) простое предложение с обособленным определением;
в) простое предложение с обособленным обстоятельством;
г) сложное предложение.
2. Определите тип предложения: Читатель догадается, что на другой день Лиза не замедлила явиться в роще.
а) простое предложение с однородными членами;
б) простое предложение с обособленным определением;
в) простое предложение с обособленным обстоятельством;
г) сложное предложение.
3. Найдите сложные предложения.
а) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца.
б) Эти два стиха, сказанные Пушкиным об Ольге, гораздо больше идут Татьяне.
в) Осень предупреждала о своём приходе то сухим листком, то маленькой зеленой гусеницей, спускавшейся на паутине мне прямо на голову.
г) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
д) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
е) Татьяна верила преданиям простонародной старины.
4. Определите вид предложения: Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
5. Определите вид предложения: Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
6. Определите вид предложения: Странный старичок заговорил очень протяжно, и звук его голоса поразил меня.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
7. Определите вид предложения: Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
8. Найдите сложносочиненные предложения.
а) Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.
б) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
в) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.
г) Кучер тронул вожжами, и тройка унеслась в степь.
д) Кроме Вали и Степы, в садике присутствовал незнакомый паренек.
е) Начинало темнеть, и на небе зажигались звёзды.
9. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.
а) ССП с соединительным союзом;
б) ССП с противительным союзом;
в) ССП с разделительным союзом;
г) ССП с соединительным и противительным союзами;
д) ССП с соединительным и разделительным союзами;
е) ССП с противительным и разделительным союзами.
10. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет.
а) ССП с соединительным союзом;
б) ССП с противительным союзом;
в) ССП с разделительным союзом;
г) ССП с соединительным и противительным союзами;
д) ССП с соединительным и разделительным союзами;
е) ССП с противительным и разделительным союзами.
11. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного времени.
а) ССП с соединительным союзом;
б) ССП с противительным союзом;
в) ССП с разделительным союзом;
г) ССП с соединительным и противительным союзами;
д) ССП с соединительным и разделительным союзами;
е) ССП с противительным и разделительным союзами.
12. Найдите сложноподчиненные предложения.
а) Всё гремело, вздрагивало, отталкивало звуки.
б) Я объяснил всё ему.
в) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену.
г) Молнии, слепя глаза, рвали тучи.
д) Я запел громко, во всю силу.
е) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут.
13. Определите вид придаточного предложения: Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
14. Определите вид придаточного предложения: Он не явился на занятия, потому что заболел.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
15. Определите вид придаточного предложения: Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
16. Определите вид придаточного предложения: Мы не хотим, чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
17. Определите вид придаточного предложения: Гавриле всё-таки было приятно слышать человеческий голос, хотя это и говорил Челкаш.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное уступки;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
18. Найдите бессоюзные сложные предложения:
а) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась.
б) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
в) Через два часа мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения.
г) Скворцы вывелись и улетели.
д) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
е) Раз, гуляя по лесу, я чуть не заблудился.
19. Определите смысловые отношения в БСП: Кончил дело – гуляй смело.
а) причина;
б) пояснение;
в) время;
г) сравнение;
д) следствие.
20. Определите смысловые отношения в БСП: Солнце сильно палит – к вечеру соберётся гроза.
а) причина;
б) пояснение;
в) время;
г) сравнение;
д) следствие.
21. Определите смысловые отношения в БСП: Мороз не страшен: воздух сухой.
а) причина;
б) пояснение;
в) время;
г) сравнение;
д) следствие.
22. Найдите предложение с пунктуационными ошибками.
а) Погода утихла, тучи расходились.
б) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
в) В лесу еще можно было слышать пение птиц хотя время было позднее.
г) Дорога то уходила в овраг, то вилась по откосу горы.
23. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь.
а) ССП, перед союзом и нужно ставить запятую.
б) ПП с однородными членами, перед одиночным союзом и запятая не нужна.
в) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая между частями СП не ставится.
г) ССП с общим второстепенным членом, поэтому нужно поставить запятую между частями СП.
24. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.
а) ССП, между частями сложного предложения ставится запятая.
б) СПП, между частями сложного предложения ставится запятая.
в) БСП, между частями сложного предложения ставится двоеточие.
г) СПП, между главной и придаточной частью нужна запятая, между двумя придаточными частями запятая не нужна, так как они связаны одиночным союзом и.
25. В каком предложении между частями бессоюзного сложного предложения нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
а) Он не приехал потому что заболел.
б) Я поднял глаза высоко в небе неслись над станицей птицы.
в) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне завернув хвост.
г) Староста спросил у него документ но документа не оказалось.
Вариант 3
1. Определите тип предложения: Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердца объединенной и замиравшей толпы.
а) простое предложение с однородными членами;
б) простое предложение с обособленным определением;
в) простое предложение с обособленным обстоятельством;
г) сложное предложение.
2. Определите тип предложения: Одно затрудняло её: она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги.
а) простое предложение с однородными членами;
б) простое предложение с обособленным определением;
в) простое предложение с обособленным обстоятельством;
г) сложное предложение с разными видами связи.
3. Найдите сложные предложения.
а) Большой город притягивал своей мощью, жизнерадостностью, суетой непрерывных человеческих потоков.
б) Лиза вышла из лесу, перебралась через поля, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму, где Настя ожидала её.
в) Иван Никифорович был ни жив ни мертв.
г) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев.
д) Муромский попросил у Берестова дрожек, ибо признался, что от ушиба не был он в состоянии доехать до дома верхом.
е) Дети собирали в лесу лечебные травы.
4. Определите вид предложения: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
5. Определите вид предложения: По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
6. Определите вид предложения: Куда пошла река, там и русло будет.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
7. Определите вид предложения: Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) СП с разными видами связи.
8. Найдите сложносочиненные предложения.
а) Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда.
б) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
в) На берегу горели два костра, а в море никого не было.
г) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили.
д) Заря сияла на востоке.
е) Раз, гуляя по лесу, я чуть-чуть не заблудился.
9. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Стало уже совсем тепло, и гром рокотал ещё далеко, но уже не затихал ни на мгновение.
а) ССП с соединительным союзом;
б) ССП с противительным союзом;
в) ССП с разделительным союзом;
г) ССП с соединительным и противительным союзами;
д) ССП с соединительным и разделительным союзами;
е) ССП с противительным и разделительным союзами.
10. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: В это время распускалась черемуха и кусты дикой смородины над самой водой позеленели.
а) ССП с соединительным союзом;
б) ССП с противительным союзом;
в) ССП с разделительным союзом;
г) ССП с соединительным и противительным союзами;
д) ССП с соединительным и разделительным союзами;
е) ССП с противительным и разделительным союзами.
11. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Погода отличная, но, к сожалению, нет дождей.
а) ССП с соединительным союзом;
б) ССП с противительным союзом;
в) ССП с разделительным союзом;
г) ССП с соединительным и противительным союзами;
д) ССП с соединительным и разделительным союзами;
е) ССП с противительным и разделительным союзами.
12. Найдите сложноподчиненные предложения.
а) Я хотел было спросить его насчет собаки, да видно он не в духе был.
б) Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили.
в) Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.
г) Меня спросили, куда я поеду летом.
д) Цепи яблонь протянулись там, где были пустыри.
е) Остап уже занялся своим делом и давно отошел от куреня, Андрий же чувствовал какую-то духоту на сердце.
13. Определите вид придаточного предложения: Коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
14. Определите вид придаточного предложения: Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, музыка оборвалась.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
15. Определите вид придаточного предложения: Около заднего воза, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
16. Определите вид придаточного предложения: Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
17. Определите вид придаточного предложения: Валя проснулась оттого, что в столовой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой.
а) придаточное изъяснительное;
б) придаточное определительное;
в) придаточное времени;
г) придаточное места;
д) придаточное условия;
е) придаточное причины.
18. Найдите бессоюзные сложные предложения.
а) Мы пришли, когда все уже спали.
б) Молвит слово, как соловей поёт.
в) Я обернулся: он стоял на том же месте.
г) Солнце дымное встает, так что будет день горячий.
д) Назвался груздем – полезай в кузов.
е) Одно полено не горит и в печи, а два полена не гаснут и в поле.
19. Определите смысловые отношения в БСП: Несчастья бояться – счастья не видать.
а) причина;
б) пояснение;
в) условие;
г) сравнение;
д) следствие.
20. Определите смысловые отношения в БСП: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка.
а) причина;
б) пояснение;
в) время;
г) сравнение;
д) следствие.
21. Определите смысловые отношения в БСП: Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют.
а) причина;
б) пояснение;
в) время;
г) сравнение;
д) следствие.
22. Найдите предложение с пунктуационными ошибками.
а) Лес рубят – щепки летят.
б) На дворе декабрь в половине; окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.
в) Мне стало совестно, и я не мог докончить начатой речи.
г) Успокойтесь, рана не опасная.
23. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
а) ССП, перед союзом и нужно ставить запятую.
б) ПП с однородными членами, перед одиночным союзом и запятая не нужна.
в) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая между частями СП не ставится.
г) ССП с общим второстепенным членом, поэтому нужно поставить запятую между частями СП.
24. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать.
а) ССП, между частями сложного предложения ставится запятая.
б) СПП, между частями сложного предложения ставится запятая.
в) БСП, между частями сложного предложения ставится двоеточие.
г) СПП, запятая между двумя стоящими рядом союзами не ставится, потому что имеется вторая часть союза то.
25. В каком предложении между частями бессоюзного сложного предложения нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
а) Скажешь слово добавят десять.
б) Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи.
в) Солнце сильно палит так что к вечеру соберётся гроза.
г) За мной гнались но я духом не смутился.
Ответы.
Уровень А | Уровень В | Уровень С |
1. Г | 1. А | 1. А |
2. А | 2. Г | 2. Г |
3. В | 3. А, Г | 3. Б, Д |
4. Б | 4. Б | 4. В |
5. Г | 5. Г | 5. Г |
6. А | 6. А | 6. Б |
7. В | 7. В | 7. А |
8. В, Е | 8. В, Г, Е | 8. Б, В |
9. Б | 9. Б | 9. Г |
10. А | 10. А | 10. А |
11. В | 11. Г | 11. Б |
12. А, Г, Е | 12. В, Е | 12. В, Г, Д |
13. Б | 13. Б | 13. Д |
14. В | 14. Е | 14. В |
15. Д | 15. Д | 15. Б |
16. А | 16. А | 16. А |
17. Е | 17. Г | 17. Е |
18. Б, В, Д | 18. Б, Д | 18. В, Д |
19. Б | 19. В | 19. В |
20. А | 20. Д | 20. Б |
21. Д | 21. А | 21. А |
22. Б | 22. В | 22. Г |
23. В | 23. Б | 23. В |
24. Г | 24. Г | 24. Г |
25. Б | 25. Б | 25. Б |
Оценка результатов.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Максимально возможное число баллов – 30.
30-28 балла – «5»;
27-22 балла – «4»;
21-15 баллов – «3».
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка диктантов
Вид диктанта | оценка/количество ошибок |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.
| 2 орф. - 2 пункт. или 1 орф.- 3 пункт. или 0 орф. – 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. | 4 орф. - 4 пункт. или 3 орф. - 5 пункт. или 0 орф. - 7 пункт. *в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт. *при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. | 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. - 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. |
Словарный | 0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | до 7 ошибок |
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Критерии оценивания тестовых работ
по русскому языку
Система оценивания тестовой работы
За верное выполнение каждого задания работы обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале:
80% от максимальной суммы баллов - «5»;
60 – 80% - оценка «4»;
40 -60 - оценка «3»;
0 -40% - оценка «2».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс | Объем текста для |
подробного изложения1 | классного сочинения |
5 | 100-150 слов | 0,5 – 1,0 страницы |
6 | 150-200 слов | 1,0 – 1,5 страницы |
7 | 200-250 слов | 1,5 – 2,0 страницы |
8 | 250-350 слов | 2,0 – 3,0 страницы |
9 | 350-450 слов | 3,0 – 4,0 страницы |
1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной
мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Основные критерии оценки |
содержание и речь | грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».