СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы включают  стартовую диагностическую работу, словарный диктант за 1 четверть, диктант по теме "Сложноподчиненые предложения"..

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 9 классе»



Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку в 9 классе



  1. Стартовая диагностическая работа



Раздел

Примерное содержание

1

Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ)


Работа предназначена для проведения процедуры стартовой диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Русский язык».

Цель - контроль усвоения предметных и (или) метапредметных результатов образования, установление их соответствия планируемым результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в 9 классе.

2

Документы, определяющие содержание КИМ


Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.

3

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к формированию КИМ для 9 класса по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом.

Намеченный во ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

4

Характеристика структуры и содержания КИМ.

Диагностическая работа по русскому языку для 9 класса состоит из двух заданий. В диагностическую работу по русскому языку включены задания открытого типа, требующие краткого или развернутого ответа учащегося. Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице.

Содержательные разделы

Максимальный балл


Речь. Текст

11


Речь. Языковые нормы


2

Выразительное чтение


4

Сочинение. Развитие речи


7

Орфография


2

Пунктуация


2

Грамматические нормы


2

Речевые нормы


2

итого

32

5

Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Задания диагностической работы проверяют усвоение учащимися учебного материала на базовом уровне сложности. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности показано в таблице.

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл


Базовый

2

32

Итого

2

32



6

Продолжительность контрольной

работы

На выполнение диагностической работы отводится 1,5 часа (90 минут). Первое задание – чтение текста и ответы на вопросы. Ориентировочное время выполнения – 40 минут. Ориентировочное время выполнения второго задания работы – 50 минут

Обобщенный план работы



Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Макс. балл за выполнение задания

Примерновремя выполнения задания (мин.)


Задание 1

Анализ текстов различных типов и стилей речи

15

40

Задание 2

Создание текстов различных типов и стилей речи в соответствии с коммуникативным замыслом

17

50

Всего


32

90



7

Дополнительные материалы и оборудование

дополнительные материалы и оборудование не используются.


8

Система оценивания

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом



Задание 1. Чтение текста вслух

Таблица 1

Критерии оценивания чтения вслух



Интонация


Ч1 Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 0


Темп чтения


Ч2 Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0


Максимальное количество баллов

2



Таблица 2

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение задания 1

Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

2

Допущено не более 2 ошибок и/или искажений слов

1

Допущено более 2 ошибок и/или искажений слов

0

Максимальное количество баллов

2



Максимальное количество баллов за чтение текста – 4 .

Ответы на вопросы.

Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос.

За каждый верный ответ - 1 балл

За каждый неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Максимальное количество баллов за ответы на вопросы – 11.

Примерные ответы



1) Об Аркаиме знают многие. Археология открыла Аркаим для всех, сделала его известным.

2) Научные исследования проводили специалисты по археологии, геологии, географии, зоологии, ботанике, почвоведению, этнографии, астрономии, металлургии, строительному делу, ирригации, экологии.

3) Оказывается, нагар на обломке горшка бережёт информацию о каше, которую варили тысячи лет назад.

4) Чем больше развивается наука, тем больше тайн истории мы сможем разгадать в будущем.

5) Предложения 23-27 говорят о том, что Аркаим расширил временные рамки истории Южного Урала.

6) Это были узколицые, высоколобые, без раскосости в глазах люди, довольно рослые и здоровые. Они чтили лошадь и гордились колесницами, искусно плавили медь, лепили горшки. Знали только одну грамоту - лучше нас читали природу. Поклонялись арии огню, воде и предкам.

7) Аркаим – национальная и духовная святыня для всех нас. Мы испытываем тягу к овладению знаниями о жизни наших предков, об истории нашей Родины, поэтому так важно изучение этого места.

8) Автор испытывает чувство гордости за то, что наши предки сумели построить столь сложное сооружение.

9) Автор подтверждает свою мысль, цитируя учёного Г. Здановича.

10) Достаточно, чтобы название отражало тему этого текста, например: «Необычный памятник истории»; «Древний Аркаим и его жители»; «Загадка археологии» и т. д.

11) Фактическая информация представлена в ответах на вопросы 2,3,6 и 7; концептуальная – 1,4,5,8,9.

* Учащимся может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в ответах.

Максимальное количество баллов за выполнение задания 1 – 15.

Задание 2. Сочинение.

Ответ на задание 2 оценивается по следующим критериям.Таблица 3

Критерии оценивания сочинения

Баллы


1

Наличие ответа на вопрос

Учащийся указал известное ему историческое место, обосновал свой выбор

Учащийся указал известное ему историческое место, ноне обосновал свой выбор

Учащийся не справился с заданием


2


1

0

2

Наличие аргументации

Учащийся аргументировал своё мнение

Учащийся не смог аргументировать своё мнение

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательностьизложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста


1

0




2






1


0




4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью но допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста



2


1


0


Максимальное количество баллов за сочинение по критериям 1– 4

7


Критерии оценки грамотности и фактической точности речи учащегося


5

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

Допущено две-три ошибки

Допущено четыре и более ошибки


2

1

0

6

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

Допущено три-четыре ошибки

Допущено пять и более ошибок


2

1


0

7

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

Допущено две ошибки

Допущено три и более ошибки



2

1

0

8

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

Допущено три-четыре ошибки

Допущено пять и более ошибок


2

1

0

9

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала нет

Допущена одна ошибка в изложении материала

Допущено две и более ошибки в изложении материала



2


1


0


Максимальное количество баллов за сочинение по критериям 5–9

10


Максимальное количество баллов за сочинение

Максимальное количество баллов за работу


17

32



9. Таблица перевода первичных баллов в пятибалльную систему оценок



Оценка

Первичный балл


«5»


29-32


«4»

22– 28


«3»


10 – 21


«2»


0 – 9





Стартовая диагностическая работа


Дорогие ребята!

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 1,5 часа (90 минут). Работа состоит из 2-х заданий.

Внимательно читайте каждое задание.

Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.



Желаем успеха!




  1. Прочитайте текст выразительно и устно ответьте на вопросы.

(на подготовку дается 5 минут)



(1) Аркаим знают все: на археологию редко находит такая слава. (2) По крайней мере на Южном Урале — любого спроси — Аркаим известен всем. (3) Можно говорить даже о каком-то паломничестве на Аркаим.

(4) Необычный памятник. (5) Обычно археология остается там, в своем далеке, в немой древности. (6) А на Аркаиме она сама от себя отказалась. (7) Половину городища раскопала и бросила, а то, что раскопала, засыпала "как было".

(8) Умерив себя, археология пригласила на Аркаим другие науки: геологию, географию, зоологию, ботанику, почвоведение, этнографию. (9) Астрономию. (10) Металлургию. (11) Строительное дело. (12) Ирригацию. (13) Экологию. (14) На Южном Урале нет другой территории, которая была бы изучена так дотошно, как Аркаим. (15) Учёные набросились на степной раскоп, как мухи на мёд. (16) Чувствовали: Аркаим дает редкий случай сфокусировать научное зондирование в одной точке. (17) Наука штурмом взяла крепость Аркаим.

(18) Может быть, земля хранит всё, что было до нас? (19) Оказывается, нагар на обломке горшка бережёт информацию о каше, которую варили тысячи лет назад. (20) Когда-то станет возможной полная реконструкция истории. (21) Значит, прогресс науки открывает нам сразу и прошлое, и будущее. (22) Чем дальше в будущее, тем глубже в прошлое.

(23) Аркаим дал новую меру истории Южного Урала. (24) Другую шкалу времени. (25) Другую точку отсчёта. (26) Не с XVIII века нашей эры, а с XVIII до нашей эры. (27) Не три столетия в обиходе историков, а более тридцати.

(28) Аркаим открыл новую страну – Страну Городов. (29) Берсуат, Куйсак, Чекотай, Исиней — эти и другие города населяли наши далекие предки, пусть и называли их иначе. (30) Это были узколицые, высоколобые люди. (31) Без раскосости в глазах. (32) Довольно рослые. (33) Телом здоровые. (34) Учёные называют их ариями.

(35) Арии чтили лошадь и гордились колесницами. (36) Они искусно плавили медь. (37) Лепили горшки. (38) Знали только одну грамоту — лучше нас читали природу. (39) Поклонялись они огню, воде и предкам. (40) Смерть всегда стояла рядом с ними.

(41) Арии бросили Южный Урал: пришли и ушли… (42) Аркаим они сожгли.

(43) Теперь Аркаим далеко от городов. (44) Он оказался на стыке, на трёх границах. (45) На границе двух государств, двух областей и двух районов. (46) Он явился из такого тройного захолустья, но жданно. (47) Он был нам необходим. (48) «Пример Аркаима ярко продемонстрировал, насколько велика тяга к поискам национальных и духовных святынь», — сказал археолог Геннадий Зданович, «поднявший» Аркаим.

(49) И то верно: святыни лучше искать у далёких предков...

(по М.Фонотову*)* Фонотов Михаил Саввич — журналист, писатель, южноуральский краевед.


Устно дайте ответы на следующие вопросы.


1) Как вы понимаете смысл фразы «…на археологию редко находит такая слава»?

2) Благодаря каким наукам учёным удалось произвести «научное зондирование» Аркаима?

3) Какую интересную информацию может нести нагар на обломке древнего горшка?

4) В чём заключается смысл фразы: «Чем дальше в будущее, тем глубже в прошлое»?

5) Какие предложения текста говорят о том, что Аркаим расширил временные рамки истории? Как открытие Аркаима изменило временные рамки истории Южного Урала?

6) Что известно об ариях – наших предках, населявших Аркаим?

7) Почему Аркаим явился, по мысли автора, так «жданно», почему «он был нам необходим»?

8) Какие чувства выражены в этом тексте?

9) Как автор подтверждает свою мысль о необходимости открытия Аркаима?

10) Как можно озаглавить этот текст?

11) Ответы на какие из сформулированных выше вопросов отражают фактическую, а какие концептуальную информацию? Прежде чем ответить на этот вопрос, изучите таблицу «Виды информации».


Виды информации


Фактическая информация

Концептуальная информация

Отыскивается в тексте: это даты, имена, названия, количество, время, место и т.д. Чтобы найти ее, надо внимательно прочитать текст. Чаще всего имеет однозначный ответ.

Имеет личностный характер, субъективную окраску. Читатель должен самостоятельно установить причинно-следственные связи между разными частями текста, дать оценку каким-либо фактам, предложить свое истолкование.


2. Напишите небольшое сочинение (не менее 70 слов) на тему: «Историческое место моего края». В сочинении напишите, как впервые вы оказались в этом интересном месте или откуда узнали о его существовании, какое впечатление оно произвело на вас, расскажите его историю, опишите достопримечательности. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.







  1. Словарный диктант за 1 четверть

Раздел

Примерное содержание

1

Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ)


Цель - контроль усвоения предметных и (или) метапредметных результатов образования, установление их соответствия планируемым результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в 9 классе.

Словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.


2

Документы, определяющие содержание КИМ


Содержание КИМ определяют (выбрать необходимое):

•федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. No 1897;

3

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Структура диагностической работы: диагностическая работа состоит из слов для записи под диктовку и заданий к ним. Задания по лексике предлагаются обучающимся после написания диктанта.


4

Характеристика структуры и содержания КИМ.

Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 40 слов с непроверяемыми орфограммами.

5

Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Проверяемые умения: 1.обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,2. определять лексическое значение слова, 3.определять паронимы, правильно употреблять их в речи, 4.подбирать однокоренные слова.

По уровню сложности задания распределяются по трем уровням: Базовый уровень – 72% от общего объема работы; Повышенный уровень – 14 % от общего объема работы; Высокий уровень – 14% от общего объема работы.


6

Продолжительность контрольной

работы

На выполнение работы отводится 15 минут.

7

Дополнительные материалы и оборудование

дополнительные материалы и оборудование не используются.


8

Система оценивания

За словарный диктант ставятся две отметки: 1 отметка – за собственно словарный диктант, 2 – за выполненные задания.

Оценивание диктанта

0 ошибок – отметка «5»

1-2 ошибки – отметка «4»

3-4 ошибки – отметка «3»

5-7 ошибок – отметка «2»

8 и более ошибок – отметка «1»

Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

4 балла – отметка «5», 3 балла – отметка «4», 2 балла – отметка «3», 1 балл – отметка «2», 0 баллов - «1».







Словарный диктант№2

  1. Словарный диктант

Словарные слова, изученные на момент проведения диктанта.

Образование, абстракция, аннотация, рецензия, контекст, беллетристика, филология, университет, конференция, цитата, реферат, комментарий, аллегория, идиллия, искусственный, исконно русский, корректировать, сокровищница, вернисаж, искусный, пьедестал, аккомпанемент, факультативный, экзаменатор, недосягаемый, отражение, оппонент, исследовательский, кристалл, актёр, продюсер, изображение, гармония, архитектура, ориентация, традиция, дискуссия, репертуар, примитивный.

(40 слов)

II. Задания

  1. Выпишите из текста диктанта слово, имеющее значение «художественная повествовательная литература».

  2. Выпишите из текста диктанта паронимы, с помощью составленных примеров (словосочетаний или предложений) покажите различия в их значении.

  3. Подберите однокоренные слова к слову кристалл (не менее 2).

Оценивание заданий

№ задания

Ответ

Количество баллов

Задание 1

Беллетристика

1 балл

Задание 2

(Искусный, искусственный. Искусная резьба, искусный мастер – искусственный водоём, искусственное воодушевление).

2 балла: 1 балл за правильно выписанные паронимы, 1 балл за составленные словосочетания

Задание 3

Кристальный, кристаллический, кристаллизовать и др.

1 балл

Итого


4 балла




  1. Диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»

Раздел

Примерное содержание

1

Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ)


Работа предназначена для проведения процедуры текущей диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Русский язык» в 9 классе.

Объект оценивания: знания обучающихся по теме «Сложноподчинённое предложение».


2

Документы, определяющие содержание КИМ


Содержание КИМ определяют:

федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. No 1897;

3

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

1. Проверяемые планируемые результаты.

1.Раздел «Орфография»

Уметь применять правила правописания:

1. Безударные проверяемые гласные в корне

2. Чередующиеся гласные в корне

3. Непроверяемые гласные и согласные

4. Проверяемые согласные в корне слова

5. Буквы и, у, а после шипящих

6. Соединительные гласные о и е в сложных словах

7. Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя

8. Правописание неизменяемых приставок

9. Правописание приставок на З,С

10. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

11. Окончания глаголов

12. Окончания существительных

13. Окончания прилагательных

14. Окончания причастий

15. Н – НН в суффиксах прилагательных

16. Н – НН в суффиксах причастий

17. Правописание суффиксов причастий

18. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

19. Правописание наречий

20. Слитное/раздельное написание приставок и предлогов

21. -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах

22. Правописание числительных


2.Раздел «Пунктуация»

Уметь применять правила постановки знаков препинания:

1. Знаки препинания в конце предложения

2. Знаки препинания при однородных членах

3. Знаки препинания при обособленном определении

4. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как

5. Знаки препинания при обращениях

6. Знаки препинания при вводных словах

7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

9. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат

4

Характеристика структуры и содержания КИМ.

КИМ состоит из 2 частей, включающих в себя диктант и грамматические задания

Часть 1

Состоит из диктанта (150 слов), часть 2 содержит 4 задания с _(развернутым) ответом и т.д..

5

. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

По уровню сложности задания распределяются по трем уровням: Базовый уровень – 67 % от общего объема работы; Повышенный уровень 27 % от общего объема работы; Высокий уровень – 4 % от общего объема работы.


6

Продолжительность контрольной

работы

На выполнение работы отводится 40минут.

7

Дополнительные материалы и оборудование

дополнительные материалы и оборудование не используются.


8

Система оценивания

Оценка за диктант:

0 ошибок – отметка «5»

1-2 ошибки – отметка «4»

3-4 ошибки – отметка «3»

5-7 ошибок – отметка «2»

8 и более ошибок – отметка «1»

Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

Оценка за грамматические задания:

правильно выполнено 4 задания – 5

правильно выполнено 3 задания – 4

правильно выполнено 2 задания – 3

правильно выполнено 1 задание – 2

задания не выполнены – 1



Диктант



Сложноподчинённое предложение

Озеро Инышко на Южном Урале расположено в окружении восьми маленьких озер. И, странное дело, уровень воды в Инышке выше, чем в остальных. Хоть бы лежало оно на горе, а то плещется рядом с соседями, и вода в нём выше, чем в других озерах. Старожилы здешних мест рассказывают о загадочном Инышке удивительные предания.

Пришла на Урал весть о том, что появился человек по имени Емельян Пугачёв, который встал на защиту бедного люда. Люди, изголодавшиеся по счастью, стали уходить к Пугачёву.

Появился он под стенами крепостей Южного Урала вскоре за вестью, которая бежала впереди.

Уральские заводчики решили откупиться от него, поэтому собрали золота две бочки и послали к нему навстречу. А Пугачёв тогда стоял лагерем у Инышки.

Пугачев же сказал:

– Не золото то, братцы, а слёзы народные. Валите бочки в озеро.

С той поры глубже стало озеро, поднялась вода. Вздумали здешние люди прорыть канаву и выпустить всю воду из Инышки, чтоб клад Пугачева достать. Однако нет там никакого золота. Растворилось оно в воде, потому что золото то из слёз народных собрано было. Вот почему всех выше поднялось озеро Инышко. (170 слов)


(По В. Усольцевой)


Грамматическое задание

1 вариант

  1. Выпишите вводную конструкцию из предложений 1 абзаца.

  2. Выпишите из текста диктанта 1 (одно) сложноподчинённое предложение, состоящее из главного предложения и придаточного определительного, обозначьте в нём грамматические основы.

  3. К какой части речи относится слово однако в предложении «Однако нет там никакого золота»? Перестройте предложение так, чтобы оно стало вводным.

  4. Выпишите из текста 2 эпитета.


2 вариант

  1. Выпишите сравнительные обороты из предложений 1 абзаца.

  2. Выпишите из текста диктанта 1 (одно) сложноподчинённое предложение с придаточным цели, обозначьте в нём грамматические основы.

  3. Чужая речь в тексте передана с помощью диалога. Передайте её с помощью прямой речи.

  4. Выпишите из текста диктанта 2 метафоры.






Ответы

Перечень орфограмм/пунктограмм в тексте диктанта

Таблица 1

Орфограмма/пунктограмма

Слова с орфограммой/ пунктограммы

  1. Безударные проверяемые гласные в корне

озеро, восьми, озёр, воды, остальных, лежало, старожилы, удивительные, появился, изголодавшиеся, уходить, крепостей, бежала, решили, золота, стоял, сказал, валите, поры, вода, в воде

  1. Чередующиеся гласные в корне

расположено, уровень, растворилось, поднялась

  1. Непроверяемые гласные и согласные

с соседями, человек, лагерем, народные, канаву, предания, крепость, лагерем, народные.

  1. Проверяемые согласные в корне слова

клад, из слёз

  1. Буквы и, у, а после шипящих

старожилы, изголодавшиеся

  1. Соединительные гласные о и е в сложных словах

старожилы

  1. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя

имени

  1. Правописание неизменяемых приставок

расположено, окружении, появился, защиту, откупиться, собрали, послали, навстречу, поднялась, прорыть, достать, собрано

  1. Правописание приставок на з,с

расположено, рассказывают, изголодавшиеся, вздумали, растворилось

  1. Правописание приставок пре-, при-

предания, пришла

  1. Окончания глаголов

плещется

  1. Окончания существительных

на Урале, окружении, в Инышке, из Инышки

  1. Окончания прилагательных

Южном, (о) загадочном (Инышке), бедного, Южного

  1. Окончания причастий

изголодавшиеся

  1. Н – НН в суффиксах прилагательных

странное

  1. Н – НН в суффиксах причастий

расположено, собрано

  1. Правописание суффиксов причастий

изголодавшиеся, расположено, собрано

  1. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях

никакого

  1. Правописание наречий

вскоре, впереди, навстречу

  1. Слитное/раздельное написание приставок и предлогов

откупиться, собрали, послали, навстречу, поднялась, прорыть, достать, собрано, расположено, рассказывают, изголодавшиеся, вздумали, растворилось, предания, пришла; на Урале, в окружении, в Инышке, в остальных (озёрах), на горе, с соседями, в нём, в озёрах, об Инышке, на Урал, о том, по имени, на защиту, по счастью, к Пугачёву, под стенами, за вестью, от него, к нему, у Инышки, в озеро, с той поры, из Инышки, в воде, из слёз

  1. –ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах

плещется, откупиться

  1. Правописание числительных

восьми

  1. Знаки препинания в конце предложения

Точка в конце предложения

24. Знаки препинания при однородных членах

Уральские заводчики решили откупиться от него, поэтому собрали золота две бочки и послали к нему навстречу.

– Не золото то, братцы, а слезы народные.

Вздумали здешние люди прорыть канаву и выпустить всю воду из Инышки, чтоб клад Пугачева достать.

  1. Знаки препинания при обособленном определении

Люди, изголодавшиеся по счастью, стали уходить к Пугачеву.

  1. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как

И, странное дело, уровень воды в Инышке выше, чем в остальных.

Хоть бы лежало оно на горе, а то плещется рядом с соседями, и вода в нем выше, чем в других озерах.

  1. Знаки препинания при обращениях

– Не золото то, братцы, а слезы народные.

  1. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях

И, странное дело, уровень воды в Инышке выше, чем в остальных.

  1. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Хоть бы лежало оно на горе, а то плещется рядом с соседями, и вода в нем выше, чем в других озерах.

  1. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Пришла на Урал весть о том, что появился человек по имени Емельян Пугачев, который встал на защиту бедного люда.

Появился он под стенами крепостей Южного Урала вскоре за вестью, которая бежала впереди.

Уральские заводчики решили откупиться от него, поэтому собрали золота две бочки и послали к нему навстречу.

Вздумали здешние люди прорыть канаву и выпустить всю воду из Инышки, чтоб клад Пугачева достать.

Растворилось оно в воде, потому что золото то из слез народных собрано было.

  1. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат

Пугачев же сказал:

– Не золото то, братцы, а слезы народные. Валите бочки в озеро.


Грамматическое задание

Таблица 2

Проверяемые умения

Ответы. 1 вариант

Ответы. 2 вариант

1

опознавать предложения осложненной структуры

Странное дело

Чем в остальных; чем в других озёрах

2

проводить синтаксический анализ предложения

Появился (сказ.) он (подл.) под стенами крепостей Южного Урала вскоре за вестью, (вестью какой?) которая (подл.) бежала (сказ.) впереди.



Вздумали (сказ.) здешние люди (подл.) прорыть (сказ.) канаву и выпустить (сказ.) всю воду из Инышки (выпустить зачем?), чтоб клад Пугачева достать (сказ.).

3

владеть умениями грамматического конструирования

Однако – союз (=но). Нет там, однако, никакого золота.

Пугачев же сказал: «Не золото то, братцы, а слёзы народные. Валите бочки в озеро».

4

опознавать различные выразительные средства языка

(о) загадочном (Инышке), удивительные (предания)

изголодавшиеся по счастью; за вестью, которая бежала впереди; слёзы народные






4 Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»




Раздел

Примерное содержание

1

Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ)


Работа предназначена для проведения процедуры диагностики предметных результатов обучающихся по разделу «Бессоюзное сложное предложение» в 9 классе.

Наименование диагностической работы: контрольная работа

2

Документы, определяющие содержание КИМ


Содержание КИМ определяют:

•федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. No 1897;


3

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования к формированию универсальных учебных действий (умений), закрепленных в образовательном стандарте. Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагает более сложную комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Задания КИМ по своему типу аналогичны заданиям ОГЭ и ЕГЭ. Это позволяет обеспечить преемственность с государственной итоговой аттестацией. При разработке КИМ учитываются возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательной активности, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Универсальные учебные действия проверяются при помощи заданий, использующих контекст учебного предмета, а так же анализ разнообразных ситуаций практико-ориентированного характера.





4

Характеристика структуры и содержания КИМ.

Контрольная работа состоит из двух частей:

1 часть содержит 10 вопросов с выбором ответа

2 часть содержит 10 заданий с развёрнутым ответом на основе анализа предложенного текста.


5

Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Объект оценивания

Уровень сложности

Макси­маль­ный балл за выпол­нение

1

Основные единицы синтаксиса, различные виды их анализа

Б

1

2

Различные виды предложений и словосочетаний и предложений, их основная структурно-смысловая организация и функциональные особенности

Б

1

3

Различные виды предложений и словосочетаний и предложений с точки зрения их основной структурно-смысловой организации и функциональных особенностей

Б

1

4

Различные виды предложений и словосочетаний и предложений с точки зрения их основной структурно-смысловой организации и функциональных особенностей

Б

1

5

Нормы построения бессоюзного предложения

Б

1

6

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Б

1

7

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Б

1

8

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Б

1

9

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Б

1

10

Типы сложных предложений

Б

1

11

Тема, основная мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента.

Б

1

12

Тема, основная мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента.

П

1

13

Свободное использование лингвистических словарей

Б

1

14

Определение значения слова в контексте

Б

1

15

Опознавание фразеологических оборотов

Б

1

16

Опознавание основных единиц синтаксиса

Б

1

17

Определение грамматической основы предложения

Б

1

18

Анализ предложений осложнённой структуры

Б

1

19

Определение средств связи предложений в тексте

Б

1

20

Свободное, правильное изложение мыслей в устной и письменной формах

П

2


6

Продолжительность контрольной

работы

На выполнение работы отводится 40минут.

7

Дополнительные материалы и оборудование

дополнительные материалы и оборудование не используются.


8

Система оценивания

Таблица перевода первичных баллов в пятибалльную систему оценок


Оценка

Первичный балл

«5»

19– 21

«4»

15 – 18

«3»

8 – 14

«2»

0 – 7








Дорогие ребята!

Работа, которую вам предстоит выполнить, состоит из 2 частей:

Часть 1 содержит 10 заданий с выбором ответа. Правильным является только один вариант ответа.

Часть 2 содержит 10 заданий с развёрнутым ответом по тексту, который вы прочитаете.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

1.Укажите неверное утверждение.


1)

В бессоюзном сложном предложении со значением следствия между частями ставится тире.

2)

В бессоюзном сложном предложении со значением пояснения между частями ставится точка с запятой.

3)

Части бессоюзного сложного предложения объединяются между собой по смыслу и интонацией.

4)

Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны между собой некоторыми лексическими и грамматическими средствами.




2. Укажите предложение, в котором между частями бессоюзного сложного предложения существуют смысловые отношения одновременности действий. (Знаки препинания не расставлены).

1) Утки приводят в заливные луга уже повзрослевших утят здесь в полной безопасности от охотников они могут спокойно плавать и кормиться скрытыми под водою богатствами затопленного разнотравья. (К. Скворцов)

2) Где-то на берегу вдруг вспыхивает жёлтый огонёк это охотники подкидывают в костёр дрова. (К. Скворцов)

3) Вдохну на озере прогорклый запах осенней осоки во мне тут же, как сахар в стакане кипятка, растворяются все житейские горести. (К. Скворцов)

4) Темнеет мгновенно звёзды помогающие определить направление спят за невидимыми облаками… (К. Скворцов)


3. Укажите предложение, в котором между частями бессоюзного сложного предложения существуют смысловые отношения времени. (Знаки препинания не расставлены).

1) Ощущение времени в тайге пропадает оно растворяется в запахах мха прогорклой травы и свежей смолы слезящейся на падающих с неба тяжёлых шишках. (К. Скворцов)

2) Увижу горную речку теряю рассудок. (К. Скворцов)

3) Завтра не идём на лыжах снега не будет.

4) Отец увлекался только рыбалкой охотником он не был. (К. Скворцов)


4. Укажите предложение, в котором между частями бессоюзного сложного предложения существуют смысловые отношения условия. (Знаки препинания не расставлены).

1)

В зарослях черёмухи и рябины пересвистывались иногда из-под ног со страшным треском вылетали тетерева. (К. Скворцов)

2)

Приучишь птиц к себе они будут прилетать в твой дом каждую весну.

3)

Синички понимали своими маленькими головками они могут в любой момент улететь через неприкрытую форточку. (К. Скворцов)

4)

Меня обступали тяжёлые ели закрывающие верхними лапами небо с нижних лап превратившихся в высохшие торчащие как штыки сучья свисали похожие на паклю куски выцветшего мха. (К. Скворцов)


5. Перестройте данное предложение в сложное бессоюзное, запишите получившееся предложение, поставьте знаки препинания.


Чем дальше уедешь от города, тем богаче будет рыбалка. (К. Скворцов)


6. Из самостоятельных предложений составьте бессоюзное сложное предложение. Укажите смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения.

1)


Мы шли по лыжне, белой и скрипучей. Других дорог между населёнными пунктами не было. (К. Скворцов)


7. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания не расставлены).

1)

Воду из Весёлки не нужно было заваривать речка текла через заросли смородины. (К. Скворцов)

2)

Мы удивились поймав щуку на червя щука червяков есть не должна. (К. Скворцов)

3)

Не теряйся и не жалей себя много добьешься. (К. Скворцов)

4)

Охотникам дорог каждый солнечный день погода на Урале меняется резко. (К. Скворцов)


8. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, в котором между частями нужно поставить двоеточие. (Знаки препинания не расставлены).

1)

Самый большой пень служил путникам столом нехитрый обед весь умещался на нём. (К. Скворцов)

2)

По утрам раздавался треск напоминающий отдалённые выстрелы это взламывался весенний лёд. (К. Скворцов)

3)

Мост дрогнул я потерял опору и равновесие. (К. Скворцов)

4)

Сказано сделано.


9. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания не расставлены).


1)

В счастье дружбой пользуются в беде её проверяют.

2

Только что смеркалось я велел казаку нагреть чайник по-походному (По М. Лермонтову).

3)

В восьмом классе у нас было много экзаменов по каждому предмету до тридцати билетов с вопросами. (К. Скворцов)

4)

Трудно собрать картину из осколков памяти что-то забылось, что-то померкло. (К. Скворцов)


10. Укажите номер бессоюзного сложного предложения. (Знаки препинания не расставлены).

1)

Раньше мы боялись нашего учителя Ольгу Ильиничну Голяницкую после одного случая её зауважали. (К. Скворцов)

2)

Почти каждый день, а то и по нескольку раз на дню Александровская сопка нас притягивала к себе с какой-то неведомой силой которой мы не в состоянии были противиться. (К. Скворцов)

3)

Учитель истории Ольга Ильинична Голяницкая каждый урок вызывала кого-нибудь к доске и просила написать хронологическую таблицу от восстания Спартака до Крещения Руси от Троянской войны до Бородинского сражения. (К. Скворцов)

4)

В полуденную пору плотно посаженные деревья были спасением для изнывающих от жары людей ночью служили прибежищем для снующих по степи лис и волков. (К. Скворцов)


Часть 2

Прочитайте текст

(1)В школе уже шли уроки, а наш дружный и непутёвый коллектив, как обычно где-то задержавшись, на цыпочках, чтобы не вспугнуть учеников притихших классов, тихо пробирался в свою обитель. (2) И в этой тишине Игорь Акимов, очень талантливый и незаурядный парень, вдруг запел оперным голосом какую-то арию, да так громко, что мы все вздрогнули от неожиданности и страха. (3) Из учительской, как кукушка из часов, тут же выскочила Ольга Ильинична Голяницкая и повела наш класс на разборку в спортивный зал. (4) Выстроив нас в одну шеренгу, она поставленным директорским голосом вопросила:

– (5)Кто пел? (6) Шаг вперёд, марш!

– (7)Кто, кто? (8)Дед Пихто… – бормотал я себе под нос, и, уверенный, что догадливые ребята дружно шагнут вперёд, тогда учительница не сможет найти виноватого, вроде как все и пели, я сделал шаг. (9) Но оказался в одиночестве. (10) Где-то в стороне от меня только Игорь Акимов, чувствуя свою вину за происходящее, и мой друг Лёва Пронин, видимо прочитавший на расстоянии мои мысли, вышли из строя, как и я.

(11) Раскусив наш коварный замысел, Ольга Ильинична отпустила весь класс на свободу, а нашу троицу повела в учительскую на «проработку». (12) Мы боялись не за себя, а за родителей: их непременно вызовут в школу и будут принародно стыдить за таких оболтусов! (13) «Солисты» стояли перед директором ни живы ни мертвы, готовые ко всему. (14) Ольга Ильинична долго молчала, а потом вдруг говорит:

– (15)Молодцы, ребята, что держитесь друг за друга. (16) Идите с миром. (17) Но ты, Акимов, я же узнала твой голос, пой где-нибудь в другом месте.

(18) Если раньше мы боялись Ольгу Ильиничну, то теперь её зауважали… (19) И это уважение пронесли через всю свою жизнь.

(По К. Скворцову)


11. Какое название отражает основную мысль автора этого текста?

1) Сам погибай, а товарища выручай

2) Своя рубашка ближе к телу

3) Оболтусы

4) Идите с миром

Ответ:_____________________________________________________________


12. Определите стиль речи текста.


1) научно-популярный

2) публицистический

3) официально-деловой

4) художественный

Ответ: _____________________________________________________________

13. Определите и запишите значение слова незаурядный (предложение 2), воспользовавшись необходимым словарём (можете использовать электронный вариант словаря).

Ответ:_____________________________________________________________


14. Выпишите из 1 абзаца слово со значением «место пребывания».

Ответ _____________________________________________________________


15. Выпишите из предложений 11 – 18 один (любой) фразеологизм.

Ответ: _____________________________________________________________


16. Среди предложений 7 – 13 найдите бессоюзное (-ые) сложное (-ые) предложение (-ия), укажите его (их) номер (-а).

Ответ:_____________________________________________________________


17. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу. Ответ:_____________________________________________________________


18. Из предложений 3 – 6 выпишите сравнительный оборот.

Ответ:_____________________________________________________________


19. Среди предложений 11 – 19 найдите то, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова, укажите его номер. Ответ:_____________________________________________________________


20. Кратко (3-4 предложениями) прокомментируйте слова директора: «Молодцы, ребята, что держитесь друг за друга». Для этого снова внимательно перечитайте текст.

Ответ:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Ответы и критерии оценивания заданий

задания


Правильный ответ и критерии оценивания

Критерии оценивания первой части работы

1 балл – записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

(кроме задания 20)

1

2

2

4

3

2

4

2

5

Дальше уедешь от города – богаче будет рыбалка

6

Мы шли по лыжне, белой и скрипучей: других дорог между населёнными пунктами не было. (Отношения причины) Прим.: возможны другие варианты

7

3

8

2

9

1

10

4


11

Сам погибай, а товарища выручай

12

4

13

Незаурядный - выделяющийся среди других; выдающийся. 

14

Обитель

15

Ни живы ни мертвы; идите с миром; держаться друг за друга

16

12

17

Игорь Акимов и Лёва Пронин вышли

18

Как кукушка из часов

19

19

20

Оценивается правильность и объём ответа

2 балла – дан правильный развёрнутый ответ на вопрос, выдержан указанный объём высказывания,

1 балла – дан правильный ответ на вопрос, но не выдержан указанный объём высказывания (менее 3 предложений)

0 баллов – дан односложный ответ на вопрос, или нет ответа

ПРИМЕЧАНИЕ:

При выполнении заданий части 2 учитывается грамотность записи ответов:

  • если при записи ответов на задания обучающийся допустил одну орфографическую ошибку, то от общего количества баллов отнимается 1 балл

  • если при записи ответов на задания обучающийся допустил две орфографические ошибки, то от общего количества баллов отнимается 2 балла и т.д.




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!