СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 6 класса включают в себя не только диктанты с грамматическим заданием, но тесты в форме ГИА. Каждая тестовая работа сопровождается ответами, что облегчает работу учителя.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 6 класса»

Вид контроля: Диагностическая контрольная работа

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием

Класс: 6

Тема контроля:

Сроки проведения контроля: урок № 13

Время проведения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:


Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф или 1пунк

2орф и 2пунк

4орф и 4пунк

7орф и 7пунк



Дуб

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью, когда наступит мороз. Листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.


Грамматические задания.

  1. Синтаксический разбор предложения:

1 вариант: Листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. 

2 вариант: Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди.

  1. Морфемный разбор слов:

1 вариант: дубовой, наступит, листочки.

2 вариант: чёрных, спрятала, дубки.

  1. Морфологический разбор слова:

1 вариант: на дубе.

2 вариант: желуди.

















Вид контроля: Контрольная работа № 2

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием.

Класс: 6

Тема контроля: «Повторение изученного в 5 классе»

Сроки проведения контроля: урок № 26

Время выполнения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:

Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф

или

1пунк

2орф

и

2пунк

4орф

и

4пунк

7орф

и

7пунк


Азбука тайги.

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня в болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.

К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя»,- закончил старик свой рассказ.

(По А.Иванову-Смоленскому) (116 слов)


Критерии оценивания грамматического задания:


Оценка

5

4

3

2

Объём выполненного задания

86%-100%

61%-85%

36%-60%

0%-35%



Грамматическое задание.

  1. Выпишите по 2 слова со следующими орфограммами:

- безударные гласные в корне (проверяемые, непроверяемые,

чередующиеся)

- непроизносимые согласные в корне.

  1. Определите части речи у слов во 2-ом предложении.

  2. Разберите по составу слова: расположиться, выбирал, старичок, рассказ.








Вид контроля: Контрольная работа № 3.

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием.

Класс: 6

Тема контроля: «Имя прилагательное»

Сроки проведения контроля: урок № 48

Время выполнения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:

Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф

или

1пунк

2орф

и

2пунк

4орф

и

4пунк

7орф и

7пунк


Критерии оценивания грамматического задания:

Оценка

5

4

3

2

Объём выполненного задания

86%-100%

61%-85%

36%-60%

0%-35%


В гостях.

Катя показала мне квартиру. В одной комнате жила она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит прибор. Чернильница представляла собой бородатую голову в шишаке, пепельница – древнерусскую рукавицу. Под шишаком находятся чернила, и Николаю Антоновичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным.

В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда ещё не видел столько книг сразу. Над шкафом висит поясной портрет широколобого моряка со сжатыми челюстями и светло-серыми живыми глазами.

Потом Катя показала мне морской компас – очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором качалась чашечка под стеклянным колпачком – стрелка. Стрелка качается и одним концом с серебряным якорем показывает на север.

(По В.Каверину) ( 119 слов)


Грамматическое задание.

  1. Укажите тип речи текста. Какую роль в этом тексте играют имена прилагательные?

  2. Выпишите слова: письменном, древнерусская (вариант 1); деревянном, светло-серыми (вариант 2) и проведите их морфемный разбор.

  3. Проведите синтаксический разбор предложений. В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. ( Вариант 1). Я никогда ещё не видел столько книг сразу. ( Вариант 2).









Вид контроля: Административная контрольная работа

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием.

Класс: 6

Сроки проведения контроля: урок № 87

Время выполнения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:

Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф

или

1пунк

2орф

и

2пунк

4орф

и

4пунк

7орф и

7пунк


Критерии оценивания грамматического задания:

Оценка

5

4

3

2

Объём выполненного задания

86%-100%

61%-85%

36%-60%

0%-35%


Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин*. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес!




Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст

  2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин*.

  1. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.


Все диктанты за 1 четверть »








Вид контроля: Контрольная работа № 4.

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием.

Класс: 6

Тема контроля: «Глагол»

Сроки проведения контроля: урок № 91

Время выполнения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:

Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф

или

1пунк

2орф

и

2пунк

4орф

и

4пунк

7орф и

7пунк


Критерии оценивания грамматического задания:

Оценка

5

4

3

2

Объём выполненного задания

86%-100%

61%-85%

36%-60%

0%-35%


ЛЕСНОЕ ПОВОДЬЕ


      Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и там сидят в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. Здесь зайцам чаще всего удается переждать половодье.
      Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.
      Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

(По В.Пескову)
(101 слово)

Грамматические задания.


      1. Составьте предложения с глаголами:
      I вариант: гордиться, гордится;
      II вариант: приготовится, приготовиться.


      2. Выпишите из текста

I вариант: 2 глагола совершенного вида;

II вариант: 2 глагола несовершенного вида.


3. Произведите синтаксический разбор предложения:

I вариант:  Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.

II вариант: Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах.



Вид контроля: Контрольная работа № 5

Форма контроля: Тест.

Класс: 6

Тема контроля: «Морфология. Орфография. Причастный оборот»

Сроки проведения контроля: урок № 96

Время проведения работы: 40 минут

Критерии оценивания теста (каждое задание – 1 балл, задания № 2, 3, 9 оцениваются 3 баллами):


Оценка

5

4

3

2

баллы

13 - 15

баллов

10 -12

баллов

6 - 9

баллов

0 - 5

балла




Ключи к тесту по теме «Причастный оборот»


1 вариант

1

3



2


Причастия:

Поющие птицы

работающий аппарат

читающий мальчик

заросший пруд

освещенная лестница

Прилагательные:

красивый цветок

еловая ветка

холодный дождь

первые листочки

3


Которые поют, который покрасить, который пестреет, которые посадить, который бежит, которое открыть

4

2



5

2



6

2



7

2



8

3



9


1. Построенный еще до войны дом был разрушен.

2. Привлеченные светом бабочки кружились у фонаря.

3. Уставший после долгого перехода, он быстро уснул.

4. Пронзительный крик, раздавшийся во тьме, затих.
















Ключи к тесту по теме «Причастный оборот»

2 вариант

1

1



2


Причастия:

уставший труженик созревшие колосья растущее дерево

дымящаяся картошка пролетевшая птица.


Прилагательные:

Горячий чай

белый снег

первые цветы

горный хребет


3


Который устал, который чернеет, которые надвигаются, которые посадить, который летит, который вымыть

4

2



5

1



6

2



7

2



8

3



9


1. Измученные долгими занятиями, мы не могли ничего решить.

2. Стол, стоящий посредине комнаты, мешал всем.

3. Все разрисованные разноцветными красками дети выглядели нелепо.

4. Стоявший около дома автомобиль мигнул фарами.




























Контрольная работа по теме «Причастный оборот»

Вариант № 1


  1. Причастия изменяются:

 1) по родам;

2) по падежам и числам;

3) по падежам, числам и родам.

  1. Из словосочетаний выпишите в 1 столбик причастия, во 2 прилагательные.

Поющие птицы, красивый цветок, работающий аппарат, читающий мальчик, еловая ветка, заросший пруд, холодный дождь, первые листочки, освещенная лестница.

  1. Замените словосочетания с причастием сочетанием который + глагол, от которого образовано причастие.

Поющие птицы, покрашенный пол, пестреющий луг, посаженные деревья, бегущий конь, открытое окно.

  1. Найдите словосочетание с причастием в роли главного слова: 

1) за чернеющим лесом;

2) чернеющему вдали;

3) летающий шар.

  1. Причастный оборот – это… 

1)причастие с определяемым словом;

2)причастие с зависимыми словами;

3) два причастия.

  1. Какой схеме соответствует предложение: «Город засыпанный снегом выглядел чистым» (запятые не проставлены). 

1) …Х,|~ |.

2) Х,|~ |,…

3) |~ |Х…

  1. Найдите причастный оборот в предложении: «Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными».

1) слова имеющие; 2) имеющие несколько значений;

3) слова называются; 4) называются многозначными.

  1. Определите синтаксическую роль причастного оборота в предложении: «Засеянные пшеницей поля дали дружные всходы». 

1) является обстоятельством; 2) является сказуемым;

3) является определением; 4) является дополнением.

  1. Спишите предложения, расставьте пропущенные запятые. Графически выделите причастные обороты.

1. Построенный еще до войны дом был разрушен.

2. Привлеченные светом бабочки кружились у фонаря.

3. Уставший после долгого перехода он быстро уснул.

4. Пронзительный крик раздавшийся во тьме затих.






Контрольная работа по теме «Причастный оборот»


Вариант № 2


  1. Причастия изменяются:

1) по падежам, числам и родам;

2) по падежам и числам;

3) по родам.

  1. Из словосочетаний выпишите в 1 столбик причастия, во 2 прилагательные.

Горячий чай, уставший труженик, созревшие колосья, белый снег, растущее дерево, первые цветы, дымящаяся картошка, горный хребет, пролетевшая птица.

  1. Замените словосочетания с причастием сочетанием который + глагол, от которого образовано причастие.

Уставший труженик, чернеющий лес, надвигающиеся тучи, посаженные деревья, летящий комар, вымытый стол.

  1. Найдите словосочетание с причастием в роли главного слова: 

1) под упавшей березой;

2) упавшей от ветра;

3) играющий ребенок.

  1. Причастный оборот – это… 

1) причастие с зависимыми словами;

2) два причастия;

3) причастие с определяемым словом.

  1. Какое предложение соответствует схеме (запятые не поставлены):

Х, |~ |. 

1) Большие светлые глаза горевшие огнем были серьезны.

2) Горы поросшие деревьями подняли свои вершины к небу.

3) Стоящий все лето сухим лес загорелся.

  1. Найдите причастный оборот в предложении: «Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными».

1) слова имеющие; 2) имеющие одно лексическое значение;

3) слова называются; 4) называются однозначными.

  1. Определите синтаксическую роль причастного оборота в предложении: «Посаженные школьниками розы дружно зацвели весной». 

1) является обстоятельством; 2) является сказуемым;

3) является определением; 4) является дополнением.

  1. Спишите предложения, расставьте пропущенные запятые. Графически выделите причастные обороты.

1. Измученные долгими занятиями мы не могли ничего решить.

2. Стол стоящий посредине комнаты мешал всем.

3. Все разрисованные разноцветными красками дети выглядели нелепо.

4. Стоявший около дома автомобиль мигнул фарами.






Вид контроля: Контрольная работа № 6

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием.

Класс: 6

Тема контроля: «Причастие»

Сроки проведения контроля: урок № 107

Время проведения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:


Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф или 1пунк

2орф и 2пунк

4орф и 4пунк

7орф и 7пунк



   У моря Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
     Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
      Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)


Грамматические задания.


  1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1 вариант: Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча.

2 вариант: Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

  1. Сделайте морфологический разбор слова:

1 вариант: утомленные

2 вариант: собранного

  1. Сделайте морфемный разбор слов:

1 вариант: плещущееся, покрытое, собранного.

2 вариант: колышущегося, набегавшим, пропитанная.














Вид контроля: Контрольная работа № 7

Форма контроля: Тест.

Класс: 6

Тема контроля: «Правописание причастий»

Сроки проведения контроля: урок № 120

Время проведения работы: 40 минут

Критерии оценивания теста (каждое задание – 1 балл):


Оценка

5

4

3

2

баллы

11 - 13

баллов

8 -10

баллов

5 - 7

баллов

0 - 4

балла





Вариант 1


Вариант 2


Вариант 3


Вариант 4

А 1

4

А 1

4

А 1

4

А 1

3

А 2

4

А 2

3

А 2

3

А 2

2

А 3

4

А 3

1

А 3

1

А 3

1

А 4

4

А 4

3

А 4

2

А 4

2

А 5

1

А 5

4

А 5

4

А 5

4

В 1

Видна или идущих

В 1

Плетённая

В 1

Находящаяся

В 1

Простреленном, освежённом

В 2

Суффиксальный способ

В 2

Суффиксальный способ

В 2

Суффиксальный способ

В 2

Суффиксальный способ

В 3

Отстоявшихся

В 3

Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

В 3

Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

В 3

Незасеянные

В 4

Видно или заключена

В 4

Плетённая

В 4

9

В 4

3

В 5

Стекающая, идущих

В 5

Пересекавшую

В 5

Установлен

В 5

Совершенный вид

В 6

Проведённая

В 6

Вывороченных, обитых

В 6

Лежащих

В 6

Оказанная

В 7

Совершенный вид

В 7

Пересекавшую

В 7

Совершенный вид

В 7

Освежённом

В 8

1 2 4 5 7 8 9

В 8

5

В 8

3 4 5

В 8

6













Контрольная работа в форме ГИА по теме «Причастие».


Вариант № 1.


Прочтите текст и выполните задания.

(1) В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым...

(2) Время, проведённое в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь в водоёмах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам. (3) Необъятные просторы воздуха лежали над южной землёй, сообщая краскам резкость и выпуклость. (4) Левитан с полной ясностью ощутил, что только солнце властвует над красками. (5) Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете. (6) Солнце и чёрный цвет несовместимы. (7) Чёрный цвет — это не краска, это труп краски. (8) Левитан решил изгнать после поездки в Крым со своих холстов тёмные тона. (9) Самое ценное - это чистые цвета.

(По К. Паустовскому)


А1. Дайте верную морфологическую характеристику слову идущих (предложение 2).

1) прилагательное

2) глагол

3) причастие совершенного вида

4) причастие несовершенного вида


А 2. Укажите ответ, в котором правильно указано количество причастий, имеющихся в тексте.

1) 3 2) 4 3) 5 4) 6


А 3. Укажите ряд слов, в котором оба слова являются причастиями и имеют в корне безударную гласную.

1) ст...кающая, пров...дённое

2) непр. . .рывным, д.. .лин

3) несовм...стимы, л...жали

4) отст.. .явшийся, вп.. .рвые


А 4. Укажите слово, правописание которого соответствует правилу: «В страдательных причастиях, образованных при помощи суффикса -енн-, пишется две буквы НН».

1) камен...истым

2) цен...ое

3) видн...а

4) проведён. . .ое


А 5. Каким членом предложения является слово заключена (предложение 5) ?

1) сказуемое

2) дополнение

3) определение

4) обстоятельство


В1. Из второго (2) предложения выпишите причастие, в котором количество букв и звуков совпадает.

В 2. Определите способ образования причастия идущих (предложение 2). Напишите название этого способа словообразования.

В 3. Найдите в тексте причастие, которое состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания. Напишите это причастие.

В 4. Найдите в тексте краткое страдательное причастие прошедшего времени. Напишите это причастие.

В 5. Найдите в тексте действительное(ые) причастие(я) настоящего времени. Напишите это(-и) причастие(-я).

В 6. Найдите в тексте полное (-ые) страдательное(..ые) причастие(я) прошедшего времени. Напишите это(-и) причастие(..я).

В 7. Укажите, какой вид имеет причастие ОТСТОЯВШИЙСЯ (предложение 2).

В 8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных причастных оборотах.

Время, (1) проведённое в Крыму, (2) представлялось ему непрерывным утром, (3) когда воздух, (4) отстоявшийся за ночь в водоёмах горных долин, (5) так чист, (6) что издалека видна роса, (7) стекающая с листьев, (8) и за десятки миль белеет пена волн, (9) идущих к каменистым берегам.

























Контрольная работа в форме ГИА по теме «Причастие».


Вариант № 2.


Прочтите текст и выполните задания.

(1) В глубине между камней, вывороченных из земли, я увидел продолговатый, обитый по краям медью сундучок, несколько похожий на старинные футляры, в которых некогда хранились ценные охотничьи ружья. (2) Сундучок при падении, должно быть, сдавило камнями или землёй, и, когда я наклонился к нему, я разглядел трещину, пересекавшую его вдоль. (3) Я прикоснулся к сундучку. (4) Сундучок рассыпался. (5) Из него выкатился небольшой кожаный мяч, и появилась длинная синяя сумочка, плетённая из металлических колец. (6) Внутри сумочки что-то поблёскивало.

(В. Иванов)


А1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова обитый из предложения 1.

1) прилагательное

2) причастие несовершенного вида

3) действительное причастие

4) страдательное причастие


А 2. В каком варианте ответа правильно указано количество причастий, имеющихся в тексте?

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5


АЗ. Среди слов, взятых из текста, найдите такое, правописание НН в котором определяется правилом:

«В полных страдательных причастиях прошедшего времени, имеющих приставку, пишется две буквы НН».

1) выворочен...ых

2) старин. . .ые

3) цен...ые

4) плетён.. .ая


А4. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть причастный оборот?

А. Предложение 1

Б. Предложение 2

В. Предложение З

Г. Предложение 5

1) АБВГ 2) АВГ 3) АБГ 4) БВГ


А 5. Каким членом предложения является причастие обитый (предложение 1)?

1) сказуемое

2) дополнение

3) обстоятельство


4) определение


В 1. Среди предложений 2 —5 найдите причастие, в котором количество букв и звуков совпадает. Напишите это причастие.

В 2. Определите способ образования причастия вывороченных (предложение 1). Напишите название этого способа.

В 3. Определите морфемы, из которых состоит причастие пересекавшую (предложение 2). Напишите названия этих морфем.

В 4. Среди предложений 2—5 найдите страдательное причастие прошедшего времени. Напишите это причастие.

В 5.Среди предложений 1—2 найдите причастие несовершенного вида. Напишите это причастие.

В 6. Из первого (1) предложения выпишите причастия совершенного вида.

В 7. Среди предложений 1—2 найдите действительное причастие прошедшего времени. Напишите это причастие.

В 8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном причастном обороте.

Сундучок при падении, (1) должно быть, (2) сдавило камнями или землёй, (З) и когда я наклонился к нему, (4) я разглядел трещину, (5) пересекавшую его вдоль.



























Контрольная работа в форме ГИА по теме «Причастие».


Вариант № 3.


Прочтите текст и выполните задания.

(1) Посреди земного шара, на равном расстоянии от полюсов, находится условная линия, называемая экватором. (2) В Южной Америке эта воображаемая линия пересекает территорию государства Эквадор, названного так потому, что оно находится на экваторе. (З) Недалеко от столицы этого государства установлен обелиск, увенчанный каменным шаром с золотым кольцом. (4) Надпись, находящаяся на грани обелиска, гласит: «Памятник линии экватора». (5) Пирамидальный обелиск построен так, что одна его половина находится в северном полушарии, а другая — в южном. (6) Впоследствии подобные «памятники экватору» были сооружены и в некоторых других странах, лежащих на экваторе. (7) Один из таких известных монументов находится в Бразилии,

(По Б. Ржевскому)


А1. Укажите верную морфологическую характеристику слова построен (предложение 5).

1) глагол совершенного вида

2) краткое прилагательное

З) глагол несовершенного вида

4) краткое причастие


А 2. Среди слов, взятых из текста, найдите такое, правописание Н в котором определяется правилом: «В кратких причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

1) назван..ого

2) увенчан. . . ый

З) сооружен... ы

4) камен.. . ым


АЗ. Укажите словосочетание, в котором имеется страдательное причастие настоящего времени.

1) называемая экватором

2) установлен обелиск

З) находящаяся на грани

4) лежащих на экваторе


А 4. В каком причастии на месте пропуска не пишется буква Е?

1) называ...мая

2) увенч. . .нный

З) вообража. . .мая

4) постро...н


А 5. Каким членом предложения является слово названного (предложение 2)?

1) сказуемое

2) дополнение

З) обстоятельство

4) определение


В1. Из четвёртого (4) предложения выпишите причастие, в котором букв меньше, чем звуков.

В2 . Определите способ образования причастия воображаемая (предложение 2). Напишите название этого способа.

В 3. Определите, из каких морфем состоит причастие увенчанный (предложение З). Напишите названия этих морфем.

В 4. Сосчитайте, сколько причастий имеется в данном тексте. Ответ запишите цифрой.

В 5. В предложениях 2—4 найдите краткое причастие. Напишите это причастие.

В 6. В предложениях 5—7 найдите действительное причастие настоящего времени. Напишите это причастие.

В 7. Определите вид причастий, входящих в состав третьего (З) предложения. Напишите название вида причастий.

В 8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном причастном обороте.

Посреди земного шара,(1) на равном расстоянии от полюсов,(2) находится условная линия, (3) называемая экватором. В Южной Америке эта воображаемая линия пересекает территорию государства Эквадор, (4) названного так потому, (5) что оно находится на экваторе.
























Контрольная работа в форме ГИА по теме «Причастие».


Вариант № 4.


Прочтите текст и выполните задания.

(1) Раненый открыл глаза и застонал от нестерпимой боли в простреленном плече. (2) Чувствуя, что больше не заснёт, он повернулся на своей некрашеной кровати, и мрачные мысли, эти незваные спутницы бессонных ночей, стали длинной вереницей проноситься в его голове, не освежённой сном. (З) В его горячечном мозгу пронеслись картины исхода: печально чернели незасеянные поля, запущенно выглядели не вспаханные жителями и вытоптанные войсками нивы...

(4) Неудачные распоряжения сверху, не оказанная вовремя поддержка боевым частям, позор измен, горечь поражений — все эти спутники Первой мировой войны были причиной гибели миллионных солдатских масс.

(5) Раненый подумал, что его глаза открылись слишком поздно: он теперь не способный жить и бороться человек, а ни на что не годный калека.

(По М. Булгакову)


А1. Укажите верную морфологическую характеристику слова вытоптанные (предложение З).

1) прилагательное

2) страдательное причастие настоящего времени

З) страдательное причастие прошедшего времени

4) действительное причастие прошедшего времени


А2. Укажите словосочетание «причастие + существительное».

1) запущенно выглядели

2) в простреленном плече

З) мрачные мысли

4) бессонных ночей


А3. Укажите словосочетание, в котором правописание НЕ с выделенным словом определяет правило:

« НЕ с причастиями, не имеющими пояснительных слов, пишется слитно».

1) (не)засеянные поля

2) (не)вспаханные жителями нивы

З) в голове, (не)освежённой сном

4) (не)оказанная вовремя поддержка


А4. В каком ряду на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) вытоптан. . .ые войсками нивы

2) на своей некрашен...ой кровати

З) в прострелен. . .ом плече

4) запущен. ..о выглядели


А5. Каким членом предложения является причастие вытоптанные (предложение 3)?

1) сказуемое

2) дополнение

З) обстоятельство

4) определение


В 1. Из предложений 1—2 выпишите причастия, в которых букв больше, чем звуков.

В 2. Определите способ образования причастия простреленном (предложение 1). Напишите название этого способа.

В 3. Из третьего (З) предложения выпишите причастие, состоящее из двух приставок, корня, суффикса и окончания.

В 4. Сосчитайте, сколько причастий имеется в третьем предложении текста. Ответ запишите цифрой.

В 5 . Укажите вид причастия вспаханные (предложение З).

В 6. В предложениях 4—5 найдите страдательное причастие прошедшего времени. Напишите это причастие.

В 7. В предложениях 1—З найдите причастие, которое использовано в переносном значении. Напишите это причастие.

В 8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном причастном обороте.

Чувствуя,(1) что больше не заснёт,(2) он повернулся на своей некрашеной кровати,(3) и мрачные мысли, (4) эти незваные спутницы бессонных ночей, (5) стали длинной вереницей проноситься в его голове, (6) не освежённой сном.
























Вид контроля: Контрольная работа № 8.

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием.

Класс: 6

Тема контроля: «Деепричастие»

Сроки проведения контроля: урок № 135

Время выполнения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:

Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф

или

1пунк

2орф

и

2пунк

4орф

и

4пунк

7орф и

7пунк


Критерии оценивания грамматического задания:

Оценка

5

4

3

2

Объём выполненного задания

86%-100%

61%-85%

36%-60%

0%-35%



«Волшебная роса»

Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался из палатки на лесную поляну.

Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках. Я тронул его пальцем, и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле.

Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!

113 слов.  (По И. Дегтярёвой)


Грамматическое задание.


1.Выпишите из предложений 1 абзаца глаголы и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный состав этих глаголов и деепричастий.

2.Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 11) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.

3.Проведите синтаксический разбор предложения:

 Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту.










Вид контроля: Контрольная работа № 9

Форма контроля: Тест.

Класс: 6

Тема контроля: «Деепричастие»

Сроки проведения контроля: урок № 145

Время проведения работы: 40 минут

Критерии оценивания теста (каждое задание – 1 балл):


Оценка

5

4

3

2

баллы

11 - 13

баллов

8 -10

баллов

5 - 7

баллов

0 - 4

балла





Вариант 1


Вариант 2


Вариант 3


Вариант 4

А 1

2

А 1

2

А 1

3

А 1

2

А 2

1

А 2

3

А 2

2

А 2

1

А 3

2

А 3

3

А 3

4

А 3

4

А 4

1

А 4

4

А 4

2

А 4

1

А 5

3

А 5

2

А 5

4

А 5

3

В 1

Видя,

ударяя

В 1

Видя

В 1

Желая

В 1

Рискуя

В 2

Суффиксальный способ

В 2

Суффиксальный способ

В 2

Суффиксальный способ

В 2

Суффиксальный способ

В 3

Приставка, корень, 2 суффикса

В 3

Надеясь

В 3

Приставка, корень, 2 суффикса

В 3

Приставка, корень, 2 суффикса

В 4

Подчиняясь,

Нагнувшись

В 4

Бросилась не помня

В 4

6

В 4

Убедившись

В 5

Не видя,

Не помня, ударяя

В 5

Несовершенный вид

В 5

Задумавшись

В 5

Несовершенный вид

В 6

Согнувшись

В 6

Видя,

помня

В 6

Несовершенный вид

В 6

Свалив

В 7

Вставал

В 7

6

В 7

Пробираясь к лугам

В 7

Перегородили свалив

В 8

23

В 8

12

В 8

4

В 8

34














6 класс Контрольная работа № 8 в форме ГИА по теме «Деепричастие».

Вариант № 1

Прочтите текст и выполните задания.

(1) Почти бессознательно Сергей испустил пронзительный, долгий, отчаянный вопль и наугад, не видя дороги, не помня себя от испуга, пустился бежать прочь от подвала.

(2) Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины. (З) Рядом с ним скакал, заливаясь яростным лаем, Арто. (4) Сзади тяжело грохотал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства.

(5) С размаху Сергей наскочил на ворота и мгновенно подумал, что здесь дороги нет. (6) Между каменной стеной и растущими вдоль неё кипарисами была узкая тёмная лазейка. (7) Не раздумывая, подчиняясь одному чувству страха, Сергей, нагнувшись, юркнул в неё и побежал вдоль стены. (8) Острые иглы кипарисов, густо и едко пахнувших смолой, хлестали его по лицу. (9) Он спотыкался о корни, падал, разбивая себе в кровь руки, но тотчас вставал, не замечая даже боли, и опять бежал вперёд, согнувшись почти вдвое, не слыша крика.

(По А. Куприну)

А1. Укажите верную морфологическую характеристику слова заливаясь (предложение З).

1) глагол совершенного вида

2) деепричастие несовершенного вида

З) страдательное причастие

4) деепричастие совершенного вида


А 2. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, которые с частицей НЕ пишутся раздельно?

А. (не) помня В. (не) слыша

Б. (не) видя Г. (не) раздумывая

1) АБВГ 2) АВГ З) АВГ 4) БВГ


А3. Среди слов, взятых из текста, найдите деепричастие, имеющее проверяемую гласную в корне.

1) наск...чил З) л...зейка

2) зал...ваясь 4) б...жать


А 4. Укажите предложение, в котором имеется деепричастный оборот.

1) Рядом с ним скакал, заливаясь яростным лаем, Арто.

2) Сзади тяжело громыхал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства.

З) Острые иглы кипарисов, густо и едко пахнувших смолой, хлестали его по лицу.

4) Между каменной стеной и растущими вдоль неё кипарисами была узкая тёмная лазейка.


А 5. Каким членом предложения является деепричастие не замечая (предложение 9)?

1) сказуемое 2) дополнение З) обстоятельство 4) определение


В1. В предложениях 1 - 2 найдите деепричастия, в которых все согласные звуки звонкие.

В 2. Укажите способ образования слова ударяя (предложение 2).

В 3. Определите, из каких морфем состоит слово разбивая (предложение 9). Напишите названия этих морфем.

В 4. В предложениях 6- 8 найдите деепричастия, образованные от возвратных глаголов. Напишите эти деепричастия.

В 5. В предложениях 1 - 2 найдите деепричастия несовершенного вида. Напишите эти деепричастия.

В 6. Из предложений 8- 9 выпишите деепричастие совершенного вида.

В 7. Укажите слово, к которому примыкает деепричастие не замечая (предложение 9).

В 8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие деепричастный оборот.

Он мчался,(1) как птица,(2) крепко и часто ударяя о землю ногами,(3) которые внезапно сделались крепкими,(4) точно две стальные пружины.






























6 класс Контрольная работа № 8 в форме ГИА по теме «Деепричастие».

Вариант № 2

Прочтите текст и выполните задания.

(1) Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на неё шёл полк солдат. (2) Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. (З) К великому её удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятернёй сделал под козырёк. (4) Видя, что хозяин не протестует, Каштанка ещё громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.

(5) Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. (6) Она бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. (7) Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошёл в новых резиновых калошах, и все тонкие запахи мешались с острою каучуковой вонью, так что ничего нельзя было разобрать. (8) Каштанка бегала взад и вперёд и не находила хозяина, а между тем становилось темно. (По А. Чехову)


А 1. Укажите верную морфологическую характеристику слова не вынося (предложение 2).

1) возвратный глагол

2) деепричастие несовершенного вида

3) глагол несовершенного вида

4) глагол совершенного вида


А 2. Среди слов, взятых из текста, найдите такое, правописание НЕ в котором соответствует правилу: «Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно».

1) (не) протестует

2) (не) играла

3) (не) вынося

4) (не) находила


А 3. В каком варианте ответа правильно указано количество деепричастий, имеющихся в тексте?

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5


А 4. Укажите деепричастие, которое в предложении выступает в роли обстоятельства цели.

1) не вынося (предложение 2)

2) видя (предложение 4)

3) не помня (предложение 4)

4) надеясь (предложение 7)


А 5. Укажите предложение, в котором имеется одиночное деепричастие и деепричастный оборот.

1) 2 2) 4 3) 7 4) 8


В 1. Из предложений 2- 4 выпишите деепричастие, в котором все согласные звуки звонкие.

В 2. Укажите способ образования слова не вынося (предложение 2).

В 3. Среди предложений 4- 7 найдите деепричастие, образованное от возвратного глагола. Напишите это деепричастие.

В 4. Из четвёртого предложения выпишите словосочетание «деепричастие + глагол с главным словом глаголом.

В 5. Определите вид деепричастия не вынося (предложение 2). Напишите название вида этого деепричастия.

В 6. Среди предложений 3- 6 найдите деепричастие(-я) несовершенного вида. Напишите это(-и) деепричастие(-я).

В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы) обозначающие(-ие) запятую(-ые) , выделяющие одиночное деепричастие.

К великому её удивлению,(1) столяр,(2) вместо того чтобы испугаться, (3) завизжать и залаять, (4) широко улыбнулся,(5) вытянулся во фрунт и всей пятернёй сделал под козырёк. Видя, (6) что хозяин не протестует,(7) Каштанка ещё громче завыла и,(8) не помня себя,(9) бросилась через дорогу на другой тротуар.

В 8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие занятые, выделяющие деепричастный оборот.

Каштанка стала обнюхивать тротуар,(1) надеясь найти хозяина по запаху его следов,(2) но раньше какой-то негодяй прошёл в новых резиновых калошах,(З) и все тонкие запахи мешались с острою каучуковой вонью,(4) так что ничего нельзя было разобрать.























6 класс Контрольная работа № 8 в форме ГИА по теме «Деепричастие».

Вариант № 3

Прочтите текст и выполните задания.

(1) Вечерело... (2) На побледневшем небе догорала заря. (3) Жидкий туман вставал над полями, которым, казалось, не было конца. (4) Они раскидывались вширь и впрямь, незаметно сливаясь с седою далью. (5) Было тихо кругом. (6) Лес стоял молча, словно задумавшись и хмурясь. (7) По потемневшей лесной тропинке, пробираясь к лугам, одиноко брёл высокий худой старик, свесив на грудь седую косматую голову.

(8) Его загорелые руки с выпуклыми жилами были запачканы землёю и местами поранены. (9) Он держал пучок травы с мелкими цветами. (10) Заря между тем погасла.

(11) По опушке полетели первые вечерние жуки, таинственно, важно гудя, точно желая доказать миру, что они очень сердиты и сильны.

(По Н. Телешову)


А 1. Укажите верную характеристику слова задумавшись (предложение 6).

1) возвратный глагол

2) причастие совершенного вида

3) деепричастие совершенного вида

4) деепричастие несовершенного вида


А 2. Укажите деепричастие с чередованием гласной в корне.

1) дог...рала

2) проб.. .раясь

3) заг.. .рела

4) з...ря


А 3. В какое словосочетание входит деепричастие?

1) на побледневшем небе

2) тихо кругом

3) по потемневшей тропинке

4) желая доказать


А 4. Укажите, каким членом предложения является деепричастие хмурясь (предложение 6).

1) дополнение

2) обстоятельство

3) определение

4) сказуемое


А5. Укажите предложение, в котором имеется два деепричастных оборота.

1) 3 2) 4 3) 6 4) 7


В 1. В предложениях 7 - 11 найдите деепричастие, в котором звуков больше, чем букв. Напишите это деепричастие.


В 2. Укажите способ образования слова сливаясь (предложение 4).

В 3. Определите, из каких морфем состоит слово свесив (предложение 7). Напишите названия этих морфем.

В 4. Укажите, сколько в тексте имеется деепричастий несовершенного вида. Напишите ответ цифрой.

В 5. В предложениях 4 - 6 найдите деепричастие совершенного вида. Напишите это деепричастие.

В 6. Определите вид деепричастий, входящих в состав одиннадцатого предложения. Напишите название вида этих деепричастий.

В 7. Из седьмого (7) предложения выпишите словосочетание, содержащее деепричастие + имя существительное в дательном падеже.

В 8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы) , обозначающую(-ие) запятую(-ые) выделяющую (-ие) деепричастный оборот.

Жидкий туман вставал над полями,(1) которым,(2) казалось,(3) не было конца. (3) Они раскидывались вширь и впрямь,(4) незаметно сливаясь с седою далью.
































6 класс Контрольная работа № 8 в форме ГИА по теме «Деепричастие».

Вариант № 4

Прочтите текст и выполните задания.

(1) Не раздумывая долго, товарищи стали готовиться к походу. (2) Как только Енисей освободился ото льда, их суда покинули берег.

(3) И уже скоро участники похода встретились с реальной опасностью. (4) Тунгусы, жившие по берегам реки, решили всеми силами воспрепятствовать продвижению чужих людей. (5) Суда шли по реке, не рискуя приближаться к берегу, их встречали стрелами. (6) Видя, что неведомые бородатые люди плывут всё дальше и дальше, тунгусы перегородили реку в узком месте, свалив множество деревьев.

(7) Пришлось волей-неволей сойти на берег и строить жильё. (8) Надвигалась зима, и о движении вперёд нечего было думать.

(9) С первым теплом первопроходцы двинулись по реке дальше. (10) В это лето нападения аборигенов стали ещё более частыми, схватки более ожесточёнными. (11) Убедившись в том, что с пришельцами не справиться, тунгусы оставили их в покое. (По В. А. Мезенцену)


А 1. Укажите верную морфологическую характеристику слова свалив (предложение б).

1) глагол несовершенного вида

2) деепричастие совершенного вида

3) деепричастие несовершенного вида

4) глагол совершенного вида


А 2. Среди слов, взятых из текста, найдите такое, правописание НЕ в котором соответствует правилу: «Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно».

1) (не) раздумывая

2) (не) известных

3) (не) ведомые

4) (не) чего


А 3. В каком варианте ответа правильно указано количество деепричастий, имеющихся в тексте?

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5


А 4. Укажите, в каком словосочетании деепричастие имеет зависимое слово.

1) не раздумывая долго

2) шли, не рискуя

3) перегородили, свалив

4) оставили, убедившись


А 5. Укажите предложение, в котором имеются одиночное деепричастие и деепричастный оборот.

1) 1 2) 5 3) 6 4) 11


В 1. В предложениях 5 - 6 найдите деепричастие, в котором звуков больше, чем букв. Напишите это деепричастие.

В 2. Укажите способ образования слова раздумывая (предложение 1).

В 3. Определите, из каких морфем состоит слово свалив (предложение 6).Напишите названия этих морфем.

В 4. В предложениях 5 - 11 найдите деепричастие, образованное от возвратного глагола. Напишите это деепричастие.

В 5. Определите вид деепричастий, входящих в состав предложений 1 - 5. Напишите название этого вида деепричастий.

В 6. В предложениях 3 - 6 найдите деепричастие(-я) совершенного вида. Напишите это(-и) деепричастие(-я).

В 7. Из шестого (6) предложения выпишите словосочетание(-я) «деепричастие + глагол» с главным словом глаголом.

В 8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие деепричастный оборот.

Тунгусы, (1) жившие по берегам реки, (2) решили всеми силами воспрепятствовать продвижению чужих людей. Суда шли по реке, (З) не рискуя приближаться к берегу,(4) их встречали стрелами.






























Вид контроля: Контрольная работа № 10.

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием.

Класс: 6

Тема контроля: «Глагол и его формы»

Сроки проведения контроля: урок № 151

Время выполнения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:

Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф

или

1пунк

2орф

и

2пунк

4орф

и

4пунк

7орф и

7пунк


Критерии оценивания грамматического задания:

Оценка

5

4

3

2

Объём выполненного задания

86%-100%

61%-85%

36%-60%

0%-35%



Таинственный ящик.

У прославленного певца Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпуская из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике. Это была таинственная загадка.

После смерти артиста его вдова вскрыла заколоченный ящик. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть родной русской земли.

(По А.Лессу) (121 слово)


Грамматическое задание.

  1. Укажите тип речи текста. Какую роль в этом тексте играют глаголы и их формы?

  2. Выпишите из текста слова: прославленного, возил, доверяя (вариант 1); оклеенный, лежал, приезжая (вариант 2) и укажите их морфемный состав.

  3. В предложениях первого абзаца текста найдите причастные обороты и подчеркните их как члены предложения.








Вид контроля: Контрольная работа № 11.

Форма контроля: Комплексный анализ текста.

Класс: 6

Тема контроля:

Сроки проведения контроля: урок № 158

Время выполнения работы: 40 минут

Критерии оценивания заданий:

Оценка

5

4

3

2

Объём выполненного задания

86%-100%

61%-85%

36%-60%

0%-35%


Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания

Шестиногие богатыри.

Все знают: муравей может без труда тащить веточку , которая гораздо тяжелее его самого. Но что значит тяжелее? В три, в четыре, в пять раз? Подсчитано, муравей одолевает ношу , которая в 52 раза превышает его собственный вес. Но что муравей, вот жуки – это настоящие рекордсмены!

Энтомолог В.С. Гребенников соорудил специальные тележки, платформы, блоки, чтобы точно измерить силу шестиногих. Результаты его опытов превзошли все ожидания.

Бронзовка везла груз, превышающий её собственный вес почти в 500 раз! А маленький жук-навозник осилил фантастический вес – в 1459 раз тяжелее самого рекордсмена! И всё же победителем стал другой жук – онтофагус. Он был легче своего груза в 4210 раз!

Вот какие тяжелоатлеты есть в мире насекомых. А если бы мы обладали такой силой? В.С.Гребенников подсчитал, что тогда человек весом в 70 килограммов мог бы спокойно подтянуть на блоке 8 тонн груза или покатить по рельсам несколько гружённых железнодорожных платформ общим весом более 300 тонн!




Задание 1. Объясните смысл названия. Предложите другие. Что они отражают, тему или основную мысль?

Задание 2. Докажите, что этот текст научно-популярного стиля. Какими признаками научного стиля он обладает? Выпишите несколько слов-терминов.

Задание 3. Выпишите те предложения, в которых использованы числительные, запишите их прописью.

Задание 4. Какова роль вопросительных и восклицательных предложений?

Задание 5. Найдите предложение соответствующее схеме:

Задание 6. Составьте план текста.

Задание 7. Сделайте морфемный разбор слов: подсчитано, превышает, рекордсмены (Вариант 1); тележка, превышающий, подсчитал (Вариант 2)

Задание 8. Сделайте словообразовательную цепочку слов: маленький (вариант 1); победителем (вариант 2)




Вид контроля: Контрольная работа № 12

Форма контроля: Изложение

Класс: 6

Тема контроля: Соединение в тексте повествования и описания

Сроки проведения контроля: урок № 159

Время проведения работы: 40 минут

Цель: проверить умения сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста; строить развернутое описание состояния окружающей среды; использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте.




«Речкино имя».

Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись: 

- Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно. И тиной она заросла.

Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг и вправду изменят у нашей речки имя? Возьмут и назовут ее Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем… Обидно!

Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.

Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.

А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее Болотным ручьем обозвать


















Вид контроля: Контрольная работа № 13

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием.

Класс: 6

Тема контроля: «Имя числительное»

Сроки проведения контроля: урок № 178

Время проведения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:


Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф или 1пунк

2орф и 2пунк

4орф и 4пунк

7орф и 7пунк




Впервые я ступил на необитаемый остров 30 сентября 1659 года, чтобы провести на нём двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней. Шестнадцать лет моим надёжным помощником была наша корабельная собака, которая почти заменила мне человеческое общество.

Я поселился в пещере, которую огородил двойным частоколом. Для этого мне пришлось вбить триста или четыреста кольев выше человеческого роста.

На третий год моего пребывания на острове я испёк первый хлеб, а на одиннадцатый, когда порох стал у меня истощаться, я решил приручить нескольких козлят. Года через полтора у меня уже было не меньше двенадцати коз.

Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды к своему ужасу на прибрежном песке увидел след голой человеческой ноги. Я и не предполагал, что на остров приплывают дикари. Совершенно случайно я обнаружил скрытую от глаз пещеру, куда и перенёс почти все свои припасы. «Теперь и пятьсот дикарей не смогут разыскать моего тайника»,- говорил я себе.

(По «Робинзону Крузо» в переводе К.И.Чуковского.)


Грамматическое задание.

1.Подчеркнуть в тексте диктанта все числительные, сверху указать разряд.

2. Просклонять числительное:

1 вариант – триста;

2 вариант – четыреста

3. Приведите по два примера числительных.

Количественных:

целых

собирательных____________________

дробных_________________________

порядковых______________________











Вид контроля: Административная контрольная работа

Форма контроля: Диктант с грамматическим заданием.

Класс: 6

Сроки проведения контроля: урок №

Время выполнения работы: 40 минут

Критерии оценивания диктанта:

Оценка

5

4

3

2

Ошибки

1орф

или

1пунк

2орф

и

2пунк

4орф

и

4пунк

7орф и

7пунк


Критерии оценивания грамматического задания:

Оценка

5

4

3

2

Объём выполненного задания

86%-100%

61%-85%

36%-60%

0%-35%


Лес

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь.

(106 слов)


Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст

  2.  Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца

  3.  Разберите по составу слова: масляными, набежали

  4.  Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему.



Итоговая диагностическая работа

по русскому языку

6 класс

1 вариант

1. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.

1) В слове ПРОПАСТЬ буква С обозначает звук [С`].

2) В слове МАЯК буква Я обозначает один звук.

3) В слове ЧУВСТВОВАЛ букв больше, чем звуков.

4) В слове ИЗВЕСТИЕ 4 слога.

2.  Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) предыюльский           2) небольшой            3) сразу             4) быстро

 3. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.

А) ДРУГИЕ ребята высаживали цветы около школы.

Б) Здоровье ДОРОЖЕ золота.

В) ЧЕТВЕРТЫЕ сутки пылают зарницы.

ЧАСТЬ РЕЧИ

  1. наречие

  2. прилагательное

  3. числительное

  4. местоимение

4. В характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?

1) ШЕСТЕРО (щенят) – собирательное числительное

2) МЕНЯ – возвратное местоимение

3) РАЙОННОЕ (отделение) – относительное прилагательное

4) ПАЛЬТО – несклоняемое существительное

  1. В каком случае в форме слова допущена ОШИБКА?

  1. около ПОЛУТОРАСТА книг

  2. пара НОСКОВ

  3. ОБОИМИ рукавами

  4. широкое АВЕНЮ

  1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. обог..щение, к..снуться

  2. щ..бетать, пост..лить

  3. з..ря, р..сток

  4. акв..рельный, приг..реть

  1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..возмочь боль, пр..писать нолик

  2. в..думать, не..гибаемый

  3. необ..ятный, зав..южило

  4. пред..стория, небез..звестный

  1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. снеж..к, пережж..т

  2. рыж..го, крыж..вник

  3. чтец..в, чуж..го

  4. щ..ки, кумач..вый

  1. В каком ряду в обоих словах пропущен Ь?

  1. обознач..те,  девят..сот

  2. пят..сот,  пят..надцать

  3. (лес) дремуч..,  брош..

  4. шалаш..,  поможеш..

  1. В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?

  1. ю..ый, торфя..ой

  2. серебря..ый, утре..ий

  3. ути..ый, карма..ый

  4. телефо..ый, витри..ый

  1.  В каком ряду оба слова пишутся слитно?

  1. (не)что, (кое)кто

  2. (ни)кто, (не)чем

  3. что(то), кто(нибудь)

  4. не(с)кем, кто(либо)

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

  1. разворач..вать, реч..вой

  2. задумч..вый, алюмини..вый

  3. откле..ваться, неуживч..вый

  4. замш..вый, клетч..тый

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

  1. сдерж..шь слово, побывать в Япони..

  2. утренн.м солнцем, простудился на мороз..

  3. в семидесят.. верстах, се..тся дождь

  4. никто не услыш..т, на лазурн..м берегу

  1. В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не расставлены)?

  1. В Приморье много закрытых бухт и заливов.

  2. По поведению некоторых животных люди могут определить приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.

  3. В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.

  4. Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

 Прочитайте текст.

  1. Письмо в своем историческом развитии прошло много этапов. 2. Так, древний «язык рисунков» называется лингвистами пиктографией. 3. Он существовал у народов всего мира: и у индейцев, и у папуасов, и у эскимосов, и у бушменов.  4. Однако первым шагом к настоящему письму были ребусные написания, использование слов-омонимов или близко звучащих слов. 5. Сделали этот шаг шумеры 5-6 тысячелетий назад.  6. По-шумерски, знак «ти», который обозначает стрелу, использовался и для записи слова «жизнь», которое звучит так же, как слово «стрела».

  1. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?

  1. Первый шаг от пиктографии к настоящему письму сделали шумеры, которые использовали один знак для записи разных слов.

  2. Пиктография – это попытка записи звуковой речи, где каждый знак обозначал слово целиком.

  3. Пиктография была у каждого народа, живущего на уровне первобытно-общинного строя.

  4. По-шумерски, знаки, используемые для записи слов «стрела» и «жизнь», одинаковы.

  1.   Замените слово БЛИЗКО из предложения 4 синонимом (одним словом). Напишите это слово._________________

  1.  Из предложений 4-6 найдите сложное предложение. Напишите номер предложения. ___________________________

  1. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

  1. Каким членом предложения является выделенное слово?

Сделали ЭТОТ шаг шумеры 5-6 тысячелетий назад.

 

ПЕРЕПИШИТЕ ТЕКСТ, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Деревя..ые дома и церкви северного пр..морского края  уд..вительное чудо.(4) В ж..лище об..тателей Севера и(с,сс)ку(с,сс)но сочеталась(2)  пр..способленность к суровому климату с красотой пропорц..й изумительной техникой рез..бы по дереву. В музеях края вы увид..те пр..красные вещи женскую одежду укр..шения  выш..вки тканые вещи. Пр..бывающим сюда многочисленным экскурсантам небез..нтересны р..списные прялки  деревя..ая посуда предметы домашнего об..хода, которые несут на себе п..чать высокого художества.

Рядом с без..(с,сс)ку(с,сс)ными предметами быта жила и постоянно про..вляла себя красота духовной жизн.. . Пр..интересны обряды северян. Когда на Север вслед за соб..рателями былин стали пр..езжать(1) и другие(3) уч.ные они нашли ..десь богатство песен сказок исторических пр..даний.

Выполните обозначенные цифрами  в тексте языковые разборы.

Ответы

1

2

2

4

3

423

4

2

5

4

6

2

7

4

8

3

9

1

10

4

11

2

12

1

13

3

14

3

15

1

16

Похоже, одинаково

17

6

18

язык рисунков называется

19

определение

Система оценивания

«2»

«3»

«4»

«5»

0-9

10-13

14-17

18-19








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!