СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 5 класс»

филиал МБОУ СОШ с.Баимово

МР Абзелиловский район РБ

ООШ д.Аслаево











Контрольно-измерительные

материалы

по русскому языку

5 класс




























2020-2021



1.Пояснительная записка

Данный сборник КИМов для 5 класса разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов авторов Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, М.Т.Баранова, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык, 5 класс». Он включает тексты диктантов и изложений, тестовые задания, с выбором ответа по теоретическому материалу курса, ответы к заданиям, критерии оценивания.

2.Нормы оценки письменных работ.


I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). Для оценивания уровня знаний выводится средняя оценка по итогам двух работ: диктанта и грамматических заданий.

Примечание.

     При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)   в переносе слов;

2)   на правила, которые не включены в школьную программу;

3)   на еще не изученные правила;

4)   в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)  в передаче авторской пунктуации.

      Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

     К негрубым относятся ошибки:

1)   в исключениях из правил;

2)   в   написании   большой   буквы   в   составных   собственных наименованиях;

3)   в  случаях слитного и  раздельного написания  приставок в  наречиях,  образованных  от  существительных  с   предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4)   в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5)   в собственных именах нерусского происхождения;

6)   в  случаях,   когда   вместо  одного  знака   препинания   поставлен другой;

7)   в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

     Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

     Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

     Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

     Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая   следующая   подобная   ошибка   учитывается   самостоятельно.

     Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

     При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания  на верное)   оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии пяти и более исправлений.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий




Оценка тестовой работы:

95%-100% - 5

75%-94% - 4

60%-74% - 3

59% и менее -2




































1.Вводная контрольная работа .

Кедр.

Кедр растёт высоко в горах. Ветры его стараются к земле наклонить. А он вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше к солнцу. На концах веток кедровые шишки висят. Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живёт. Кедр всех кормит. Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит в норку мышь. Она по деревьям лазить не умеет, а орешков хочется. Поздней осенью ещё больше зверьков и птиц живёт около кедра. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю.

Задания. 1. Выписать 3 слова с безударными гласными в корне, обозначить орфограммы, подобрать проверочные слова. 2. Выписать слово с разделительным Ъ, обозначить орфограмму. 3.Выписать существительное 3 склонения, на конце которого после шипящей пишется Ь.

4.Разобрать предложение /На конце веток кедровые шишки висят/ по членам предложения.

5.Выписать слово, в котором букв больше, чем звуков.





















2. Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 1.

Часть 1.


Задание: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.Определите, в каком варианте представлено не словосочетание.

Перед щенком на пне сидит большая стрекоза.

А. перед щенком В. на пне сидит

Б. перед щенком сидит Г. большая стрекоза


2.Отметьте словосочетание с главным словом существительным.

А. произносить громко В. ветки сирени

Б. совсем неудачно Г. двигался к реке


3.Укажите неверное утверждение

А. В конце побудительных и повествовательных предложений нельзя ставить восклицательный знак.

Б. По цели высказывания предложения бывают повествовательными, побудительными, вопросительными.

В. Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.

Г. По наличию или отсутствию второстепенных членов можно различить распространённое и нераспространённое предложения.


4.Найдите повествовательное предложение.

А. Памяти павших будьте достойны!

Б. Кто желает выступить на празднике?

В. Закружилась листва золотая.

Г. Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?


5.Укажите предложение с одним главным членом.

А. Уходит зима. В. Берега живописные.

Б. Прекрасное утро. Г. Дождь – мелкие брызги.


6.Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамматическая основа.

А. Уставшие путники видели вокруг только пустыню.

Б. Вещь мы изготовили из простого материала.

В. Учёный теперь находился в лаборатории.

Г. Дом озарил резкий свет молнии.


7.Укажите предложение, в котором есть определение.

А. Ветер раскачивает деревья.

Б. Ночь заглядывает в окна.

В. Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.

Г. Вдали блеснул огонёк.



8.Найдите нераспространённое предложение.

А. Пепельные тучки. В. Почти рассвело.

Б. Прохлада освежает и бодрит Г. Снова замерло всё до рассвета


9.Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А. Врач благородная профессия. В. Он человек без совести.

Б. Небо высоко и прозрачно. Г. Изумительные летние вечера.


10.Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

А. Ты не забывай писать родителям. В. Дети участвуют в озеленении школьного участка

Б. Я люблю тебя Россия. Г. Территории эти пострадали от лесных пожаров.


11.Укажите, в каком предложении союз и связывает однородные члены. Знаки препинания не расставлены.

А. Всю ночь шёл снег и к утру земля была белая.

Б. Промелькнула короткая осень и нам взгрустнулось.

В. Гуляешь по осеннему лесу и наслаждаешься его красотой. Г. Закружила зима белыми хлопьями и зашумели метели.


12.Найдите предложения с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.

А. Поведай ты мне эту легенду.

Б. Он поделился своими размышлениями о творчестве.

В. Писатель рассказал нам о том как создавал произведение. Г. Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М.Горький.



Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Оловянный солдатик молчал и крепко сжимал ружьё. (2) Лодка быстро неслась по течению, а крыса плыла за ней вдогонку. (3) Она и сердилась, и скрежетала зубами, и пищала. (4) Кружились разные предметы: ветки, щепки, сучки и солома. (5) Вдруг крыса закричала:

«Соломинки, щепки, держите его!»

(По Г.-Х. Андерсену)


1)Найдите в тексте и выпишите сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.

2)Запишите номер предложения с прямой речью, составьте его схему.

3)Из предложения 5 выпишите обращения.

4)Выпишите предложение 3, подчеркните в нём однородные члены как члены предложения.

5)Выпишите предложение 4, произведите синтаксический разбор этого предложения, составьте его полную схему.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 2.

Часть 1.


Задание: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.


1.Определите, в каком варианте представлено не словосочетание.

Птенец с трудом держится в воздухе короткое время.

А. с трудом держится В. держится в воздухе

Б. птенец держится Г. короткое время


2.Отметьте словосочетание с главным словом глаголом.

А. радостный миг В. стремиться вперёд

Б. налево от дома Г. прогулка по лесу


3.Укажите неверное утверждение

А. Грамматическая основа предложения не всегда состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.

Б. Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются невосклицательными.

В. Для предложения характерна интонация конца предложения.

Г. Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространёнными.


4.Найдите побудительное предложение.

А. Веет свежестью возле реки.

Б. Между небом и землёй песня раздаётся.

В. А мечтали, дедушка, в прошлые года о славе?

Г. Расскажи мне, друг, о твоём детстве.


5.Укажите предложение с одним главным членом.

А. Лес молчал. В. Пурга сильна, сердита.

Б. Присядем на дорожку. Г. Невероятно красива наша земля.


6.Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамматическая основа.

А. Шалаш разрушил ураган.

Б. Проект студент защищал долго.

В. Улан-Удэ – родной город.

Г. Утро туманное.


7.Укажите предложение, в котором есть дополнение.

А. Из тусклого тумана появляется солнце.

Б. Розовый клевер прячет в траве свою круглую головку.

В. На поляне резвились тигрята.

Г. Из воды выглянул забавный лягушонок.



8.Найдите распространённое предложение.

А. Поспели яблоки, груши и сливы. Б. Вечереет.

В. Полный месяц. Г. Бушует ветер


9.Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А. Свежа распустившаяся роза. В. Март богат сюрпризами.

Б. Ландыш хрупкий цветок. Г. Ярко на небе сверкали звёзды.


10.Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены. А. Экзотические животные участвовали в шоу. В. Вы напишете это письмо.

Б. Ребята с интересом слушали экскурсовода. Г. Не трещите морозы в заповедном лесу.


11.Укажите, в каком предложении союз и связывает однородные члены. Знаки препинания не расставлены.

А. Я подставил ладошки и на них посыпались кедровые орешки.

Б. Белочки смело выхватывают орешки из наших рук и тут же грызут их.

В. Потеплело и ледники растаяли.

Г. Зима в тундре суровая и длится она две трети года.


12.Найдите предложения с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.

А. Доброго здоровья люди!

Б. В зарослях беспрестанно копошился какой-то зверёк.

В. До новой встречи произнёс журналист.

Г. Библиотекарь рассказал ребятам о том как интересно жить книгочеям.



Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Буря выла и стонала. (2) Они летели и над лесами, и над озёрами, и над морями. (3) С криком летали чёрные вороны, а над ними сиял ясный месяц. (4) Он освещал все предметы: деревья, дома, мосты. (5) «Всё ещё мёрзнешь, Кай?» - спросила Снежная королева.

(По Г.-Х. Андерсену)


1)Найдите в тексте и выпишите сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.

2)Запишите номер предложения с прямой речью, составьте его схему.

3)Из предложения 5 выпишите обращение.

4)Выпишите предложение 2, подчеркните в нём однородные члены как члены предложения.

5)Выпишите предложение 4, произведите синтаксический разбор этого предложения, составьте его полную схему.























3.Диктант по разделу «Синтаксис и пунктуация»

За грибами.

Вчера целый день шёл проливной дождь. На другой день Витя сказал: «Ребята, пойдёмте в лес, там много грибов!» Мы согласились и пошли в лес.

В лесу были разные грибы: и маслята, и подберёзовики, и сыроежки, и подосиновики. Мы складывали грибы в корзину, и вскоре под елями и соснами начались белые.

Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок, травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках, и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки.

Мы сразу промокли, но вставали на колени, копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше.













4.Контрольный диктант по разделу «Фонетика»

«Зима»

Зима в этом году стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и быстро таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, толкались, каркали друг на друга. Около мельницы вода не замерзала, а стояла чёрная, и в ней кружились льдинки.

Но вот вдруг наступила непогода. В печных трубах завыл, засвистел ветер, вздул снег. Филька выбежал на улицу. Там уже мело и хлестало в глаза, летела с крыш солома, ломались скворечники, хлопали ставни. Взвились столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, перегоняли друг друга.
























5.Зачет по теме «Лексика. Культура речи».


Вариант 1

А1. Какое слово является однозначным?

1) кисть

2) фауна

3) игла

4) трубить


2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце


3. В каком предложении есть антонимы?

1) Рана заживает, а рубец остаётся.

2) Пришлось долго, терпеливо ждать.

3) Метель метёт, и вьюга плачет.

4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.


4. В каком ряду приведены антонимы?

а) красный – желтый       б) дом – сад        в) избушка – домик       г) красивый – уродливый


5. Подберите к данным словам антонимы.

голодный - …

ложь - …

проснуться - …

яркий - …

потерять  - …



6. В каком предложении есть синонимы?

1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

2) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

4) Яблоки не кислые, а сладкие.


7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) скучно       б) уныло     в) тоскливо     г) бесполезно


8. Продолжите ряд синонимов: бежать, …


9. В каком ряду приведены омонимы?

а) медведь (животное) - медведь (неуклюжий человек)

б) (песчаная) коса – (девичья) коса

в) далекий – дальний


10. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Говядину можно тушить с овощами.


11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.

Язык, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.

12. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, костер горит



Вариант 2


1. Какое слово является однозначным?

1) блондин

2) челнок

3) число

4) серебряный


2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш


3. В каком предложении есть антонимы?

1) Хлеб мягкий, свежий.

2) Ищи не дом, а соседей.

3) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

4) Корень учения горек, а плод его сладок.


4. В каком ряду приведены антонимы?

а) телефон – телеграф        б) движение – покой    в) голова – нога     г) невежа – неряха


5. Подберите к данным словам антонимы.

ранний - …         меньше - …

жара - …        тьма - …

упасть - …

6. В каком предложении есть синонимы?

1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.

2) Сова спит днём, а охотится ночью.

3) В поэтической речи глаза часто называют очами.

4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.


7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) нужный     б) важный      в) необходимый     г) недолговечный


8. Продолжите ряд синонимов: маленький, …


9. В каком ряду приведены омонимы?

а) телевизор – телефон

б) ножка (стола) – ножка (ребенка)

в) тушить (свет) – тушить (курицу)


10. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Рысь — осторожное и ловкое животное.


№6. Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

№6. Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

№6. Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.

12. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения ?

а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела

б) ветер уснул, весна с зимой встречается

в) ребята веселились, природа празднует




6.Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»


Вариант 1


1. В каком слове есть орфограмма – гласная буква в корне?

1) растратить 2) сомнение 3) свежесть 4) умещаюсь


2. В каком слове безударная гласная корня проверяется ударением?

1) растение 2) шоколад 3) положение 4) удивительный


3. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне:

1) роскошный 2)бесшумный 3)расточить 4)расположиться


4. В каком ряду все слова однокоренные?

1) росток, вырастать, сращивать 2) растопить, растение, заросли

3) предложение, предмет, предполагать 4) очертить, частокол, частота


5. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?

1) изложить 2) рассказ 3) водянистый 4) печёшь


6. Какое слово образовано с помощью приставки?

1) писатель 2) прадедушка 3) пчеловод 4) выключатель


7. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1) изл..жение 2) распол..гаться 3) р..сток 4) зар..сли


8. В каком ряду на местах пропусков в обоих словах пишется буква Ё? Запишите эти слова.

1) трещ..тка, бельч..нок 2)ч..рточка, ж..нглёр 3) ч..рствость, тяж..лый 4)ш..лк, ш..в


9. В каком слове правописание приставки соответствует правилу: «В приставках на З-С перед глухим согласным пишется буква С»? Запишите это слово.

1) бе..вкусный 2) ра..жимать 3) ни..вергнуть 4) бе..шумный


10. Укажите слова с орфографической ошибкой и запишите их в исправленном виде:

1) разложить 2) водоросль 3) моржовый 4) крыжёвник 5) чёрствый

6) зделать 7) пришол 8) шорох 9) цырковой 10) репетиция


11. Запишите слова и выделите морфемы: наслаждаешься, пожелтеть, чёрточка, прикасаться, возрастать.


12. Ответьте на вопрос: Почему в корне слова ПРЕДЛАГАТЬ пишется буква А?


13. Закончите определение: Морфемика – это…





Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Вариант 2


1. В каком слове есть орфограмма – согласная буква в приставке?

1) сомнение 2) умещаюсь 3) растратить 4) свежесть


2. В каком слове безударная гласная корня проверяется ударением?

1) предлагать 2) шоссе 3) вырастить 4) соединить


3. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне:

1) росинка 2) слагаемое 3) жёлудь 4) цифровой


4. В каком ряду все слова однокоренные?

1) выращенный, росток, растение

2) расточить, заросли, расти

3) располагать, ложка, прилагательное

4) страна, странный, страница


5. Какое слово состоит из корня, суффикса и окончания?

1) изложить 2) печёшь 3) водянистый 4) растение


6. Какое слово образовано с помощью суффикса?

1) прадедушка 2) пчеловод 3) писатель 4) перестроить


7. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1) водор..сль 2) распол..гать 3) перел..жить 4) подр..стковый


8. В каком ряду на местах пропусков в обоих словах пишется буква О? Запишите эти слова.

1) ш..рстка, ч..порный 2) ч..рточка, ш..рох 3) крыж..вник, ш..в 4) ч..рный, печ..нка


9. В каком слове правописание приставки соответствует правилу: «В приставках на З-С перед звонким согласным пишется буква З»? Запишите это слово.

1) бе..предельный 2) и..пугаться 3) во..клицание 4) в..бираться


10. Укажите слова с орфографической ошибкой и запишите их в исправленном виде:

1) водорасль 2) жолудь 3) капюшён 4) сложение 5) перешёл

6) расписание 7) волчонок 8) беззаботный 9) на ципочках 10) организация


11. Запишите слова и выделите морфемырасписываться, восход, бесстрашный, жёрдочка, предложить.


12. Ответьте на вопрос: Почему в корне слова СЛОЖЕНИЕ пишется буква О?

13. Закончите определениеМорфемы – это…

7.Диктант по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».


Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)          

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

1.По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

2.Разобрать по составу слова:

1 вариант  Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная,  порыв




8. Проверочная работа по русскому языку по теме «Имя существительное»

Часть 1

1. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:

а) нести, летом, туманы, ребята

б) звёзды, корзиной, кораблю, песня

в) луна, румяные, книги, иллюстрация

г) лекарство, двойка, они, кузнечик


2. Укажите неверное утверждение

а) имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
б) имена существительные называют разнообразные предметы
в) в предложении имя существительное не может быть дополнением
г) одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?


3.Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные

а) мама, бабушка, отец
б) (река) Дунай, (улица) Весенняя, (спектакль) «Нос»
в) (газета) «Сад», Москва, улица
г) Николай Петрович, Пушкин, дно


4.Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные:

а) моряки, царю, динозавр, студентами

б) дерево, города, кинофильмом, друг

в) календарь, мостики, мальчишками, лето

г) каникулы, соревнования, следы, рыбки


5.Среди постоянных признаков существительного нет

а)одушевленности/неодушевленности

б)категории рода

в)склонения

г)категории числа


6.Десять существительные на -мя являются существительными:

а) несклоняемыми б) 1склонения в) 3склонения г) разносклоняемыми


 7.Какой из морфологических признаков не характерен для имени существительного? 
а) род  б) число  в) падеж  г) спряжение


8. Какое утверждение ошибочно? 
а) у существительного есть только 2 склонения 
б) н.ф. существительного – И.п., ед.ч. 
в) имена собственные пишутся с заглавной буквы 
г) существительное изменяется по числам и падежам


9. Какое из существительных имеет форму только единственного числа? 
а) снег        б) бодрость        в) болезнь       г) война


10. В каком слове есть суффикс   -к-? 
а) человек       б) столик       в) птичка         г) дубочек


11. Укажите ряд, где на месте пропуска пишется И.
а) служить в арми..., не встретить Мари...
б) идти по алле..., играть на виолончел...
в) оборудование в аудитори..., рисунок на открытк...
г) отдыхать в санатори..., загорать на солнц...


12. В какое из существительных нужно вставить -ы-:

а) ц..плёнок б) акац..я в) ц..рк г) ц..линдр


13. Какое из существительных в родительном падеже имеет окончание -ов:

а) носки б) ботинки в) чулки г) сапоги


14. Какое из существительных в родительном падеже имеет нулевое окончание :

а) яблоки  б) апельсины в) мандарины г) кокосы


15. В корне какого существительного нужно вставить -е-:

а) камыш..м б) душ..м в)кузнец..м г)плащ..м


16. Какое из выделенных существительных надо писать в кавычках:

а)собака Жучка б)девочка Аня в)город Воронеж г)корабль Титаник


17. Какое из выделенных существительных является дополнением:

а) песня о собаке б) идти в школу в) мама приехала г) видеть в окне


Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 18-20


(1)Всякая басня — иносказание. (2)Говорится в ней о животных, но все понимают, что каждая басня — это рассказ о людях. (3)Басня — небольшое произведение. (4) Нужен особый выразительный язык, чтобы передать точность характеристик, кар­тинность действий. (5)И такой язык создал Иван Андреевич Крылов. (6)Простота и ясность языка — вот основа его мастерства.


18. Выпишите из предложения 2 существительные в форме предложного падежа.

19. Выпишите из предложения 1-4 одушевленные имена существительные.

20. Выпишите из предложения 6 существительное 3-го склонения.




9. Диктант по разделу «Имя существительное.».

Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята,  радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила. 

Грамматическое задание: 

1.Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

2.Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» - 1в , «На большой лесной полянке играют лисята,  радостно кувыркаются в траве.» - 2в  .

3.Морфологический разбор слова  «в траве» - 1 в , «на полянке»- 2 в.

4.Разобрать слова по составу «лисёнок »,  «сосновой»,  «бросился» - 1 в. «полянке»,  «колючий»,  «поднял» – 2 в





10. Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное»

1.Спишите, вставляя окончания прилагательных. Выделите окончания, определите род и падеж

Образец: От широкого озера (ср.р., р.п.)

О птичь…м голосе, сер…м утром, к надежн…му врачу, о младш…й сестре, прежн…ю подругу, сороч…й стрекот, с хорош…..м товарищем, в солнечн…ю погоду, в красн…м платье, у знаком…й старушки.


2.Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

От хорош..го братца, больш…му кораблю, свеж..го борща, горяч..го обеда, старш..му товарищу, к чуж..му дому, о дремуч…м лесе, пригож…му малышу


3.Запишите краткие формы имён прилагательных 

Образец: старый – стар ,стара , стары .

Близкий –

Умный –

Страшный -

Свежий –

Глупый –

Опрятный-

4. Спишите, предложения, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Выделите окончания имён прилагательных.

Отряд туристов на следующий день добрался до (лесной) озера и остановился у (старый) дуба. Земля покрылась (глубокий) снегом.  До (поздний) вечера рыбаки были на Волге.  (Легкий) тени дышали на (чистый) полу. Ветер подул в (соседний) саду.

5. Спишите предложения, подчеркнув имена прилагательные как члены предложения.

1. Спортсмены нашей школы быстрые и ловкие.

2. Незнакомый цветок красив и пахуч.

3. День сегодня пасмурный.

4. Работа чистая и аккуратная

6. Выполните морфологический разбор выделенных прилагательных.   Огромный страшный медведь неуклюж.




11.Диктант по разделу «Имя прилагательное».

Ёжик

Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осенняя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.

Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.

Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он направился к своему тайнику и исчез в нем.

Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е:

1.Произвести синтаксический разбор предложения

Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск. – 1 в

На рассвете около меня зашелестели листья. – 2в

2.Произвести морфологический разбор прилагательного:

Маленькое (яблочко) – 1 в

Осенняя (ночь) – 2 в

3.Обозначить  род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.



12. Проверочная работа по теме «Глагол»

Вариант 1

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает:

1) действие предмета;2) признак предмета;3) предмет.


2. В каких словах не пишется мягкий знак?

1) молчиш..; 3) зажеч..;

2) грач..; 4) отреж...


3.В каком ряду все слова стоят в неопределённой форме глагола?

1) смеётся, радуется, говорить, жаловаться

2) искать, стремиться, нервничать, беречь


4.. Найдите ряд, в каждом слове которого на месте пропуска следует писать букву Е:

1) указыва..т, верт..м              

2) протягива..т, слыш..т

3) хлын..т, использу..т           

4) нрав..мся, наступ..т

 

5. Выписать только глаголы совершенного вида, составить два словосочетания, соответствующие схемам: глагол + сущ., глагол + наречие.

Вязать, звенеть, светает, зеленеет, восклицать, лежать, радоваться, выкопать, чирикать, шествует, побледнеть, шептаться, печалиться, замерзнуть, пожелтеть, поразмышлять, смеркается, двигаться.


6. Запишите слова, распределяя на две группы:

    1. - ыва - , - ива -               2. - ова - , - ева –

Разбрас…вать, затапл…вать, проб…вать, танц…вать, осматр…вать, рад…вать, утрач…вать, след…вать, команд…вать, выращ…вать.


7. Выпишите словосочетания с переходными глаголами.

Сеять пш…ницу, др…мать на д…ване, прису…ствовать на конференц…и, чу…ствовать вину, уча…ствовать в сор..внованиях, любить бабушку, с…деть на лавочк…, рассказ…вать ска…ки, насл…ждаться тиш…ной, прин…сти дрова.


8.Выпишите глаголы   I спряжения.

 Вот и лес. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные  ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как бос красивой липы. Вы едете по зеленой дорожке; большие ж мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают мошки вьются столбом.


9. Озаглавьте текст. Спишите, вставляя буквы и недостающие знаки препинания. Выполните указанные виды разбора.

Ду(п;б) уд..вительное дерево4. Он ра..пуска..тся2 поз(?)нее других д..ревьев. Лес ст..ит з..лёный один ду(п;б) ч..рне..т. Но он дольше всех д..ревьев (не) (з;с)брасыва..т л..ствы ос..нью. Когда наступа..т м..оро(с;з) листья на дубе свёртыва..т(?)ся в трубоч(?)ку. Иногда они держ..тся3 всю зиму. Молния удар..т в него и всё равно в..сной ра..пуст..тся на нём з..лёные л..сточ(?)ки. В дубовой роще ночью корм..тся ж..лудями к..баны а в дупле живёт сыч(?)1 з..му..т л..тучая мыш(?). Иногда вид..ш(?) что д..леко от леса р..стут м..лодые ду..ки. Ветер (не)мог зан..сти туда т..ж..лые ж..луди. Это сойка осенью подб..рала ж..луди и забыла о них а они прор..сли. (По Г. Снегирёву)


10. Сделайте морфологический разбор глагола: распускается


Контрольная  работа  по теме «Глагол»

Вариант 2

1. Глаголы изменяются:

1) по падежам и родам;

2) временам и числам;

3) лицам и падежам.


2.В каких словах не пишется мягкий знак?

1)видиш..,2)пахуч..,3) съеш..4) береч..


3. В какой пословице употреблена неопределённая форма глагола?

1) Со счастьем хорошо и по грибы ходить.

2) У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается


4.Найдите глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву И:

1) бре..м                   3) слыш..шь

2) се..м                     4) шага..те


 5. Выписать 5 глаголов несовершенного вида, составить два словосочетания, соответствующие схемам: глагол + сущ., глагол + наречие.

Вязать, звенеть, светает, зеленеет, восклицать, лежать, радоваться, выкопать, чирикать, шествует, побледнеть, шептаться, печалиться, замерзнуть, пожелтеть, поразмышлять, смеркается, двигаться.


6. Запишите слова, распределяя на две группы:

    1. - ыва - , - ива -               2. - ова - , - ева –

Разбрас…вать, затапл…вать, проб…вать, танц…вать, осматр…вать, рад…вать, утрач…вать, след…вать, команд…вать, выращ…вать.


7. Выпишите словосочетания с непереходными глаголами.

Сеять пш…ницу, др…мать на д…ване, прису…ствовать на конференц…и, чу…ствовать вину, уча…ствовать в сор..внованиях, любить бабушку, с…деть на лавочк…, рассказ…вать ска…ки, насл…ждаться тиш…ной, прин…сти дрова.


8.Выпишите глаголы   II спряжения.

Бранить, выпить, видеть, слышать, полоть, вылить, гнать, отвечать, прыгать, сеять, делать, стелить, мыть, украсить, белить, обидеть, пилить.


9.Озаглавьте текст. Спишите, вставляя буквы и недостающие знаки препинания. Выполните указанные виды разбора.

Летн..е утро подн..ма..т с постел.. . Над р..кой ещё ра(с;сс)т..ла..тся туман.4 Скоро он пропада..т в пр..зрач(?)ном воздух.. и осв..божда..т сизую крону др..мучего тополя потом в..рхушки ч..рёмухи. Пора отпр..влят(?)ся за гр..бами. Я замет..л что чаще всего гр..бы поп..дают(?)ся возле б..рё..1 . Б..рё..ка друж..т с гр..бами. Под её п..кровом р..стёт всем извес(?)ный подб..рёзовик. Подосиновик гри.. яркий, стройный. Он (не)вылеза..т вдруг на д..роге или тр..пинк.. . Ж..вёт он в высоком оси(н;нн)ик.. и (не)пряч..т(?)ся.4 Изд..ли зам..ча..ш(?)3 его яркую шля..ку. Среза..ш(?) гри.. а рядом вид..ш(?) ещё штук пять. И разом гр..бы к..нч(?)..тся2 но у вас уже полная к..рзинка. Можно соб..рат(?(с яд..мой. (По Г. Скребицкому


10. Сделайте морфологический разбор глагола: пропадает




13.Диктант по разделу «Глагол»


      Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
      В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
      Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
      Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

(По Д. Зуеву)

Г р а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е:

1.Произвести синтаксический разбор предложения

В потемках ельника серебрятся осины – 1 в

В лесу встречаются зима и весна. – 2в

2.Произвести морфологический разбор глагола:

отступает – 1 в

краснеют – 2 в

3.Произвести разбор глаголов по составу:

 обтаяли,  хмурится – 1 в

набирает,  серебрятся – 2 в








14. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по русскому языку ЗА КУРС 5 КЛАССА

Вариант 1

Блок «А» ( базовый уровень )


1.Найдите слово с ошибкой в ударении. Перепишите его, поставьте правильное ударение

а) жалюзИ б) квартАл в) позвОнит г) хвОя


2. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие .

        а ) песня       б ) шубка         в ) жук  г ) помощь


3.Какая форма множественного числа образована неправильно? Запишите слово в правильном варианте

        а ) шофера                 б ) номера                    в ) якоря г ) профессора


4. У какого слова лексическое значение определено неверно ?

        а ) партер - места для зрителей в театре, расположенные ближе всего к сцене

        б ) жюри - группа специалистов, присуждающая премии или награды на выставках, конкурсах, состязаниях

        в ) бирюзовый – черно- белый цвет, цвет коры

        г ) изумрудный - ярко-зелёный


5.Разберите по составу слова: подберезовик, красноватый, полететь


6. Выпишите ряд, в котором во всех словах безударная гласная в корне проверяется ударением.

         а ) р…са , увл...кать , гл...тать б ) м...лина , отл...чаться , возр...ст

         в ) р...бина , в…кзал , к...нфета г ) изл...жение , выр...с , обл...гчить


7.Выпишите ряд, где во всех словах пропущена буква  е (ё) .

         а ) щ...ки , плеч...м , испеч...м б ) яркой свеч...й , ш...л , крыш...й

         в ) ж...лтый , саж...й , под душ...м г ) товарищ...м , гараж...м , силач...м



8. Выпишите слово с буквой А в корне

а) р…сток; б) р…стительное ; в) водор…сли ; г) предл…жили.



9.Выпишите ряд, в котором все существительные пишутся с мягким знаком.

        а ) гореч... , кирпич... , дрож б ) пять дач... , ноч... , глуш...

        в ) вещ... ,доч... , палач.. г ) два руч...я , полноч... , рож...


10.Выпишите существительное с окончанием   .

а ) расположился на ветк…б ) не знал об этом событи... в ) путешествовал по Инди... г ) сидел на лошад...


11.Выпишите прилагательное с окончанием   .

а) в син..й шинели; б)в дремуч…м лесу ; в) горюч…м веществом ; г) о вечерн…м закате.


12. Укажите букву, где пишется  -тся (без мягкого знака)

        а ) И как тебе не лень с утра до вечера трудит...ся целый день !

        б ) Не оставь меня , кум милый ! Дай ты мне собрат...ся с силой !

        в ) Но курам никогда до облака не добрат...ся !

        г ) Как взмолит...ся золотая рыбка !


13. Выпишите слово с буквой «И» в окончании глагола

а) пыш?т зноем; б) лес дремл?_т; в) он гон?тся; г) чита…т


14.Укажите номер предложения, где «не» с глаголом пишется слитно.

        а ) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя .

б ) В прошлом году (не) было сильных морозов .

        в ) Утром мне слегка (не)здоровилось , и я остался дома .

г ) Дедушке (не) нравится моё пение



15. Укажите неверное утверждение .

Над седой равниной моря ветер тучи собирает .

        а ) это предложение повествовательное б ) это предложение простое

        в ) главные члены - тучи собирает  г ) это предложение распространённое


16. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой . Перепишите его, поставьте правильно знаки препинания

        а ) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко .

        б ) Показалась ранняя зорька , и журавли опять отправились в дальний путь .

        в ) Ты советуешь Таня мне прочитать роман «Робинзон Крузо»?

        г ) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.


17. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения , чтобы получился текст .

        А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан .

        Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду .

        В. Вместо неё прямо на шее был прикреплён огромный клюв с какой-то шишкой на переносье .

        Г. Собственно головы у него, казалось , не было .


        а ) А , Г , Б , В     б ) Г , В , А , Б        в ) В , Г , Б , Аг ) А , Г , В , Б


18. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьтенеобходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Олега всё стихотворение он выучил наизусть

2) Олег сказал что не понял вопрос Ольги Ивановны.

3) Таня предложила Пойдёмте в кино

4) Таня передай мне книгу.


Блок «В» ( выше базового уровня ) .

Часть 2

(1) Болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.

( По М. М. Пришвину )


1. Определите тип речи

а ) рассуждение б ) описаниев ) повествование

2. В предложении (4) найди слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, выпиши его 3. Из предложения (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами .

4. Озаглавьте текст


Блок «С» ( повышенный уровень )

Часть 3

 Напишите сочинение - миниатюруна тему «Природа – наше богатство». Объём сочинения – не менее 5 предложений.

 

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по русскому языку ЗА КУРС 5 КЛАССА



Вариант 2.

Блок «А» ( базовый уровень )

Часть 1

1. Найдите слово с ошибкой в ударении. Перепишите его, поставьте правильное ударение

а)кУхонный       б) тортЫ      в) красИвее г) звонИт


2. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

  а)полет       б)ехать   в) южный г) подъём


3.Какая форма множественного числа образована неправильно? Запишите слово в правильном варианте

а) апельсинов           б)мандаринов           в) чулков      г) носков


4.У какого слова лексическое значение определено неверно?

а) невежливый - грубый, неучтивый

б) жюри - человек, который присуждает награду

в) маяк - высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов

г)  бирюзовый - зеленовато-голубой


5. Разберите по составу слова: подоконник , кисловатый, нарисовала


6. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Р…са прим…рять (друзей) прим…рять (платье) зам…рает


7. Выпишите ряд, где во всех словах пропущена буква  О .

а) крыш..й, ш..рох, крыльц..м б) ш..фёр, приш..л, ткач..м в) мяч..м, пыльц..й, ш..колад


8. Выпишите слово с буквой «И» в корне :

а) заб…ру; б)соб…ру; в) расст…лю; г) заж..гаю


9. Выпишите ряд, в котором все слова пишутся с мягким знаком.

а)  нож.., мяч.., помощ.. б) мыш.., ран..ше, у руч..я в)  ноч.., печ..ка, руж..ё г)  мелоч.., много дач.., печ..


10.Выпишите существительное с окончанием   .

а) заботиться о здоровь... б) ошибка в упражнени.. в) рассказывал об авари.. г) был в Сибир..


11. Выпишите прилагательное с окончанием   .

а) в син…й шинели; б) син…м пламенем ; в) горюч…м веществом ; г) с вечерн…м закатом.


12.Укажите букву, где в глаголе пишется –тся (без Ь)

а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся. б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.

в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся. г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.


13. Укажите букву, где в окончании глагола пишется -ишь:

а)  Правду, как солнце, рукой не закро..шь.

б) Будешь двигаться- через хребет перевал..шь, будешь сидеть- в яму скат..шься.

в)  Без труда не вын..шь и рыбку из пруда.

г)  Получишь от дерева плоды, если стан..шь ухаживать за егокорнями.


14. В каком примере не пишется слитно?

а)  Бабушке сегодня (не)здоровится. б)  Наш кот (не)станет есть соленую рыбу.

в)  (Не)бойтесь холода, закаляйтесь! г)  Никто (не)мог предположить, что к вечеру похолодает



15.  Найдите неверное утверждение.
     Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

а)это предложение повествовательное б)это предложение простое

в) главные члены - белка поёт г) это предложение распространённое


16.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Перепишите его, поставьте правильно знаки препинания

  а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.

  бВетер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.

  в) Колючий иней тут же растаял на цветах, травинках и кустах.

 г) Не кричи так жалобно, кукушка!



17.   Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.

A. У меня прямо начиналось головокружение, когда явидел на улице мороженщика со своей тележкой.

 Б. Но тогда это было что-то особенное.

 B. Конечно, я его люблю и сейчас.

 Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.

а)Г, А, Б, В   б)А, Г, Б, В                     в) Г, Б, А, В г) Г, В, Б, А



18.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Коли он не знает решения этой задачи.

2) Оля сказала что не пойдет в музей.

3) Катя предложила Пойдёмте кататься.

4) Валя передай мне книгу.


Блок «В» ( выше базового )

Часть2

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Поистине сентябрь - чародей цвета. (2)Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осин создают его неповторимую палитру. (3)Каких только оттенков я не увидел! (4)Тут есть и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.(5)Березы стали золотыми, а листья бересклета окрасились в фиолетовый. (6)В красную одежду оделись рябины, ольха так и осталась зеленой.

 

1. Определите тип текста

а ) рассуждение б ) описание в ) повествование

2. В предложении (3) найди слово, состоящее из приставки , корня , суффикса , окончания выпиши его .

3. Из предложений (5-6) выпишите олицетворение.

4. Озаглавьте текст


Блок «С» ( повышенный уровень )

Часть 3

 Напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень – прекрасная пора». Объём сочинения – не менее 5 предложений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!