СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание контрольно-измерительных материалов соответствует Программе общеобразовательных учреждений по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 5 классе»

Контрольно-измерительные материалы(5в)

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался. Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вот вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

Грамматическое задание:1) выписать 5 слов с безударными проверяемыми гласными в корне слова (1вариант – 1 абзац, 2 вариант – 2 абзац) 2) выписать слово с непроизносимой согласной

























Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Дедушка Мороз

1) По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. 2) Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. 3) От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. 4) Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. 5) От этой беготни умирают жито, лён, овёс и травы.
6) Тут и нужно произнести заклятие Мороза. 7) Для этого варят большую миску овсяного киселя. 8) Старший в семействе зачерпнёт ложку киселя, влезет на печь и говорит громко: "Дедушка Мороз! Обмакни в кисель нас! Дедушка Мороз! Не бей наш овёс, а лен да конопли в землю вколоти!" 9) Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны.

 Грамматическое задание: 1) подчеркните в тексте основы сложных предложений: 2) указать номера предложений с однородными членами -1 вариант – 1 абзац, 2 вариант – 2 абзац
























Контрольная тестовая работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Задание 1. 1 балл. В каком слове все согласные звонкие: А - язык. Б - пешка. В - берёза. Г - берег.

Задание 2. 1 балл. В каком слове буква Ю обозначает один звук: А - вьюга. Б - юркий. В - утюжить. Г - пою.

Задание 3. 1 балл. На какие две группы делятся гласные: А - парные и непарные. Б - сильные и слабые. В - ударные и безударные. Г - твёрдые и глухие.

Задание 4. 1 балл. Каких гласных звуков нет в русском языке: А - [ЕЁЯЮ]. Б - [АОУИ]. В - [ЭЫОИ]. Г - [УЫЭО].

Задание 5. 1 балл. Какие буквы русского алфавита не имеют звуков: А - ЭЯ. Б - ЙЫ. В - ЩЧ. Г - ЬЪ.

Задание 6. 1 балл. В каком слове количество букв и звуков не совпадает: А - наелась. Б - только. В - вьюн. Г - стол.

Задание 7. 1 балл. В каком слове ударение поставлено неверно: А - бАловать. Б - щавЕль. В - дозвонИтся. Г - ждалА.

Задание 8. 1 балл. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог: А - граждане. Б - свекла. В - молоко. Г-процент.

Задание 9. 1 балл. Из предложения выпищите слово, в котором звуков больше, чем букв: В ЗОЛОТЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ ГОТОВИЛИСЬ К ОТЛЁТУ И ЖУРАВЛИ.

Задание 10. До 3 баллов. Выпишите из предложения слова, где есть шипящие звуки: ПО ОПУШКАМ ЛЕСОВ ЕЩЁ РАСТУТ ГРИБОЧКИ.

Задание 11. 1 балл. Выпишите из предложения слово, где есть сонорные звуки: ЧИСТ И ПРОЗРАЧЕН ВОЗДУХ.

Задание 12. 1 балл. В каком слове букв больше, чем звуков: А- съезд. Б - сердце. В - юла. Г - местная.

Задание 13. До 3 баллов. В каких трёх словах все согласные звуки твёрдые: КУЗНЕЦЫ СПУСТИЛИСЬ ПО СОЛНЕЧНОМУ МОСТУ НА ЗЕМЛЮ.

Задание 14. До 3 баллов. Найдите и выпишите 3 ошибки в написании звуков: [я], [с], [щ], [ъ], [н], [ы].

Задание 15. 1 балл. В каком ряду во всех словах есть звук [х]: А - бумага, хирургия, оглохнуть. Б - хоккей, хобби, хитрец. В - хлынуть, мягко, слегка. Г- хриплый, прохлада, хихикать.

Задание 16. 1 балл. Какой звук слышится в слове ЛЕСНОЙ на месте буквы Е: А - [е]. Б - [и]. В - [э]. Г- [э-и].

Задание 17. До 3 баллов. Поставьте ударение в словах: ДЕФИС, КИЛОМЕТР, ШОФЕРЫ.

Задание 18. 1 балл. Запишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Задание 19. 1 балл. Найдите правильную транскрипцию слова УТЮГ: А - [утюг]. Б - [ут’ук]. В - [от’уг]. Г - [утюк].

Задание 20. До 5 баллов. Выполните фонетический разбор слова ОТРЯД.



Ответы:

1-В. 2-В. 3-В. 4-А. 5-Г. 6-Б. 7-А. 8-Г. 9-золотые. 10-опушкам, ещё, грибочки. 11-прозрачен. 12-Б. 13-по, мосту, на. 14-[я], [ъ], [щ]. 15-В. 16-[э-и]. 17-дефи́с, си́лос, шофёр. 18-расстояние. 19-Б.


«5» - 29-32 балла.

«4» - 23-28 баллов.

«3» - 16-22 балла. «22 – от 15 баллов и ниже

Контрольное тестирование по теме «Лексика»

Часть А. 1. Дать определение понятию лексика.

2. В каком примере слово железная употреблено в прямом значении?

1)железная руда 2)железная воля 3)железная хватка 4)железное правило.

3. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении? 1)золотое кольцо 2)тёмная ночь 3)золотой голос 4)идёт по дороге.

4. Какое слово является многозначным? 1)диалог 2)суффикс 3)корень 4)тюль.

5. Какое слово является однозначным? 1)кисть 2)фауна 3)игла 4)расцвести.

6. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами?

1) Лошадь была со светлой гривой. – Конь оказался весьма резвый. 2) Песчаная коса нашей реки. – Мама заплела косу.

3) Мальчик почти всегда улыбался. - Девочка немного грустная.

4) Груша вся покрыта белыми цветами. – Чёрный цвет земли говорит о её плодородии.

7. Выпишите из предложения слово, которое имеет омоним: Клубы дыма поднимались вверх.

8. В каком предложении есть синоним? 1) Лиса живёт хитростью, а заяц – прыткостью. 2) Сова спит днём, а охотится ночью.

3) В поэзии часто глаза называют очами. 4) По лестнице можно идти вверх и вниз.

9. В каком ряду слова не являются синонимами? 1) страх, боязнь 2) дом, хижина 3) счастье, радость 4) ученик, учитель.

10. Запишите синонимы к словам удивлять, сверкать, красивый.

11. В каком ряду выделенные слова не являются антонимами? 1) Глубокая река- мелкая 2) Чистые руки - грязные

3) Хвалить ребёнка – ругать 4) Трудолюбивый человек – лень.

12. В каком предложении есть антонимы? 1) Мы жёлуди в землю сажали весной. 2) Она услышала быстрый, тревожный шёпот.

3) Волка бояться- от белки бежать. 4) Больше дела, меньше слов.

13. Выпишите из предложения антонимы. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

14. Запишите антонимы к словам: поднимались, долго, счастье.

15. Укажите верное суждение: 1) Слова день и ночь являются синонимами. 2) Слова день и ночь являются антонимами.

3) Слова день и ночь являются омонимами. 4) Слова диван и кресло являются синонимами.

Часть В. Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности, созданные на основе этого переноса:

Звезды ясные, звёзды пр_красные Наш_птали цветам ска_ки ч_дные, Леп_стки улыбнулись атласные,

Задр_жали л_стки изумрудные. (К.Фофанов)

Ответы: Часть А. 1. Лексика – слова языка. 2-1, 3-3, 4-3, 5-2, 6-2, 7-клубы, 8-3, 9-4, 10 - поражать, сиять, прекрасный, 11-4, 12-4, 13 – счастье, несчастье, 14 – спускались, быстро, горе, 15-2. Часть В – нашептали, улыбнулись; чудные, атласные.


Нормы оценивания Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста (1 -2 ошибки)

Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста (3-4 ошибки) Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста (5-6 ошибок) Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста (9 ошибок и более)







Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

Теленок

Теленок был слабый. Ему шел десятый день, а он чуть-чуть на ногах держался. Председатель колхоза тяжело вздохнул и предложил отдать его пионерам. Взялся выращивать его Митя. Он построил для малыша сарайчик, обмазал его глиной, окно сделал из разбитого стекла.

Мальчик кормил теленка из соски, часто менял ему подстилку, мыл его щеткой и теплой водой. Желтая шерстка теленка стала шелковистой, черные глаза повеселели.

Но однажды теленок исчез. Бросился Митя к реке и увидел посередине лодку, а в ней беспомощного теленка. Митя все понял. Теленок забрался в лодку, расположился в ней, а она отплыла. Мальчик вскочил в другую лодку, пустился вдогонку и спас теленка.

Грамматическое задание: 1)выписать слова с буквами е-о после шипящих в корне 2)выписать слова с чередующимися корнями 3)выписать слова с приставками на з-с


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Грамматическое задание: 1)определить склонение существительных: 1 вариант – 1 абзац, 2 вариант – 2 абзац 2)определить падеж существительных: 1 вариант – 2 абзац, 2 вариант – 3 абзац


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

Белки

       В темном еловом лесу с утра и до позднего вечера мелькают проворные белки. Поднимутся на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами.

       В развилке елового сучка белочка развесила сушить подосиновики, маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятала отборные орехи.

       Поздней осенью переменит белка своё красное платье на серую зимнюю шубку.

В вершине густой ёлки устроила белочка тёплое гнездо. Там она воспитывает бельчат, зимой спасается от лютых морозов и холодных ветров.

     Самый весёлый зверёк – это шустрая белка.

Грамматическое задание:

1) сделать морфологический разбор прилагательного: 1в. – в темном (лесу), 2в – поздней (осенью) 2)выписать словосочетания с именами прилагательными: 1в. – 1,2 абзацы, 2в. - 3,4,5 абзацы.























Итоговый контрольный диктант

Дуб

Дуб – удивительное растение. Он живет сотни лет. Молния опалит его огнем, но весной распустятся на черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой, далеко от леса, растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью спрятала желуди и забыла о них, а они проросли.



























Критерии оценок по общеобразовательной программе

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Нормы оценивания диктанта


Вид диктанта

Оценка/качество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная

ошибка

2 орф.-2 пункт.

или 1 орф.-3 пункт

или 0 орф.-4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.

4орф. - 4 пункт

3орф. -5 пункт.

Или 0орф. - 7 пункт.

5 классе допуск.при 5 орф. и 4 пункт.

*при 6 орф. и 6 пункт., если среди других имеются однотипные и негрубые ощибки

7орф.- 7 пункт.

или 6орф. - 8 пункт.

или 5орф.- 9 пункт

или 8орф.- 6 пункт.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок


При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

в переносе слов;

на правила, которые не включены в школьную программу;

на еще не изученные правила;

в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).


При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.


Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая

подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.


В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.




Критерии оценок для учащихся с ОВЗ

Нормы оценивания диктанта

Вид диктанта

Оценка/качество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая +

1 негрубая пунктуационная

ошибка+

1логопедическая

2 орфографические+

2 пунктуационные

+3логопедические


или 1 орфографическая +

4 пунктуационные+

3 логопедические



6 орфографических+

2 пунктуационные+

4логопедические


5 орфографических+

5 пунктуационных+

4логопедических


7 орфографических+

7 пунктуационных+

5 логопедических

8 орфографических+

8 пунктуационных+

8 логопедических и более


Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок


Примечание:

Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок.

Занижение происходит потому, что учитель:

число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как обычные;

все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам:

учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются; оценка не снижается за многочисленные исправления;

все однотипные ошибки считаются как одна.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся: ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в переносе слова; ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая):

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.

К негрубым орфографическим относятся ошибки:

в исключениях из правил; в переносе слов;

буквы э-е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);

в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

при переносном употреблении собственных имѐн (Обломовы, обломовы);

в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);

в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

в написании -ы и -и после приставок; в случаях трудного различения -не и –ни;

в собственных именах нерусского происхождения;

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов);

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:

Повторяющиеся это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.

Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного задания к диктанту

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту


Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий

Правильно выполнены не менее 1/2 всех заданий

Не выполнено более половины заданий












15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!