СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 10 класс»

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

для проведения промежуточной аттестации Краева А.С.

за курс 10 класса


Пояснительная записка

Работа предназначена для итоговой оценки учебной подготовки учащихся, изучивших школьный курс русского языка 10 класса на базовом уровне. Работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы отводится 1 час 30 минут.

При разработке содержания работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса русского языка 10 класса базового уровня: общие сведения о языке, фонетика и орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография.

В начале работы предлагается 10 заданий, которые проверяют понимание основных понятий и правил, изученных в курсе русского языка. Проверяются следующие умения: группировать изученные понятия, находить верные определения основных понятий по русскому языку, производить разборы различных частей речи, работать с текстом, использовать изобразительно-выразительные средства языка при написании сочинения, находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать ее, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста.

11 задание предполагает написание сочинения по прочитанному тексту.

В задании 12 необходимо списать текст и выполнить морфологический разбор.

Задание 13 – 15 нацелено на верное обособление при причастном и деепричастном обороте (расстановка запятых).

Задания 1–10 считаются выполненными, если записанный выпускником ответ совпадает с верным ответом. Задания 1 – 10 оцениваются 1 баллом.

Задание 11 оценивается по критериям 19 баллами (максимум).

Задание 12 оценивается 5 баллами в соответствии с критериями.

Задания 13 – 15 оцениваются 2 баллами (если верно расставлены запятые), 1 баллом (если задание выполнено частично), 0 баллов – если задание выполнено неверно.

Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.

Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня - достигнут базовый уровень (50-65% - отметка - «3»); 66-84% - отметка «4», 85-100% - отметка «5»; меньше 50% - отметка «2».


Освоение программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

85-100 %

66-84 %

50-65 %

меньше 50 %

высокий

повышенный

базовый

пониженный

«5»

«4»

«3»

«2»


Полученные учащимся баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл учащегося переводится в отметку по 5-балльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода, которая приведена в таблице


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный балл

0 - 20

21 - 26

27 - 33

34 - 40




Контрольная работа

для проведения промежуточной аттестации по русскому языку

за курс 10 класса

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать орфографический словарь.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Таблица для внесения баллов участника

Номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Сумма

баллов

Отметка

за работу




















Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.


План морфологического разбора существительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

-собственное или нарицательное;

-одушевленное или неодушевленное;

-по значению конкретное или абстрактное, вещественное, собирательное;

-род

-число (у существительных только единственного или множественного числа);

-склонение

б) непостоянные признаки:

-падеж, число

III. Синтаксическая роль

План морфологического разбора прилагательного

I. Часть речи и общее грамматическое значение

II. Морфологические признаки:

1) начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);

2) разряд по значению: качественное, относительное или притяжательное;

- у качественных прилагательных: степень сравнения, полная или краткая форма;

3) падеж;

4) число;

5) род.

III. Синтаксическая роль в предложении (определение, сказуемое).


Виды подчинительной связи











Тестовая диагностическая работа.

1. Определите слово с буквой Ы после ц.

1. ц..рк

2. революц..я

3. ц..новка

4. ц..ганская


2. Определите средство выразительности. И невозможное возможно.

1. эпитет

2. оксюморон

3. метафора

4. сравнение


3. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

1. По щучьему велению

2. Не всё коту масленица

3. Спустя рукава

4. Сматывать удочки


4.  Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?

1. Синонимами

2. Антонимами

3. Паронимами

4. Омонимами


5. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1. предл..гать, р..стет, ук..ризна, насл..ждение;

2. пол..гать, оч..ровательный, р..скошный, вопл..щение;

3. сокр..щать, ср..стание, нас..ждать, об..ятельный;

4. погл..щать, сн..ряжать, заст..влять, отв..рить дверь.


6. Что обозначает причастие?

1. добавочное действие

2. признак предмета

3. признак предмета по действию

4. действие предмета


7. Что обозначает деепричастие?

1. признак предмета

2. действие предмета

3. добавочное действие к основному

4. признак предмета по действию


8. Определите существительные 2-склонения:

1. вагон, дорога, земля

2. кровать, квартира, мебель

3. портрет, стена, обои

4. мастерство, основатель, стол


9. Определите строку, где НЕ пишется слитно:

1. (не) было, (не) вежа.

2. (не) стоять, (не) ряха

3. (не) годование, (не) уч

4. (не) навидеть, (не) стоять


10. Что такое паронимы?

1. Слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение

2. Слова, которые близки по значению, но различны по написанию

3. Слова, которые схожи по звучанию и написанию, но имеют совершенно разные значения

4. Слова, противоположные по значению


11. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать счастливым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Работа должна состоять из четырех абзацев (1 – сформулированное Вами определение понятия, 2 – аргумент из текста, на примере которого данное в задании понятие раскрывается, 3 – аргумент из жизненного опыта, 4 – вывод).


Текст М.М. Пришвина о счастье (Из Берендеева в детский дом..)

(1)Из Берендеева в детский дом стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придёт с пустыми руками. (2)Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. (З)Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете…

(4)Очень полюбилась этой вдове в детдоме одна девочка, Валя, — маленькая, тонкая, личико всегда удивлённое, будто молоденькая козочка. (5)С этой девочкой стала Аграфена Ивановна отдельно прогуливаться, сказки ей сказывала, сама утешалась ею, конечно, как дочкой, и мало-помалу стала подумывать, не взять ли и вправду её себе навсегда в дочки. (6)На счастье Аграфены Ивановны, маленькая Валя после болезни вовсе забыла своё прошлое в Ленинграде: и где там жила, и какая там у неё была мама, и кто папа. (7)Все воспитательницы в один голос уверяли, что не было случая, когда бы Валя хоть один раз вспомнила что-либо из своего прошлого.

(8)Вы только посмотрите, — говорили они, на её личико: не то она чему-то удивляется, не то вслушивается, не то вспоминает. (9)Она уверена, что вы её настоящая мама. (10)Берите её и будьте счастливы.

(11)То-то вот и боюсь, — отвечала Аграфена Ивановна, что она удивлённая и как будто силится что-то вспомнить; возьму её, а она вдруг вспомнит, что ж тогда?

(12)Повариха целый месяц крепилась, не заглядывала в детский дом. (13)Но, конечно, дома, в своём жёлтом домике в Берендееве, тосковала по дочке, плакала, а девочка тоже не могла утешиться ничем: мама её бросила! (14)А когда повариха не выдержала и опять пришла с гостинцами — вот была встреча!

(15)В августе Аграфена Ивановна увезла свою дочку в Берендеево. (16)Вале, девочке-сироте, было в рыжем домике всё на радость. (17)Девочка ко всему тянется, весело ей, как будто и в самом деле пришла в свой родной домик к настоящей маме. (18)Очень обрадовалась Аграфена Ивановна и, чтобы девочке свой домик совсем как рай показать, завела патефон. (19)В детском доме патефона не было, и Валя не могла помнить патефон вовсе. (20)Но как только заиграла музыка, девочка широко открыла глаза. (21)«Соловей мой, соловей, — пел патефон, — голосистый соловей…»

(22)Козочка удивилась, прислушалась, стала кругом озираться, что-то узнавать, вспоминать… —

(23)А где же клеточка? — вдруг спросила она.

(24)Какая клеточка?

(25)С маленькой птичкой. (26)Вот тут висела.

(27)Не успела ответить, а Валя опять:

Вот тут столик был, и на нём куколки мои…

(28)Погоди, — вспомнила Аграфена Ивановна, — сейчас я их достану.

(29)Достала свою хорошую куклу из сундука.

(30)Это не та, не моя!

(31)И вдруг у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах: в этот миг, верно, девочка и вспомнила своё ленинградское прошлое.

(32)Мама, — закричала она, — это не ты!

(33)И залилась слезами. (34)А патефон всё пел: «Соловей мой, соловей…»

(35)Когда пластинка кончилась и соловей перестал петь, вдруг и Аграфена Ивановна своё что-то вспомнила, заголосила и упала к столу. (З6)Она то поднимет от стола голову, то опять уронит, и стонет, и всхлипывает. (37)Эта беда пересилила Валино горе, девочка обнимает её, теребит и повторяет:

Мамочка, милая, перестань! (38)Я всё вспомнила, я тебя тоже люблю, ты же теперь моя настоящая мама.

(39)И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные.


(По М. М. Пришвину)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
1
. Александр растеря(н, нн)о взглянул на мать и повернулся к зеркалу откуда ему в глаза глянул не Юлий Цезарь в уборе римского всадника а растрёпа(н, нн)ый в затаска(н, нн)ом тулупчике (не)взрачный мальчишка с рыжеватой чёлкой спуще(н, нн)ой на лоб. 2. К крыльцу подали возок с лубяным верхом запряжё(н, нн)ый тройкой. 3. Два рыцаря в латах с опуще(н, нн)ыми забралами в стальных перчатках сторожили опираясь на огромные мечи вход из сеней во внутре(н, нн)ие покои. 4. Нависали расписа(н, нн)ые травами своды некраше(н, нн)ый из шашек соснового паркета пол скрипнул под ногами дворецкого который тихо попятился назад и пропал. 5. Через заставу семёновцы шли строем по четыре в ряд, под барабаны и флейты ротные командиры ехали перед ротами на конях сержанты капралы и унтер-офицеры на своих местах. б. В холщовом пыльнике, на таратайке, в палящий зной на пустой степной дороге Александр Васильевич вспоминал как тридцать пять лет назад, в зимнюю крещенскую стужу, капрал Суворов самовольно принял командование над броше(н, нн)ым офицерами батальоном Семёновского полка во время мирного похода из Петербурга в Москву.(С. Григорьев)


Выполните следующие задания:

1.произведите морфологический разбор существительного МАЛЬЧИШКА (предложение 1)

2.произведите морфологический разбор прилагательного СОСНОВОГО (предложение 4)

3.приведите по 1 примеру на каждый вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Расставьте запятые при причастном и деепричастном обороте.

13. Тяжелый туман окутывая крышу дома поднимался наверх.


14. Свежий воздух пахнущий цветами ворвался в открытое окно.


15. Лодка прошуршав в камышах мягко ткнулась в песчаный берег.



Ответы и критерии оценивания

Тестовая диагностическая работа.

1. Определите слово с буквой Ы после ц.

1. ц..рк

2. революц..я

3. ц..новка

4. ц..ганская

Решение (1 балл)

4.


2. Определите средство выразительности. И невозможное возможно.

1. эпитет

2. оксюморон

3. метафора

4. сравнение

Решение (1 балл)

2.


3. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

1. По щучьему велению

2. Не всё коту масленица

3. Спустя рукава

4. Сматывать удочки

Решение (1 балл)

3.


4.  Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?

1. Синонимами

2. Антонимами

3. Паронимами

4. Омонимами

Решение (1 балл)

1.


5. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1. предл..гать, р..стет, ук..ризна, насл..ждение;

2. пол..гать, оч..ровательный, р..скошный, вопл..щение;

3. сокр..щать, ср..стание, нас..ждать, об..ятельный;

4. погл..щать, сн..ряжать, заст..влять, отв..рить дверь.

Решение (1 балл)

3.


6. Что обозначает причастие?

1. добавочное действие

2. признак предмета

3. признак предмета по действию

4. действие предмета


Решение (1 балл)

3.


7. Что обозначает деепричастие?

1. признак предмета

2. действие предмета

3. добавочное действие к основному

4. признак предмета по действию

Решение (1 балл)

3.


8. Определите существительные 2-склонения:

1. вагон, дорога, земля

2. кровать, квартира, мебель

3. портрет, стена, обои

4. мастерство, основатель, стол

Решение (1 балл)

4.


9. Определите строку, где НЕ пишется слитно:

1. (не) было, (не) вежа.

2. (не) стоять, (не) ряха

3. (не) годование, (не) уч

4. (не) навидеть, (не) стоять

Решение (1 балл)

3.


10. Что такое паронимы?

1. Слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение

2. Слова, которые близки по значению, но различны по написанию

3. Слова, которые схожи по звучанию и написанию, но имеют совершенно разные значения

4. Слова, противоположные по значению

Решение (1 балл)

3.


11. сочинение.

Решение (19 баллов)


Примерный образец сочинения:

Счастье....Трудно дать определение этому понятию, так как каждый человек понимает его по-своему и универсального определения не существует. Но в чём же всё-таки оно заключается? Я думаю, что по-настоящему счастливый человек тот, кто наслаждается каждым мгновением своей жизни, кто испытывает удовольствие от всего, что его окружает, кто несёт в себе положительные эмоции и делится ими с окружающими, кто не чувствует себя одиноким.

Чтобы аргументировать данную мысль, обратимся к тексту М.Пришвина. Двух героинь рассказа сблизило горе. Аграфена Ивановна получала отдушину, заботясь о девочке из детдома. А Валя, маленькая сирота, видела в ней свою маму. Таким образом, героини смогли осчастливить друг друга.М.М. Пришвин показывает, что обе женщины: и «большая», и «маленькая» находят друг в друге новую семью, которая приносит им ощущение счастья.

(В качестве второго аргумента можно привести пример из собственной жизни либо из художественного произведения. В качестве примера можно порекомендовать рассказ М.Шолохова " Судьба человека", рассказ Н.В.Гоголя " Шинель", А.Грина " Алые паруса", Н.В.Гоголя " Тарас Бульба" и многие другие)

Вывод:

Таким образом, несмотря на то, что каждый человек счастье понимает по-своему, для всех оно заключается в ощущении удовлетворённости жизнью, в обретении смысла собственного существования.

Критерии оценивания выполнения задания 11

Ответ на задание 11 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.



Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

 

 

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

 

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

 

 

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

10




12. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
1
. Александр растеря(н, нн)о взглянул на мать и повернулся к зеркалу откуда ему в глаза глянул не Юлий Цезарь в уборе римского всадника а растрёпа(н, нн)ый в затаска(н, нн)ом тулупчике (не)взрачный мальчишка с рыжеватой чёлкой спуще(н, нн)ой на лоб. 2. К крыльцу подали возок с лубяным верхом запряжё(н, нн)ый тройкой. 3. Два рыцаря в латах с опуще(н, нн)ыми забралами в стальных перчатках сторожили опираясь на огромные мечи вход из сеней во внутре(н, нн)ие покои. 4. Нависали расписа(н, нн)ые травами своды некраше(н, нн)ый из шашек соснового паркета пол скрипнул под ногами дворецкого который тихо попятился назад и пропал. 5. Через заставу семёновцы шли строем по четыре в ряд, под барабаны и флейты ротные командиры ехали перед ротами на конях сержанты капралы и унтер-офицеры на своих местах. б. В холщовом пыльнике, на таратайке, в палящий зной на пустой степной дороге Александр Васильевич вспоминал как тридцать пять лет назад, в зимнюю крещенскую стужу, капрал Суворов самовольно принял командование над броше(н, нн)ым офицерами батальоном Семёновского полка во время мирного похода из Петербурга в Москву.(С. Григорьев)


Выполните следующие задания:

1.произведите морфологический разбор существительного МАЛЬЧИШКА (предложение 1)

2.произведите морфологический разбор прилагательного СОСНОВОГО (предложение 4)

3.приведите по 1 примеру на каждый вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).


Решение (5 баллов)


Балл

Орфографические / пунктуационные

ошибки

Дополнительные задания


5

0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая)

выполнены верно все задания

4

2/2; или 1/3; или 0/4;

3/0 (если среди них есть однотипные)

правильно выполнено

не менее ¾ заданий

3

4/4; или 3/5; или 0/7;

в 5 кл. допускается: 5/4;

6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые)

правильно выполнено

не менее половины заданий

2

до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6

не выполнено более половины

заданий

1

при большем количестве ошибок

не выполнено ни одно задание

1. Александр растерянно взглянул на мать и повернулся к зеркалу, откуда ему в глаза глянул не Юлий Цезарь в уборе римского всадника, а растрепанный, в затасканном тулупчике невзрачный мальчишка с рыжеватой челкой, спущенной на лоб. 2. К крыльцу подали возок с лубяным верхом, запряженный тройкой. 3. Два рыцаря в латах, с опущенными забралами, в стальных перчатках сторожили, опираясь на огромные мечи, вход из сеней во внутренние покои. 4. Нависали расписанные травами своды, некрашеный, из шашек соснового паркета пол скрипнул под ногами дворецкого, который тихо попятился назад и пропал. 5. Через заставу семеновцы шли строем по четыре в ряд, под барабаны и флейты, ротные командиры ехали перед ротами на конях, сержанты, капралы и унтер-офицеры на своих местах. 6. В холщовом пыльнике, на таратайке, в палящий зной на пустой степной дороге Александр Васильевич вспоминал, как тридцать пять лет назад, в зимнюю крещенскую стужу, капрал Суворов самовольно принял командование над брошенным офицерами батальоном Семеновского полка во время мирного похода из Петербурга в Москву.


1. Морфологический разбор существительного МАЛЬЧИШКА.

I. Часть речи слова мальчишка — имя существительное.

II. Морфологические признаки

  • Начальная форма: мальчишка (именительный падеж единственного числа).

  • Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 1-е склонение.

  • Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.

III. Синтаксическая роль – подлежащее.


2. Морфологический разбор прилагательного СОСНОВОГО

I. Часть речи слова соснового — имя прилагательное.

II. Морфологические признаки

  • Начальная форма: сосновый (именительный падеж единственного числа мужского рода).

  • Постоянные признаки: качественное.

  • Непостоянные признаки: единственное число, родительный падеж, мужской род, полная форма.

III. Синтаксическая роль – определение.


3. Согласование римского всадника (или любое другое словосочетание со связью согласование).

Управлениевзглянул на мать (или любое другое словосочетание со связью управление).

Примыканиерастерянно взглянул (или любое другое словосочетание со связью примыкание).



Расставьте запятые при причастном и деепричастном обороте.

13. Тяжелый туман окутывая крышу дома поднимался наверх.


14. Свежий воздух пахнущий цветами ворвался в открытое окно.


15. Лодка прошуршав в камышах мягко ткнулась в песчаный берег.


Решение (2 балла за каждое из предложений)


13. Тяжелый туман, окутывая крышу дома, поднимался наверх.

14. Свежий воздух, пахнущий цветами, ворвался в открытое окно.

15. Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!