Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и рабочей программы по учебной дисциплине «Русский язык» для профессий СПО.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для установления соответствия уровня подготовки обучающегося (студента) на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины. КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля. С помощью данного КИМа проверяются следующие разделы ФГОС: «Функциональные стили речи», «Лексикология и фразеология».
Проверка усвоенных знаний осуществляется с помощью тестовых заданий с выбором одного или двух правильных ответов из предложенных.
Тип контроля: входной.
Форма контроля: письменная работа в виде тестовых заданий.
Форма комплекта материалов. Комплект КИМ состоит из 4 вариантов по 10 заданий одинаковой трудности. Каждое задание содержит 4 варианта ответов, из которых один или два являются правильными. Для каждого варианта заданий подготовлены эталоны ответов.
среднего профессионального образования по профессиям «Повар, кондитер», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
№ п/п | Тест заданий | Кол-во баллов |
Инструкция к заданиям №№ 1,2,3,4,5,6,7,8: выберите из предложенных вариантов правильный ответ |
1 | Укажите неверное утверждение: 1.лексика- словарный запас языка; 2.каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение; 3. слова могут иметь не одно , а несколько лексических значений; 4. старославянизмы - группа исконно русских слов. | (1 б) |
2 | Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение: 1. крестьяне; 2. поле; 3. море; 3. другое. | (1 б) |
3 | Укажите словосочетания , в которых выделенные слова употреблены в переносном значении: 1. золотой медальон; 2. пустая голова; 3. говор ручья; 4. хвост кометы; | (1б) |
4 | Укажите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами: 1. металлургический завод - завод часов; 2. тихий голос - тихая погода; 3. идут торги - идут часы; 4. счастливый брак - заводской брак. | (1 б) |
5 | Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке: Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно (А.С,Пушкин) эпитет; 2. олицетворение; 3. метафора; 4. сравнение. | (1 б) |
6 | Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными: 1. флот, шайба, картофель, брат; 2. кладовая, кочерга, абажур, аркан; 3. вексель, деньги, карнавал, комедия; 4. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло. | (1 б) |
7 | Укажите предложение, в котором синоним к слову легко является стилистическим: 1. Играючи он поднимал двухпудовую гирю. 2. Несложно справиться с данной задачей 3. Он безболезненно перенес дальний перелет. 4. Она свободно владела несколькими языками | (1 б) |
8 | Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами: 1. голова, хожу, врата, агнец; 2. глава, хождение, ворота, ягненок; 3. глава, хождение, врата, агнец. 4. голова, хождение, ворота, агнец. | (1 б) |
Инструкция к заданию №9: установите соответствие между словами |
9 | Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика: 1) полное ведро – а) частичное, б) худое, в) пустое 2) разные вкусы - а) однотипные, б) тождественные, в) схожие 3) сильное чувство - а) вялое, б) неубедительное, в) слабое. 4) громкая слава - а) незаметная, б) неслышная, в) слабая. | (1 б) |
Инструкция к заданию №10: выберите из предложенных вариантов правильный ответ. |
10 | Какой из фразеологизмов имеет значение «очень много»? 1. на донышке; 2. воробью по колено; 3. куры не клюют; 4. с гулькин нос. | (1 б) |
Итого: | | 10 б |
№ п/п | Тест заданий | Кол-во баллов |
Инструкция к заданиям №№ 1,2,3,4,5,6,7,8: выберите из предложенных вариантов правильный ответ. |
1 | Укажите неверное утверждение: 1. центральная единица лексикологии - слово; 2. лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой; 3. могут быть лексические и контекстуальные синонимы; 4. различаются омонимы полные и частичные. | (1 б) |
2 | Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение: 1. справа; 2. судьба; 3. играла; 4.у брата. | (1 б) |
3 | Укажите слова, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении: 1. черные мысли; 2. седой старик; 3. искры костра; 4. рев водопада. | (1 б) |
4 | Укажите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами: 1. годы прошли- воины прошли; 2. площадь треугольника- городская площадь; 3. крутой кипяток- крутой характер; 4. сборка конструкции- сборка на юбке. | (1 б) |
5 | Укажите, какое выразительное средство использовано в следующем отрывке: О чем ты воешь, ветер… О чем ты сетуешь безумно? (Ф.Тютчев) 1. эпитет; 2. олицетворение; 3. метафора; 4. сравнение. | (1 б) |
6 | Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными: 1. флот, шайба, картофель, брат; 2. вексель, деньги, карнавал, комедия; 3. кладовая, кочерга, абажур, аркан; 4. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло | (1 б) |
7 | Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим: 1. Множество людей пропало без вести во время войны. 2. Многие слова утратили свое первоначальное значение. 3. С появлением первых лучей солнца туман развеялся. 4. Куда запропастилась эта книга? | (1 б) |
8 | Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами: 1. город, одежда, брег, един; 2. град, одежа, берег, один; 3. город, одежа, берег, один; 4. град, одежа, брег, един. | |
Инструкция к заданию № 9: установите соответствие между словами |
9 | Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика: 1) бедная растительность - а) маленькая, б) скромная, в) пышная; 2) богатый опыт - а) ничтожный, б) убогий, в) скудный; 3) волшебный голос - а) божественный, б) раздражающий, в) безропотный; 4) полный ответ - а) пустой, б) частичный, в) жирный. | (1 б) |
Инструкция к заданию №10: выберите из предложенных вариантов правильный ответ |
10 | Какой из фразеологизмов имеет значение «очень мало» 1.вагон и маленькая тележка; 2. кот наплакал; 3. числа нет; 4. сорок сороков. | (1 б) |
Итого: | | 10 б |
№ п/п | Тест заданий | Кол-во Баллов |
Инструкция к заданиям №№ 1,2,3,4,5,6,7,8: выберите из предложенных вариантов правильный ответ |
1 | Укажите неверное утверждение: 1. слова могут иметь не одно , а несколько лексических значений, 2. старославянизмы - группа исконно русских слов, 3. антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи, 4. жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления. | (1 б) |
2 | Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение: 1. поле; 2. море; 3. накануне; 4. нигде. | (1 б) |
3 | Укажите словосочетания , в которых выделенные слова употреблены в переносном значении: 1. пустая голова; 2. говор ручья; 3.быстрый бег; 4. цветущий сад. | (1 б) |
4 | Укажите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами: 1. идут торги - идут часы; 2. счастливый брак - заводской брак; 3. корень слова - корень растения; 4. годы прошли - воины прошли. | (1 б) |
5 | Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке: Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно (А.С,Пушкин) 1. эпитет; 2. олицетворение; 3. метафора; 4. Сравнение. | (1 б) |
6 | Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными: 1. кладовая, кочерга, абажур, аркан; 2. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло 3. вексель, деньги, карнавал, комедия; 4. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло. | (1 б) |
7 | Укажите предложение, в котором синоним к слову легко является стилистическим: 1. Играючи он поднимал двухпудовую гирю. 2. Несложно справиться с данной задачей 3. Он безболезненно перенес дальний перелет. 4. Она свободно владела несколькими языками | (1 б) |
8 | Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами: 1. глава, хождение, ворота, ягненок; 2. голова, хожу, врат, агнец; 3. глава, хождение, врата, агнец. 4. голова, хождение, ворота, агнец. | (1 б) |
Инструкция к заданию №9: установите соответствие словами |
9 | Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика: 1. сильное чувство - а) вялое, б) неубедительное, в) слабое. 2. громкая слава - а) незаметная, б) неслышная, в) слабая. 3. волшебный голос - а) божественный, б) раздражающий, в) безропотный 4. полный ответ - а) пустой, б) частичный,в) жирный | (1 б) |
Инструкция к заданию №10: выберите из предложенных вариантов правильный ответ |
10 | Какой из фразеологизмов имеет значение «очень мало»? 1.тьма-тьмущая; 2.хоть отбавляй; 3.хоть пруд пруди; 4.кот наплакал. | (1 б) |
Итого: | | 10 б |
№ п/п | Тест заданий | Кол-во баллов |
Инструкция к заданиям №№ 1,2,3,4,5,6,7,8: выберите из предложенных вариантов правильный ответ |
1 | Укажите неверное утверждение: 1. архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка; 2. многие заимствованные слова имеют русские синонимы; 3. лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой; 4. могут быть лексические и контекстуальные синонимы. | (1 б) |
2 | Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение: 1. судьба; 2. играла; 3. ворота; 4. красота. | (1 б) |
3 | Укажите слова, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении: 1. тянутся дни; 2. красный день календаря; 3. седой старик; 4. искры костра. | (1 б) |
4 | Укажите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами: 1. сборка конструкции- сборка на юбке; 2. строевой лес- строевая песня; 3. тихий голос- тихая погода; 4. крутой кипяток- крутой характер. | (1 б) |
5 | Укажите, какое выразительное средство использовано в следующем отрывке: О чем ты воешь, ветер… О чем ты сетуешь безумно? (Ф.Тютчев) 1. эпитет; 2. олицетворение; 3. метафора; 4. сравнение. | (1 б) |
6 | Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными: 1. флот, шайба, картофель, брат; 2. вексель, деньги, карнавал, комедия; 3. кладовая, кочерга, абажур, аркан; 4. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло | (1 б) |
7 | Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим: 1. Множество людей пропало без вести во время войны. 2. Многие слова утратили свое первоначальное значение. 3. С появлением первых лучей солнца туман развеялся. 4. Куда запропастилась эта книга? | (1 б) |
8 | Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами: 1. город, одежда, брег, един; 2. град, одежа, берег, один; 3. град, одежа, брег, един. 4. город, одежа, берег, один; | (1 б) |
Инструкция к заданию №9: установите соответствие между столбцами. |
9 | Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика: 1. богатый опыт - а) ничтожный, б) убогий, в) скудный 2. бедная растительность - а) маленькая, б) скромная, в) пышная 3. сильное чувство - а) вялое, б) неубедительное, в) слабое 4. громкая слава- а) незаметная, б) неслышная, в) слабая. | (1 б) |
Инструкция к заданию №10: выберите из предложенных вариантов правильный ответ |
10 | Какой из фразеологизмов имеет значение «хранить молчание»? 1. как в воду глядел; 3. выйти сухим из воды; 2.набрать в рот воды; 4.как рыба в воде; | (1 б) |
Итого: | | 10 б |