СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительный материал по русскому языку по теме "Лексикология и фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительный материал по русскому языку "Лексикология и фразеология"

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительный материал по русскому языку по теме "Лексикология и фразеология"»

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и рабочей программы по учебной дисциплине «Русский язык» для профессий СПО.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для установления соответствия уровня подготовки обучающегося (студента) на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины. КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля. С помощью данного КИМа проверяются следующие разделы ФГОС: «Функциональные стили речи», «Лексикология и фразеология».
Проверка усвоенных знаний осуществляется с помощью тестовых заданий с выбором одного или двух правильных ответов из предложенных.
Тип контроля: входной.
Форма контроля: письменная работа в виде тестовых заданий.
Форма комплекта материалов. Комплект КИМ состоит из 4 вариантов по 10 заданий одинаковой трудности. Каждое задание содержит 4 варианта ответов, из которых один или два являются правильными. Для каждого варианта заданий подготовлены эталоны ответов.


Содержимое разработки:

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК

среднего профессионального образования по профессиям «Повар, кондитер», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

I курс I семестр

Разработчик: Каримова Эльфира Минниасхатовна

Должность: преподаватель русского языка и литературы

Место работы: ОГБПОУ РТТ





Вариант № I.

№ п/п

Тест заданий

Кол-во

баллов

Инструкция к заданиям №№ 1,2,3,4,5,6,7,8: выберите из предложенных

вариантов правильный ответ

1

Укажите неверное утверждение:

1.лексика- словарный запас языка;

2.каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;

3. слова могут иметь не одно , а несколько лексических значений;

4. старославянизмы - группа исконно русских слов.

(1 б)

2

Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

1. крестьяне; 2. поле; 3. море; 3. другое.

(1 б)

3

Укажите словосочетания , в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

1. золотой медальон; 2. пустая голова; 3. говор ручья; 4. хвост кометы;

(1б)

4

Укажите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

1. металлургический завод - завод часов;

2.  тихий голос - тихая погода;

3. идут торги - идут часы;

4. счастливый брак - заводской брак.

(1 б)

5

Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно (А.С,Пушкин)


  1. эпитет; 2. олицетворение; 3. метафора; 4. сравнение.

(1 б)

6

Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

1. флот, шайба, картофель, брат;

2. кладовая, кочерга, абажур, аркан;

3. вексель, деньги, карнавал, комедия;

4. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло.

(1 б)

7

Укажите предложение, в котором синоним к слову легко является стилистическим:

1.  Играючи он поднимал двухпудовую гирю.

2.  Несложно справиться с данной задачей

3. Он безболезненно перенес дальний перелет.

4. Она свободно владела несколькими языками

(1 б)

8

Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

1. голова, хожу, врата, агнец;

2. глава, хождение, ворота, ягненок;

3. глава, хождение, врата, агнец.

4. голова, хождение, ворота, агнец.

(1 б)

Инструкция к заданию №9: установите соответствие между словами

9

Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) полное ведро – а) частичное, б) худое, в) пустое

2) разные вкусы - а) однотипные, б) тождественные,

в) схожие

3) сильное чувство - а) вялое, б) неубедительное, в) слабое.

4) громкая слава - а) незаметная, б) неслышная, в) слабая.

(1 б)







Инструкция к заданию №10: выберите из предложенных вариантов правильный ответ.

10

Какой из фразеологизмов имеет значение «очень много»?

1. на донышке; 2. воробью по колено;

3. куры не клюют; 4. с гулькин нос.

(1 б)


Итого:



10 б


Вариант № II

№ п/п

Тест заданий

Кол-во

баллов

Инструкция к заданиям №№ 1,2,3,4,5,6,7,8: выберите из предложенных

вариантов правильный ответ.

1

Укажите неверное утверждение:

1. центральная единица лексикологии - слово;

2. лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой;

3. могут быть лексические и контекстуальные синонимы;

4. различаются омонимы полные и частичные.

(1 б)

2

Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

1. справа; 2. судьба; 3. играла; 4.у брата.

(1 б)

3

Укажите слова, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

1. черные мысли; 2. седой старик; 3. искры костра; 4.  рев водопада.

(1 б)

4

Укажите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

1. годы прошли- воины прошли;

2.  площадь треугольника- городская площадь;

3.  крутой кипяток- крутой характер;

4.  сборка конструкции- сборка на юбке.

(1 б)

5

Укажите, какое выразительное средство использовано в следующем отрывке:

О чем ты воешь, ветер…

О чем ты сетуешь безумно? (Ф.Тютчев)


1. эпитет; 2. олицетворение; 3. метафора; 4. сравнение.

(1 б)

6

Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

1. флот, шайба, картофель, брат;

2. вексель, деньги, карнавал, комедия;

3. кладовая, кочерга, абажур, аркан;

4. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло

(1 б)

7

Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим:

1. Множество людей пропало без вести во время войны.

2. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

3. С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

4. Куда запропастилась эта книга?

(1 б)

8

Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

1. город, одежда, брег, един;

2. град, одежа, берег, один;

3. город, одежа, берег, один;

4. град, одежа, брег, един.


Инструкция к заданию № 9: установите соответствие между словами

9

Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) бедная растительность - а) маленькая, б) скромная, в) пышная;

2) богатый опыт - а) ничтожный, б) убогий, в) скудный;

3) волшебный голос - а) божественный, б) раздражающий,

в) безропотный;

4) полный ответ - а) пустой, б) частичный, в) жирный.

(1 б)




Инструкция к заданию №10: выберите из предложенных вариантов правильный ответ

10

Какой из фразеологизмов имеет значение «очень мало»


1.вагон и маленькая тележка; 2. кот наплакал;

3. числа нет; 4. сорок сороков.

(1 б)


Итого:


10 б



Вариант № III

№ п/п

Тест заданий

Кол-во

Баллов

Инструкция к заданиям №№ 1,2,3,4,5,6,7,8: выберите из предложенных

вариантов правильный ответ

1

Укажите неверное утверждение:

1. слова могут иметь не одно , а несколько лексических значений,

2. старославянизмы - группа исконно русских слов,

3. антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи,

4. жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

(1 б)

2

Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

1. поле; 2. море; 3. накануне; 4. нигде.

(1 б)

3

Укажите словосочетания , в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

1.  пустая голова; 2.  говор ручья; 3.быстрый бег;  4. цветущий сад.

(1 б)

4

Укажите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

1.  идут торги - идут часы;

2. счастливый брак - заводской брак;

3.  корень слова - корень растения;

4. годы прошли - воины прошли.

(1 б)

5

Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:


Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно (А.С,Пушкин)


1. эпитет; 2. олицетворение; 3. метафора; 4. Сравнение.

(1 б)

6

Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

1. кладовая, кочерга, абажур, аркан;

2. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло

3. вексель, деньги, карнавал, комедия;

4. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло.

(1 б)

7

Укажите предложение, в котором синоним к слову легко является стилистическим:

1. Играючи он поднимал двухпудовую гирю.

2.  Несложно справиться с данной задачей

3. Он безболезненно перенес дальний перелет.

4. Она свободно владела несколькими языками

(1 б)

8

Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

1. глава, хождение, ворота, ягненок;

2. голова, хожу, врат, агнец;

3. глава, хождение, врата, агнец.

4. голова, хождение, ворота, агнец.

(1 б)

Инструкция к заданию №9: установите соответствие словами

9

Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:


1. сильное чувство - а) вялое, б) неубедительное, в) слабое.

2. громкая слава - а) незаметная, б) неслышная, в) слабая.

3. волшебный голос - а) божественный, б) раздражающий,

в) безропотный

4. полный ответ - а) пустой, б) частичный,в) жирный

(1 б)



Инструкция к заданию №10: выберите из предложенных вариантов правильный ответ

10

Какой из фразеологизмов имеет значение «очень мало»?


1.тьма-тьмущая; 2.хоть отбавляй; 3.хоть пруд пруди; 4.кот наплакал.

(1 б)


Итого:


10 б


Вариант № IV.

№ п/п

Тест заданий

Кол-во

баллов

Инструкция к заданиям №№ 1,2,3,4,5,6,7,8: выберите из предложенных

вариантов правильный ответ

1

Укажите неверное утверждение:

1. архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка;

2. многие заимствованные слова имеют русские синонимы;

3. лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой;

4. могут быть лексические и контекстуальные синонимы.


(1 б)

2

Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

1. судьба; 2. играла; 3. ворота; 4. красота.

(1 б)

3

Укажите слова, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

1. тянутся дни; 2.  красный день календаря;  3. седой старик; 4. искры костра.

(1 б)

4

Укажите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

1. сборка конструкции- сборка на юбке;

2.  строевой лес- строевая песня;

3.  тихий голос- тихая погода;

4. крутой кипяток- крутой характер.

(1 б)

5

Укажите, какое выразительное средство использовано в следующем отрывке:

О чем ты воешь, ветер…

О чем ты сетуешь безумно? (Ф.Тютчев)


1. эпитет; 2. олицетворение; 3. метафора; 4. сравнение.

(1 б)

6

Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

1. флот, шайба, картофель, брат;

2. вексель, деньги, карнавал, комедия;

3. кладовая, кочерга, абажур, аркан;

4. капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло

(1 б)

7

Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим:

1. Множество людей пропало без вести во время войны.

2. Многие слова утратили свое первоначальное значение. 3. С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

4. Куда запропастилась эта книга?

(1 б)

8

Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

1. город, одежда, брег, един;

2. град, одежа, берег, один;

3. град, одежа, брег, един.

4. город, одежа, берег, один;

(1 б)

Инструкция к заданию №9: установите соответствие между столбцами.

9

Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1. богатый опыт - а) ничтожный, б) убогий, в) скудный

2. бедная растительность - а) маленькая, б) скромная, в) пышная

3. сильное чувство - а) вялое, б) неубедительное, в) слабое 4. громкая слава- а) незаметная, б) неслышная, в) слабая.

(1 б)





Инструкция к заданию №10: выберите из предложенных вариантов правильный ответ

10

Какой из фразеологизмов имеет значение «хранить молчание»?

1. как в воду глядел; 3. выйти сухим из воды;
2.набрать в рот воды;  4.как рыба в воде;

(1 б)


Итого:


10 б



Эталоны ответов


№ п/п

I вариант

II вариант

III вариант

IV вариант

Источник

1


4

2

2

3


2


2, 3

2, 3

1, 2

1, 2


3


2, 3

1, 4

1, 2

1, 2


4


1

4

2, 3

1, 2


5


3

3

3

3


6


3

2

3

2


7


1

4

1

4


8


3

4

3

3


9


1-в, 2-в, 3-а,4-а.

1-в, 2-в,3-б, 4-б

1-а, 2-а, 3-б, 4-б

1-в, 2-в, 3-а, 4-а


10

3

2

4

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!